План-конспект занятия по окружающему миру на тему: Прогулка «Наблюдение за птицами. Направления перелетов птиц Наблюдение за полетом птицы

Каждому научному исследованию свойственны свои пу­ти и методы, более или менее многочисленные, которые с различной скоростью приводят к цели. Это в равной мере зависит как от накопленного в данной области науки опы­та, так и от предмета исследования.

Точно так же и в науке о перелетах птиц соответствен­но многообразию стоящих перед ней задач существуют различные направления исследования. Если рассматривать каждое в отдельности, то у них как будто мало общего Но всех их можно, тем не менее, свести к двум основным формам: наблюдению и эксперименту, которые связаны между собой различными переходами.

Мы уже видели, что развитие науки о перелетах птиц шло от случайных наблюдений явлений к систематической регистрации наблюдаемых фактов и затем переросло в по­пытки анализа фаунистического материала. Большим ша­гом вперед явилось введение кольцевания как вспомога­тельного метода изучения авифенологии. Наконец, стали применяться физиологические методы исследования, кото­рые должны были дать ответ на основные вопросы, до тех пор рассматривавшиеся лишь умозрительно.

Такая историческая смена направлений исследования, однако, отнюдь не означает, что одно из них должно было заменяться другим по той причине, что оно устарело в свете новых знаний. Большей частью оказывалось необхо­димым применение всех этих методов, не утративших свое­го значения и по сегодняшний день. Ниже мы познако­мимся с объемом и значением этих методов, с теми вопро­сами, для решения которых они используются, и с их практическим применением.

В качестве первого метода исследования рассмотрим полевые наблюдения за перелетом птиц.

Значение метода научного исследования полевые на­блюдения приобретают лишь тогда, когда они проводятся систематически и по хорошо продуманному плану. Для этого необходимо сделать точные записи о видах, привести хотя бы приблизительные цифры количества птиц, уста­новить высоту и направление перелета и охарактеризовать погоду. Кроме того, надо попытаться отметить первое по­явление перелетных птиц, увеличение и уменьшение коли­чества прилетных птиц и окончание перелета у отдельных видов в определенной области. На основе этих данных со­ставляются календари перелета для различных видов птиц, по которым в течение нескольких последующих лет можно вычислять средние показатели. Такие календари пе­релета в ограниченных, экологически замкнутых областях при нормальных сезонных условиях погоды точно отража­ют ход перелета во времени. Вейгольд (1930) разработал для острова Гельголанд пространный календарь переле­тов в виде графических схем, охватывавший десятилетний период и почти все встречавшиеся там виды птиц (рис. 2). Для других наблюдательных пунктов также составлены подобные календари, хотя бы для определенных видов птиц и для менее продолжительного времени (например, для Росситтена и Курской косы или Вассенаара в Гол­ландии). В любой другой местности такие данные полу­чить значительно труднее, чем наГельголанде. При срав­нении таблиц, кривых или графических схем можно сде­лать ценные выводы об особенностях перелетов, обуслов­ленных географическим положением, особенностями ланд­шафта и погодой. Дальнейшее развитие этого направления работ заключается в объединении наблюдений над пере­летом, проводимых одновременно в более обширных райо­нах специально подготовленными орнитологами, которые образуют сеть наблюдателей, работающих под единым ру­ководством. Как уже упоминалось, Линней еще в 1750 г. организовал такую сеть наблюдателей. В дальнейшем его примеру последовали многие ученые прошлого века. В итоге этих наблюдений был накоплен огромный материал, который, однако, в связи с неодинаковой надежностью лиц, участвовавших в его сборе, имел ограниченное значе­ние и до сих пор едва подвергся обработке; далеко не полные данные изложены в «Сообщениях комитета наблю­дательных станций Германии», «Орнитологическом журнале» («Journalfur Ornithologie») за 1875-1893 гг. и в журнале «Аквила» («Aquila») Венгерского орнитологиче­ского центра.

