Утвержденные туристические маршруты. Составляем маршруты туристического похода. Составление походного плана, планирование. Планируем километраж, выбираем ночевки. Техника использования индивидуального текста

Введение

Особенности детско-юношеского туризма

Однодневная экскурсия для школьников по исторической части г. Москвы

Многодневный тур для школьников по г. Москве

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Туризм является одной из важнейших отраслей в экономике любой страны. Поэтому нами в пределах дисциплины «Технология обслуживания в туризме и гостеприимстве» в данной работе проводится составление туристского маршрута, как значимого компонента туристских продуктов.

В качестве аудитории маршрута выбраны школьники 10-12 лет. Актуальность выбора определяется тем, что подрастающее поколение является будущим нашей страны и нуждается в гармоничном всестороннем развитии, одним из инструментов которого является туристическо-краеведческая деятельность. На рынке туристических услуг все более востребованными становятся продукты для детей, юношества, молодежи. И если взрослые не всегда отдают предпочтение внутреннему туризму, то они охотно согласятся приобрести внутренний продукт для своих детей. Но при этом отсутствует комплексный подход к организации внутреннего детско-юношеского туризма.

Предметом исследования в нашей работе является детско-юношеский туризм, а объектом - туристические маршруты для детей в г. Москве.

Целью написания работы является разработка полноценных туристских маршрутов в г. Москве и Подмосковье для детей 10-12 лет с учетом их потребностей, существующих туристических ресурсов и ситуации на рынке, которые бы могли использоваться на практике туристическими фирмами.

Для достижения данной цели перед нами стоят следующие задачи:

охарактеризовать особенности детско-юношеского туризма;

разработать однодневную экскурсию для школьников по исторической части г. Москвы;

сформировать программу многодневного тура для школьников по г. Москве.

В данной работе мы хотим сделать акцент на познавательном туризме и патриотическом, культурном воспитании подрастающего поколения, новых туристских технологиях.

1. Особенности детско-юношеского туризма

Детско-юношеский туризм как специфическая система представляет собой сложное явление. Как целое он возникает, прежде всего, из отношений с окружающей средой: политических, экономических, социальных и экологических. Внешний мир активно влияет на туристско-краеведческую деятельность, в одних случаях открывая перед ней широкие возможности, в других - угрожая новыми опасностями. Являясь составляющей туристической сферы страны, детско-юношеский туризм в России в первую очередь призван решать важные социальные задачи, связанные с воспитанием, оздоровлением и образованием подрастающего поколения средствами туристическо-краеведческой деятельности, а именно путем:

физического оздоровления и профилактики заболеваний;

ориентации подрастающего поколения на здоровый образ жизни, формирования активной жизненной позиции;

развития лучших моральных качеств личности, патриотического воспитания, формирования у детей уважения к истории народу и людям;

подготовки подростков к службе в армии, к обучению в высших учебных заведениях военного типа;

экологического воспитания, воспитания сознательного отношения к природе нашей страны, гуманного отношения к животным.

При этом главными критериями при создании детских туристских продуктов, в частности при разработке маршрутов, является их этичность и безопасность, соответствие возрастному уровню. Но не следует забывать и об экономической стороне вопроса.

Маршрут представляет собой заранее спланированную трассу перемещения детей, набор объектов и способы транспортировки. Особенно важно, чтобы был предусмотрен план действий на случай болезни детей, внештатной, аварийной ситуации и т.д.

Основной проблемой развития детско-юношеского туризма в РФ является недостаточная сеть размещения для детей. Необходимо создание специализированных детских и молодежных отелей, особенно в больших городах. Пока же турагентства вынуждены размещать детей в обычных отелях, что не всегда целесообразно как с этической, так и с экономической, гигиенической точек зрения. Детские отели могут быть оборудованы собственной столовой, душевыми комнатами, комнатами быта, камерой хранения, интернет-кафе и др. элементами инфраструктуры.

Другую проблему составляет недостаток финансирования оздоровительного детско-юношеского туризма.

Очень часто туристические фирмы предлагают лишь развлекательные продукты для молодых клиентов, при этом в угоду рыночной конъюнктуре игнорируется культурное, патриотическое, экологическое воспитание. Дети реже посещают музеи, а если и совершают это, то лишь по принуждению, не испытывая интереса. Поэтому необходимо пересмотреть подход к созданию продуктов детско-юношеского туризма.

Так, маршруты, объекты в них входящие, должны быть интересными и полезными, сочетая в себе элементы познавательного и развлекательного туризма, способствую духовному и физическому развитию детей, их оздоровлению. Все это должно благоприятно влиять и на развитие внутреннего туризма, ведь граждане с детства смогут осознать, что в России есть немало привлекательных мест и не обязательно отправляться на отдых за границу, если можно посетить интересные уголки родины.

Исходя из этих постулатов, мы постараемся представить туристские маршруты по г. Москве для детей 10-12 лет.

Однодневная экскурсия для школьников по исторической части г. Москвы

В становлении молодого поколения, в данном случае школьников 10-12 лет, большую роль играет патриотическое воспитание и знакомство с историей родного края страны. Поэтому нами предложен однодневный пешеходный маршрут по исторической части Москвы, ее центру, под названием «Сердце Москвы». Он включает: осмотр Кремля и Красной площади, районов Китай-города, в частности площади Революции, достопримечательностей улицы Мясницкой, а также посещение Чистых прудов, Чистопрудного и Сретенского бульвара, как части Белого города (Бульварного кольца), Садово-Спасской улицы, как части Садового кольца (приложение 1).

