По каким критериям предприятие считается малым. Малый бизнес: основные особенности, отличия, перспективы Малые и средние предприятия

Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ряд преимуществ перед крупными организациями. В частности, они могут пользоваться льготными налоговыми режимами и претендовать на помощь государства на начальных этапах развития. Как определить, кто относится к категории МСП в 2018 году - читайте в этой статье.

Что такое малое предприятие?

Согласно закону №209-ФЗ "О развитии МСП в России" от 24.07.2007 г., субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП) является любая коммерческая структура, зарегистрированная на территории страны и соотвестствующая определенным критериям.

Организационная форма в данном случае не играет существенной роли, то есть к малому бизнесу могут относиться как ИП, так и юрлица. Кроме того, приобрести статус МСП разрешено сельскохозяйственным и потребительским кооперативам, фермерским хозяйствам и хозяйственным партнерствам. Каким же критериям должна отвечать компания или ИП, чтобы считаться малым предприятием?

Критерии МСП

Критерии, позволяющие разграничить малые, средние и микропредприятия, указанны ст. 4 закона №209. Ограничения для субъектов МСП существуют по:
  • числу сотрудников,
  • размеру ежегодной прибыли,
  • доли участия в уставном капитале государства, а также других организаций.
Первые два параметра являются ключевыми и распространяются на все виды юрлиц, фермерских хозяйств и ИП. Рассмотрим критерии для субъектов МСП более детально.

В 2018 году в закон 209-ФЗ были внесены поправки, благодаря которым в России стало больше предприятий, котрые относят к субъектам МСП. Это произошло благодаря тому, что законодатели несколько подняли верхнюю планку по максимальным доходам для малого бизнеса. В частности, для микропредприятий максимальный объем заработка вырос с 60 до 120 миллионов, для малых – с 400 до 800 миллионов.

Показатели максимальной численности работников остались прежними. Для предприятий, занимающихся обработкой текстильных изделий и производством одежды, среднесписочные нормативы численности работников могут доходить до 1000 человек (постановление правительства №209-ФЗ от 22.11.2017 г.).

Изменения коснулись также того периода, в течение которого предприниматель сохраняет статус субъекта МСП после превышения лимита по численности работников или доходу. Ранее этот срок составлял два года, с 2018 года – три. Таким образом, компания, в текущем году перешагнувшая планку по численности или выручке, согласно 209-ФЗ будет входить в категорию субъектов МСП вплоть до 2021 года.

Еще один важный критерий для определения МСП – доля участия в уставном капитале фирмы. Для государственных структур, а также фондов, общественных и религиозных организаций она не может превышать 25% в УК малого предприятия. Другие коммерческие структуры могут занимать теперь до 49% До этого года ограничение составляло, как и для госструктур, - 25%.

Лимиты по доле участия государственных и коммерческих структур в УК не распространяются на:

  • участников проекта «Сколково»;
  • акционеров, работающих инновационном секторе экономики;
  • организации, применяющие на практике передовые технологические разработки их учредителей (научные, бюджетные учреждения).

Реестр субъектов МСП

Проверить статус фирмы можно, обратившись к государственному реестру субъектов МСП. Ресурс начал функционировать с 1 августа 2016 года и включает обширную базу данных по каждому представителю среднего или малого бизнеса.

Список формируется сотрудниками ФНС на основании данных, которые предприниматели подают в налоговую службу. В реестре содержится основная информация о компании: наименование, ИНН, адрес, категория, коды деятельности ОКВЭД, наличие лицензий и их виды.

По желанию бизнесменов в единую базу могут занести сведения о продукции, контакты, количество договоров, заключенных в рамках реализации программы госзакупок. Новые данные подаются в электронном виде на сайте ФНС.

Преимущества МСП

По сравнению с крупными холдингами, малые и средние предприятия обладают существенными привилегиями. Рассмотрим подробнее некоторые их них.

Организационные привилегии

1. Малый бизнес имеет право применять упрощенные режимы налогообложения, в рамках которых проще сдавать отчетность (на попуоярной УСН, сдают раз в год). Послабление не касается ООО или АО, чья выручка превышает 800 миллионов рублей в год. В таких организациях дополнительно проводится аудит.

2. Нет необходимости устанавливать лимит наличных средств по кассе. То есть бизнесмен может хранить в кассе любое количество денег.

3. Субъекты МСП обладают преимуществом перед крупными компаниями в процессе приобретения арендованной недвижимости (муниципальной, государственной).