Бесспорно, наибольших успехов в этом отно­шении достиг Венгерский орнитологический институт, ко­торый в 1875-1914 гг. с помощью 120-150 подготовлен­ных наблюдателей провел ценную работу и дал сведения по многочисленным вопросам перелетов птиц в Венгрии. Так, Шенк, ставшийвпоследствии руководителем этого инсти­тута, составил карты возвращения различных перелетных птиц. При помощи этих карт можно проследить последо­вательность ежегодного расселения птиц в зависимости от климатических условий и ландшафта. Сходные карты перелетов для некоторых местностей Юго-западной Гер­мании и для Швейцарии составлены Бретшером, уделяв­шим особое внимание изучению влияния климатических ус­ловий. Кук установил, что в Северной Америке изопиптезы канадской казарки приблизительно соответствуют изотер­ме 35°F. Этот факт он поставил в связь с улучшением ус­ловий питания. Позже Саутерн (1938) сравнил изопиптезы деревенской ласточки и пеночки-веснички с данными о распределении тепла весной (рис. 4), в то время как Сливинский (1938) ограничился только изображением изопиптез некоторых видов птиц. Эти авифенологические кар­ты частично берут свое начало от работы Миддендорфа «Изопиптезы России», о которой мы уже упоминали выше. В настоящее время, несмотря на всякого рода затруд­нения, также создаются сети наблюдателей, охватываю­щие обширные пространства. Так, Дрост организовал такую сеть к осеннему перелету1930 г. по всему району Северного моря и получил ценные сведения о деталях пере­лета на различных пунктах побережья. Осенью 1929 г. сетью наблюдателей в менее обширном, но крайне важном для перелета птиц районе Курского залива руководил Шюц. При этом удалось установить поразительное, но для данной местности весьма характерное распределение про­летных путей. В этом же направлении работали в 1933 г. и голландские наблюдатели, сумевшие получить ценные сведения о перелетах в западной части Северного моря и в его отдельных районах.

Конечно, не все местности в равной степени пригодны для наблюдений над перелетом птиц. В некоторых из них он еле заметен, другие же места являются прямо-таки фокусами перелета птиц, и наблюдения в этих районах обещают дать весьма ценные результаты. Эти местности обычно отличаются особым географическим расположени­ем (горные проходы, горы, места, богатые озерами, побе­режья морей, русла рек). Поэтому в таких пунктах орни­тологи многих стран организовали постоянные наблюда­тельные станции, которые впоследствии стали центрами научно-исследовательской работы по изучению перелетов птиц. Это относится, в первую очередь, к Германии, где обе орнитологические станции, Гельголанд и Росситтен, расположенные в центре пролетных путей, сыграли исклю­чительно важную роль в изучении перелетов птиц.

Первая в Германии орнитологическая станция была основана в 1901 г. в маленьком рыбачьем поселке Россит­тен на Курской косе, которая тянется слегка выпуклой ду­гой от Клайпеды на юг по направлению к Земландскому (Калининградскому) полуострову. Ее длина составляет 97 км , а ширина равна в среднем лишь немногим сотням метров. Тинеман оценил значение для перелета птиц этой узкой косы, расположенной между Балтийским морем и Курским заливом, и указал на необычайно благоприятные возможности этого места для наблюдений и исследований. Тогда Германское орнитологическое общество начало контролировать деятельность этой орнитологической станции (которая вначале была просто наблюдательным пунктом) и назначило Тинемана ее руководителем. В 1929 г. он был сменен Хейиротом и его постоянным заместителем Шюцем. Последний оставался в Росситтене почти до конца второй мировой войны. С 1923 г. орнитологическая станция была прикреплена к Обществу покровительства наукам импе­ратора Вильгельма (рис. 5) (Следует указать на коренное различие понятий «орнитологи­ческая станция» (Vogelwarte) - научная станция по изучению пе­релетов птиц - и «станция по охране птиц» (Vogelschutzwarte) - учреждение по охране птиц, - которые нередко путают).

Чем объяснить значение Курской косы для перелетов птиц? Ответим на этот вопрос при помощи прилагаемой схемы. Осенью перелетные птицы из обширных террито­рий к востоку от Балтики (вплоть до Сибири) в боль­шом количестве направляются к побережью, которое, на­чиная от Эстонии, тянется преимущественно в южном направлении. Все сухопутные птицы избегают полета над морем, всвязи с чем они сперва скапливаются на берегу, а затем мигрируют на юг; в пути к ним присоединяются птицы, летящие с севера и востока. Таким образом, этот поток вскоре сильно разрастается, пока возле Клайпеды не достигает оконечности косы. Суша здесь несколько отклоняется на юго-восток, а коса проходит в юго-запад­ном направлении, которое больше соответствует направ­лению перелета птиц. Поэтому птицы в основной массе покидают в этом месте берег и продолжают путь над узкой косой, причем и здесь к ним из внутренних районов Балтики примыкают стаи птиц, стремящихся к косе через вначале еще узкий залив. Коса образует своего ро­да мост, разделяющий водные пространства (отсюда и его народное название «мост перелета птиц»), на котором тес­нятся стаи птиц, пока они не увидят далеко на юге Зем-ландский (Калининградский) полуостров, после чего пти­цы вновь рассеиваются (рис. 6).

