Как рассчитать торговую наценку на товар: формула с примерами. Какую делать торговую наценку? Какая наценка может быть на товар

25.03.2014 184327

Некоторые бизнесмены до сих пор путают понятие маржи с понятием торговой наценки и устанавливают цены на свой товар, руководствуясь исключительно примером конкурентов. Неудивительно, что они разоряются! Аналитик компании «Академия розничных технологий» Максим Горшков дает несколько советов и формул, с помощью которых можно установить не только не разорительные, но и прибыльные цены.

Коммерческий аналитик компании «Академия розничных технологий». Имеет 14-летний опыт работы в модной индустрии, в том числе в качестве директора-куратора сети розничных магазинов «Спортград» и спортивных магазинов высокого ценового сегмента Sportcourt, а также в качестве директора розничной сети магазинов Nike. Специализируется на коммерческой и финансовой аналитике предприятий розничной торговли.
www.art-rb.ru

Наценка и маржа - «две большие разницы»

В деловой среде иногда можно услышать фразу вроде «Эта компания работает с маржой в 200%», которая на самом деле некорректна, так как в данном случае речь идет не о марже, а о наценке. К сожалению, два этих понятия часто путают. Давайте расставим точки над «и» и разберемся, что такое маржа, наценка и коэффициент наценки.

Закупая товар у поставщика, мы платим за него определенную сумму денег. Например, 1000 рублей за пару. Это закупочная цена. Когда товар поступает в магазин, мы накладываем на него добавочную стоимость, чтобы покупатель платил за пару уже 3000 рублей, что является розничной ценой товара. Существует еще такое понятие, как фактическая цена - цена, по которой товар был на самом деле продан в результате стимулирующих акций или скидок по карте лояльности. Определившись с видами цен, мы можем понять, что же такое маржа. Маржа - это доля добавочной стоимости в розничной цене товара, то есть разница между розничной и закупочной ценой. Она показывает, сколько прибыли получит компания, если мы будем продавать товар по данной розничной цене. В нашем примере маржа, то есть доля добавочной стоимости, составляет 2000 рублей, или 66,6%. Но какие бы примеры мы ни приводили, маржа всегда будет ниже розничной цены. Так что если вы слышите, что кто-то говорит о марже, превышающей 100%, знайте, что этот человек путает маржу с торговой наценкой. Торговая наценка - это некая надбавка на закупочную стоимость товара, то есть то, на сколько процентов розничная цена превышает закупочную цену. В нашем примере торговая наценка составляет 200%. Сравнительно недавно в розничной торговле стал использоваться показатель коэффициента наценки. Он так же, как и торговая наценка, демонстрирует отношение розничной цены к закупочной цене, но выражен не в относительных (проценты), а абсолютных величинах, и используется только для простых расчетов. Коэффициент наценки в нашем примере равен 3: именно во столько раз розничная цена больше закупочной.

Возникает вопрос: какой именно показатель следует использовать в работе? С точки зрения финансового учета и бюджетирования наиболее важен показатель маржи, так как с ним связаны многие другие расчеты. Но для несложных операций можно использовать все остальные показатели.

Как установить цены, которые принесут прибыль

Покрыть все издержки и обеспечить прибыль, ради которой и функционирует любой нормальный бизнес, можно с помощью грамотно рассчитанной торговой наценки. Наша цель - установить с ее помощью розничную цену, которая покроет все постоянные и переменные издержки, и будет настолько большой, насколько возможно при платежеспособности ваших покупателей. Не надо стесняться продавать дорого: если товар покупают даже по очень высокой цене, значит, он того стоит. Также не нужно кидаться в другую крайность, сбывая товар по себестоимости или даже ниже ее - а ведь и такое бывает! Помните, что низкие цены не только не обеспечивают вам лояльность покупателей, но и медленно, зато верно разоряют вас, - особенно, если вы на самом деле не можете позволить себе эти игры с ценами. Чтобы установить правильные для вашего магазина цены, сперва ответьте себе на несколько вопросов.

