Выгодный бизнес: проведение тренингов. Бизнес с минимальными вложениями. Бизнес-план тренинг-центра. Выгодный бизнес: как открыть учебный центр. Бизнес-план учебного центра: необходимые документы и расчет затрат Как открыть тренинговый центр оформление до

Рынок образовательных услуг на постсоветском пространстве хорошо развит, и конкуренция на нем высокая. В то же время сохраняется спрос на инновационные образовательные методики, связанные с активным и интерактивным обучением. Тренинг - это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.

Начиная бизнес на рынке образования, нужно отдавать себе отчет в том, бум на рынке тренингов прошел. Услуги бизнес-тренеров и тренеров-психологов достаточно дорогие, оплачивать их часто не готовы не только частные, но и корпоративные клиенты. Спрос на тренинговое обучение в столице и в провинции - две большие разницы. В мегаполисах рынок тренинг-услуг давно освоен, структурирован и апробирован. В провинциальных городах с низким уровнем доходов населения и депрессивной экономикой спроса на услуги бизнес-тренеров практически нет.

Основные подходы к организации деятельности тренингового центра

Существует три основные схемы организации тренинговой деятельности.

Самая простая схема организации бизнеса в данной сфере - открытие агентства, которое подбирало бы целевую аудиторию для тренеров-фрилансеров. В данном случае требуются затраты на регистрацию ИП, аренду помещения, рекламу. Зарплату тренерам выплачивает непосредственно заказчик, а источник дохода создаваемого агентства - комиссионные. Можно констатировать, что риск в подобном бизнесе минимален, но и на высокий доход рассчитывать сложно.

Для начала бизнеса данная схема хороша: она позволит оценить спрос на подобные услуги в регионе, выбрать тип тренинга для дальнейшей специализации (навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг), оценить возможности посттренингового сопровождения участников.

Опробовав услуги тренингового агентства и убедившись, что спрос на услуги стабилен, можно задуматься о открытии компании нового уровня: специализированного центра по проведению бизнес-тренингов со штатом тренеров и уникальными авторскими тренинговыми методиками, которые, к слову, на нашем рынке в дефиците. Практически невозможно проводить одинаково качественно тренинги всех типов, необходима специализация.

Следует учесть, что к услугам тренеров в специализированном центре чаще прибегают банки, крупные промышленные и торговые предприятия, IT-компании. То есть бизнес-тренинг с точки зрения маркетинговой политики создаваемого явно предпочтительнее, например, чем тренинг личностного роста. Кстати, за последние годы произошло ощутимое падение популярности тренингов личностного роста.

Помимо некоторого разочарования в их эффективности, нужно учитывать специфику российского менталитета. Если на Западе тренинги личностного роста популярны, посещать их в тренинговых центрах модно и вполне естественно, то российский обыватель далек от того, чтобы выложить кругленькую сумму за публичное обсуждение проблем своего личного пространства. Поэтому бизнес-тренинги однозначно будут более доходными.

Итак, будем открывать Центр бизнес-тренинга. Бизнес-тренинги формируют навыки и умения, необходимые для успеха в бизнесе (умение работать в команде, общаться с покупателем, вести переговоры). В штате 3 тренера с зарплатой 500-1000 долларов в месяц и учебно-вспомогательный персонал (2 человека), который занимается организацией каждого конкретного тренинга.

Тренинговый центр целесообразно открыть на базе пансионата или учебного заведения. В первом случае решится ряд вопросов с расселением, питанием, бесплатной парковкой, что даст возможность приглашать на тренинг команды из других городов.

Учебное заведение тоже дает ряд преимуществ: готовы учебные классы с современными досками, мультимедийными проекторами и возможностью проведения онлайн-конференций, имеется парк компьютеров. При этом дополнительно придется решать вопрос с расселением и питанием участников, прибывших на тренинг из других населенных пунктов.

Затраты на ведение бизнеса будут включать арендную плату, заработную плату тренеров, зарплату обслуживающего персонала, оргтехнику. Помимо основной деятельности, такая фирма может заниматься и посредничеством на рынке тренингов, и финансировать разработку и апробацию новых тренинговых программ, приглашать зарубежных бизнес-тренеров. Можно открыть центр для проведения тренингов непосредственно на предприятиях: там будет предоставлен не только учебный класс, но и полигон для развития практических навыков.

Итак, чтобы изучить особенности данного бизнеса, рассмотрим основные этапы и ключевые моменты. Опишем разновидности учебных центров и приведем критерии для успешного заработка. Также произведем приблизительные финансовые расчеты всех расходов и доходов.

Практически каждый современный человек в разном возрасте задумывается о необходимости посещения различных учебных заведений. Это объясняется многими причинами, которые особенно знакомы жителям нашей страны. Зачастую потребность в образовании связана с получением новой специальности с целью дальнейшего трудоустройства. К тому же многие люди хотят изучить ту или иную сферу для собственного развития и получения более новой информации, которая позволит им взглянуть на мир по-новому. Не секрет, что стандартное образование порой просто не дает всех нужных навыков или знаний. В результате человеку приходится пользоваться услугами разнообразных учебных центров, предлагающих качественные образовательные услуги в том или ином направлении деятельности.

За счет повышения собственной квалификации и совершенствования различных навыков люди открывают для себя новые горизонты и получают новые возможности для заработка. Закономерно, что качественное образование по праву считается хорошей инвестицией в благополучное будущее и финансовую стабильность. Наличие заветного сертификата или диплома – это очень большой плюс в послужной список любого человека, ведь это, как минимум, говорит о его всестороннем развитии и вызывает уважение окружающих. Наличие подобных документов у предпринимателя вырабатывает лояльность клиентов и, как следствие, позволяет совершать более крупные сделки. Собственно, и при работе с тендерами это может сыграть порой ключевую роль.

Конечно, число учебных центров в России постоянно растет, но в целом этот рынок достаточно свободен. Даже в самых крупных городах подобных учреждений очень мало. При этом важно понимать, что в большинстве из них предлагаются разнообразные услуги, что позволяет выбирать клиенту одну или несколько сфер для освоения. Естественно, многие клиенты приходят обучаться снова, чтобы повысить свою квалификацию или, например, получить еще одну специальность. Учитывая столь высокую востребованность, многие предприниматели закономерно задумываются о возможности открыть собственный учебный центр.

В данный момент наиболее прибыльными считаются учебные центры, предлагающие краткосрочные образовательные курсы, поскольку за небольшой промежуток времени каждый человек может получить все необходимые навыки и знания, которые пригодятся в процессе работы. Исходя из этого, будем рассматривать открытие соответствующего учебного центра.

Преимущества и недостатки

Как и любой другой бизнес, данное направление предпринимательской деятельности обладает своими плюсами и минусами. В связи с этим перед началом работы рекомендуется тщательно изучить все особенности работы учебного центра, дабы не столкнуться с серьезными ошибками и не потерять прибыль. К положительным сторонам данного бизнеса относится:

  • высокий уровень рентабельности, которая порой может доходить до тридцати процентов;
  • быстрый срок окупаемости, поскольку при грамотной организации и ведении бизнеса можно рассчитывать на возврат всех вложенных средств буквально через полгода успешной работы;
  • высокая востребованность услуг, причем, спрос увеличивается с каждым годом, поэтому в том случае, если уровень предоставляемых курсов будет высоким, а преподаватели – опытными и высококвалифицированными, то учебный центр всегда будет заполнен клиентами;
  • первоначальные вложения являются невысокими, поэтому заняться данной деятельностью может даже начинающий бизнесмен, не обладающий существенным капиталом;
  • возможность быстрой переориентации деятельности, поскольку при наличии учебных программ и налаженной работы в любое время можно успешно открыть новые направления для обучения.

К минусам данной работы относится то, что придется искать надежных и высококвалифицированных специалистов. Сотрудники компании должны обладать нужными знаниями, поскольку от них потребуется качественное обучение. Чтобы привлечь отличных преподавателей, для них устанавливаются высокие заработные платы, но это не всегда возможно на первых этапах работы нового учебного центра.

В зависимости от числа потенциальных клиентов, стоимость образовательных услуг может быть довольно низкой. Например, низкие цены могут быть в небольших городах, а в городах-миллионниках их можно делать относительно высокими. При этом нужно обязательно учитывать наличие конкуренции, дабы они не находились в шаговой доступности и не оказывали аналогичные услуги.