Особые географические условия в сочетании с преиму­ществами дюнного ландшафта с его большей частью ред­кой растительностью (и соответственно благоприятными возможностями для наблюдений) позволили выявить здесь такие массовые перелеты птиц, какие не удавалось наблю­дать ни в одном другом пункте Европы. Вот несколько цифр для иллюстрации: в отдельные благоприятные для перелета дни число пролетающих здесь птиц достигало 500 000; только за три утренних часа, с 6 до 9 час, их бы­ло около 200 000. В иные дни это были на 99 % зяблики, которых на этом основании считают особенно типичными представителями массовых перелетов. В тесной связи с этим обстоятельством стоит обилие полученных орнитоло­гической станцией Росситтен данных по многим частным вопросам изучения перелетов птиц.

Совершенно иную картину мы наблюдаем, рассматри­вая положение и значение бывшей орнитологической стан­ции Гельголанд (рис. 8). Она была основана в 1909 г. как отделение Государственного биологического института. За исключением времени первой мировой войны ею образцо­во руководил Вейгольд, пока в 1924 г. его не сменил Дрост. Станция стала известной после работГетке, кото­рый в течение десятилетий проводил на ней наблюдения и впервые указал в своей книге «Орнитологическая стан­ция Гельголанд» («Die Vogelwarte Helgoland») на значе­ние острова для перелетов птиц. Расположенный более чем в 40 км от ближайшего берега круто поднимающийся утес из песчаника площадью всего 0,5 км 2 является для перелетающих через море птиц единственной возможно­стью для отдыха, которой особенно пользуются плохо ле­тающие, а при туманной погоде - и другие птицы. Но особое значение для бесчисленных ночных путешественни­ков имеют далеко видимые огни маяка, они служат одно­временно и указателем пути, и магнитом, который в пол­ной темноте магически притягивает к себе птиц, так что часто огромные массы птиц вторгаются на остров, кото­рый иногда кажется сплошь покрытым ими (После выключения гельголандского маяка в начале второй мировой войны Дрост все же отмечал по-прежнему мощный ноч­ной перелет над островом). Едва ли в каком-нибудь другом месте можно так хорошо проследить именно ночной пролет птиц, который в общем плохо под­дается наблюдениям. Конечно, и другие маяки и брандеры предоставляют подобные возможности для наблюдений, так как и они привлекают многочисленных птиц, которые приближаются к ним с характерными криками, а иногда, ослепленные, влетают в яркую полосу света и нередко по­гибают, ударяясь о стекла или постройки, но гельголандский маяк был настолько же не сравнимым в своем влия­нии, насколько невообразимо мощным был около него ночной пролет птиц.

Иногда при особых условиях погоды в восточных райо­нах Северного моря к Гельголанду устремлялись такие массы птиц, что по сравнению с ними обычные пролеты над островом казались незначительными. Так, дни массо­вых пролетов отмечались в октябре 1940 г. и октябре 1942 г. в связи с похолоданием, распространившимся с севера, и плохими условиями видимости в Гельголандскойбухте.

Такого рода ограниченные во времени массовые и ноч­ные пролеты, характерные для Гельголанда, определяли его значение как орнитологической станции, тогда как в Росситтене особую ценностьпредставляла прежде всего регулярность перелетов.

На Гельголанде не так уж редко появлялись залетные птицы из Сибири, Гренландии, Се­верной Америки и Средиземноморской области, что дока­зывает неоднородность условий перелетов в этом месте, которые в большой степени обусловливались местоположе­нием острова и метеорологическими условиями во всем районе Северного моря (рис. 11).