Экскурсионный маршрут начинается у станции метро «Библиотека им. Ленина» на ул. Воздвиженка. Отсюда группа детей во главе с экскурсоводом и сопровождающим двигается по направлению к Московскому Кремлю.

Московский Кремль можно назвать главной достопримечательностью столицы. Ведь это не только важная историческая, архитектурная достопримечательность, но и действующий общественно-политический комплекс, резиденция Президента Российской Федерации. Кремль располагается на возвышенности, именуемой Боровицким холмом. Еще в древности здесь селились люди (начиная со II тысячелетие до н. э). В Х в. территорию освоили славянские племена вятичей, возведших вокруг холма ров и частокол - первый прообраз современных кремлёвских стен. Первые каменные укрепления появились здесь в 1156 г., когда начала расти и развиваться Москва. На холме была выстроена крепость, разрушенная в 1238 г. монголо-татарами. В 1339 г. при Иване Калите «вырос» деревянный Кремль, ставший резиденцией московских князей. Был выстроен Собор Спаса на Бору, просуществовавший до 1933 г. и ставший усыпальницей правителей г. Москвы. В 1367 г. возводятся каменные стены и башни при Дмитрии Донском. С 1482 по 1495 г. формируются башни и стены, сохранившиеся поныне. Так в 1491 г. была сооружена самая известная башня из всего кремлёвского комплекса - Спасская башня, на которой находятся Кремлёвский куранты (появились в 1625 г., были модернизированы) и звезда (была добавлена в 1935 г.). В XV в. Московский Кремль перестраивался, был возведён Успенский монастырь. А сама территория начала обретать черты общественно-политического, духовного, культурного и экономического центра Московского княжества. При этом над созданием архитектурного комплекса трудились как русские, так и иностранные архитекторы, зодчие. В конце XV - начале XVI вв. сформировались близлежащие улицы.

В 1701 г. Кремль пострадал от сильного пожара, а царь Пётр I перенёс отсюда свою резиденцию, поэтому на какое-то время он потерял статут политического центра. Возведение деревянных строений было запрещено. В 1768 г. при строительстве Кремлёвского дворца была уничтожена большая часть архитектуры княжеского периода. Стал преобладать стиль классицизм и барокко. В 1787 г. в классическом стиле был простроен Сенатский дворец, поскольку Сенат был переведён из Санкт-Петербурга в Москву. В XVII-XIX вв. преобладало строительство светских зданий в псевдоготическом стиле, и Московский Кремль фактически приобрёл своё нынешнее «лицо». Он стал восприниматься как символ России, русской славы и истории. Однако, Кремль оставался скорее музейным комплексом, поскольку русские императоры редко пользовались им как своей резиденцией.

В 1917 г. во время Октябрьской революции Московский Кремль сильно пострадал от обстрелов. Но поскольку Советская власть избрала своим политическим центром Москву, то Кремль вновь получил статут государственного центра. Но были закрыты все храмы на его территории, уничтожены некоторые элементы комплекса, например, часовни, памятник князю Сергею Александровичу. В 1920-30-е гг. помещения Кремля использовались как жилые для руководителей нового государства. В 1935 г. на основных башнях Кремля, включая Спасскую, были установлены звезды из самоцветов. Во времена Великой Отечественной войны Московский Кремль тщательно маскировали. Ведь и так комплекс дважды захватывали враги: польско-литовские войска в 1610-12 гг. и войска Наполеона в 1812 г. Последние нанесли ему значительный урон.

С 1955 г. Московский Кремль стал музейным комплексом, частично открытым для посещения. Новейшим сооружением является Дворец съездов, построенный в 1961 г. В Кремле проходили главные собрания - съезды руководителей коммунистической партии СССР. Здесь же хоронили видных политических деятелей, начиная с В.И. Ленина, чей мавзолей находится рядом с Кремлем.

В 1990 г. ЮЕСКО внесла Московский Кремль в список всемирного наследия. Начиная с 1991 г. в нем был проведён ряд реставрационных работ.

После осмотра Московского Кремля группа детей выходит на Красную Площадь. Красная Площадь образовалась после пожара в XV, когда территорию посада возле Кремля решили не застраивать. Как гласит легенда, своё название она получила потому, что здесь находилось Лобное место - место казней. Это главная и красивейшая площадь Москвы размером в 23 тыс. м. кв. С нее открывается прекрасный вид на московский Кремль. А также дети могут посмотреть памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея, ГУМ, Казанский собор, храм Василия Блаженного, Монетный двор, в частности, Дом губернского правления и др. объекты.

Пожалуй, одной из самых красивых достопримечательной Красной площади является собор Василия Блаженного - еще одна визитная карточка Москвы (приложение 3а). Школьникам будет интересно узнать его историю. Он был построен в 1555-1561 г. во времена правления Ивана Грозного и сочетает в себе черты традиционной русской архитектуры и европейского зодчества эпохи Ренессанса. Есть много красивых легенд связанных с его происхождением, которые может поведать гид.

С Красной площади, минуя Воскресенские ворота, группу детей переводят на площадь Революции (Воскресенскую площадь). На Площади революции остался фрагмент древней китайгородской стены. Дело в том, что некогда здесь находился Китай-город - важный исторически район Москвы. В нем проживали бояре, купцы, находился центр книгопечатания и образования.