4. Проверки надзорными органами компаний малого и среднего секторов бизнеса происходят по «щадящей» программе - не более 50 часов ежегодно. Микропредприятия инспектируют 15 часов каждый год.

Плановые проверки обязательны, если фирма или ИП ведет деятельность в области здравоохранения, теплоснабжения, образования, энергетики или общественных проектов

Налоговые льготы

Предприятие, попадающее в категорию субъектов МСП, может значительно снизить сумму налоговых отчислений. У существующих льготных систем налогообложения есть определенные условия, при которых их можно применять. Например, патентом (ПСН) юрлица воспользоваться не могут. По остальным режимам - упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход и единому сельхозналогу - все зависит от соответствия критериям по годовому доходу и численности организации.
Наименование системы налогообложения Лимит годового дохода Количество сотрудников
ЕНВД Не установлен Не более 100
УСН Не более 160 миллионов рублей Не более 100
ПСН (доступна только для ИП) Не более 60 миллионов рублей Не более 15
ЕСХН Доля прибыли от реализации с/х продукции - не меньше 70% от общего дохода Для ИП, предприятий в сфере рыбного хозяйства– до 300 человек, для с/х организаций – не ограничено

В 2016 году в законолательство внесли изменения, благодаря которым власти в российских регионах получили возможность снижать налоговые ставки по ЕНВД и УСН по своему усмотрению. Для единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они могут уменьшить ставку с 15 до 7,5%, для УСН – с 7 до 1%. При этом компания или ИП должны без задержек уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды и создать новые рабочие места (расширять шатат).

Налоговые каникулы для МСП

В период с 2015 по 2020 год предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность впервые, вправе снизить налоговую ставку до 0%.

Налоговые каникулы требуют выполнения следующих условий:

  1. выбор ПСН или УСН в качестве системы налогообложения;
  2. документальное оформление компании сроком позднее даты, когда был принят закон о налоговых каникулах в пределах региона;
  3. вид деятельности должен соответствовать списку, зафиксированному в законе, принятом на региональном уровне.
Критерии, позволяющие определить субъекты МСП, в 2018 году не подверглись серьезным изменениям. Российское законодательство по-прежнему дает возможность представителям малого и среднего бизнеса самостоятельно выбирать удобную систему налогообложения и пользоваться льготами.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Отметим, что до этого времени действовал Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона N 209-ФЗ.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

  • - внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);
  • - внесенные в ЕГРИП физические лица;
  • - крестьянские (фермерские хозяйства).

Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

  • - для средних предприятий - от 101 до 250 человек;
  • - для малых предприятий - до 100 человек.

Причем среди малых предприятий законодатель выделил микро предприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.

Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.

Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Андрея Шарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании. Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса - 60 млн. руб., для малого бизнеса - 400 млн. руб., для среднего бизнеса - 1 млрд. руб.

Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями.

Обращаем внимание, что данное положение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.

Отдельно стоит отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона N 88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказанной поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание три критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия и балансовая стоимость активов.

В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества. Таким образом, мы приближаемся к международным стандартам.

Законом N 209-ФЗ более детально регламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:

  • - специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • - упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • - упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • - льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • - особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • - меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • - меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона N 209-ФЗ меры.

Таким образом, малое предприятие - вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота. Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда.

Чтобы принять решение о выборе формы ведения собственного бизнеса, надо знать обо всех типах льгот, которые ныне действующее государственное регулирование предоставляет разным видам предприятий.

Для бизнеса, который можно отнести к малым предприятиям, предоставляются налоговые и иные льготы, дается разрешение применять упрощенный порядок бухгалтерской отчетности.

Для начала, бухгалтеру надо знать, что малое предприятие является не отдельной организационно-правовой формой, а совокупностью бизнес-критериев:

  • размера дохода,
  • численности работников,
  • доли участия в уставном капитале предприятия России, областей страны, муниципальных образований.

Малое предприятие – критерии отнесения

Малые предприятия, как правило, создаются в форме ООО. К малым предприятиям, при соответствии необходимым требованиям, относятся также ИП и КФХ.

Аспекты, по которым бизнес признается малым, меняются нередко. В 2008 году произошли последние на сегодняшний день изменения. Связано с экономической политикой государства и уровнем инфляции.