Третья германская орнитологическая станция Хиддензее (Hiddensee), расположенная перед островом Рюген, была создана в 1936 г. Поставленные перед нею задачи были вначале преимущественно фаунистического и фено­логического характера, что соответствовало местоположе­нию станции. Первый ее руководитель, Штади, подчерки­вал, однако, физиологическое направление работ, и его пре­емникШильдмахер, видимо, собирается их продолжить (Работы по изучению физиологических сторон явления переле­та птиц проводятся в настоящее время в Хиддензее проф. Шильдмахером.- Прим. ред. ).

В этой связи необходимо еще вкратце остановиться на возможностях определения перелетов птиц в ночное время. О наблюдениях возле маяков и о гибели около них птиц уже было сказано. Опасность для птиц еще больше увеличивается, если маяки соединены с радиостанциями, так как тонкие провода антенн, так же, как и телеграфные провода, ночью невидимы. Вследствие этого после ночно­го пролета около маяков часто находят много мертвых или раненых птиц. В Дании их уже в течение многих лет ре­гистрируют и таким образом получают важные сведения о перелетах птиц (см. сообщения Хёрринга «Fuglene ved de danske Fyr»). Вейгольд предложил лампы, которые слегка освещали также верхнюю часть маяка; тем самым были предотвращены удары о них птиц, которые, будучи ослеплены прожектором, не замечали верхней части баш­ни. Эти лампы оправдали себя и на германском побе­режье введены повсюду (рис. 12).

Во внутренних районах суши роль береговых маяков выполняют различные яркие источники света: прожекторы, дуговые лампы, сигнальные огни для самолетов, освещен­ные площади и дома и т. д. Хотя они и не привлекают летя­щих ночью птиц в такой степени, как равномерный огонь сильных ламп маяков, все же часто заставляют их лететь ниже и издавать характерные крики. Крики эти, вероят­но, способствуют сплочению стаи, образуя своего рода «звуковой контакт», но возможно также, что они только выражают состояние возбуждения, которое охватывает птиц при виде внезапно появившихся огней. В результа­те оказывается возможным определять пролетающих птиц по голосам. До сих пор речь шла только о наблюдениях над перелетами птиц в ограниченных районах. Если же та­кие наблюдения проводятся по всей области распростра­нения какого-либо вида птиц (что отнюдь не обязательно делать одновременно и для чего можно использовать раз­личные литературные данные), то становится возможным составить монографии перелетов, содержащих сведения о пролетных путях, скорости перелета, зимовках и осо­бенностях поведения во время перелета представителей данного вида. Лишь в последние годы для этого стали планомерно использовать фенологические наблюдения. Первыми это сделали венгерские орнитологи, затем немец­кий исследователь Гейр и североамериканские ученые, а в последнее время Гроте и Штреземан.

Шагом вперед в описании перелетов в монографиях на основе фенологических наблюдений является попытка ис­пользовать при этом данные современной систематики. Она делит многие виды птиц на легко различимые геогра­фические расы, т. е. различные популяции. Если мы, на­пример, обнаружим ясно отличимую от нашей белой трясо­гузки британскую расу или британскую форму клуши, или гренландскую каменку за пределами их области гнез­дования, то мы можем сделать вывод относительно их пролетных путей и зимовок. Так Штреземану (1927-1934) удалось установить, что часто даже близкородственные расы птиц по-разному относятся к перелету, мигрируют различными путями и зимуют далеко друг от друга, хотя никаких вынуждающих их к этому причин, казалось бы, нет. Поэтому исследования по систематике, например измерения величины и веса, определение состояния оперения, возраста и пола, также составляют часть работ по изучению перелетов птиц, а следовательно, являются за­дачей орнитологических станций.

Полет птиц можно разделить на две основные категории: это парящий, или пассивный, полет и машущий, или активный, полет. При парении птица движется в воздухе продолжительное время, не делая взмахов крыльями и пользуясь восходящими воздушными потоками, которые образуются вследствие неравномерного нагрева поверхности земли солнцем. Скорость движения этих воздушных потоков определяет высоту полета птицы.

Если двигающийся вверх воздушный поток поднимается со скоростью, равной скорости падения птицы, то птица может парить на одном уровне; если же воздух поднимается со скоростью, превосходящей скорость падения птицы, то последняя поднимается вверх. Используя различия в скорости двух потоков воздуха, неравномерное действие ветра - его усиление и ослабление, перемены направления ветра, пульсации воздуха, - парящая птица может не только часами держаться в воздухе, не тратя особых усилий, но и подниматься и опускаться. Сухопутные парящие виды, например питающиеся падалью грифы и др., пользуются обычно лишь восходящими потоками воздуха. Морские же парящие формы - альбатросы, буревестники, питающиеся мелкими беспозвоночными и вынужденные часто опускаться к воде и подниматься,- используют обычно эффект действия ветра, различия в скорости воздушных потоков, пульсации воздуха и завихрения.

