Как открыть бизнес по вывозу мусора. Бизнес на вывозе мусора. Расширение клиентской базы

Для начала бизнесом по вывозу мусора нужно получить лицензию. На сегодняшний день официально заплатить за лицензию требуется около 200 тысяч рублей в Росстехнадзоре. Но существуют ещё платежи неофициальные, вместе с ними набегает общая сумма около миллиона рублей. Войти в этот бизнес нелегко, но преодоление первоначальных трудностей с лихвой окупится, если знать тонкости этого бизнеса

Каких-то особых навыков и знаний для организации вывоза мусора не требуется, что и привлекает многих, кто решил стать на стезю предпринимательства.

Многие бизнесмены только делают вид, что занимаются мусором, а на самом деле продажа оборудования для сбора отходов приносит им немалые деньги: до 70 % дохода фирмы по сборке мусора.

За последние годы ещё больше осложнилась ситуация с бизнесом по сбору и утилизации мусора. Желающих перевозить мусор чрезвычайно много. Только в Москве зарегистрировано в пределах 500 легальных компаний. Тогда как в Париже в вывозе мусора задействовано всего 5 – 10 игроков.

Отечественный новый мусоровоз стоит миллион рублей, а подержанный в два раза меньше. Поиск клиентов составляет основные хлопоты на старте.

Кто и у кого забирает мусор...
Наиболее крупным сегментом рынка является забор мусора из жилого фонда. Несмотря на низкую тарифную ставку, больше всего компании по вывозу мусора интересует сотрудничество с жилыми домами. Большие объёмы мусора компенсируют тарифную ставку, которая ниже, чем у «коммерческого» мусора. Это даёт возможность заработать или хотя бы выходить «в ноль» из-за низкой маржи. Эта ниша и есть место обитания крупных игроков – «мусорных королей». Четверть таких компаний работают под патронатом государства.

Непонятно, что привлекает игроков на такой работе, если они с трудом выходят в ноль. В России существующие тарифы на вывоз мусора занижены искусственно, вывоз обходится практически бесплатно.

Госкомпаниям это безразлично, так как техника закупается городом. А игроки-частники платят сами и имеют рентабельность максимум 5 %. Возможность развития бизнеса появится только при 15 %-ой рентабельности.

Ещё одна проблема, давящая развитие частников, это возможность заключения контракта с управляющими компаниями и префектурами муниципальных округов не более чем на 11 месяцев. Тогда как для привлечения инвестиций необходимы гарантии длительных договоров на вывоз мусора. Частники этой возможности лишены, а иностранцы не желают делать вложения, зная, что этот бизнес непрозрачный.

Гримасы каменного века...
Весьма неприятная очередная неожиданность ждёт частника, если он решил возить мусор от жилых домов. Как правило, он будет чрезмерно загружен, и выполнять эту работу придётся бесплатно. Иногда объёмы вывоза мусора на самом деле оказываеются в несколько раз больше относительно оговоренных в контракте, но доказать ничего не представляется возможным.

Работа с жилым фондом построена так, что при установленной для вас норме вывоза мусора в 10 жбанов, будете вывозить жбанов и мусорных куч на 15 жбанов.

В нашей стране нет механизма расчёта объёма мусора в жилом фонде. Прежде всего, это связано с несоответствием количества прописанных лиц и фактически проживающих. К тому же мусорные площадки жилого фонда пополняются мусором от офисов и магазинов, расположенных на первых этажах жилых домов. Вывозить весь этот мусор придётся вам.

Однако, несмотря на наличие определённых проблем, за право вывозить мусор от жилого фонда идёт борьба не на жизнь, а на смерть. А причина в том, что хоть какие-то реальные деньги имеют «бюджетники», которые являются одними из заказчиков.

Мусорный бизнес: Работа на коммерческом рынке
Небольшие перевозчики, не желающие бороться за свалки возле жилых домов, вывозят промышленные отходы и строительный мусор, отходы от магазинов, ремонтируемых домов, квартир, дач. Здесь рентабельность заметно выше, до 15 – 17 % у лучших игроков. Но и тут не всё гладко.