Затем по Никольской улице через Кузнецкий мост группа переходит на ул. Мясницкую. Продвигаясь пешком, дети осматривают здания улицы и получают информацию от экскурсовода. Примечательными являются Московский почтамт, усадьбы помещиков, здание Госторга, Доходный дом Строгановского училища и др. Своё название улица получила потому, что некогда на ней было много мясных лавок. О ней упоминали в своих произведениях А.С. Пушкин. И В. Маяковский. Все это позволит детям развивать кругозор.

Мясницкая улица выводит группу на Чистые Пруды. Интересно, что когда-то эта местность называлась Погаными болотами. В начале XVIII в. по требованию известного государственного деятеля А.Д. Меньшикова, что жил поблизости, болота были очищены и превращены в Чистые пруды. Теперь - это почти культовое место для туристов, потому что Чистые пруды неоднократно упоминались в литературе, музыке, живописи, здесь снимались многие фильмы. Живописное место служит катком зимой и озером для лодочных прогулок летом. Нередко тут проходят творческие и общественные акции, флешмобы.

За осмотром Чистых Прудов следует прогулка по Чистопрудному и Сретенскому бульвару. Они составляют часть бульварного кольца России, некогда являвшегося Белым городом. Белый город сформировался в XIV веке как усадьбы бояр, а также Пушечный двор, Охотный ряд и Колымажный двор, обнесённые стеной и окружённые садами. При этом стены Белого города был не менее крепким, чем кремлёвские. Но в 1770-е г. стены потеряла своё оборонительное значение, т.к. Москва стремительно разрослась и императрица Екатерина II дала распоряжение разбирать здесь бульвары. В 1887 году на Бульварном кольце появилась конка, которая в 1911 году была заменена на электрический трамвай. Бульварное кольцо и отдельные бульвары - прекрасный памятник садово-паркового искусства. Экскурсовод знакомит детей с данным видом искусства.

Группа, ведомая экскурсоводом, возвращается на Мясницкую улицу и выходит к высотному зданию на площади Красных Ворот на улице Садово-Спасская (приложение 3б). Это здание является одним из семи т.н. «сталинских высоток» Москвы. Выстроенное в стиле подражания русскому и украинскому барокко в 1947-52 гг., выстой 138 м. (24 этажа) здание представляет собой прекрасный пример советской архитектуры. Детям рассказывают об истории советского строительства и вообще того периода, а также знакомят с историей Садового кольца, часть которого является Садово-Спасская улица.

Садовое кольцо представляет собой кольцевую магистральную улицу, как и Бульварное кольцо, оно возникло на основе старых фортификационных укреплений. Раньше здесь были разбиты палисадники, отчего оно и получила своё название, но в 1937 г., когда потребовалось расширить проезжую часть все сады были вырублены. Дети получают представление о кольцевом, сферическом типе застройке старинной Москвы.

Маршрут заканчивается возле станции метро Сухаревская, откуда дети могут вернуться домой. Общая продолжительность экскурсии 6 часов. Начало в 11:00, окончание в 17:00. Детей сопровождают двое взрослых (один из них экскурсовод).

Многодневный тур для школьников по г. Москве

Для детей 10-12 лет, приехавших в Москву из др. регионов также может быть предложен многодневный тур, позволяющий осмотреть основные достопримечательности столицы. При этом предполагается размещение группы детей в гостинице, а также питание, передвижение на автобусе, входящие в стоимость тура. Желательно, чтобы гостиница отвечала стандарту не менее «2-3 звездочки», предоставляла завтрак и ужин или же, чтобы рядом находились столовые, а также больница. Питание детей должно осуществляться в столовой, кафе и ресторане, отвечающих всем нормам и требованиям. Трансфер должен осуществляться на комфортабельном исправном автобусе с соблюдением всех правил безопасности. Детей должны сопровождать не менее2-3 взрослых.

Схема тура будет выглядеть следующим образом:

Й день: Встреча группы на вокзале. Завтрак. Обзорная экскурсия по городу Москве (Кремль и Красная Площадь).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организационно-правовая форма ООО "География-Турс". Маркетинговая деятельность компании, предлагаемые услуги. Основные средства рекламы. Анализ менеджмента и кадровой политики предприятия. Разработка туристического маршрута Барнаул–Москва–Израиль.

    отчет по практике , добавлен 03.06.2015

    Общая характеристика туристического агентства. Принципы его работы и структура управления. Описание услуг, предоставляемых турфирмой. Анализ маркетинговой стратегии предприятия и его рекламно-информационной деятельности. Проблемы туристического бизнеса.

    отчет по практике , добавлен 04.12.2012

    Организационно-правовая форма предприятия "Камертон". Маркетинговая деятельность фирмы, ее роль в управленческом обследовании предприятия. Разработка туристического маршрута Уфа – Москва – Израиль – Москва – Уфа. Основные организованные экскурсии.

    отчет по практике , добавлен 12.04.2014

    Цель и задачи разработки бизнес-плана, особенности его составления для фирмы по предоставлению туристических услуг. Анализ рынка исследуемого предприятия и определение его места на нем. Расчет потребности в производственном персонале и инвестициях.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2010

    Туристические услуги в маркетинговой деятельности: понятие и виды. Сегментирования и позиционирования товара на рынке туристических услуг. Анализ показателей развития туристического продукта. Мероприятия по позиционированию туристического продукта.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Проведение анализа природно-климатических, историко-архитектурных и социально-культурных туристических ресурсов Саратовской области. Разработка автобусного туристического тура в Саратовскую область. Обоснование услуг, маршрута и класса обслуживания тура.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2012

    Общая характеристика деятельности гостиницы "Премьер". Организационно-правовая форма деятельности предприятия. Анализ производственной и маркетинговой деятельности, менеджмента и кадровой политики организации. Возможности франчайзинга в гостинице.