Как и на многие другие виды бизнеса, на работоспособность учебного центра напрямую влияют финансовые кризисы и нестабильная обстановка в стране – это связано с тем, что при снижении заработной платы и увеличении цен люди будут тратить деньги только на вещи первой необходимости.

Конечно же, и нужно предусмотреть здесь и возможность дополнительных инвестиций, которые могут потребоваться в ходе дальнейшей работы. Тем более что просто так взять и закрыть учебный центр уже не получится, ведь люди обычно оплачивают обучение заранее (к слову, можно предусмотреть рассрочку оплаты, если это будет необходимо). То есть, нужно понимать, что резкого приостановление подобного бизнеса может привести к серьезным проблемам. Так что обязательно нужно предусмотреть, как и в каком ключе будет возможно закрытие учебного центра, чтобы можно было заранее подстраховаться.

Концепция и направление работы

Перед открытием данного заведения важно определиться, какие именно услуги в нем будут оказываться, а также нужно обозначить тип концепции учебного центра. От этого напрямую зависит, каких именно работников необходимо нанимать, чтобы они оказывали те или иные образовательные услуги. Другими словами, нужно определиться со специализациями, по которым будет работать учебный центр. Как показывает статистика наиболее востребованными сегодня считаются следующие направления:

  • курсы для маркетологов;
  • изучение различных бухгалтерских программ;
  • курсы для менеджеров и для людей других профессий (возможно изучение узкоспециализированных направлений, например, исключительно рабочих специальностей);
  • образовательные программы для начинающих предпринимателей, дающие им полную информацию об открытии и ведении бизнеса.

На первых этапах работы желательно выбирать всего несколько наиболее востребованных направлений, которые либо вовсе не предоставляются другими схожими организациями в городе, либо эти услуги ими уже оказываются, но на достаточно низком уровне. Опять же, ценовая политика имеет значение. Возможно, есть смысл предложить более выгодные расценки и максимально короткие сроки обучения. Это привлечет к новому учебному центру достаточно большое количество потенциальных клиентов.

После того, как мы определились с направлением, начинается разработка специальной концепции. Последняя, в свою очередь, должна существенно отличаться от особенностей работы основных конкурентов компании, иначе это может сказаться о прибыли (об этом мы уже говорили выше). Безусловно, именно от концепции учебного центра зависит результативность его работы в целом. Существует много разных направлений, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

Полноценный учебный центр, в котором клиентам предлагается огромное количество образовательных услуг – тут может даваться возможность пройти подготовку для референтов или дизайнеров, бухгалтеров, налоговых агентов, а также для других специалистов (то есть, знания тут могут даваться не только для новичков, но и для клиентов с практическим опытом работы);

Авторизованный центр, который обычно концентрируется на изучении разнообразных компьютерных программ, без которых невозможно представить работу в той или иной сфере деятельности (1C, AutoCAD, CorelDraw и тому подобные);

Обучение в виде тренингов, обеспечивающее получение не только определенных знаний, но и положительного настроя на будущую деятельность (тренинги личностного роста, семинары по бизнесу, дизайну и другие варианты обучения);

Оригинальные курсы, которые не предлагаются в других аналогичных образовательных заведениях конкретного города, причем перед их предложением следует заранее провести анализ рынка, чтобы определить, имеется ли в них необходимость, поскольку нередко спрос на конкретные курсы полностью отсутствует;

Проведение индивидуальных занятий по разным предметам – сюда относится и подготовка школьников к разным экзаменам и также это может быть работа со студентами по определенному курсу, по которому у них имеются проблемы.

Само собой, выбор здесь целиком и полностью зависит от желаний и возможностей предпринимателя. Возможно, вы захотите предложить какое-то новое направление – в этом нет ничего плохого, правда, тут важно, чтобы уникальный учебный центр был востребован среди местного населения. Как показывает практика, на начальных этапах работы лучше все-таки идти проверенными путями, которые позволяют уже практически точно говорить о потенциальном спросе на тот или иной вид услуг.

Отдельно можно сказать и о подборе подходящих специалистов. На самом деле этот вопрос не является проблемой, ведь для работы в частном учебном центре не всегда нужны дипломы о высшем образовании. Тем более что тут большее значение имеет качество полученных знаний, нежели просто стандартная «начитка» предмета, как это часто бывает в обычных учебных заведениях. То есть, клиент здесь чаще хочет получить именно результат, а не только диплом или свидетельство. С учетом того, что многие российские преподаватели недовольны своей зарплатой, владелец бизнеса тут может предложить им более выгодные условия работы. К тому же по возможности можно платить преподавателям и за переработки, а также вводить дополнительные занятия для всех желающих. Таким образом, здесь открываются достаточно широкие возможности для заработка, поэтому их можно использовать в полном объеме.

Выбор помещения

Мы не зря указали этот момент в самом начале, ведь для регистрации ООО компании необходим юридический адрес. Надо заметить, что данному моменту уделяется много внимания, поскольку важно, чтобы помещение соответствовало многочисленным условиям действующего законодательства. Если специализации будет четыре, то необходимо наличие как минимум четырех кабинетов соответственно. Дополнительно создается кабинет для директора и бухгалтера. Делается наиболее удобный холл. По возможности можно организовать раздевалку и другие дополнительные пространства.

Собственно, выбор помещения – это, пожалуй, даже главный вопрос, ведь сегодня образовательные учреждения должны открываться в наиболее подходящих для этого местах. Наверное, оптимальным решением можно назвать аренду нескольких помещений в каком-либо ВУЗе или школе, поскольку в этом случае вся площадка полностью соответствует тем условиям и требованиям, которые предъявляются к современным учебным заведениям.

Закупка оборудования

Для предоставления образовательных услуг, скорее всего, потребуется приобретение проектора (либо большой плазменной панели) и столов со стульями. Также покупаются компьютеры и иная техника, которая будет обеспечивать простоту и удобство учебного процесса. Непременно в распоряжении преподавателей должна иметься современная и актуальная учебная литература, которая также стоит определенных денег.

Регистрация бизнеса

Тщательно подготовившись к открытию, можно заниматься оформлением документов. Работать допускается только официально, поэтому непременно осуществляется регистрация бизнеса. Для этого выбирается юридическое лицо, поскольку важно будет далее получить лицензию на осуществление образовательной деятельности – это возможно только при регистрации ООО.

Также стоит учесть, что при регистрации бизнеса указывается в ОКВЭД то, что компания будет выступать в качестве негосударственного образовательного учреждения. Собственно, данный статус рекомендуется указывать и во всех дальнейших договорах с клиентами, дабы у них не возникало соответствующих вопросов.

Что касается система налогообложения, то в данном случае выбирается УСН, при которой со всего дохода компании взимается шесть процентов. К слову, для решения подобных вопросов рекомендуется трудоустроить также и бухгалтера, который может работать, как на постоянной, так и на временной основе (например, на аутсорсинге).

Важным моментом регистрации является получение лицензии, без которой оказывать образовательные услуги запрещено. Получить этот документ можно в специальном Комитете по образованию. Для этого подготавливаются следующие бумаги:

  • разрабатываются специальные образовательные программы, по которым будет осуществляться обучение;
  • создается заявление, в котором указывается список вышеуказанных образовательных программ, а также в документе указываются другие важные факты о новом учебном центре;
  • указываются данные об укомплектованности штата, поэтому заняться поиском преподавателей придется заранее;
  • рассчитывается максимальное количество учащихся, которым будут оказываться услуги в учебном центре;
  • предоставляются документы о праве собственности или аренде помещения, в котором будет осуществляться работа, причем оно должно полностью соответствовать многочисленным требованиям по пожарной безопасности, освещенности, санитарным условиям и другим факторам;
  • предоставляются сведения о наличии специализированных документов и книг, выступающих в качестве материально-технической базы, используемой в процессе обучения;
  • указываются и другие сведения по необходимости.

Написанное заявление с другими документами рассматриваются Комитетом в течение одного месяца, причем, в это время работать строго запрещено. Разрешается открывать учебный центр только после получения всей необходимой документации на руки.

Поиск персонала

Другим важным моментом при открытии учебного центра считается набор преподавателей. Как и было сказано выше, их квалификация, опыт и образование полностью зависят от того, в каком направлении работает сам учебный центр. Количество преподавателей также напрямую зависит от специфики образовательного центра. Как правило, в самом начале деятельности выбирается примерно четыре разных курса, для каждого из которых нанимается один преподаватель. С ростом востребованности заведения количество курсов, а соответственно, и наемных работников, может быть увеличено.