Мусор вывозится на «большую» свалку. Но за въезд нужно платить, купить талон. Стоимость талонов непрерывно растёт. Так с 2005 года цена входного талона на «профессиональную» свалку, где с применением изолирующих технологий мусор закапывают в землю, повысилась в 10 раз!

Поднимать плату за вывоз мусора следом за полигонами-монополистами, учитывая условия высокой конкуренции и снижение спроса на услуги мусорщиков практически нереально. Ведь сейчас из-за кризиса строительство во многих местах приостановилось, а ремонты квартир, переоборудование их под магазины и офисы не торопятся использовать и тратиться на цивилизованный способ вывоза мусора.

Сейчас в отдельных региона цены на вывоз строительного мусора снижаются до 10 %. Но многие игроки готовы мириться и с этим: всё же лучше, чем быть совсем без клиентов.

Бизнес на вывозе мусора: Цены на услуги
Цены на вывоз мусора формируются в зависимости от расстояния перевозки и объёма мусора: вывоз 8 кубометров мусора стоит от 4 тысяч рублей.

Альтернатива полигонам
Приёмом мусора занимаются ещё мусоросжигательные заводы, переработка мусора на вторсырьё, а также существуют другие цивилизованные методы избавления от отходов. Но это не для нас. В нашей стране альтернативы полигонам нет. 90 % московского мусора вывозится на полигоны, и только на полигоны. Наши мусорные полигоны представляют собой какую-то аномальную зону.

Необходимо навести порядок со свалками – это понятно всем. Но решение правительства закрыть ближайшие свалки пугает предпринимателей-частников, занимающихся вывозом мусора. Потому что это приведёт только к увеличению их транспортных расходов.

Планы по строительству 8 комплексов по сортировке и компактированию ТБО в действительности могли бы создать новые цепочки и возможности для бизнеса.

Сортировка вручную: проблемы и перспективы
При введении в России раздельного сбора мусора и переработке 80 – 90 % отходов картина рынка изменится. Ну, а пока имеем попытки выкрутиться при полном отсутствии законодательного регулирования и нанесением ущерба окружающей среде.

Очередная бизнес-идея (по имени TrashDay) в тренде «бизнес по подписке» доказывает опять всё одно и то же.

А именно: по подписке необходимо продавать только всё самое неожиданное для этого формата – чем неожиданнее, тем успешнее – даже на рекламу тратиться не придётся – такая новость сама себя прорекламирует!

Ну вот как, например, можно пройти мимо и не осветить – новый сервис по подписке под названием TrashDay, о котором мы уже начали речь выше!

Сервис «мусор по подписке» TrashDay создали жители города Сан-Франциско для жителей города Сан-Франциско.

Подписка открывается вначале на неделю. Стоимость недельной подписки – 8 долларов США.

Однако, если выяснится, что вы мусорите мало, то на следующей неделе вам уменьшат стоимость подписки и возьмут с вас всего 5 долларов за неделю. (Но это если вы захотите продлить подписку, но вы же захотите, да, да?)

А вот если выяснится, что вы мусорите, наоборот, как-то уж очень много, то на следующей неделе с вас возьмут больше нормы в 8 долларов – аж 13 долларов, но не больше. (Это опять же – если вы захотите продлить подписку, но вам же уже понравится не выносить такие горы мусора самим?)

Работники сервиса по подписке под названием TrashDay приезжают на дом каждый день, после обеденного часа. Странно, что в эти часы они собираются застать кого-то дома, не так ли? Ведь днём обычно все на работе. Здесь есть над чем поразмыслить...

То ли жители Сан-Франциско по преимуществу работают удалённо из дома, то ли сидят на пособии, то ли сервис TrashDay обслуживает кварталы, населённые богатыми пенсионерами.

Интересна и «легенда», которую придумали бизнесмены – владельцы новоиспеченного сервиса TrashDay. По их собственным словам, идея открыть такой бизнес пришла к ним тогда, когда случайно в Интернете они прочитали о том, что многие и многие люди «ненавидят выбрасывать мусор, ходить к мусорным жбанам». И решили тут же сделать на этом свой бизнес.