    отчет по практике , добавлен 31.03.2014

    Этапы создания нового туристического продукта. Формирование основного и дополнительного комплекса услуг. Экспериментальная проверка тура. Характеристика тура по его направленности. Обоснование выбора пунктов нового маршрута. Разработка схемы маршрута.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2009

Советы по планированию туристического похода. Виды походов. Особенности. Советы. Личный опыт. (10+)

Составляем маршруты туристического похода

Любой человек, который ходит по походам или же собирается пойти, рано или поздно задумывается о том, каким же образом составляется и подготавливается маршрутная карта. Конечно же, если Вы идете в первый раз, то за основу лучше всего брать чей-то обдуманный готовый вариант маршрута. Нитки маршрутов можно найти на различных туристических форумах и сайтах, где Вам предложат множество разнообразных вариантов. Но если Вы собрались впервые в лес или на сплав и решили сами руководить процессом - откиньте эту идею. Первые разы лучше всего ходить со знающими людьми или же воспользоваться услугами платных походов, если в Вашем города нет бесплатного туристического клуба. Если же Вы уже ходили в походы и не раз, то при выборе маршрутов - лучше всего выписать несколько вариантов, просмотреть подробную информацию о нужных объектах, входящих в маршрут, а также посмотреть фотографии. Но не забывайте! Лучше всего свой маршрут составлять после того, как Вы несколько раз прогулялись со знающими людьми и с уверенностью можете сказать, что Вы можете запросто сориентироваться на незнакомой местности.

  • Вы должны заранее определить суточный километраж похода. Какое количество километров в день Вы реально хотите пройти, проплыть или проехать.
  • Ночевки лучше всего привязывать к тем местам, где есть в это время года вода (речка, родник, озеро и т. д.).
  • Лучше всего подготовить запасные варианты маршрута на тот случай, если вдруг что-то пойдет не так, как Вы запланировали.

Определяем суточный километраж

Давайте внимательнее обсудим первый пункт. Конечно, со временем у Вас установится собственный километражный лимит, но все же хотим дать несколько рекомендаций.

  • Пеший поход . Если Вы планируете идти пешком, то лучше всего на день запланировать от 10 до 25 километров в день. Учитывайте физические способности каждого человека, который идет вместе с Вами, предупреждайте заранее о сложностях, которые могут возникнуть в походе, его участников. Так, например, если Вы берете с собой детей, то километраж лучше всего уменьшить до 10-15, а вот в компании одних взрослых его можно установить в пределах от 15 до 25 км.
  • Горный поход . Помните, что это не то же самое, что пройти по красивым местам. Организовать его не так просто, как Вам может показаться на первый план. Самое главное, с чем Вам придется столкнуться - это перепады высот. Здесь уже важно рассчитать не только общий километраж, но и суточный набор высоты. Допустим, если планируется за сутки набрать от 300 до 500 метров, то горизонтальный километраж должен составлять от 5 до 10 км. При наборе в 1000 метров по вертикали, лучше всего ограничится 2-3 км по горизонтали. Ежели в день запланировано 1000 метров по вертикали, то это очень много, подобное под силу лишь людям с хорошей физической подготовкой. Не забывайте о том, что за плечами у Вас будет еще и рюкзак, который, как минимум, будет весить 20-30 кг. Самый оптимальный вариант - это закладывать вертикальные подъемы, ограниченные до 500-600 метров в день.
  • Водные походы . Запомните, что обычно беспороговые речки текут со скоростью 4 км/час. Если Вы будете грести не напрягаясь, то скорость Вашего «транспортного» средства увеличится до 5-6 км/час. За 6 часов можно пройти 30 км, а за 8 - 40. Естественно, что найдутся люди, которые за день могут пройти и более 100 км, но в данной статье мы больше ориентируемся на среднестатистических людей, поэтому «лосей» рассматривать не будем.
  • Велосипедные походы. На количество километров, которые Ваш «отряд» будет проходить за день, будет влиять количество подъемов и спусков, их угол наклона и протяженность. Конечно же, напрямую влияет и физическая выносливость каждого участника. Для обычного велопохода можно в день устанавливать от 40 до 60 км, если он проходит по хорошим грунтовым дорогам и с небольшими подъемами.
  • Пещерный поход . На самом деле на подобный тип похода влияет довольно много факторов. Первый: горизонтальная или вертикальная пещера. Во втором варианте нужно специальное оборудование, а также умение с ним общаться. В пещеры никогда не стоит спускаться одному. Ведь если что-то пойдет у Вас не так, то телефон вряд ли будет работать, и вызвать кого-либо на помощь Вы не сможете. Наилучшим вариантом - запланировать за день 1 пещеру вертикального типа или 2 - горизонтального. Если будет их большее количество, то скорее всего просто скроется впечатление от первопройденной. Довольно много времени уходит на подготовительную работу с вертикальными пещерами. Ведь необходимо сделать навеску, обеспечить всех участников обвязками, опуститься и подняться всем из пещеры. Если группа состоит из 10 или более человек, то все эти действия вообще могут затянуться на весь день.