Какова себестоимость товара? Посчитайте, какие издержки вы несете, получая товар в свой магазин. В них всегда входит закупочная стоимость, а у магазинов, не работающих по франчайзингу, - чаще всего стоимость доставки. У компаний, которые сами производят и затем реализуют ассортимент, в себестоимость товара входят затраты на сырье, рабочую силу, труд дизайнера и другие издержки.

Каков уровень пороговой цены? Пороговая цена - это минимальная цена товара, которая обеспечивает безубыточность фирмы. В нее включены все издержки, которые должны гаситься даже в том случае, если вы делаете скидку на товар. Некоторые продавцы, вдохновившись примером конкурентов-сетевиков, снижают цены в стремлении угодить покупателю. Но часто они не учитывают тот факт, что сетевики действительно могут позволить себе такие игры с ценой, ведь товар им достается иногда в разы дешевле, чем частному предпринимателю. В итоге владелец магазина, не просчитав свою пороговую цену, вступает в ценовую гонку с крупным ретейлером и работает себе в убыток. Он может делать так до тех пор, пока окончательно не разорится, или не выйдет из гонки. Подняв цену обратно, продавец, скорее всего, растеряет клиентов, - ведь они ходили к нему только из-за низкой цены, - и вновь окажется на грани разорения.

Какова ценовая ситуация в отрасли? Разумеется, вы должны понимать, с какими ценами работают ваши конкуренты, и по каким ценам готовы покупать ваши товары потребители.

Эластичен ли спрос на ваши товары? Спрос считается эластичным, если он меняется при снижении или увеличении цены. Только в этом случае на товар имеет смысл делать скидку, иначе заработать не получится. Если спрос неэластичен, то есть продажи не увеличиваются при снижении цены или увеличиваются незначительно, получить прибыль на распродаже такого товара не выйдет. Поскольку в обувном магазине существуют категории товаров разной эластичности спроса, вы должны замерить и просчитать эластичность каждой из них по формуле Э = К/Ц, где К - изменение величины спроса в процентном отношении, а Ц - изменение цены в процентном отношении.

Повлияют ли на увеличение объема продаж дополнительные услуги? Одной из самых привлекательных для покупателя услуг сейчас является потребительский кредит на обувь. Пока лишь немногие компании продают обувь таким образом, и это странно, ведь продавец не несет никаких расходов, а только наслаждается увеличением продаж.

Какую цену покупатель готов платить за товар? Этот показатель зависит от многих факторов, например, от местоположения магазина и дохода целевой аудитории. Когда нам известен точный портрет покупателя, мы хорошо понимаем, что именно ему нужно и сколько денег в месяц он готов тратить на обувь. Например, после всех расходов у клиента нашего магазина остается около 6 тысяч рублей в месяц, а это значит, что примерно такую цену мы можем установить на большинство моделей в магазине. Но это средняя цена, поэтому к ней мы должны прибавить еще два шага: 25% вниз и 25% вверх от цены. Делать в одном магазине ценовой шаг более 25% не разумно, так как такой диапазон цен размоет вашу целевую аудиторию и заставит вас конкурировать с более дорогими или дешевыми магазинами, что совершенно не интересно ни вам, ни вашим покупателям.

Каков характер конкуренции? Конкуренция - как радиация: она есть всегда и везде, но ее не видно. Но вы должны все равно держать руку на пульсе конкурентов и работать лучше, чем они. Тот, кто занимается мониторингом своих соперников, открывает по 200-300 магазинов в год, а тот, кто продает товар по себестоимости и ничему у других не учится, так и работает всю жизнь с одним магазином.

После того, как вы разобрались со своими возможностями и желаниями в плане цен, воспользуйтесь одним из нескольких методов ценообразования.