Дополнительно в штате должен иметься секретарь, занимающийся составлением занятий и общением с потенциальными клиентами, а также бухгалтер, на котором лежит обязанность составления отчетов и подсчета налогов.

Привлечение клиентов

Чтобы учебный центр приносил высокую прибыль, важно, чтобы количество клиентов было большим, а также с 9:00 до 21:00 классы не пустовали. В этом случае следует привлекать клиентов разными способами. Для подобных целей используются листовки, распространяемые в различных организациях и предприятиях (возможно, даже профильных). Естественно, делается реклама на местном телевидении и создается свой собственный сайт, на котором каждый посетитель может найти всю необходимую ему информацию об учебном центре.

Финансовые расчеты

Итак, разобравшись с основными организационными моментами, посчитаем приблизительные расходы, необходимые для старта бизнеса. Для открытия учебного центра понадобится 765 тыс. рублей, из которых:

  • регистрация бизнеса и получение лицензии – 40 000 рублей;
  • аренда помещения на месяц– 55 000 рублей;
  • закупка оборудования и литературы для работы – 350 000 рублей;
  • реклама и иные меры для привлечения клиентов – 30 000;
  • заработная плата сотрудников в месяц – 250 000;
  • иные расходы (например, ремонт или закупка дополнительного оборудования) – 40 000.

Как показывает практика, общий доход в месяц при обучении ста человек составляет примерно 500 тысяч руб. Чистая прибыль в этом случае составляет 110 тысяч рублей. Таким образом, все вложения окупятся здесь примерно за восемь месяцев работы. В то же время, если будет увеличиваться количество учеников и будет увеличиваться число преподаваемых предметов, то закономерно будет расти и прибыль от деятельности.

Вывод

Если подойти к вопросу основательно, то открыть учебный центр не составит особой проблемы. К тому же и работать он может довольно долго. Здесь практически не требуется вложений, а средняя стоимость обучения может быть довольно высокой. Сегодня любой здравомыслящий человек готов вкладывать хорошие деньги в свое образование, ведь без этого невозможно представить всестороннее развитие. При этом развиваться может и сам учебный центр. Как мы и говорили ранее, можно постепенно вводить новые направления и предлагать разные варианты обучения своим клиентам. При положительных результатах число слушателей обязательно будет расти, ведь здесь люди будут приходить уже по рекомендации и от предпринимателя требуется грамотная организация учебного процесса. Конечно, будет очень хорошо, если вы ранее работали в этой сфере, но в целом можно успешно вести такой бизнес и без какого-либо практического опыта. В конце концов, основную работу здесь обычно выполняют преподаватели, да и на место руководителя можно всегда назначить более опытного специалиста.

За последние десять лет западные компании приучили рынок к международным корпоративным стандартам. Среди прочих инноваций, принесенных с Запада,- бизнес-тренинги. В 2000-х годах этот формат обучения сотрудников охотно стали использовать и отечественные компании. Сегодня рынок таких услуг далек от насыщения, и Москва, и городамиллионники остро нуждаются в профессиональных тренинговых компаниях.

Сейчас любая крупная компания старается инвестировать в развитие своих подчиненных.

А тренинги - один из инструментов мотивирования и удержания сотрудников. И при сегодняшнем дефиците специалистов в Москве это становится актуальной задачей для все большего количества работодателей.

На тренинговом рынке столицы сложилась парадоксальная ситуация: в Москве сейчас работают более 1 тыс. тренеров, при этом рынок испытывает острый дефицит высокопрофессиональных услуг в этой сфере.

Это обусловлено тем, что значительное место на рынке занимают мелкие и слабые компании.

Судите сами: в Москве работают более 500 тренинговых компаний, имеющих в штате от двух-трех до 50 тренеров. Но крупных и универсальных из них не больше десяти. Поэтому если вы сможете создать компанию, предлагающую качественные тренинги (программы) и стабильное качество, можно найти место на рынке. Например, мы выросли до компании со штатом 50 человек и оборотом $5 млн. За семь лет. Сейчас же таких показателей при грамотной организации работы можно достичь всего за три-четыре года. Дерзайте! Инвестиции

У меня такое ощущение, что сегодня большинство тренинговых компаний создаются вообще без денег. Такие «бюджетные» компании работают примерно по такой схеме: продают тренинги по всем областям (менеджмент, управление проектами, продажи, закупки, финансы - что угодно), только продали, тут же начинают искать на рынке или в своей базе тренерафрилансера, который может провести тренинг по проданной тематике (собственных программ и тренеров такие компании, как правило, имеют мало).

При такой схеме инвестиции действительно минимальны.

По сути, это даже не тренинговыекомпании, а посреднические площадки.

На мой взгляд, в перспективе такие агентства неконкурентоспособны. Заказчики ведь знают, что те приглашают фрилансеров.

Как открыть своё дело

А раз так, проще пригласить фрилансера напрямую, чем вдвое-втрое переплачивать компании-посреднику.

Создание же действительно профессиональной компании с большим штатом тренеров (не фрилансеров!), со стабильным сервисом - проект достаточно дорогой.

Начнем с расходов на оплату сотрудников. Тренера высокого уровня и с реальным бизнес-опытом на зарплату меньше $4 тыс. найти сложно. Соответственно, в год зарплата тренера составит не менее $50 тыс.

Оптимальное количество тренеров для компании, ориентированной на долгосрочную работу, не меньше 20. В итоге только на зарплату в год потребуется $1 млн.

Это не все. Серьезной компании обязательно нужен офис, представительский, категории не ниже B+. На 20 тренеров и 20 человек бэк-офиса потребуется не менее 300–400 кв. м.

Это еще $150–200 тыс. в год на аренду.

Третья статья расходов - оснащение. Каждому тренеру - по ноутбуку, видеокамере со штативом плюс один проектор на двух-трех тренеров. Это еще около $80 тыс. на первом этапе.

По своему опыту скажу: с учетом этих расходов, собственного производства (готовит раздаточные материалы для тренеров), организации офиса, оплаты мобильных телефонов и интернета и т. д. уложиться менее чем в $1,5 млн практически невозможно.

На банки не рассчитывайте.

Банки не разбираются в тренинговом рынке, для них эта область совершенно непонятна, поэтому предпочитают не рисковать.

Концепция

Если вам интересен малозатратный, впрочем, и малоперспективный бизнес с тренерамифрилансерами, я не смогу дать никаких рекомендаций. Если вам ближе вариант создания серьезной тренинговой компании, придется задуматься над ее концепцией. Скажу сразу: работать в низком ценовом сегменте ($1,5 тыс. за тренинг-день) неинтересно. Придется искать пути минимизации расходов, а это возможно только за счет найма «бюджетных» тренеров, использования стандартных или вовсе посредственных программ, некачественных раздаточных материалов и т. д. Качество тоже будет категории эконом. Более интересная ниша- от $2,5 тыс. и выше.

Выходит, стандартным тренинговым агентством, рассчитывать на успех сложно - таких сотни, и на их фоне потенциальный заказчик вряд ли разглядит вас. На мой взгляд, наиболее перспективные форматы сегодня - «тренинговый бутик» или же сетевое агентство.

Концепция первого - собрать несколько (до десяти) суперзвезд, желательно людей из бизнеса, достигших там значительных карьерных высот, или опытных тренеров-консультантов с именем на рынке. Имея такие ресурсы, вы сможете, во-первых, не просто проводить разовые тренинги, а работать с заказчиками на длительной основе, например, разрабатывать для них концепции обучения сотрудников. Во-вторых, имея в штате практиков очень высокого класса, вы сможете браться и за клиентуру такого же высокого уровня - топ-менеджеров.

А работа с этой аудиторией оплачивается выше, чем со средним менеджментом. В-третьих, со специалистами высокого уровня компания может браться за нестандартные проекты.

Это также более высокооплачиваемый продукт. На российском рынке таких компаний сегодня, на мой взгляд, единицы.

Сетевой проект, напротив, должен работать в среднем ценовом сегменте и со средним менеджментом. Но на фоне конкурентов, работающих на том же поле, может выделяться стандартизированностью, а значит, предсказуемостью качества услуг. Думаю, с такой концепцией проще выйти на крупных заказчиков. Такую компанию легко тиражировать сразу в нескольких регионах, ведь есть единые стандарты, единые программы и т. д. Заказчик будет знать, что в Москве, Алма-Ате, Киеве его сотрудников будут учить одинаково. Для них это очень важно.