Выбираем место для ночевки

Давайте перейдем к следующему, второму пункту, который связан с тем, что ночевку нужно планировать около воды. Конечно, Вы можете носить воду с собой. Но помните, что ее объем должен состоять ориентировочно из 2-х литров на одного человека: на завтрак и ужин. Естественно, гораздо лучше - не тащить воду с собой, а набирать ее у существующего источника. Кстати, следует обратить внимание на то, что, допустим, в Крыму большинство источников в летнее время года пересыхают. Они могут существовать весной, но пересыхать летом. Не забывайте о подобных нюансах. В водных походах, когда Вы не хотите варить еду из воды, набранной с реки, то следует набрать емкости по 5 литров в сутки на человека. Воду можно набирать или в деревнях, или в источниках с родниковой водой.

Исключаем неожиданности

С чем связан третий пункт? Тут довольно все просто. Помните о том, что не бывает 100% того, что план, который Вы составили, будет полностью выполнен. Что может повлиять на его неисполнение? Переоценка собственных физических возможностей, болезнь или непогода в туристическом походе. Лучше всего на день планировать программу минимум и максимум, при этом учитывая стоянки у воды.

Учитывая все выше приведенные факторы - можно составить замечательный маршрут, выбирайте только хоженые тропинки, не забывайте о воде и о перепадах высот. Все у Вас получится! Ходите в походы и получайте удовольствие!

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые.

Вязание. Буклированный узор. Весенние подснежники. Рисунки. Схемы узор...
Как вывязать следующие узоры: Буклированный узор. Весенние подснежники. Подробна...

Вязание. Диагональность. Цветочная фантазия. Стянутые полосы. Рисунки....
Как вывязать следующие узоры: Диагональность. Цветочная фантазия. Стянутые полос...

Вязание. Обвитые петли. Крючочки. Шахматка с рубчиками. Рисунки. Схемы...
Как вязать комбинацию петель: Обвитые петли. Примеры рисунков с такими петлями...

Вязание. Крупные ячейки, Лицевая дорожка, Двойная дорожка, Лицевые вер...
Как вязать узоры. Подробное описание Крупные ячейки, Лицевая дорожка, Двойная до...


2.3. Составление маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический , тематический и тематико-хронологический .

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, "Архангельск строится", "Литературное Подмосковье" и др.).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные .

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

Показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых "петель";
- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными "пробками", ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Подготовка контрольного текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Комплектование "портфеля экскурсовода"

"Портфель экскурсовода " - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач "портфеля экскурсовода" состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф - друзей А. С. Пушкина - при проведении экскурсии по "Пушкинскому кольцу Верхневолжья").

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В "портфель экскурсовода" включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие "портфели" создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии .

Наглядные пособия "портфеля экскурсовода" должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов "портфеля" включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в "портфель", прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в "портфель экскурсовода", должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для "портфеля" экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Определение методических приемов проведения экскурсии

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурсией, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработки рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода; отбора правил техники ведения экскурсии. Не менее важно определить технологию использования методических приемов.

Определение техники ведения экскурсии

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты "портфеля экскурсовода" и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки "Организационные указания". Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем, организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов "портфеля"; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

Составление методической разработки

Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа; содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах методической разработки находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

На титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.
- на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Вот, например, как выглядят рекомендации экскурсоводу о построении вступления в методической разработке экскурсии на тему - "Тюмень - ворота в Сибирь": "Прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет представлено время для этого. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме; привлечь внимание экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной. Она может начинаться стихами А.С. Пушкина или цитатой - высказыванием декабристов о несметных богатствах Сибири, большом будущем этого сурового края". Место посадки группы определяется в рабочем порядке совместно с заказчиком, место начала экскурсии определяется методической разработкой.

Таблица 2.1

Образец методической разработки экскурсии

Маршрут Остановка Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания
Новая Басманная ул. - М. Разгуляй - Бауманская ул. Проездом Новая Басманная ул.; собор св. Павла;
д. № 16 на Новой Басманной ул., д. № 2 на Спартаковской ул.
Подтема I: Пушкинская Москва
1. Бывшая Немецкая слобода -
один из аристократических районов Москвы XVIII-XIX вв.
2. Новая Басманная ул. - уголок Пушкинской
Москвы
Рассказ ведется при замедленном движении автобуса 1. Использовать прием репортажа, давая характеристику бывшей Немецкой слободы. Соблюдать синхронность рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах
2. Характеризуя облик Немецкой слободы
конца XVIII в., когда здесь поселились Пушкины, использовать для показа планировку и застройку Новой Басманной ул. Использовать
в рассказе названия переулков, по которым проходит маршрут, для характеристики прошлого. Упомянуть о сохранившихся на берегу р. Яузы домах вельмож (Лефортовский дворец, Слободской дворец и т. д.)
Бауманская ул., д. 8/10 Остановка во дворе школы им. А. С. Пушкина № 353 Здание школы им. А. С. Пушкина,
мемориальная доска
с барельефом Пушкина-ребенка на фасаде здания
3. Место рождения поэта
4. "Моя родословная"
5. Детство поэта
Группу вывести из автобуса, подвести
к зданию школы, остановиться у мемориальной доски. Затем подвести к па­мятнику
А. С. Пушкина, расположив группу так, чтобы был виден двор школы, памятник, здания слева и справа от него
3. Словесная реконструкция этого уголка Немецкой слободы конца XVIII в. Показать: рельеф двора школы (высохшее русло ручья Кукуй), сохранившиеся флигели (д. 8), напоминающие владение Скворцова,
в котором родился А. С. Пушкин.
Раскрывая вопросы 4, 5, процитировать отрывки из произведений "Моя родословная" и "Гости съезжались на дачу". Использовать "портфель экскурсовода" (виды старой Москвы, Лефортово, портреты родных
А. С. Пушкина).
Вариант логического перехода темы:
"В. Л. Пушкин - оказал влияние на формирование литературных вкусов будущего поэта"