Для парящих птиц характерны крупные размеры, длинные крылья, длинные плечо и предплечье (большое развитие несущей поверхности второстепенных маховых, число которых у грифов достигает 19-20, а у альбатросов даже 37), довольно короткая кисть, относительно малые размеры сердца (так как пассивный полет не требует усиленной работы мускулатуры). Крыло бывает то широким (наземные виды), то узким (морские виды). Машущий полет сложнее и разнообразнее парящего. Стоит сравнить полет стрижа, полет медленно двигающей крыльями вороны, трепещущую в воздухе пустельгу и стремительно бросающегося на добычу сапсана, быстро летящую утку и тяжело хлопающего крыльями фазана, чтобы убедиться в справедливости этого замечания. Существуют различные и довольно противоречивые попытки классификации различных типов машущего полета, останавливаться на которых мы здесь не будем.

Птица обычно пользуется не одним типом полета, а комбинирует их в зависимости от обстоятельств. При этом надо иметь в виду и то, что летательные движения состоят из последовательно сменяющих одна другую фаз. За взмахами крыльев следуют фазы, когда крыло не производит гребных движений: это скользящий полет, или парение. Таким полетом, пользуются преимущественно птицы средних и крупных размеров, с достаточным весом. Мелкие же птицы обычно все время энергично работают крыльями или временами могут складывать крылья, прижимая их к туловищу. Последнее особенно характерно для вьюрковых птиц. Ускорение в полете достигается птицей путем увеличения весовой нагрузки несущей поверхности, для чего необходимо несколько сложить крылья. Медленно летящая птица имеет полностью развернутый хвост и распростертые крылья. По мере ускорения движения она несколько складывает маховые перья, причем у всех хорошо летающих птиц они образуют сплошную поверхность (у сокола, чайки, стрижа, ласточки и т. д.).

Большое значение для скорости движения птиц имеет ветер . Вообще говоря, для полета благоприятен попутный или несколько боковой ветер, но для взлета и посадки благоприятен встречный ветер. Попутный ветер при полете способствует увеличению скорости полета птицы. Увеличение это довольно значительно: например, по наблюдениям над пеликанами в Калифорнии установлено, что увеличение скорости движения воздуха от фактического безветрия до 90 км/час способствовало изменению скорости полета пеликанов с 25 до 40 км/час. Однако сильный попутный ветер требует от птицы больших усилий для сохранения возможности активного управления полетом.

Продолжительность и быстрота полета птиц очень велики, хотя обычно в этом отношении распространены преувеличенные представления. Самое явление перелетов показывает, что птицы могут совершать длительные передвижения. Европейские ласточки, например, зимуют в тропической Африке, а некоторые кулики, гнездящиеся в Северо-Восточной Сибири, улетают на зиму в Новую Зеландию и в Австралию. Скорость и высота полета птиц значительны, хотя уже давно превзойдены современными летательными машинами. Однако машущее крыло птицы дает ей много преимуществ, в первую очередь в маневренности, по сравнению с современными самолетами.

Современные технические средства (наблюдения с самолетов, скоростная съемка, радары и т. д.) позволили точнее определить скорости полета птиц. Выяснилось, что при перелетах птицы в среднем используют большие скорости, чем при перемещениях вне сезона миграций. Грачи на перелетах перемещаются со скоростью 65 км/час. Средняя же скорость их полета вне времени миграций - в гнездовой период и на зимовке - составляет примерно 48 км/час. Скворцы на миграциях летят со скоростью 70-80 км/час, в другое время 45-48 км/час. По наблюдениям с самолетов установлено, что средняя скорость перемещения птиц при перелетах колеблется между 50 и 90 км/час. Так, серые журавли, серебристые чайки, большие морские чайки летят со скоростью 50 км/час, зяблики, чижи - 55 км/час, ласточки-касатки - 55-60 км/час, дикие гуси (разные виды) - 70-90 км/час, свиязи - 75-85 км/час, кулики (разные виды) - в среднем около 90 км/час. Наибольшая скорость отмечена у черного стрижа - 110-150 км/час. Эти цифры относятся к весенним перелетам, проходящим наиболее напряженно и, вероятно, отражающим наибольшие скорости полета птиц. Осенние миграции протекают значительно медленнее, например скорости полета аистов на осенних миграциях составляют едва ли половину скорости их весеннего движения.