Персонал

Не повторяйте ошибок других - не отбирайте сотрудников, исходя из того, есть у них психологическое образование или нет. То, что тренер должен быть дипломированным психологом,- чисто российское заблуждение. Тренинг это не лечение, а развитие профессиональных навыков.

На Западе тренеров моложе 35 лет нет, к тому же большинство из них - это люди, достигшие высокого уровня в бизнесе.

Ачто у нас? Представьте: 23-летняя девушка-дипломированный психолог проводит тренинг по проектному менеджменту для менеджеров проектов. То, что у нее нет никаких практических знаний, участникам тренинга-студентам станет ясно на третьем слове. Кредит доверия тренеру- ноль, эффективность тренинга - нулевая. Каковы перспективы такой компании? Как я уже говорил, на мой взгляд, оптимальный вариант для начинающей компании - привлечь к себе в штат специалистов из реального бизнеса.

Идеальный - тех, кто работал в крупной западной компании на руководящих позициях или в отделе обучения и развития.

Пригласить к себе звезду-фрилансера практически невозможно. Хороший специалист такого профиля может зарабатывать $10–15 тыс. в месяц. Идти на фиксированную зарплату ему неинтересно. А вот найти и заинтересовать в сотрудничестве «кадровиков» из крупных компаний достаточно легко. Многим из них уже тесно в рамках своих позиций в своих компаниях. Более того, многие из них мечтают о создании собственных тренинговых проектов, но боятся делать что-то самостоятельно, так как привыкли быть наемными сотрудниками.

А ведь люди с таким опытом знают все потребности ваших потенциальных клиентов! Словом, ищите. В большинстве нужные вам специалисты занимают пост либо директора по персоналу, либо менеджера по обучению и развитию. Менеджера по обучению и развитию можно переманить из крупной компании на $4–5 тыс., HR-директора - на $7–12 тыс.

Продвижение

Пожалуй, самая большая сложность на тренинговом рынке- выйти на крупного интересного клиента. В тренингах нет стандартов и критериев, по которым можно было бы проверить эффективность тренинговой компании. Поэтому HR-директора, которые в больших компаниях отвечают за большие бюджеты на обучение, работают только по рекомендациям.

Спамерская рассылка неэффективна совершенно. К тому же большинство компаний формируют бюджеты заранее, например, на следующий год бюджет формируется осенью предыдущего. Поэтому если вы создали компанию во второй половине года, шансов найти заказчиков на этот год практически уже нет.

Поступайте так: летом начните нанимать людей, осенью начинайте их обучать, а тем временем заключайте договоры на следующий год. Если хорошо справитесь с обеими задачами, есть шанс, что к середине следующего года компанияначнет зарабатывать первые деньги.

Большинству новичков делать первые шаги на рынке ужасно сложно. В среднем тренеру, чтобы не «износиться», желательно работать не больше 100–120 дней в году. Но, как правило, на первых порах из-за слабой известности компании, узкой клиентской базы и т. д.

тренеры в новых компаниях заняты не более 40–50 дней в году. Будьте готовы, такое медленное развитие будет продолжаться первые год-два.

Клиенты

Если вы планируете создавать крупную компанию с долгосрочными перспективами, стоит искать клиентов с годовым оборотом не менее $50 млн. Интересно работать с теми компаниями, стоимость вашего контракта с которой составляет от $100 тыс. и выше. Компании меньшего размера, во-первых, не имеют достаточных тренинговых бюджетов, во-вторых, не так остро нуждаются в высококачественных тренерах, как компании-лидеры. А компании, ориентированные на развитие, закладывают на обучение около 1% от оборота. Соответственно, корпорация с оборотом $300– 400 млн тратит на обучение и развитие сотрудников в среднем $1–3 млн. Перед новичками всегда стоит дилемма: ориентироваться на российские компании или на «западников».

Однозначного ответа нет.

Преимущество иностранных компаний в том, что они четко знают, чего хотят получить от тренинга. У них есть успешные практики обучения с других рынков, и они четко понимают, кого, чему, когда и как долго надо учить. Если вы дадите им высококачественный продукт, отвечающий их стандартам, то сможете успешно, а главное долго сотрудничать.

Но у них есть свои особенности: у многих компаний есть свои международные стандарты, которых необходимо жестко придерживаться, что снижает уровень креативности тренеров.

С российскими компаниями иногда сложнее договариваться, у них зачастую нет четкого понимания, чего они хотят в целом от обучения. Но отечественные заказчики готовы заказывать нестандартные и сложные проекты, которые зачастую значительно более прибыльные. И самое главное, что такие проекты позволяют развивать тренеров и программы.

В любом случае стоит концентрироваться либо на Москве, либо на ключевых городахмиллионниках: Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

При выборе географии руководствуйтесь одним критерием: есть ли в этом городе центры принятия решений (либо головные, либо региональные офисы федеральных компаний). На сегодняшний момент выходить в меньшие города не имеет смысла.

Окупаемость

Не ждите больших заработков сразу. Первый год большинство компаний-новичков заканчивают вообще с нулевой прибылью. Главная причина, как я уже сказал, сложности с поиском крупных клиентов. Если вы за два года не вошли в десятку крупнейших тренинговых агентств России, еще не повод считать проект провальным.

Если клиентская база совсем не растет, попробуйте показать себя на одном из специализированных мероприятий. На мой взгляд, самые эффективные - это выставки Trainings и «Персонал».

Показатели компании лучше оценивать на втором году. Главные критерии оценки: есть ли у компании собственный портфель программ, рекомендуют ли заказчики хотя бы половину тренеров компании другим потенциальным заказчикам и, наконец, есть ли хотя бы 10– 15 клиентов, готовых продолжить работу с вами и в следующем году. Если по итогам двух лет и этого нет, возможно, проект стоит продать.

Хотя так как основной актив тренинговой компании - это тренеры, продать ее очень сложно. Нам, например, интересно купить компанию, имеющую двух-трех сильных специалистов в узкопрофессиональной теме и восемь–десять программ по ней. Но покупать без людей неинтересно. Ведь программу можно купить на Западе. Потому компании-лидеры готовы покупать компании со звездами при условии, если те проработают в компании еще хотя бы два года.

Газета \"Бизнес\"

Как открыть тренинговый центр психологической поддержки

Сколько можно заработать на организации тренингов, вебинаров и семинаров

Долговременность

Продажа (организация) как своих, так и чужих тренингов и семинаров — очень выгодное и востребованное дело.Причем весьма новое, мало конкурентное и потому - есть шанс занять в нем твердое место в нише и довольно надолго.В век интернета - это очень привлекательные качества для дела, которым собираешься заняться.Бизнесмены поняли, что такими мероприятиями можно и нужно поднимать бизнес.Это приносит:

  • клиентскую базу
  • и доходы от продаж как самого мероприятия, если оно платное
  • так и от допродаж на нем прошлых своих материалов
  • и продаж новых продуктов своего бизнеса

Но бизнесменам некогда заниматься организацией по полной схеме и они рады платить тому, кто подменит их в этом вопросе, возьмет организационные и сопутствующие хлопоты на себя.

Профессия с перспективой бизнеса

А что такое долговременное исполнение оплачиваемой работы, как не профессия?Причем, организуя эти мероприятия другим, рано или поздно вы:

  • начнете проводить свои, это точно.
  • потому что к тому времени сами накопите достаточно опыта и для обучения своих клиентов
  • и для доходной организации своего тренинга.
  • при этом у вас уже накопится собственная клиентская и партнерская базы
  • что очень здорово поможет вам сразу хорошо поднять продажи своих тренингов.