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Размер разработки - 6-12 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

В графе "Маршрут экскурсии " называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы.

В графе "Остановки " называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Не следует делать таких неточных записей, как например: "Набережная реки Волги" или "Центральная площадь". Правильнее записать: "Набережная реки Волги около памятника Н. А. Некрасову".

В графе "Объекты показа " перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке.

В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту - издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объектами показа могут быть улица или площадь.

Графа "Продолжительность экскурсии ". Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.

Графа "Наименование подтем и перечень основных вопросов " содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Например, в городской обзорной экскурсии в одна из подтем носит название "Полтава в Северной войне между Россией и Швецией". Основные вопросы, которые освещаются в этой подтеме, - "Шведы на Украине" и "Полтавская битва". В подтеме "Новь старого города" раскрываются основные вопросы: "Жилищное строительство в городе", "Развитие культуры и искусства", "Строительство спортивного комплекса". Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе "Организационные указания " помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасности. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие "Техника ведения экскурсии". Приведем пример записи: "Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание". "На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования". В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности.

При проведении производственных экскурсий, посещении работающих цехов приводятся рекомендации по технике безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа "Методические указания " определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии "Мемориальный комплекс "Хатынь" по объекту "Линия обороны 100-й стрелковой дивизии" даются два методических указания: "При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР" и "Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия".

Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов "портфеля экскурсовода", включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема (например, "После наблюдения объекта и рассказа экскурсовода туристы могут самостоятельно продолжить знакомство с объектом", "Экскурсоводу следует объяснять термины...", "При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов..." и т. д.).

Составление индивидуального текста

Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст , который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст.

У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же.

Не следует прятать контрольный текст от тех, кто разрабатывает новую для себя экскурсию, поскольку над контрольным текстом работала творческая группа наиболее подготовленных экскурсоводов, и готовящий новую для себя тему экскурсовод не сумеет добиться того, что до него было сделано коллективными усилиями. После того, как предварительная работа экскурсовода над новой темой будет закончена (сбор, изучение и первичная обработка материала), он допускается к ознакомлению с контрольным текстом. Это поможет ему отобрать материал для рассказа, определить оптимальное количество примеров, используемых при освещении подтем, сделать правильные выводы по подтемам экскурсии и целом. Обращение к контрольному тексту, сделанное вовремя, гарантирует более высокий уровень подготовки новичка к экскурсии.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для "использования" рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.

Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи "исполнителя". Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.

Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя забывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изображение (объект) действуют, как правило, на чувство экскурсантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экскурсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и минимум развлекательного. Особое место в подготовке экскурсии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть использованы только легенды.

По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему, экскурсии бывают "стандартны". Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов в выводах, которые делают по отдельным подтемам и по теме в целом.

Проводя анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона.

Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность.

Рассказ и индивидуальный текст

Успех рассказа зависит от того, насколько индивидуальный текст приближен к общепринятой речи, как в нем учтены речевые особенности того конкретного экскурсовода, которому этот текст принадлежит. "Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий (логика, доказательность, новизна темы и информации, психологическая установка автора на воздействие или ее отсутствие и т. д.)". Однако не меньшую роль играет речь, ее свойства, структура, особенности.

Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. В чем находит свое выражение индивидуальность экскурсовода? Все экскурсоводы, проводя экскурсии по одной теме, рассказывают одно и то же, но говорят по-разному. Их рассказ по содержанию одинаков, а по форме, использованию словарного запаса, эмоциональному уровню различен.

Методика требует от экскурсовода, чтобы он при составлении индивидуального текста помнил о существенной разнице между речью лектора и экскурсовода.

В ходе экскурсии экскурсовода "торопят" объекты, которые необходимо показать группе. Два-три часа, отведенные на экскурсию, пребывание экскурсантов на ногах и на открытом воздухе вынуждают экскурсовода говорить кратко, четко характеризовать находившиеся перед группой памятники, сжато рассказывать о связанных с ними событиях.

Продолжительность рассказа не должна превышать времени, какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов. Не случайно в методической литературе используется термин "язык объекта". Одна из задач экскурсовода состоит в том, чтобы заставить "заговорить" объект.

Техника использования индивидуального текста

Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения составляют те карточки, на которые занесены цитаты и большие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью.

Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного применения. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности раскрываемых подтем.

Использование на экскурсии карточек является правом каждого экскурсовода, но с приобретением опыта у них отпадает в этом необходимость. То, что карточки находятся под рукой и могут быть в нужный момент использованы, придает экскурсоводу уверенность в своих знаниях.

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово.

Логические переходы

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов , которые должны рассматриваться как важная, хотя и не имеющая самостоятельного значения, часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом.