Вопрос о высоте полета птиц долгое время оставался неясным. Старое представление о том, что передвижение птиц проходит, как правило, на больших высотах (500-1600 м над уровнем моря), вызывало сомнения. Однако астрономические наблюдения показали, что, по всей вероятности, максимальная высота полета птиц достигает 2000 и даже 3000 м. В какой-то степени это получило подтверждение при использовании радаров. Выяснилось, что перелеты весной протекают на больших высотах, чем осенью, что птицы ночью летят на больших высотах, чем днем. Воробьиные птицы, например зяблики, летят на высотах несколько меньших, чем 1500 м; более крупные воробьиные, например дрозды,- на высоте 2000-2500 м. Кулики летят на высоте около 1500 м. Хотя полет является основным и наиболее характерным способом передвижения птиц, им свойственны и другие весьма разнообразные способы движения.

Общеизвестные подразделения птиц на водных, наземных, древесных указывают на известные различия этих групп и в отношении движения.

Зоя Разумная

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

закрепить умение детей различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;

активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).

Развивающие: развивать связную речь, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход прогулки.

Воспитатель: ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).

Воспитатель :сегодня на прогулке мы с вами будем наблюдать и говорить о птицах.


Воспитатель: как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (перелетные и зимующие).

Воспитатель : назовите перелетных птиц? (дятел, жаворонок, ласточка, грач, цапля, журавль, скворец).

Воспитатель: дети, отгадайте, пожалуйста, загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. (аист)

Воспитатель: правильно, аист - большая птица белого цвета, с большим клювом, мы могли за ней наблюдать на территории нашего участка.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

Воспитатель: кукушка - небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (грач)

Эта птичка поет лучше всех птиц. (соловей)

Воспитатель : соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.

Воспитатель: дети, почему люди любят слушать пение соловья? (он красиво поет)

Воспитатель: У соловья самая красивая песня: сложная, с повторами слогов. Соловей и свистит, и щёлкает, и трещит. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой нашей маленькой птички.

Воспитатель: а кто еще знает лучших певцов? (в лесу - певчие дрозды, в полях - жаворонки)

Эта птичка свои гнезда вьет в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно ее голоса, то это к дождю или плохой погоде. (жаворонок).

Какая маленькая, черненькая птичка строит свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (ласточка)

Он может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (скворец)

Назовите одну из самых полезных птиц, которая уничтожает мух и комаров. Когда ходит по земле, то потряхивает своим длинным хвостиком. (трясогузка)

Воспитатель: Правильно, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Воспитатель: назовите части тела птиц. (туловище, голова, хвост, клюв)

Воспитатель: ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

Динамическая пауза «Отгадай и присядь»

Воспитатель: сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Воспитатель : как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (ответы)

Воспитатель: некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Кто из вас обращал внимание, что некоторые птицы улетают стайками, все вместе, некоторые, например, журавли, выстраиваются клином в виде треугольника, другие выстраиваются цепочкой, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель : почему первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми? (насекомые прячутся и им нечем питаться)

Воспитатель : почему весной перелетные птицы прилетают назад? (птицам нужно выводить птенцов)

Динамическая пауза "Полетели птицы"

Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз).

Ветер поднялся, все труднее птицам лететь.

Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки).

Ветер стих. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети приседают).

Подведение итогов:

Что вам понравилось на прогулке?

О каких перелётных птицах мы сегодня вспомнили?

Что новое вы узнали о птица?

Каких перелетных птиц увидели?

Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Что дают птицы людям? (радость)

Подвижная игра «Скажи одним словом»

Цель: развивать внимание и сообразительность.

Воспитатель бросает детям мяч, при этом задает вопросы, дети должны ответить и бросить мяч обратно.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

Игра с мячом “Продолжи предложение»

Цель: развивать речь детей.

Воспитатель: Я говорю начало предложения, бросаю мяч, а вы его заканчиваете и возвращаете мяч мне обратно.