Так в 2014 году организация будет признана малой, если:

  1. госдоля участия в ее уставном капитале не выше 25%;
  2. она не образована при реорганизации или приватизации госпредприятия;
  3. прибыль от производства или оказания услуг за ушедший год не выше 400 миллионов рублей;
  4. среднее количество сотрудников предприятия за прошлый год – не более 100 человек.

Критерии определения размера прибыли определяет, как правило, НК РФ. При расчете количества работающих учитывают всех сотрудников, в том числе принятых по гражданско-правовым договорам и в филиалах.

Вновь сформированное юридическое лицо может быть поставлено на учет в инспекции как малое предприятие сразу после создания и в течение года с момента создания (при условии соответствия критериям по доходу и численности работников).

Действующий же бизнес должен соответствовать вышеупомянутым критериям не менее 2 лет подряд, предшествующих году подачи заявки.

Новые организации должны подать заявку в течение месяца с момента своей регистрации, существующие – не позже 31 декабря нынешнего года, чтобы иметь шанс воспользоваться льготами с 1 января нового года.

Малое предприятие может выбрать для применения как обычную форму налогообложения, так и УСНО или ЕНВД

Кроме того, малое предприятие может избрать и систему сельскогохозяйственного налогообложения (ЕСХН), если соответствует требованиям к виду бизнеса, а производство сельскохозяйственной продукции является для него основным видом бизнеса.

Льготы для малого предприятия


Государство помогает малому бизнесу многочисленными льготами.

Как правило, администрации городов предоставляют льготные ставки на аренду помещений у города, льготы по региональным налогам и сборам.

Любой субъект федерации имеет право сам принять решение, по каким из закрепленных за ним налогам он предоставит льготы малому бизнесу.

Что еще важно, малые предприятия владеют правом на ускоренную амортизацию базовых фондов (станков, недвижимости, иного оборудования), что позволяет снижать общий объем налогообложения.

Существуют и льготы по налогу на добавленную стоимость лизинговых сделок.

Для малого предпринимательства существует упрощенная система выкупа арендуемой недвижимости, установленная ФЗ №159-ФЗ.

Налоги малые предприятия уплачивают в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, если ими была выбрана именно эта система. Как уже отмечалось выше, малое предприятие может остаться и на общей системе налогообложения.

Это важно в тех случаях, если контрагент настаивает на необходимости работать с плательщиком НДС и частично уменьшать свои затраты на оплату этого налога.

Здесь всегда нужно выбирать, и если предполагается работать преимущественно с такими клиентами, то можно не прибегать к упрощенной системе.

Хотя она достаточно выгодна и удобна. При ней не оплачивают налог на прибыль и имущество и НДС, исключая уплачиваемый при импорте продукции.

Погашению в полном размере подлежат НДФЛ и социальный налог

Налог на прибыль заменяется одной из двух форм уплаты налога на доходы:

  • на чистый доход
  • на доходы минус затраты.

В первом случае уплате подлежат 6% от всех доходов, во втором – выплачивается 15% с разницы между прибылью и затратами.

Затратами считаются не все виды расходов, а лишь некоторые, определенные НК и названные отдельной строкой. Там закрытый перечень и определение «прочие расходы» не применяют. Инспекции всегда очень тщательно проверяют допустимость разных видов затрат.

Изменять объект налогообложения разрешается не чаще одного раза в год. Устанавливая ее на будущий год, заявку в налоговую нужно подавать не позднее 20 декабря текущего.

Бухгалтерская отчетность в малых предприятиях, особенности учета


Малые предприятия в рамках упрощенной системы налогообложения применяют кассовый метод начисления дохода.

То есть деньги учитываются в бухгалтерском учете при их поступлении в кассу или на расчетный счет, а не при начислении или оформлении счета-фактуры.

Налоги уплачивают методом аванса. Авансовый платеж направляется в бюджет не позже 25 числа месяца от начала квартала.

Рассчитывается он по сведениям предшествующего налогового периода. По окончании квартала происходит перерасчет и необходимое доначисление.

Если авансовый платеж превысил фактический, подлежащий уплате, разница засчитывается в счет оплаты за будущие периоды

Бухгалтерская отчетность сдается один раз в год, в конце первого квартала года, следующего за отчетным.

Возможность использования упрощенной системы налогообложения и отчетности для малых предприятий – это единая льгота, определенная на федеральном уровне.

В этом случае нет необходимости ведения бухгалтерского баланса. Он заменяется достаточно простыми формами – книгой учета доходов и расходов (форма установлена Министерством финансов). Ведется она достаточно просто, без использования двойной записи и плана счетов.