Часто в экскурсиях при переходе от одой подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами . Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является "переходным мостиком" от одной части экскурсии к другой. (Например, "А теперь проедем по площади", "Сейчас мы с вами последуем дальше", "Давайте осмотрим еще одно примечательное место"). Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их одной из ошибок в экскурсионной работе.

В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны: (Например, "Теперь посмотрите сюда" или "Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом"). Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположены неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не являясь "переходным мостиком" между подтемами, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

Более эффективен логический переход, увязанный с темой экскурсии . Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или может закончиться уже на остановке около объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход.

Длительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше и меньше.

Прием (сдача) экскурсии

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного "портфеля экскурсовода" и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием "портфеля экскурсовода", списком использованной литературы и т. д.

Утверждение экскурсии

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

Выводы

Обязательная документация по теме. Подготовка новой экскурсионной темы представляет сложный процесс. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы. Документация по экскурсионным темам хранится в методическом кабинете.

Таблица 2.2.

Документация, необходимая для каждой темы

№ п/п Название документа Содержание документа
1 Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
3 Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрывает подтемы и основные вопросы, служит основой вступления, заключения, логических переходов
4 Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом. Дает характеристику объектов и событий
5 Схема (карта) маршрута На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места для их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам
6 «Портфель экскурсовода» Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцы продукции предприятий, другие наглядные пособия
7 Методическая разработка на тему Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяется последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий, техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам
8 Материалы экскурсии Материалы

Последовательность формирования тура регламентирует ГОСТ Р 50681-94 « Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование тутистской услуги». Проектирование тура предполагает следующие этапы:

  • · установление нормируемых характеристик тура;
  • · установление технологии процесса обслуживания туристов;
  • · разработка технологической документации;
  • · определение методов контроля качества;
  • · анализ проекта.

Формирование тура

Процесс формирования тура для последующей его продажи на рынке является своего производственной функцией туроператора. Этапы формирования тура:

  • 1) разрабатывается замысел тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг (применяется метод мозгового штурма, наблюдение).
  • 2) фирма проводит анализ и изучение возможностей ее реализации на практике; анализ и исследование проводятся по нескольким направлениям: соответствие идеи тура потребительским ожиданиям, изучение возможного рынка, оценка конкурирующих туров других турпредприятий, выявление возможности поиска и отбора партнеров и поставщиков туруслуг для реализации идеи тура;
  • 3) поиск и отбор поставщиков - для их поиска фирма использует различные справочники, Интернет-ресурсы и другие средства коммуникации;
  • 4) формирование основного и дополнительного комплекса услуг, включаемых в тур - действия по комплектации тура из услуг партнеров или поставщиков на основе их реального предложения. На данном этапе образуется основа тура, т.е. целевое назначение тура, разработка туристского маршрута, планирование услуг проживания, питания, транспортировки, медицинского страхования, программу тура и т.д.
  • 5) экспериментальная проверка тура - заключительный этап его формирования, на котором практически готовый турпродукт подлежит своему опробованию (фирма использует рекламный тур, предназначенный для ознакомления с новым турпродуктом представителям СМИ и других авторитетных личностей; study tour- его цель состоит в формировании представления о качестве тура, его достоинствах и недостатках для самих сотрудников фирмы, которые в последствие будут участвовать в реализации тура).

Продвижение тура

Продвижение турпродукта - комплекс мер, направленных на его реализацию, включающий рекламу, участие в специализированных выставках, ярмарках, организацию информационных центров, создание каталогов, буклетов, и др.

В рамках практического задания я рассмотрела разработку туристического маршрута Рязань - Москва - Израиль - Москва - Рязань.

Клиентам мы можем предложить зимние, летние, весенние и осенние туры - на выбор. Семейным парам с детьми можно предоставить скидки. Если трое детей до пяти лет, двоим детям 25% скидки, третий ребёнок бесплатно.

Продолжительность тура 10, 15, 20 дней по выбору.

Мы предлагаем клиентам:

  • 1. Индивидуальные туры в Израиль круглый год с отдыхом на курортах Неталия и Эйлат.
  • 2. Туры с лечением на Мёртвом море.
  • 3. Туры паломников в Иерусалим.

Израиль - специфическая страна с особым туристическим статусом. Это государство располагается на Ближнем Востоке, протянувшись вдоль берега Средиземного моря, доставая южной границей до красного моря. Территория - 21тыс. кв. км с населением 5,5 млн. человек, 86% которого составляют евреи, остальные - арабы и палестинцы.

Столица Израиля - Тель-Авив, фактически Иерусалим. Язык - иврит, но, учитывая мощные эмигрантские волны из России, здесь нетрудно услышать русский язык. Денежная единица - шекель, $1=2,8 шекеля. Срок оформления визы - 20-25 дней. Религия - иудаизм. Глава государства - президент. Главные туристические центры - Нетания, Нахария, Тель-Авив (Средиземное море), Мёртвое море, Иерусалим и Эйлат (Красное море).