Долговременность вашего бизнеса слагается из:

  • обучались вы профессии самостоятельно (долго выискивали крупицы материалов,
  • срывали мероприятия, теряли деньги и имидж)
  • или не стали терять времени и просто научились у специалистов всем новейшим методам работы по полной схеме
  • продолжаете или нет учиться всему новому, что появляется в бизнесе
  • правильно ли выбрали нишу и определили целевую аудиторию
  • и много другого

По поводу - сколько можно заработать

Представьте, что к вам подошел парикмахер и спросил, сколько он заработает через полгода, через 2 года.Как вы ответите на его вопрос?Вы не знаете:

  • будет ли он старательно трудиться эти 2 года.
  • будет работать один или организует команду
  • будет ли он подхватывать новые веяния, чтобы побеждать в конкуренции
  • будет ли он учиться у супер специалистов или доверится лишь своей смекалке

Так что - ответить на такой вопрос может лишь сам человек. А еще могут уточнить перспективу роста доходов специалисты этого бизнеса. И вас научат просчитывать будущие доходы и что надо для их роста делать.Хотите понять, сколько же вы заработаете? Или просто хотите много зарабатывать в этой нише?Добро пожаловать на Тренинг для организаторов тренингов . Тренинг проводят замечательные профессионалы, Валерий Морозов, Руслан Гафаров . Они не только на своей практике показывают выдающиеся результаты, но и ученики, действующие по их системе, менее чем за 1,5 месяца с нуля выходят на организацию семинаров от 100 человек и выше.

Кому не стоит тратить время на этот тренинг:

  • Лузерам, которые постоянно ищут себе оправдания
  • Всем, кто просто хочет “срубить бабла по быстрому”

Кому необходимо прийти на тренинг:

  • Всем кто хочет собирать на свои тренинги аншлаги, но не хватает опыта и личных знаний
  • Всем кто хочет научить личного организатора

Как записаться на тренинг?

Открыта предварительная регистрация, введите свои данные в форме ниже:

Бизнес-план образовательного центра

Разработка и реализация рентабельного бизнес-проекта всегда сопряжены с определенными задачами и трудностями, которые необходимо выполнять и разрешать вовремя и согласно конкретно заданному плану. Не секрет, что главной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, именно ее размером измеряется социальный и профессиональный статус предпринимателя и значимость проекта. Получить желаемую прибыль можно за счет грамотно выстроенного, эффективного процесса работы.

Для того чтобы финансовые показатели проекта оказались достаточно высокими, помимо оригинальной бизнес-идеи, ресурсов для ее реализации, поддержки партнеров и т.д. необходим четкий, выстроенный в соответствии с целями и задачами план работ.

В данной статье мы рассмотрим пошаговый процесс разработки и реализации бизнес-плана по созданию технического учебного центра.

Необходимо отметить, что данный процесс протекает в следующих условиях:

■высококонкурентная бизнес-среда;

■наличие продвинутых клиентов-пользо-вателей;

■ограниченные материальные(финансы) и нематериальные (люди) ресурсы.

Разработку бизнес-плана начинают с формулирования основной идеи проекта, а если брать шире - определения миссии компании на рынке. В нашем случае общая концепция проекта может выглядеть так: создание единого корпоративного информационно-образовательного ресурса по ключевым направлениям технического обучения; данный проект предназначен для корпоративных клиентов, ключевых партнеров, пользователей, получающих знания в формате открытых тренингов; конечная цель - наладить эффективное интра- и интернациональное общение и побудить партнеров к сотрудничеству и взаимодействию с компанией и ее филиалами.

Обучение персонала - это процесс, направленный на ликвидацию разрыва между тем, что сотрудник знает, и тем, что ему необходимо знать и уметь для осуществления продуктивной трудовой деятельности.

Эффективная система профессиональной подготовки персонала является залогом его дальнейшей грамотной и квалифицированной работы, что, в свою очередь, гарантирует достижение целей компании. Поскольку высокая квалификация персонала представляет собой один из ключевых факторов конкурентоспособности компании, переоценить важность процесса обучения сотрудников невозможно.

В качестве стратегических приоритетов проекта в первую очередь следует указать финансовый успех, социальную востребованность (за счет формирования позитивного имиджа поставщика образовательных услуг), поиск новых бизнес-партнеров и укрепление связей с уже существующими.

В соответствии с какими критериями мы будем определять эффективность проекта?

Прежде всего это материальная удовлетворенность инвестора (заказчика проекта). Не стоит забывать о материальной удовлетворенности исполнителей работ - участников проектной группы, получающих оплату за свой труд, дополнительное вознаграждение по результатам проекта и, помимо прочего, повышающих свой профессиональный уровень.

Как создать свой тренинговый бизнес с нуля

Кроме того, нужно упомянуть о выгодах для государства, которое получает в лице заказчиков и исполнителей исправных налогоплательщиков, а в лице образовательного центра - помощника в деле повышения технической грамотности специалистов, работающих в том числе и на государственных предприятиях.

Таким образом, мы можем сформулировать следующие основные цели присутствия учебного центра на рынке:

1)получение ежегодной чистой прибыли в размере 30% от первоначальных затрат;

2)захват доли рынка образовательных услуг (35-40%);

3)систематическое повышение качества предоставляемых услуг.

АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Рынок образовательных услуг в Республике Казахстан в настоящий момент находится в стадии своего становления, на это указывают следующие его характеристики:

■негарантированное качество обучения;

■отсутствие паблисити компаний и предоставляемых услуг;

■слабое посттренинговое сопровождение, недостаточный контроль в ходе ступенчатого обучения клиента.

Говоря о техническом обучении, мы имеем в виду подготовку специалистов в области программного обеспечения и системного оборудования.

Основные направления, которые реализуют крупные учебные центры в Казахстане, это обучение работе с программными продуктами компании Microsoft и передача знаний и навыков, необходимых для установки и настройки оборудования Cisco, поиска неисправностей в сетях малого предприятия. Приобретенные умения и навыки позволят слушателям настраивать коммутаторы, маршрутизаторы, поддерживать соединение сети филиала с Глобальной сетью, обеспечивать безопасность в администрируемой сети.

Все учебные центры придерживаются примерно одной и той же ценовой политики, различия в стоимости услуг центров незначительные. Главным преимуществом центра, который планируется создать в рамках проекта, является полная авторизация курсов, высокая квалификация тренерского состава, положительный имидж. Проведение SWOT-анализа поможет нам получить более полное представление о конкурентной среде, в которой мы реализуем наш проект. На рис. 1-4 представлены результаты анализа нескольких центров-конкурентов (компании А, Б, В и Г). Отметим, что возможности и угрозы для всех компаний в данном случае одинаковы.

КОНЦЕПЦИЯ ВЫВОДА УЧЕБНОГО ЦЕНТРА НА РЫНОК

Описание услуги

В настоящий момент сфера информационных технологий представляет собой высокодинамичную, постоянно развивающуюся отрасль. Соответственно, к персоналу, занятому в этой сфере, предъявляются все более высокие требования. Компетентность работников компании - это одно из основных условий ее конкурентоспособности. Таким образом, техническая подготовка персонала является важным стратегическим направлением в работе с кадрами.

Учебный центр Х осуществляет комплексное обучение специалистов в области IT с последующим прохождением сертификационных тестов.

Широкий спектр направлений обучения в сфере информационных технологий и системной интеграции включает более 300 авторизованных курсов. Клиенты могут пройти обучение различного уровня (от начального до специализированного) по следующим направлениям: Cisco, Microsoft, Oracle, Linux, Sun Microsystems.

Учебный центр располагает просторными помещениями, оснащенными современной техникой, большим количеством лабораторного и проекционного оборудования.

Сертифицированные преподаватели центра имеют большой опыт практической работы. Большинство тренеров ранее занимали должности инженеров, разработчиков, администраторов проектов республиканского значения.

Основное преимущество данного учебного центра - статус CLSP (полная авторизация курсов).

Перечислим главные задачи, которые необходимо решить в рамках выхода на рынок:

1)создание позитивного имиджа компании - поставщика образовательных услуг;

2)постоянный контроль работы тренеров;

3)постоянный контроль за качеством раздаточных материалов;

4)поиск новых связей, заказчиков;

5)поиск новых направлений в работе и форм предоставления услуг.

Руководство и сотрудники центра стремятся к тому, чтобы предлагаемое обучение являлось интересным и максимально полезным для слушателей. Это достигается за счет практической направленности тренингов, а также оригинальных технологий и обучающих программ.

Осуществляя процесс обучения, специалисты центра придерживаются следующих принципов :

■поддержание высокого уровня актуальности учебных материалов;

■обращение к жизненному опыту участников;

■наличие обратной связи между тренером и участником;

■ориентация на реальные задачи в реальном контексте.

Тренеры учебного центра используют в своей работе полный арсенал современных методов обучения (тренинги, дискуссии, анализ учебных примеров и конкретных ситуаций, моделирующие / ролевые игры).