Осенью птицы улетают на юг, потому что (холодно и нечем питаться)

У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)

У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)

Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)















Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

Конспект осенней прогулки с детьми средней группы КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ПРОГУЛКИ ОСЕНЬЮ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Цель: формирование представления об изменениях в природе; экологическое, эстетическое.

Тема прогулки: «Наблюдение за птицами зимой». Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие.

Конспект прогулки "Наблюдение за аистами" Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях.

4.3.1. Визуальное орнитологическое наблюдение на аэродромах осуществляют диспетчеры старта. Эти наблюдения проводятся во время взлетов и заходов на посадку ВС (только в светлое время суток) в пределах секторов взлета и захода ВС на посадку. Особенно внимательно осматриваются ВПП и прилегающая к ней территория летного поля.

4.3.2. При обнаружении птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от него, диспетчер старта информирует экипаж ВС, выполняющего взлет или заход на посадку.

4.3.3. При обнаружении большой стаи птиц (несколько десятков особей) сведения о них немедленно передаются руководителю полетов.

4.3.4. В исключительных случаях, когда на аэродроме чрезвычайно высокая концентрация птиц, представляющих серьезную опасность для полетов ВС (на ВПП или вблизи нее собираются в стаи десятки и сотни птиц, через ВПП или подходы к ней в течение нескольких минут летят одна за другой большие стаи птиц), и вследствие этого руководитель полетов принимает решение о временном прекращении полетов, диспетчер старта проводит более тщательные наблюдения за птицами и результаты их записывает в журнал (см. приложение 2) в целях накопления информации о возникновении на аэродроме вышеуказанной орнитологической обстановки и разработки в отношении птиц соответствующих профилактических мер.

В журнале указываются:

Дата (число, месяц, год) и время (местное декретное) наблюдения на аэродроме опасных концентраций птиц;

Участок летного поля, на котором наблюдалась концентрация птиц;

Общее число обнаруженных птиц (записывается с округлением до десятков, сотен, тысяч);

Наиболее часто отмечавшаяся градация величины стай: малая (менее 10 особей) или большая (10 и более особей);

Наиболее часто отмечавшаяся видовая принадлежность птиц (при возможности) или градация размера птиц: мелкие птицы (величиной с воробья, скворца и мельче), средние птицы (величиной с голубя, чайку, утку, ястреба, грача и т.п.), крупные птицы (величиной с гуся, аиста, орла и крупнее);

Преобладающее направление перелетов птиц (за направление перелетов птиц принимается направление, указывающее куда летели птицы. Записывается в румбах: С, С-В, В, Ю-В и т.д.);

Интервал высот, в котором пролетело большинство птиц (записывается с точностью до десятков и сотен метров).

4.4. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой

4.4.1. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой в секторе захода ВС на посадку и сообщения о ней экипажам ВС, находящимся в воздухе, осуществляют диспетчеры посадки (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.2. Для слежения за орнитологической обстановкой диспетчер посадки (ДПСП) пользуется экраном индикатора посадочного радиолокатора.

4.4.3. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой производится параллельно с радиолокационным слежением за движением ВС (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.4. При обнаружении на экране индикатора отметок от птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от них, диспетчеры оповещают об этом соответствующий экипаж.

4.4.5. Заступающие на дежурство диспетчеры обязаны ознакомиться с информацией об обнаруженных в предшествующее дежурство засветках от птиц.

4.4.6. Радиолокационный контроль за перелетами птиц осуществляется в соответствии с Технологией работы диспетчеров службы движения ГА (1987). Опознавание эхо-сигналов от птиц на экране радиолокаторов производится с учетом их отличительных признаков (см. приложение 3).

В наше время многие горожане могут прожить жизнь, так и не заметив ежегодных перелетов птиц. Но еще в недавнем прошлом, когда связь человека с природой была более тесной, перелеты птиц не оставались незамеченными. Были люди, которые регулярно следили за странствиями птиц и пытались понять их причины. Долгое время наблюдения ограничивались подсчетом пролетающих птиц. Выбрав удобное место, наблюдатель определял, какие птицы летят и сколько их. Обычно удается просматривать полосу шириной 60-500 м, в небе мелких птиц можно видеть на высоте до 150-250 м. Способ подсчета видимых пролетающих птиц (визуальные наблюдения) широко применяется и ныне. Существуют национальные и международные комиссии, координирующие эту работу.