А теперь давайте напоследок поинтересуемся – как много мусора выбрасывает ежедневно средний американец, житель, например, Сан-Франциско. Отметим, что мусор там сортируется, то есть выносится отдельно стекло, отдельно био-пищевые отходы, отдельно ПВХ-пластик, отдельно бумага и картон, отдельно металл. Ну-ка? Сколько же раздельных контейнеров каждый день выносит на свалку мусора средний житель США?

Нормой в день считается – от 1 до 3 раздельных контейнеров. Например: пластик, бумага и очистки. Или только очистки (а пластик и бумагу вы копите, потому что у вас их набралось ещё мало).

Допустим, что всю неделю вы выбрасываете только био-отходы – 1 контейнер. И один раз в неделю – целых 3 контейнера, когда у вас накопилось уже достаточно пластика и бумаги (или пластика и стекла).

Вот это и есть норма, за которую сервис TrashDay берёт 5 долларов в неделю и 20 долларов в месяц.

Но есть люди, которые ежедневно выбрасывают от 6 до 10 контейнеров с раздельным мусором.

А есть и вообще такие, которые каждый день выбрасывают таких контейнеров... больше десяти!

Про таких людей на сайте компании TrashDay сказано следующее: «Если же ваша ежедневная норма мусора составляет «10+» то, пожалуйста, сначала позвоните нам, это нужно будет всесторонне обсудить».

Потому что заказать услугу выноса мусора по подписке можно просто и анонимно, кликнув на кнопку сайта и заполнив простую форму.

Но люди, которые выбрасывают каждый день больше 10 контейнеров мусора – о, работники компании TrashDay, просто хотят на них посмотреть.

Ну, кто ещё не согласен, что профессия «мусорщик» делала и делает человека долларовым миллионером?

23.09.2015 10:56:18

Китаец Мэй Айцай основал в Харькове службу знакомств, которая помогает мужчинам из Поднебесной найти невесту из Украины. Свое агентство Айцай решил создать после женитьбы на молодой красавице-украинке...

В Москве появилась услуга по организации фотосессий на борту поддельного частного самолета. С тех, кто хочет похвастаться перед своими подписчиками в Instagram, студия собирает по 14 тыс. рублей.

Создание мобильных приложений с помощью Excel, бронирование домашней еды у местных жителей и служба доставки еды на стадионе. Необычные сервисы и новые виды бизнеса в сфере услуг.

Сервисы “последней мили”, системы логистики с участием дронов и вакуумных поездов, доставка “по требованию”, в багажник собственного авто и без присутствия хозяина. Смотрим, куда идет сфера доставки.

От российских мам-декретниц до крупных зарубежных проектов в женских видах бизнеса. Подборка новых видов женского предпринимательства, которые можно позаимствовать или использовать для вдохновения.

Торговая сеть Walmart тестирует новый революционный сервис доставки еды. Курьеру позволено заходить в дом и класть продукты прямо в холодильник заказчика.

Аттракцион “Я невозмутим!” – это замечательная проверка на прочность даже самых “сурьезных” и безэмоциональных личностей. Участникам предлагается пройти небольшое испытание, где на каждом шагу их ожид...

Бизнес на вывозе мусора – дело, имеющее стабильный спрос. В любое время года и погоду люди нуждаются в услугах мусоровозов. Для многих предпринимателей с точки зрения доходности выглядит достаточно привлекательно, но не каждый захочет связываться с этим «пахучим» делом. А может быть, есть еще какие-то причины, по которым люди не хотят делать на мусоре бизнес?

2. Получить необходимые разрешения и лицензии.

3. Купить или арендовать машины.

4. Нанять сотрудников.

5. Привлечь клиентов.

Каждый этап предусматривает определенные финансовые затраты, оценить которые можно посредством составления бизнес-плана.

Бизнес-план вывоза мусора

В первом случае понадобится оплатить в размере 800 рублей и предоставить в налоговые органы квитанцию об оплате вместе с копиями и оригиналом паспорта, заявлением, ИНН. Также потребуется создать счет в банке – 700 рублей и заказать печать – 300. понадобится заплатить от 1 800 рублей.

После понадобится получить лицензию, если вы планируете не только вывозить мусор, но и хранить его или самостоятельно утилизировать.

Какие потребуются документы?

  • копии документа о постановке в ФНС на учет, свидетельства о регистрации в едином реестре;
  • заявление;
  • сведения о наличии необходимого оборудования для осуществления деятельности.