Метод первый: средние издержки + прибыль. Это довольно простой и эффективный метод ценообразования, который отталкивается от затрат - а это очень важно, - хотя и не учитывает перемен на рынке и не показывает, до какого предела можно снижать цены при распродаже. Суть метода заключается в том, чтобы получить цену на товар из суммы всех издержек за отчётный период и желаемой доли прибыли. Например, мы закупили товара в сезоне на 5 млн рублей, и выяснили в, что суммарные издержки на этот же период составят примерно 8 млн рублей. Если мы сделаем наценку на товар в размере 100%, то наша прибыль составит всего (5х2)-8 = 2 млн рублей, а если мы сделаем наценку в размере 150%, то товарный запас в денежном эквиваленте будет равняться 12,5 млн рублей, что принесет нам в идеальном случае уже 4,5 млн рублей. Понятно, что «идеальных» случаев не бывает: сезон всегда заканчивается с остатком, да и рынок диктует нам свои условия. Некоторая часть ассортимента будет реализована со скидкой, поэтому в данной ситуации наценка 150% позволит нам хотя бы остаться на плаву.

Метод второй: расчет цены на основе анализа безубыточности. В бизнесе существует такое понятие, как точка безубыточности. Суть принципа безубыточности - установить тот объём продаж, при котором не будет убытков. Точка безубыточности всегда рассчитывается для новых бизнесов, так как с ее помощью становится ясно, сколько времени магазин будет работать без прибыли, только для покрытия первоначальных вложений. Некоторые элементы анализа безубыточности можно использовать и для ценообразования, причем данный способ поможет нам выяснить, какова должна быть минимальная прибыль, необходимая для выживания бизнеса (то, чего не способен дать метод «средних издержек + прибыли»). Чтобы определить норму минимальной прибыли, надо из объема планируемой валовой выручки вычесть переменные издержки, и поделить полученное число на объем планируемой валовой выручки. Например, (15 млн – 5 млн)/15 млн = 0,5. Этот коэффициент говорит о том, что разница между ценой закупки и продажи должна быть 50%, в противном случае мы будем работать себе в убыток. С помощью данного метода можно посчитать и торговую наценку. Для этого воспользуйтесь формулой «1-(объем планируемой валовой выручки/переменные издержки)*100%». В нашем примере может получиться такой расчет: 1-(15 млн/5 млн)*100% = 200%. Именно такой должна быть торговая наценка, чтобы мы хотя бы покрывались все издержки, ничего не зарабатывая. Предел верхней цены диктует только здравый смысл: мы должны продавать настолько дорого, насколько возможно, не слушая при этом тех, кто советует продавать товар подешевле. Как правило, такими советчиками оказываются люди невысокого социального статуса, которые мало что понимают в зарабатывании денег.

В принципе, этих методов достаточно для того, чтобы установить адекватные вашему бизнесу цены. Но в некоторых случаях цены устанавливаются другими способами. В частности, «методом текущих цен» , когда для ориентира берутся цены конкурентов: такой метод еще не прижился в модном сегменте, однако его уже используют ретейлеры электроники. Его плюс в том, что он накладывает вето на ценовые войны, но не все магазины могут позволить себе поддержание одинаковых цен с крупными сетевиками. «Метод демпинговых цен» используется для привлечения покупателей. Суть его в том, чтобы установить низкие цены на бестселлеры, то есть на особо привлекательные товары, хотя цены на все остальные товары могут быть даже завышены. Этот метод может спровоцировать ценовые войны и создать магазину имидж дешевого заведения, поэтому использовать его нужно с осторожностью. «Метод измерения эластичности спроса» хорош тем, что с его помощью можно отследить зависимость роста продаж и прибыли от изменения цен, а метод «анализа покупательского поведения» используется на стадии вывода нового продукта на рынок.

Некоторые бизнесмены до сих пор путают понятие маржи с понятием торговой наценки и устанавливают цены на свой товар, руководствуясь исключительно примером конкурентов. Неудивительно, что они…

ООО. Занимаемся торговлей оптом и в розницу. Существуют ли какие- то нормативно - правовые акты, которые устанавливают минимальную наценку на товар и максимальную. То есть есть ли ограничения по накрутке на закупочную цену на товар.