Обращение в учебный центр Х сулит клиентам очевидные потребительские выгоды:

■высокое качество предоставляемой услуги;

■своевременное предоставление услуги;

■высококлассный сервис;

■относительно невысокая цена услуги;

■наличие системы скидок.

Данная образовательная организация сегментирует свою целевую аудиторию на четыре уровня:

1)руководители технических департаментов, ведущие специалисты;

2)руководители компаний;

3)инженерно-технический состав;

4)sales-менеджеры, HR-менеджеры.

Что дает сотрудничество с учебным центром корпоративным клиентам?

Во-первых, центр может оказать помощь и поддержку сотрудникам компании в постановке эффективной работы (техническая и административная

части); во-вторых - наладить обмен идеями и опытом в области специфических технологий между компанией и ее партнерами посредством внедрения систем интерактивной коммуникации; в-третьих - сформировать систему обучения персонала на основе определения потребностей компании и оценки уровня профессионального и личностного развития сотрудников. Наконец, такое сотрудничество стимулирует стремление менеджеров к самообразованию и профессиональному росту.

Создание единой образовательной системы позволит компании-клиенту выбрать оптимальную стратегию обучения персонала, а также

наиболее эффективные методы ее реализации (с учетом имеющихся ресурсов).

Перечислим основные цели учебного центра Х в рамках продвижения услуги (второе полугодие 2010 г.):

■вывести услугу на обозначенный рынок;

■установить средние, конкурентоспособные цены;

■провести широкую PR-кампанию (в СМИ, посредством адресной рассылки);

■определить основных конкурентов, провести сравнительный анализ обучающих программ;

■сформировать коммерческие предложения для целевой аудитории;

■подготовить высококлассных тренеров.

Для достижения поставленных целей необходимо:

1)разработать план маркетинговой активности;

2)найти оптимальный способ ценообразования;

3)проанализировать конкурентную ситуацию на рынке;

4)обозначить целевые сегменты рынка, рассчитать их емкость;

5)определить наиболее перспективные направления обучения.

Политика учебного центра в сфере ценообразования преследует три основные цели :

1)поддержание имиджа;

2)получение максимальной прибыли;

3)достижение статуса лидера по качеству услуг.

Учитывая перечисленные цели, организация должна придерживаться стратегии «высокое качество - приемлемая цена».

Первоначально учебный центр может устанавливать цены на свои услуги исходя из уровня цен на рынке образовательных услуг технического характера. Базовый принцип ценообразования можно обозначить как «средние издержки + доход» (начисление определенной наценки на себестоимость товара). В дальнейшем схема может трансформироваться под воздействием изменений в ценовой политике конкурентов (например, демпинг цен со стороны конкурентов). Кроме того, следует упомянуть о возможности предоставления скидок (3-10%) постоянным клиентам.

План маркетинговой активности

Маркетинговая активность предполагает проведение комплекса мероприятий, стоимость которых следует рассчитать заранее. В табл. 1 представлен один из вариантов такого комплекса.

Необходимо понять, насколько эффективным будет сотрудничество со СМИ. К сожалению, широкий охват аудитории всегда предполагает крайне высокую стоимость услуг, к которым приходится прибегать в ходе реализации маркетинговой стратегии (табл. 2). Таким образом, как и в случае с ценообразованием, нужно найти золотую середину, когда получение ощутимого эффекта не будет означать полного расходования маркетингового бюджета.

Исходя из основных характеристик услуги и специфики потребительской аудитории можно сделать вывод, что наиболее целесообразными методами маркетинговой активности будут являться сотрудничество со специализированными журналами (размещение рекламы, публикация PR-материалов) и применение такого инструмента прямого маркетинга, как директ-мейл.

Для продвижения услуги на рынок необходимо использовать комплекс маркетинговых коммуникаций:

■стимулирование сбыта (различные акции, скидки постоянным клиентам);

■личные продажи.

Организационная структура учебного центра

Общая численность сотрудников организации составляет десять человек.

Руководитель центра выполняет следующие функции:

■координация работы организации;

■построение системы взаимоотношений с клиентами;

■набор персонала;

■мониторинг, анализ и планирование деятельности организации.

Круг должностных обязанностей бухгалтера учебного центра традиционен:

■ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с национальными стандартами и нормативными актами, действующими на территории данного региона;

■предоставление налоговой и финансовой отчетности в соответствующие органы и в сроки, установленные действующим законодательством.

В обязанности тренеров центра (четыре человека: два тренера - направление Cisco, один тренер - направление Microsoft, один тренер - направление Oracle) входит непосредственно обучение слушателей и техническое консультирование клиентов.

Менеджеры по продаже тренингов (два человека) выполняют следующие функции:

■налаживание деловых связей;

■поиск клиентов;

■ведение клиентской базы, контакты с заказчиками (перед тренингами, посттренинговое сопровождение);

■заключение договоров и контрактов на обучение.

Кроме того, в штате присутствуют секретарь и администратор.

Основные затраты Аренда помещения

Для ежемесячного обучения 100-150 человек в четыре смены (утренняя, две дневные, вечерняя) понадобится помещение общей площадью 200 м2:

■два учебных класса (по 50 м2);

■компьютерный класс (десять оборудованных для работы мест - 60 м2);

■приемная и кабинет директора (около 40 м2). Исходя из стоимости аренды 1 м2 (в среднем

50 у.е.) получаем: 200 х 50 = 10000 у.е.

Оборудование и методические пособия

Необходимый минимум будет выглядеть следующим образом:

■проекционное оборудование - 1000 у.е.;

■15 компьютеров - порядка 3000-3500 у.е.;

■20 столов - 1000 у.е.;

■шкаф - 100 у.е.;

■факс - 100 у.е.;

■копировальный аппарат - 200 у.е.;

■учебная литература - 1000 у.е.

Итого: около 7000 у.е.

Заработная плата сотрудников

Значительную часть расходов составляет оплата труда персонала учебного центра:

■руководитель: 2000 у.е. х 12 месяцев = 24000 у.е.;

■бухгалтер: 600 у.е. х 12 месяцев = 7200 у.е.;

■два менеджера по продажам ((400 у.е. + проценты (10%)) х 12 месяцев) х 2 = 10560 у.е.;

■тренеры: ((600 у.е. + проценты (5%)) х 12 месяцев) х 4 = 29376 у.е.

Итого: 71136 у.е.

Маркетинговая активность

С учетом данных, представленных в табл. 1, расходы составят:

■за 1 месяц - 1500 у.е.;

■за 12 месяцев - 18000 у.е.

Формирование общего бюджета проекта

Рентабельная группа состоит из десяти человек. В месяц необходимо собрать не менее десяти групп. Как уже отмечалось, основной способ привлечения учеников - директ-мейл, реклама и PR в печатных изданиях.

В табл. 3 представлены основные статьи бюджета учебного центра.

План внедрения проекта (второе полугодие 2010 г.)

Июнь 2010 г.

Подготовительный этап:

■проведение исследования с целью выявления существования аналогичных программ у компаний-конкурентов;

■анализ возможностей подобных образовательных центров.

Июль 2010 г.

Работы по созданию центра:

■юридическая регистрация, аренда помещения;

■набор персонала;

■определение направлений обучения, детализация целевой аудитории;

■формирование базы данных для директ-мейл.

Август 2010 г.

Маркетинговая активность:

■подготовка PR-материалов для ознакомления аудитории с новым провайдером обучения на территории означенного региона (специализированные газеты, журналы, интернет-порталы);

■проведение ознакомительных презентаций и семинаров;

■начало обучения.

Сентябрь 2010 г.

Разработка механизма мотивации клиентов:

■поиск новых форм обучения и преподнесения информации;

■моделирование деловых игр;

■публикация информационных объявлений в СМИ, продолжение информационной рассылки;

■продолжение обучения.

Октябрь 2010 г.

Разработка механизма мотивации сотрудников центра:

■формирование бонусного фонда для сотрудников;

■формирование основы нематериальной мотивации;

■набор групп на обучение;

■продолжение обучения.

Успех проекта базируется на эффективной бизнес-стратегии, профессионализме исполнителей, отличном техническом оснащении. Эти составляющие должны быть рассмотрены как по отдельности, так и во взаимосвязи, в качестве целостной структуры, работа которой направлена на увеличение доходности организации. Надеемся, данная статья хотя бы в общих чертах ознакомила читателя со схемой разработки проекта в области технического обучения и основными действиями в рамках его поэтапной реализации.