Полный перечень необходимо уточнить в уполномоченных органах. Получение лицензии потребует от 60 000 рублей.

Расходы на содержание помещения

Многие предприниматели считают, что необязательно наличие помещения для организации, занимающейся вывозом мусора. Однако, если вы рассчитываете на открытие серьезного бизнеса и хотите, чтобы он просуществовал как можно больше к организации нужно подойти более ответственно.

Наличие собственного офиса придает фирме солидности и у клиентов, что это фирма однодневка ощущения не возникнет. Помещение можно подобрать небольшое, главное, чтобы в нем уместились кабинет управляющего, комната для персонала и санузел.

Нелишним будет наличие у помещения небольшой территории на которой можно будет разместить автомобили и гараж для хранения запчастей. Если в ваши планы офис не входит можно воспользоваться услугами

Аренда помещения обойдется примерно в 50 000 рублей и на ремонт и обустройство 40 000.

Покупка оборудования для работы

Для нормальной организации деятельности по вывозу мусора необходимо закупить или арендовать минимум два автомобиля. Можно приобрести специальные машины, предназначенные для вывоза отходов либо купить обыкновенные грузовые автомобили.

В первом случае понадобится закупить специальные контейнеры, которые вы будете оставлять у клиентов и регулярно опустошать их. Второй вариант предполагает, что работники будут сами закидывать пакеты в кузов машины.

Если купить два старых ЗИЛа придется потрать около 200 000 рублей, два КАМАЗА – от 500 000. Этих машин вполне хватит на вывоз бытовых отходов с многоэтажек, поселков,

Потребуется купить или арендовать, если планируется утилизация отходов, специальную механизированную линию по их переработке.


Вывоз и утиль отходов

О месте, в которое вы будете сбывать отходы необходимо позаботиться еще, наверное, на этапе

В настоящее время отмечается недостаток специальных полигонов куда сбывают мусор. Одни уже переполнены, другие закрывают из-за открытия их на незаконных основаниях. Действующие полигоны уже имеют солидную базу клиентов, что существенно усложняет возможность туда проникнуть. Средняя цена на полигоне за прием кубометра мусора 200 рублей.

Вывоз мусора должен осуществлять в оговоренные с клиентом сроки, нарушение которых может сказаться на вашей репутации.

Расходы на зарплату персонала

На одну машину необходимо нанять двух грузчиков и водителя. На каждого человека примерно по 15 000 рублей нужно рассчитывать. Таким образом, штат из 6 человек будет требовать по 90 000 рублей ежемесячно.

Квалификация грузчиков не важна, а вот водители должны уметь самостоятельно починить машину если она вдруг выйдет из строя.

Расходы на рекламную кампанию

Для привлечения клиентов необходимо развесить объявления в подъездах, лифтах с указанием преимуществ вашей фирмы перед прочими подобными. Объявления в интернете, газете, баннеры на улицах также помогут привлечь желающих воспользоваться вашими услугами.

Необходимо обратить внимание на различные кафе, и особенно на коммунальные службы. В последнем случае есть возможность заполучить договор сразу на большой объем работ, чтобы не было нужды договариваться с каждым домом по отдельности.

Прочие затраты

В случае если автомобили закупаются не новые, а уже бывшие в эксплуатации регулярно будет появляться необходимость в

Также еженедельно необходимо выделять определенную сумму денег на топливо. В среднем, каждую неделю вы будете тратить от 25 000 рублей на прочие расходы.

Итого на первоначальном этапе для открытия собственного бизнеса по вывозу мусора необходимо вложить от 400 000 рублей без лицензии, от 760 000 с ее получением и закупкой грузовой техники марки КАМАЗ.

Рентабельность вывоза мусора, как бизнеса

Спрос на услуги по вывозу отходов будет всегда независимо жилого сектора это касается или коммерческого. Рентабельность может достигать 20% и зависит от правильной его организации.

Те, кто в этом «пахучем» бизнесе уже давно и имеют постоянных клиентов не сожалеют о том, что когда-то решили заниматься именно этим делом, поскольку оно может приносить высокие доходы круглогодично. Окупиться такой бизнес может меньше, чем за полгода.