Максимальные размеры скидок, которые продавец может предоставить покупателю, гражданское законодательство не регламентирует. Отношения коммерческих организаций – сторон договора регламентируются в полной мере условиями договора и закрепленным в статье 421 ГК РФ принципом свободы договора.

Есть ряд товаров, цены на которые регулируются государством. К примеру, в соответствии с абзацем 3 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать торговые надбавки к ценам на продукты детского питания . А Приказом Росалкогольрегулирования от 25.12.2014 № 409 установлена цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции .

На большинство же товаров, работ, услуг уровень минимальной и максимальной наценки нормами действующего законодательства не установлен. Но здесь нужно соблюдать правила о рыночной цене . В противном случае налоговая инспекция может провести проверку правильность применения цен в случае, если организация совершает контролируемые сделки .

Обоснование

Из статьи журнала «Учет в торговле» № 3, III квартал 2009

Устанавливаем систему скидок

Максимальные размеры скидок, которые продавец может предоставить покупателю, гражданское законодательство не регламентирует.

Пункт 1 статьи 421 ГК РФ определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В том числе и при установлении цены сделки (п. 1 ст. 424 ГК РФ). А предоставление скидки может рассматриваться как согласование новой цены в договоре или как изменение цены после заключения договора.

Однако это может повлиять на налогообложение. Так, статья 40 НК РФ предусматривает, когда налоговая инспекция вправе пересчитать налоги исходя из рыночной цены товаров.

Это возможно, например, когда цена снижается более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых фирмой по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Но, определяя эту рыночную цену, инспекторы обязаны учитывать предоставляемые фирмой скидки (п. 3 ст. 40 НК РФ). В частности, учитываются скидки, вызванные:
– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
– маркетинговой политикой.


* В расчетах используются средние данные по России

Какие виды малого бизнеса могут похвастать наибольшими наценками? В этой подборке мы собрали 15 направлений, где маржа может достигать 300%, 1000% и даже 4000%.

Наценка на товар может быть высокой практически в любом виде бизнеса. Особенно, если речь идет о продаже брендовых, дизайнерских и прочих предметов, претендующих на какую-либо эксклюзивность. Но некоторые товары имеют высокую маржу чисто в силу физических причин - себестоимость их изначально невысока из дешевизны или малого количества используемых в производстве материалов, что позволяет зарабатывать не только производителям, но и поставщикам-перекупщикам, накручивая до 300% и выше. Отдельно стоит сказать об общепите, где наценка в 300-400% встречается практически повсеместно, поэтому высокой наценкой здесь можно считать 500-800%

Возможно, вы будете удивлены, но товаром с одной из самых высоких наценок являются… парафиновые церковные свечи. Да-да. Торговая наценка на них может достигать 3000%, так как себестоимость одной свечи составляет всего несколько копеек. Другое дело, что производство церковных свечей вряд ли может стать манной небесной и озолотить предпринимателя. Рынок, как говорится, давно уже “поделен”, а без связей с представителями церкви продвинуть свою продукцию в храмы будет практически невозможно.

Продажа нижнего белья

Большой наценкой отличается такая категория одежды как нижнее белье. Даже если магазин белья работает в среднем ценовом сегменте, обычная наценка составляет 200-300%. Это связано с небольшой себестоимостью производства, минимальными затратами на хранение и транспортировку. Если нижнее белье позиционируется как дизайнерское, то наценка сразу взлетает до 1000-1100%. Разумным ограничителем наценки выступает лишь высокий уровень конкуренции: магазинов нижнего белья стало много, особенно в интернете.

Средняя наценка на очки, изготовленные по рецепту в салонах оптики составляет порядка 200% и может доходить до 300%. Среди ассортимента оптики по размеру наценки лидирует оправа для солнцезащитных очков - которая может достигать 1300%. Предприниматели отмечают, что еще одним плюсом является небольшой размер товара, благодаря чему не требуется арендовать большие площади.