До начала 2003 года упрощенную систему налогообложения и отчетности могли применять только малые предприятия, сейчас она, в соответствие с гл. 26.2 НК РФ, доступна и некоторым другим формам ведения бизнеса (ИП, крестьянско-фермерские хозяйства).

При ведении бухгалтерского учета, бухгалтеру малого предприятия надо иметь в виду главное:

  • если предприятие в текущем году вышло за рамки малого предприятия по выручке или численности работников,
  • оно обязано вернуться к общей системе бухучета с начала такого года и пересчитать налоги.

По этой причине отношение к критериям отнесения предприятия к малому должно быть очень щепетильным.

При необходимости получать часть платежей, превышающих допустимые объемы по обороту, после окончания годового периода. Кроме того, нужно скрупулезно вести первичную бухгалтерскую документацию, чтобы всегда можно было восстановить отчетность.

Выбор малого предприятия как формы ведения своего бизнеса обусловлен многими факторами и очень удобен для практичного и осторожного ведения бизнеса, особенно в производственной сфере.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) - это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести и составлять . Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1 , ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2019

Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Форма (особенности) организации Условия Примечание
Любые ООО Условие 1:
1а) Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25%;
1б) суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49%
ООО, удовлетворяющее Условию 1а), но не удовлетворяющее Условию 1б), признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6
Любые АО Условие 2:
Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
Условие 3:
Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25% голосующих акций, а акционеры - иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49% голосующих акций
Организации-«интеллектуалы» Условие 4:
Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам)
Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования
Организации-«сколковцы» Условие 5:
Имеют статус «сколковца»
Организации с «особенным» учредителем Условие 6:
Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.

Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.

Критерии отнесения к малому бизнесу

Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:

  • хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
  • кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек ;
  • доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей . При этом сам доход:
    • берется без НДС;
    • определяется по действующему российскому налоговому законодательству;
    • суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
  • если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
  • если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
  • если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
  • к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на , а также компании с численностью до 15 человек .

Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:

  • суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;
  • хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • если они имеют статус участника проекта «Сколково».

Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.

Разница между малым и микропредприятием

Прежде всего, она заключена в численности работников:

  • малой считается компания с численностью до 99 человек (включительно) и не менее 15;
  • микро – с численностью персонала до 15 человек.

Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:

  • для малых – в пределах 800 млн. рублей;
  • для микро – до 120 миллионов рублей.

Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:

  • порядок сдачи и формы статистической отчетности;
  • порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности;
  • возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.

Плюсы и минусы

Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

  • в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
  • в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
  • в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.

У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.

Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:

  • делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
  • позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
  • помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
  • снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.

Однако есть и свои недостатки, в частности:

  • как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
  • очень часто им даже отказывают в займах;
  • они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
  • они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.

Бухгалтерский учет

Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:

  • для таких предприятий предусмотрен упрощенный вариант ведения бухучета, сокращающий объем документации и , а также позволяющий использовать упрощенную систему учетных регистров или вовсе обойтись без них;
  • установлена более простая форма отчетности и сокращен ее объем – достаточно сдать и . При необходимости к этим формам добавляется . Что касается самих форм, то компании могут вносить в них изменения в соответствии с действующими законами;
  • можно не устанавливать , но об этом необходимо издать приказ;
  • руководитель предприятия может принять ведение бухучета на себя, о чем тоже обязательно оформляется приказ.

Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.

Налогообложение и льготы

В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности .

Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.

Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.

Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:

  • если выручка за 3 календарных месяца не превысила в общей сумме 2 миллиона рублей, то предприятие получает освобождение от , даже находясь на общем режиме;
  • на срок 10 лет участник проекта «Сколково» получает освобождение от и добавленную стоимость и т. д.

Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:

  • . Она подходит для всех видов деятельности, предусматривает два варианта расчета сбора – с доходов или с разницы между доходами и расходами, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль.
  • Патентная система. Она доступна только предпринимателям и применяется к закрытому перечню видов деятельности, установленному в Налоговом Кодексе РФ. Удобна тем, что сразу определяет сумму сбора, которую нужно заплатить при получении патента, снимает обязанность по уплате НДС, имущественного налога.
  • . Она подходит только для отдельных видов деятельности, которые определены налоговым законодательством. Заменяет собой уплату налога на имущество, на прибыль и добавленную стоимость.
  • . Эту систему применяют только сельхозпроизводители.

О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:

Нужно ли подтверждать статус?

Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.

А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.