Чернышева Алина Петровна - начальник учебного центра АО LogyCom (г. Алматы)

Журнал МАРКЕТИНГ УСЛУГ ■ 04(24)2010

J oomla SEF URLs by Artio

Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны


* В расчетах используются средние данные по России

Можно ли сегодня найти свободную нишу в тренинговом бизнесе, в которой можно стабильно зарабатывать? Ответ - “да”! И для этого необязательно вкладывать миллионы, достаточно и 80 тыс. рублей.

Сегодня слово “тренинг” стало звучать в информационном пространстве столь часто, что кажется, уже превратилось в белый шум. Психологический тренинг, бизнес-тренинг, тренинг по мотивации, тренинг по продажам, личностному росту, лидогенерации, тимбилдингу, креативности - сколько еще различных тренингов вы слышали или посещали лично? Казалось бы, найти свободную нишу для открытия своего бизнеса на тренингах уже практически невозможно - якобы “авторские” методики кочуют от коуча к коучу, а все тематики давным-давно разобраны. Но так кажется лишь при поверхностном рассмотрении.

Тренинги, в которых коуч - не главное

Как известно, обилие конкурентов на рынке неизбежно ведет к тому, что стоимость продукта в конечном счете снижается. Более того, мы с вами живем в такую эпоху, когда любую информацию можно найти и “впитать” бесплатно - было бы желание. Рано или поздно большинство потребителей поймет, что за 90% знаний платить не нужно в принципе, а то, что подается под соусом уникальности и авторской эксклюзивности является лишь пюре, приготовленным из общей бесплатной картошки.

Увеличение продаж без вложений!

«1000 идей» - 1000 способов отстроиться от конкурентов и сделать уникальным любой бизнес. Профессиональный набор для разработки идей бизнеса. Трендовый продукт 2019.

Другое дело - персонализированная, индивидуальная информация. На нее спрос никогда не иссякнет. Что имеется в виду под персонализированной информацией? Представьте себе такой тренинг. К вам в тренинг-центр в одно время приходят 5 разных личностей. Одна из них - это женщина 45-ти лет, которая находится в состоянии кризиса среднего возраста. Отношения с мужем зашли в тупик, на работе - карьерный потолок, а на шее - двое детей и престарелые родители. Второй клиент - это молодой человек 25-27 лет, желающий открыть свой онлайн-магазин по продаже спортивного инвентаря, но не знающий какую стратегию для стартапа выбрать. Третий человек - мужчина лет так 55-ти, руководитель своей фирмы, желающий найти новые способы сплотить свой неожиданно рассорившийся рабочий коллектив. Добавим к нашему контингенту, например, молодую элегантную даму, дизайнера модной одежды, которая где-то растеряла свое вдохновение, и еще одну девушку, оператора колл-центра, начальник которой срочно поручил ей повысить продажи в 10 раз. А теперь представьте, что каждый клиент из этой группы остался доволен тренингом и уехал домой если не с готовым решением своей проблемы, то, как минимум, с ответом на несколько волнующих его вопросов или планом действий. Не верится, не правда ли?

Как бы это избито не звучало, весь секрет в том, что все правильные ответы лежат внутри нас самих. Даже больше - роль консультанта или тренера не только чрезмерно переоценена, она второстепенна. Можно сказать, что самый лучший коуч или психолог - это не столько тот, кто дает много ценных советов, сколько тот, кто умеет направить мысль, рассуждения и выводы клиента в то русло, в котором он сам отыщет правильные и подходящие лично для него решения. Причем для этого ему не обязательно являться одновременно специалистом по семейным отношениям, гуру в области дизайна одежды или иметь опыт холодных продаж. Ему достаточно знать эффективные инструменты... поиска ответов на вопросы. Здесь мы и переходим к описанию новой уникальной методики ведения тренингов, потенциал которой во многом еще не раскрыт.


Методика, которая подойдет под любой запрос

Решая вопрос о том, как повысить эффективность процесса “поиска ответов в себе”, компанией “1000 идей” была разработана методика психологических наборов-подсказок под различные запросы - проблемам семейного характера, саморазвития и самопознания, профессионального роста, открытия и построения бизнеса, деньгам и мотивации, межличностным отношениям, выстраиванию отношений в коллективе, продвижению товаров и услуг, развитию креативности и многим другим темам. Данные универсальные наборы были названы психологическими картами (не путать с гаданием, таро и т.д.).

“Это же сколько нужно было создать карт, чтобы они могли отвечать на все вопросы и решать все проблемы?” - спросите вы. “Может, авторы методики свою картотеку открыли или новый интернет создали?”. Наоборот! Задача была как раз в том, чтобы новый “интернет” не делать. Вы удивитесь, но было создано всего 3 колоды по 78 карт в каждой. Несмотря на такой, казалось бы, незначительный объем, работа была проделана колоссальная. Основной труд заключался в обобщении “мирового опыта”: сказок различных народов мира, мифологии, повторяющихся сюжетов классических произведений и всех тех моделей поведения, которые лежат в нашей бессознательной природе. Все профессии, типы личностей и социальные роли с присущими им характеристиками и чертами были объединены в основные архетипические персонажи, все варианты действий - в архетипические пути и стратегии действий.

Специалисты компании “1000 идей”, являясь практикующими медицинскими психологами, постарались сделать так, чтобы каждая карта давала клиенту целый поток ассоциаций с собственной жизнью и способствовала быстрому поиску ответов на личные задачи. Каждая карта - это уникальная стратегия, преподнесенная одновременно в форме текстовых советов, изображений, фразеологизмов, наводящих вопросов, приемов и техник и объединенная общей мыслью. Психологические карты оказались настолько разносторонним инструментом для консультирования и решения проблем, что авторами методики было разработано более 300 упражнений под различные запросы, помогающих достигать эффекта в максимально сжатые сроки, а сама методика получила распространение по всей территории страны и за ее пределами. Сегодня география официальных партнеров “1000 идей” включает уже 22 города России и СНГ.


Чистая прибыль коуча - более 100 тыс. руб.

Самое главное отличие тренингового бизнеса на психологических картах - это возможность стартовать самостоятельно, в предельно сжатые сроки (до 1 месяца), с минимальными вложениями в районе 80 тыс. рублей и с мощным конкурентным преимуществом в руках. 60 тыс. руб пойдут на обучение методике, еще около 20 тыс. - на закупку самих психологических карт. Обучение проходит в течение восьми дней, шесть из которых посвящено освоению методики и два - созданию и продвижению собственного дела. У желающего начать свой тренинговый бизнес есть два варианта - работать в качестве независимого консультанта либо открыть свой тренинговый центр. Под оба варианта предоставляются готовые бизнес-планы. В первом случае при достижении плана продаж предприниматель может рассчитывать на чистую прибыль в размере около 125 тыс. рублей, во втором - около 234-250 тыс. рублей. Если речь идет о независимом консультировании без создания тренинг-центра и найма персонала, срок окупаемости минимален и составляет 1-2 месяца.

В обоих случаях доходная часть включает проведение групповых тренингов, индивидуальных консультаций (онлайн и офлайн-формата), а также реализацию самих психологических карт клиентам. Благодаря реализации психологических карт рентабельность бизнеса значительно повышается. Причем, продавать карты консультантам как бы не приходится - клиенты сами спрашивают карты, когда видят результат. Естественно, официальные партнеры, прошедшие курс обучения методики “1000 идей” приобретают карты со скидкой. Еще одно преимущество в том, что консультанты могут оказывать свои услуги неограниченному числу клиентов независимо от их местонахождения. Для этого компанией был разработан специальный онлайн-сервис, позволяющий работать с электронными версиями психологических карт.

Расходная часть основного периода работы складывается из затрат на аренду офисного помещения или зала, закупку психологических карт и расходных материалов. По опыту компании аренда подходящего офиса под тренинги обходится в месяц в пределах 8-12 тыс. руб. Наиболее эффективными рекламными инструментами являются социальные сети и e-mail-маркетинг. На первых этапах расходы на рекламу для деятельности независимого консультанта не будут превышать 10 тыс. руб. Количество закупаемых карт будет зависеть от числа проведенных тренингов, расходные же материалы подразумевают лишь покупку канцелярских товаров, а также сладостей и напитков для проведения кофе-брейков. Плюс в том, что компания напрямую заинтересована в успехе своих партнеров и популяризации методики, в связи с чем им предоставляется бесплатная централизованная поддержка.