Продажа сладкой ваты - занятие, которое не потребует от вас каких-то чрезмерных усилий или умений. Кроме того, сладкая вата обладает чрезвычайно нескромной наценкой, которая превышает 4000%. Если продавать вату в комплекте со свежевыжатыми соками и закусками, можно увеличить прибыльность точки.

Если вы ищите бизнес с высокой наценкой, обратите внимание на попкорн. Всего две столовых ложки “сырья” смогут дать вам литровый объем готового продукта. Наценка на попкорн в среднем составляет около 600-700% и доходит до 1500%. При этом вложения невысоки - начинать продажи можно с небольшого лотка с аппаратом для попкорна стоимостью 10-20 тыс. рублей.

Нормальной наценкой на бижутерию можно считать уровень 200-300%, хотя некоторые предприниматели доводят ее и до 1000%. Бижутерия - продукт импульсивного спроса и хорошо продается в местах скопления людей, например, в торговых центрах. Большой магазин открывать не нужно - хватит точки островного формата. Средний чек покупки составляет 500-700 рублей.

Напитки - это традиционно одна из самых высокомаржинальных позиций в меню кафе и ресторанов. Наценка в 300-400% - явление довольно обычное, а за счет выпечки и десертов (всевозможных пончиков, маффинов, вафлей с топпингами) итоговая наценка легко может возрасти до 600%. Бизнес привлекателен обилием форматов под любой бюджет (открыться можно в виде небольшой торговой точки, мобильной кофейни, заниматься вендинговой торговлей и т.д.), а также растущим потреблением кофе.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Свадебные платья - это товар с одним из самых высоких уровней наценки в мире одежды. Накрутка здесь может доходить до 300-500%. Связано это с общей наценкой на свадьбу, которая бывает “только раз в жизни”, и на которую “никаких денег не жалко”. Не менее крупная наценка устанавливается и на всевозможные сопутствующие свадебные аксессуары и атрибуты, включая бижутерию, украшения, свадебные фотоальбомы, фужеры и прочее.

Большую наценку (около 250%) можно устанавливать на гипсовые фигуры, которые используются для украшения садов и приусадебных участков. Этот бизнес привлекателен простотой технологического процесса и своими небольшими вложениями - для открытия своего производства хватит 228,5 тыс. руб., которые можно окупить на 5 мес. работы.

Такое блюдо как хинкали не требует дорогостоящих ингредиентов, поэтому торговая наценка на него может составлять порядка 250-300%. При себестоимости одного хинкали около 13 рублей, стоимость составляет около 45 рублей, при этом стандартная порция включает пять хинкали. По сути, покупателю продают пять крупных пельменей за 225 рублей. Однако под словом “хинкальная” может подразумеваться кафе, в котором подают не только хинкали, но и другие блюда грузинской кухни.


Цветочный магазин - это бизнес, который не требует каких-либо серьезных бизнес-процессов и найма большого числа сотрудников - желательно лишь найти сменщика, а можно и вовсе работать самому. На цветы устанавливается довольно большая наценка, которая может достигать 300%. Для открытия небольшого цветочного магазина площадью около 20 кв. метров потребуется около 330 тыс. руб., но при желании стартовать можно и еще бюджетнее и на меньшей площади. Окупить такие вложения можно в течение полугода работы, чистая прибыль цветочных магазинов варьируется от 50 до 110 тыс. рублей. Минус такого бизнеса - ярко выраженная сезонность спроса.

Лакомством с высоким уровнем наценки считается мороженое, нормальная накрутка на которое составляет около 200%. Форматов бизнеса есть множество - полноценный магазин, стойка, прилавок или островок в ТЦ, тележка, микрофургон и даже… бутик. По словам владельцев кафе-мороженых в ТЦ наценка на развесное мороженое в стаканчиках составляет от 400 до 1000%.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для приготовления вафельного фастфуда (бельгийские вафли) хватит вафельницы, которую можно приобрести менее чем за 5 тыс. руб. Благодаря низкой себестоимости теста и малому количеству наполнителей, наценка на вафли составляет 600-1000%.