Туристический сервис, конечно, ничем не отличается от европейского, но поездка в Израиль всегда связана с историей, религией. Путешествие в Израиль - это путешествие к истокам христианства, на землю библейских истин, где на Ваших глазах оживают страницы Священного Писания. По этой земле ходили Иисус Христос и его апостолы, Александр Македонский, и царь Навуходоносор и Ирод. Израиль - это Вифаиен и Назарет, Иерусалим и Иерихои, и четыре моря - Средиземное, Красное, Мёртвое и Галилейское. Более 2-х миллионов туристов ежегодно приезжают не только отдохнуть или поправить здоровье на израильских здравницах, но и поклонится общечеловеческим святыням, прикоснуться к Великой истории. Природа очень разнообразна: пустыни, тропические леса, горные ущелья и болотистые низины; коралловые рифы и очень солёная вода Мёртвого моря. Отдых в Израиле - это современные отели и возможность увидеть Голгофу, Стену Плача, Храм Рождества Христова и гору Синай.

Нетания - главный курорт Израиля, город в часе езды от Тель-Авива и Иерусалима. Город бриллиантов и спорта и 11км песчаных пляжей, весёлая ночная жизнь и отличная кухня.

Также Эйлат - великолепный курорт, зона свободной торговли, международный центр подводных видов спорта. Эйлат - это город царя Соломона и царицы Савской, расположенной в живописной гавани с белыми песками кораллового моря. 359 солнечных дней в году. Мы можем предложить клиентам проживание в отелях «Ройял Биг» 5* deluxe, «Кинг Соломон», холидей инн 5-ти звездные, «Орхид», «Патио», «Нью Кейсар», «Американа», «Риф» - все 4-х звездные, «Ред. рок», «Эдомит» - все 3-х звездные.

Рассмотрим тур с проживанием в 5-ти звездном отеле Иерусалима.

Дорога из Рязани до Москвы (ж/д, автобус, автомобиль), вылет из аэропорта Москвы.

По способу передвижения тур представляет собой комбинированный маршрут, включающий в себя на воздушном судне и автобусный маршрут с познавательными и развлекательными моментами. Из Иерусалима автобусный маршрут до гостиницы. Проживание в 5* отеле.

Предусмотрено коллективное посещение различных достопримечательностей, таких как солнечный пляж или ультрасовременный город, археологические раскопки или религиозные памятники. Посещение ярких восточных рынков с народными традициями, правительственными и судебными учреждениями; посещение медицинских и культурных центров. Продолжительность тура составляет 15 дней.

Основные организованные экскурсии:

  • 1. День первый: посещение музея «Яд Вашен» - Менориака катастрофы и геройства. Этот музей расположен на Холме памяти западу от горы Герцль. Имеется зал памяти и библиотека; посещение музея истории Иерусалима «Башня Давида».
  • 2. День второй: экскурсии по достопримечательностям - «Стена Плача», «Гора Скопус», «Киесет», «Верховный суд».
  • 3. Дни третий и четвёртый: посещение достопримечательностей «Туннели Западной стены и Храма Гроба Господня».
  • 4. Пятый день: «Купол скалы», «Мечеть Аль-Акса».
  • 5. Шестой и седьмой дни: посещение «Библейского зоопарка имени семьи Тиш» - это место для отдыха; и Археологического музея «Офеля».
  • 6. Восьмой день: посещение ботанического сада в Гиват Ране и Ринской площади.
  • 7. Девятый и десятый дни: поход на «Израильскую башню» - остатки сторожевой башни с воротами времён Первого храма. Также шествие по дороге называемой «Крёстный путь», дорога, по которой, согласно преданию, прошёл Иисус к месту казни.
  • 8. Одиннадцатый и двенадцатый дни: интересная прогулка по крепостным стенам «Старого города», посещение выставки копий культовых инструментов и рисунков эпохи храма.
  • 9. День тринадцатый: «Машина времени» - прогулка по различным периодам истории города с помощью самых современных механизмов; а так же посещение «Центра Зальмана Шазара» - научно культурного центра, где собраны материалы по еврейской истории.
  • 10. Четырнадцатый день: посещение «гробницы Царя Давида» и «Горницы тайной Вечери».

В вечернее время гости Иерусалима могут принять участие в фольклорных вечерах с хоровым пением и народными танцами. Также предусмотрено посещение ресторанов, кафе по индивидуальному выбору.

Виды основных услуг, предоставляемых клиентам:

  • Ш с аэропорта встреча автобусом до гостиницы;
  • Ш прибытие, размещение в двухместных номерах 5-ти звездном отеля. Имеются все удобства в номере, спутниковая связь, балкон, видна город. Предусмотрено 3-х разовое питание, завтрак в номере, обед и ужин в ресторане отеля.
  • Ш предоставляется трансфер - автобус с мягкими сиденьями, медицинская страховка.

Дополнительные услуги: посещение вечерних развлекательных программ, дискотек, концертов, магазинов, ресторанов и театров, прокат автомобилей, почта и телефон. Также в распоряжении имеются банки и обмен валюты.

В стоимость путёвки входит:

  • Ш трансфер;
  • Ш проживание в гостинице;
  • Ш питание (цена зависит от выбора туристом полного пансиона или полупансиона);
  • Ш экскурсионная программа;
  • Ш медицинская страховка.

Отдельно оплачивается дорога Рязань - Москва и Москва-Иерусалим, и обратно. Авиа-перелёт не входит в стоимость путёвки. Также отдельно оплачиваются дополнительные услуги для желающих. Полная стоимость путёвки с проживанием в 5-ти звездном отеле Иерусалима, за 15 суток, составляет на одного человека: 4000$.

Данный тур является познавательно-развлекательным и интересным. Но для тех, кто желает подлечиться, поправить своё здоровье лучше отдать предпочтение отдыху на Мёртвом море.