Особенности бизнеса: преимущества и подводные камни

Безусловно, главное достоинство тренингового бизнеса с психологическими картами - это широта применения методики. Партнеры компании “1000 идей” используют психологические карты в комбинации с собственными знаниями и умениями, адаптируя и совершенствуя методику для работы работы с детьми, проведения сказкотерапии, психологических консультаций для женщин, ароматерапии, тренингов для представителей высшего менеджмента, hr-специалистов, специалистов по продажам, маркетологам. Большинство из партнеров компании, освоив методику работы с картами, создают свои собственные упражнения под запросы своих клиентов. Особенность работы с картами в том, что кем бы ни был клиент, увидев такой необычный и увлекательный инструмент, как психологические карты, он будет на 100% вовлечен в работу. Это достоинство, во-первых, позволяет снижать “нервозность” тренера, так как внимание аудитории переключается с него на карты, а во вторых, заставляет гораздо активнее работать саму аудиторию, давая живую обратную связь. Как правило, все тренинги с психологическими картами - это продуктивный диалог между всеми участниками.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другой плюс консультациях с использованием психологических карт - это отсутствие правовых барьеров. Запустить данный бизнес можно без лицензий и даже без образования психолога. На официальном уровне нет четких границ для психологических и консультационных услуг, поэтому многие частные лица регистрируют подобный бизнес либо в качестве бытовых услуг, либо по кодам ОКВЭД, относящимся к консультационным услугам для бизнеса. Например, 70.22 “Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления”, 82.99 “Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки”. В случае же регистрации в качестве медицинских услуг (для медицинских психологов) требуется лицензия от Министерства здравоохранения и медицинское образование психолога. Наиболее удобной организационно-правовой формой бизнеса является ИП, ставка налогообложения - упрощенная (6% дохода).

Разумеется, как и у всякого бизнеса, существуют и подводные камни. Консультационным услугам присуща высокая степень неопределенности клиента, который не может адекватно оценить услугу до того, как ее получит. В связи с этим значительно повышается необходимость в сборе большого числа атрибутов “доверия”: сертификатов и грамот, свидетельств участия в различных специализированных мероприятиях, а главное - большого числа положительных отзывов. Требуется постоянная обратная связь с клиентом, поддержание диалога в социальных сетях. Иногда трудности во взаимоотношениях возникают из-за традиционных установок, когда клиент думает, что «услуга – это когда что-то делают за меня, но однозначно без моего участия, что помогает мне сэкономить время или здоровье». Кроме того, в психологических услугах также присутствует сезонность с наибольшим спадом в летний период. Минимизация рисков в этом случае предполагает проведение летом наиболее крупных и дорогих мероприятий, аудитория на которые предварительно формируется еще весной.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В любом случае, тренинги и консультации с психологическими картами имеют несколько неоспоримых выгод по сравнению с обычными. Во-первых, пока что методика только осваивается, поэтому конкуренция на рынке отсутствует. Во-вторых, она не только дает результат, она конкурентоспособна. Человек, один раз посетивший тренинг, как правило, либо рекомендует его своим знакомым либо приобретает психологические карты для себя или в подарок друзьям. В-третьих, эта методика понятна. В отличие от большинства техник она не оперирует массивом чуждых человеку латинских названий, а общается с ним на понятном ему языке ассоциаций, сравнений и метафор и быстро располагает к себе. Наконец, в-четвертых, сама методика воспринимается как инструмент повседневного применения. Попробовав ее в деле, ей доверяют, что выгодно отличает ее от конкурентов. Большинство пользователей психологических карт воспринимают их как набор универсальных подсказок и приобретают по несколько наборов для использования их дома и на работе. А доверие клиента, как известно, вещь дорогая.

343 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 33755 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Проведение тренингов с психологическими картами. 30 атмосферных тренингов. Обучение работе "под ключ". Все что необходимо для открытия собственного Психологического Салона.

Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.

Современный ритм жизни диктует сегодня определенные условия, требующие постоянного повышения образовательного уровня для поддержания конкурентоспособности на рынке труда.

Рассмотрим статью о том, как открыть учебный центр (тренинговый) и что нужно для этого на примере бизнес-плана.

Особенной популярностью в связи с этим пользуются краткосрочные образовательные курсы — мы также рассмотрим, что нужно, чтобы открыть курсы по обучению. Их главное преимущество — концентрация необходимых знаний, получаемых в самые сжатые сроки.

Плюсы данного бизнеса

Образовательный бизнес в настоящее время является весьма выгодным для инвесторов, благодаря следующим преимуществам:

  • высокая рентабельность (около 30%);
  • быстрая окупаемость (0,5 – 1 год);
  • минимальные стартовые вложения (около $15 тыс.)

Средний оборот в месяц для учебного центра составляет $10-15 тыс., а цена курса объемом в 40 часов — около 3 тыс. руб.

Как открыть учебный центр – бизнес-план

Итак, рассмотрим краткий пример бизнес-плана учебного центра для тех, кто не знает, как открыть его.

Залог успеха учебного центра — качественно подобранный преподавательский состав. Проблема привлечения учеников решается путем введения новых образовательных программ – это могут быть, например, различные эксклюзивные курсы для менеджеров и маркетологов, разработанные самими преподавателями центра.

Немаловажно, что используя вариант открытия учебного центра при какой-либо компании, в качестве дополнительного подразделения, либо снимая помещение на определенное количество часов в колледже или ВУЗе, можно существенно сэкономить на аренде и оборудовании.

Концепция заведения

Начало бизнеса связано с разработкой особой концепции, позволяющей выгодно отличаться новому центру от конкурентов. Вариантов может быть множество, в качестве примеров, можно предложить следующие:

  • центр со стандартными курсами по профподготовке: секретарь-референт, компьютерная верстка и дизайн, бухучет и налогообложение и т.п.;
  • авторизованный центр обучения, к примеру, работе с определенными компьютерными программами.
  • трениннговое обучение;
  • оригинальные курсы;
  • индивидуальные занятия по специальному курсу.

Регистрация юридического лица осуществляется в качестве негосударственного образовательного учреждения. Систему налогообложения в данном случае удобнее выбрать упрощенную с оплатой 6% от прибыли.

Подбор персонала

В штате состоят:

  • преподаватели (один на каждый курс);
  • два-три консультанта для определения профессиональных склонностей учащихся;
  • секретарь;
  • бухгалтер.

Затраты на заработную плату в среднем составляют $ 300 в месяц для консультанта и бухгалтера, $ 200 – для секретаря. Преподаватель получает почасовую оплату – около 200 руб./час.

Помещение для учебного центра

Центр, рассчитанный на обучение в месяц 100-150 человек в четыре смены, необходимо помещение в 200 м2, в т.ч., м2:

  • приемная и кабинет директора – 40;
  • два класса – 100;
  • компьютерный класс – 60.

Учитывая, что аренда 1 м2 составляет $ 30, общая стоимость аренды обойдется в $ 6 тыс. за месяц.

Оборудование

В комплект минимально необходимого для открытия учебного центра оборудования входит, цена в $ :

  • проектор – 1000;
  • столы (30 шт.) – 1000;
  • стулья (20 шт.) – 500;
  • компьютеры (10 шт.) – 3000-3500;
  • ксерокс – 200;
  • факс – 100;
  • шкаф – 100;
  • учебная литература – 500.

Всего: около $ 6500.

Лицензирование

Законодательством предусмотрено лицензирование образовательной деятельности. Для получения лицензии, в Комитет по образованию необходимо представить такие документы:

  • заявление, с указанием разработанных образовательных программ;
  • информацию об укомплектованности штатов, а также о предположительном числе учащихся;
  • необходимые сведения об используемом для обучения помещении;
  • информацию о наличии необходимой литературы для обучения и материально-технической базы для ведения образовательного процесса;
  • информацию о преподавательском составе;
  • другие сведения — об учредителях, свидетельство о регистрации и т.п.

Поданная заявка рассматривается в течение месяца.

Учащиеся – количество и источник их поступления

Рентабельность учебному центру может обеспечить наличие не менее 100 учащихся в месяц, занимающихся по 10 человек в группе.

Основная масса учеников для учебных центров находится и привлекается через рекламу, публикуемую в СМИ, расходы на которую должны составлять не менее 10% от оборота (примерно $1000 в месяц).