Блинчики - это продукт простой в приготовлении, но чрезвычайно перспективный по своим возможностям. Наполнить блинчик можно чем угодно, и это оставляет широкий простор для кулинарного творчества. Свой бизнес по продаже блинов притягателен невысокими вложениями в оборудование (профессиональную блинницу на две поверхности можно купить за 15 тыс. руб.) и возможностью делать наценки до 300-400%. Примерно такая же наценка устанавливается на пиццу.


Для открытия своего смузи-бара в формате островка 5-6 кв. метров в торговом центре потребуется около 465 тыс. руб. и приносить он сможет около 80-100 тыс. руб. в месяц. К преимуществам смузи-баров можно отнести относительно свободную нишу, небольшие вложения, простоту технологии приготовления напитков, моду на смузи, а как следствие - высокую наценку которая может доходить до 1000%

1213 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 301991 раз.

Стритфуд - это перспективный бизнес, который требует минимум вложений, быстро окупается и активно развивается даже в условиях кризиса. В статье мы собрали 15 идей, как открыть точку стритфуда.

10 марта 2017 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ФАС России от 06.03.2017
«О предоставлении разъяснений об отмене регулирования торговых надбавок на продукты детского питания»

ФАС России информирует об исключении права на установление органами исполнительной власти субъектов РФ торговых надбавок к ценам на продукты детского питания

Сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 71 исключено право на установление органами исполнительной власти субъектов РФ торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Таким образом, государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, ранее установленное нормативными правовыми актами субъектов РФ, не имеет юридической силы и подлежит отмене после вступления в силу Постановления N 71.

Вместе с тем предоставленное право органам исполнительной власти субъектов РФ вводить снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, оставлено без изменений.

Перейти в текст документа

Быстрая навигация: Каталог статейИные вопросы Ценообразование продуктов детского питания у посредника (Шоломова Е.В.)

Ценообразование продуктов детского питания у посредника (Шоломова Е.В.)

Дата размещения статьи: 17.12.2014

Как известно, через торговую надбавку (наценку) возмещаются расходы продавца по продаже товаров и обеспечивается получение прибыли. Это разница между ценой приобретения товара и той ценой, по которой он отпускается покупателю. Обычно торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка. Но если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров.

О государственном регулировании торговых надбавок на детское питание

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ) хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее ведении, за исключением установленных названным Законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. В силу ч. 4 ст. 8 Закона N 381-ФЗ в случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами госвласти), цены на данные товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них определяются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми согласно им нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) ОМСУ.
Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее — Постановление N 239) Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которому органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Ряд субъектов РФ данное право реализовали. Например, Постановлением правительства Нижегородской области от 18.01.2006 N 7 «О предельном уровне торговой надбавки на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)» предельная торговая надбавка для организаций оптовой торговли установлена в размере 25% к фактической отпускной цене производителя, для организаций розничной торговли — в размере 20% к фактической цене поставки.

Распространяются ли ограничения торговой надбавки на посредника?

Существует три формы посредничества — поручение (гл. 49 ГК РФ), комиссия (гл. 51 ГК РФ) и агентирование (гл. 52 ГК РФ).
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. В случаях когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, которые установлены в договоре комиссии.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре.
Таким образом, посредники совершают сделки в интересах заказчика и за его счет, но при этом действуют: поверенный — всегда от имени заказчика, комиссионер — всегда от своего имени, агент — от своего имени или от имени заказчика.