Последуем за одним из наблюдателей. Первая задача - выбрать место наблюдения, где пролет птиц наиболее велик. Как правило, это берег водоема, ущелье, цепь островов, мыс, коса - место, где рассеянно летящие стаи птиц концентрируются в узкий поток. На территории СССР есть много таких мест, но, пожалуй, самое интересное - Куршская коса. В хороший пролетный день за первые четыре часа после восхода солнца над ней проносится около миллиона птиц!

Наблюдения начинают с рассвета. Еще в сумерках слышны в небе крики дроздов, в кустах пощелкивают зарянки - кончается ночной пролет, которого мы не видим. Иногда можно услышать шум летящей стаи гусей. Чуть рассветет, и вокруг начинают взлетать отдельные птицы - сойки, голуби, вороны, несколько позже - мелкие воробьиные птицы. Они перекликаются и собираются в стайки, которые куда-то перелетают. Вооружившись биноклем, наблюдатель следит за ними, определяет вид, подсчитывает, записывает.

Вскоре в небе проносятся первые стаи голубей - вяхирей и клинтухов. Сначала пролетают группы по 5-15 птиц, а потом стаи в 100-1000 птиц. Над самыми деревьями и кустами стремительно проносятся, рассыпавшись широким веером, стаи скворцов. Сойки, издавая резкие крики, проскакивают поодиночке открытые пространства между деревьями. Галки, вороны и грачи появляются сначала маленькими группами, а затем рыхлыми, беспорядочными стаями. Изредка проносятся группами гагары, узкие и стремительные, словно реактивные самолеты. Утки пролетают вдоль берега косыми, неровными шеренгами, а чайки тянутся разорванной лентой.

После восхода солнца появляются первые стаи юрков. Зяблики летят еще позднее. Лишь после их появления пролет приобретает свой обычный вид. Отдельные стаи зябликов постепенно сливаются в непрерывный поток, он становится многоярусным, уже невозможно сосчитать летящих птиц, и наблюдатель оценивает их количество на глаз. В пролет включаются стремительные стаи чижей, кусты и деревья переполняются синицами, под ногами проскакивают бесчисленные корольки, наполняя уши тончайшим звоном. Хищники, не спеша, кружат в этой сумятице, перепелятники изредка молнией прошивают кусты, хватая зазевавшихся птиц. До сотни видов птиц летит одновременно, образуя мощный поток. Пролет длится до полудня, а иногда и до самого вечера.

Конечно, наблюдать захватывающую картину пролета птиц очень увлекательно, но все же визуальный метод наблюдения очень несовершенен. Достаточно трассе пролета переместиться немного в сторону, и над наблюдателем за весь день пролетит всего несколько десятков птиц. Очень уж мал обзор, да и подсчет птиц - далеко не легкое занятие. Точность подсчета тоже невелика, многое зависит от способностей наблюдателя.

И в высоту наблюдатель видит очень недалеко. Большинство птиц летит днем на высоте 30-300 м, но некоторые гораздо выше - до 5 км, а в отдельных случаях еще выше. Летчики встречали гусей, грифов, веретенников на высоте 6,5 км. Гусям принадлежит своеобразный рекорд высоты: над Гималаями их видели на высоте 9 км! Человек на высоте более 4 км с трудом переводит дыхание и страдает от сильного холода, а птицы, видимо, не ощущают особых неудобств.

Мелких птиц, летящих выше 250 м, человек не видит, а их довольно много. При попутном ветре птицы летят очень высоко, а при встречном - низко. Человеку кажется, что при попутном ветре летит меньше птиц.

Птицы разных видов летят с неодинаковой скоростью. Некоторые виды птиц летят со скоростью всего 25-30 км в час, а стрижи - до 100 км. Крупные птицы летают не быстрее мелких. Например, ястреб-перепелятник пролетает за час 41 км, ласточка-касатка - 44, ворона - 50, чайка (клуша) - 50, чиж - 51, зяблик - 52, луговой конек - 53, клест - 60, галка - 62, скворец - 74 км.

Несмотря на несовершенство визуальных наблюдений, до начала 50-х годов нашего столетия они были незаменимы, да и сейчас в комплексе с другими способами изучения перелетов приносят пользу. Но теперь есть еще один очень важный метод - наблюдения с помощью радара (рис. 2).