Обратите внимание! Напомним, что с 01.02.2010 (даты вступления в силу Закона N 381-ФЗ) запрещается осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии, торговым сетям и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети (п. 3 ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 22 названного Закона). Данный запрет распространяется на все торговые сети и всех поставщиков торговых сетей при осуществлении ими оптовой торговли между собой. Запрет на оптовую торговлю с использованием договора комиссии (смешанного договора с элементами договора комиссии) не распространяется на договорные отношения поставщиков, если предметом такого договора не является поставка товаров в торговую сеть и в случае поставки продовольственных товаров реализующим товар в розницу лицам, не являющимся торговыми сетями.

Оптовая торговля, согласно п. 2 ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» <1>, — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данное определение совпадает с определением, приведенным в п. 2 ст. 2 Закона N 381-ФЗ. Выделим в нем слово «приобретение».
———————————
<1> Утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст.

Известно, что посредники не приобретают права собственности на товары заказчика. В ст. 996 ГК РФ прямо установлено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Это положение применяется и к договорам агентирования в силу ст. 1011 ГК РФ. Примечательно, что обычной деловой практикой в отношениях производителя и посредника стала так называемая транзитная форма товародвижения <2>, когда товары перемещаются от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.
———————————
<2> Пункт 143 ГОСТ Р 51303-2013.

Теперь обратимся к понятию «торговая надбавка». Следует сказать, что оно было предусмотрено утратившим силу с 01.04.2014 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» <3>, а в ГОСТе, заменившем его, оно вообще отсутствует, несмотря на то, что нормативные документы используют данный термин (например, Закон N 381-ФЗ). Итак, торговая надбавка обозначалась как элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
———————————
<3> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Если исходить из содержания посреднической деятельности, то ни комиссионер, ни агент не продают товар с наценкой (надбавкой). Они реализуют переданные им на реализацию заказчиком товары по цене, установленной заказчиком, и получают от заказчика вознаграждение за посредничество, а также сумму возмещения понесенных расходов (ст. ст. 991, 1006 ГК РФ). В случае когда посредник совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны заказчиком, дополнительная выгода делится между посредником и заказчиком поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. ст. 992, 1011 ГК РФ).

История одного дела

Между тем обратимся к Постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу N А33-5806/2014.

Обстоятельства дела таковы: комиссионер осуществлял продажу детского питания, переданного ему на реализацию комитентом. Договор комиссии предусматривал право комиссионера самостоятельно формировать цены реализации продукции третьим лицам, применяя цены не ниже учетных, увеличенных на сумму НДС. При этом уточнялось, что учетные цены включают в себя затраты на производство и реализацию продукции, в том числе стоимость упаковки, а также размер комиссионного вознаграждения. В договоре содержались условия о том, что:
— в случае реализации товаров по ценам, превышающим учетные цены, дополнительная выгода считается полученной комитентом и перечисляется комиссионером в порядке, предусмотренном договором комиссии (ч. 2 ст. 992 ГК РФ);
— комитент дает право комиссионеру осуществлять ценообразование и реализовывать продукцию по ценам выше учетных (с учетом НДС), то есть применять к учетным ценам надбавки (наценки).
По итогам проверки комиссионера краевая служба финансово-экономического контроля выявила нарушение ценообразования — превышение предельного уровня торговой надбавки (30%) для организаций оптового звена (Постановления администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-п и от 16.10.2001 N 710-п). Служба контроля сопоставила учетные цены, применяемые комитентом, и цены реализации продукции комиссионером и пришла к выводу, что торговая надбавка на продукцию составила от 127% до 206%, в то время как предельная надбавка оптового звена не должна превышать 30% независимо от количества посредников. В итоге на комиссионера был наложен штраф по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в размере 100 тыс. руб.
Проанализировав условия договора, суд поддержал контролеров. При этом арбитры сделали следующие заключения:
— стоимость готовой продукции производителя = учетная цена + НДС, то есть цена изготовителя покрывает расходы на ее производство и уплату налогов;
— полученное сверх учетных цен (надбавка) является дополнительной выгодой, следовательно, установленные учетные цены являются конечной ценой завода-изготовителя и содержат определенную долю прибыли комитента;
— расчет надбавки на продукты детского питания производится именно от цены завода-изготовителя. Торговая надбавка комиссионера не только превысила допустимый предел в 30%, но и полностью «поглотила» допустимую надбавку организаций розничного звена (15%) к цене завода-изготовителя (фактически она составила от 127% до 206%), тем самым лишив розничных продавцов возможности законного формирования цены с применением какой-либо торговой надбавки.
Со ссылкой на положения договора комиссии арбитры не приняли доводы комиссионера о том, что учетные цены применяются сторонами как мера ответственности за утрату продукции и не являются ценой изготовителя, а также о том, что именно цена товара, по которой комиссионер продает товар третьим лицам, является ценой изготовителя (в подтверждение прилагалось письмо производителя). Кроме того, суд, в целом согласившись с тем, что комиссионер, реализуя товар комитента по ценам выше учетных, по условиям договора комиссии не получает для себя дополнительной выгоды, однако, отметил, что санкция ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ не предусматривает определение размера административной ответственности в зависимости от размера излишне полученной от реализации товара выручки вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен. Комиссионер обязан соблюдать предельные уровни торговых надбавок на продукты, подлежащие государственному регулированию, и от соблюдения данной обязанности его также не освобождает установленное договором комиссии обязательство исполнять поручение на наиболее выгодных для комитента условиях. Само же понятие торговой надбавки по ГОСТ Р 51303-99, по мнению суда, не противоречит выводу о том, что разница между учетными ценами и ценами реализации продуктов третьим лицам по посредническому договору представляет собой надбавку к цене изготовителя.

Итак, исходя из норм, регулирующих посреднические сделки, а также понятия оптовой торговли, посредник не осуществляет продажу товаров с надбавкой, продает не собственные товары, а товары заказчика, получая за это установленное вознаграждение. Раз так, то и ограничения уровня торговой надбавки не должны распространяться на него.
Однако мы рассмотрели судебное Постановление, в котором с учетом конкретных обстоятельств сделаны иные выводы. Договором комиссии стороны предусмотрели применение учетных цен — минимальных цен, по которым комиссионером может быть реализована продукция комитента (увеличенных на сумму НДС). Оценив условия договора комиссии, суд сделал вывод о том, что учетная цена представляет собой цену завода-изготовителя. Поэтому при реализации продуктов детского питания комиссионер не должен устанавливать к названной цене надбавку свыше 30% (это ограничение предусмотрено Постановлением администрации края для оптовиков). Суд посчитал, что действие данного ограничения в полной мере распространяется на комиссионера, который не является собственником товаров комитета, а всю полученную за товар выручку (в том числе разницу между учетной ценой и ценой реализации) перечисляет комитенту.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов.

Наценка на детское питание

Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Питание наценят не по-детски 

Новости

Снято ограничение наценки на детское питание

Доводим до Вашего сведения, что Постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 25 января 2017 года из Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, исключены торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 71 от 25 января 2017 года органы власти субъектов Российской Федерации не вправе регулировать торговые надбавки к цене на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Указанные изменения коснутся следующей продукции нашей компании:

Приложенные файлы

  • Молочные продукты детского питания
  • Соковая продукция детского питания

Социально значимые продукты - те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.

Как формируется перечень?

Перспективные решения

Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.

Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". В соответствии с ними максимальная наценка на первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.

Мнение предпринимателей

Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.

Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах - 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте "Российская общественная инициатива" было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Основная проблема

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Непродовольственные товары

Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:

  • туалетное мыло;
  • хозяйственное мыло;
  • синтетические моющие средства;
  • зубную пасту;
  • зубные щетки;
  • бритвенные принадлежности;
  • канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
  • швейные принадлежности (нити и игла);
  • осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
  • постельное белье;
  • нижнее белье.

Негативные тенденции

Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:

  • покупка некачественных и контрафактных товаров;
  • замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
  • стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.

Заключение

На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.