Примеры расчета рентабельности бизнеса

Если вывозить отходы со строительных площадок объемом от 8 до 40 кубометров стоимость будет от 5 000 до 16 000 рублей соответственно. Если работать с жилыми комплексами цена за вывоз мусора колеблется в районе 4 000 рублей.

При условии, что ежемесячно вы будет выполнять 50 заказов по минимальной цене (4000) можно заработать 200 000 рублей.

Нюансы “мусорного” бизнеса

В бизнесе, связанном с вывозом мусора, можно условно выделить несколько основных проблем:

1. Высокая конкуренция

В Москве, например, функционирует около 550 фирм, занимающихся вывозом мусора, тогда как за границей на один город приходится до 10 служб. Конкуренция в этом деле очень высокая, но и количество мусора ежегодно растет.

2. Загруженность полигонов

Официальных полигонов достаточно мало на сегодняшний день и те, которые вчера были глубокими котлованами сегодня уже представляют собой высокие горки. Для того чтобы найти место сбыта отходов и получить разрешение на привоз туда мусора придется сильно потрудиться.

3. Тяжелые условия для частников

Без связей в пробиться будет очень сложно. Бороться с крупными фирмами, работающими с государственной поддержкой на новых, оборудованных машинах нелегко.

Чтобы начать бизнес на вывозе отходов и закрепить свои позиции понадобится заранее продумать структуру работы, найти и договориться с полигоном, на который вы мусор будете сбывать, закупить несколько единиц грузовой техники и привлечь клиентов. Работу нужно выполнять качественно и в установленные сроки и только в этом случае клиенты останутся довольны вашей фирмой и будут рекомендовать ее знакомым.

Вывоз мусора, – это высоко прибыльная сфера деятельности с высокой конкуренцией, больше информации содержится в следующем видео:

Мусор - перспективный бизнес и к тому же вечный, я пришёл в него из жадности и до сих пор не жалею. Чтобы мусорный бизнес приносил доход, нужно по возможности присутствовать на всех этапах технологической цепочки: вывозить, сортировать, депонировать и перерабатывать. Пока мы присутствуем на первых трёх, но наша бизнес-модель предполагает, что мы обязательно займёмся переработкой, нарастив достаточные объёмы поступающего сырья. Если контролировать всю цепочку, можно на каждом этапе собирать добавочную стоимость. Вывозим мусор - получаем маржу 10–15 %, сортируем - ещё 15 %, перерабатываем - плюс ещё столько же. Самая высокая конкуренция идёт на рынке логистики, и с проведением каждого нового муниципального конкурса она возрастает, приводя на рынок новых игроков, а реальная потребность страны в сортировочных комплексах, заводах по переработке и качественных полигонах. В России до сих пор нет заводов полного цикла.

Сегодня в сфере обращения с отходами работают компании разного уровня и с разными подходами. Кто-то эксплуатирует инфраструктуру, доставшуюся ещё с советских времён, не вкладывая средств в модернизацию и не развивая новые направления – это фатальный для нашей экологии подход. Россия задыхается от мусора. И Московский регион является, пожалуй, одним из самых проблемных. Необходимы именно комплексные решения проблемы: нужно строить новые современные объекты инфраструктуры в соответствие с европейскими стандартами, в то же время необходимо обновлять контейнерный парк, площадки и автотранспорт.

Влиятельные конкуренты

Российская модель управления коммунальным сектором отличается от европейской. В Европе муниципалитет самостоятельно отвечает за качество коммунальных услуг, собирает деньги с населения и на условиях конкурса нанимает подрядчиков. У нас за это отвечают управляющие компании, которые являются связующим звеном между жильцами и предприятиями коммунального сектора, - то есть договариваются со всеми напрямую, без какого-либо участия государства.

В итоге у глав муниципального управления практически нет рычагов воздействия на компании, оказывающие услуги по вывозу мусора. Чтобы мэру заставить какую-нибудь компанию работать хорошо, ему нужно пройти через непростую процедуру: создать дворовую инспекцию, вместе с местным участковым провести проверку, доказать, что услугу оказывают некачественно, оштрафовать или подать на компанию в суд. Сейчас Москва пытается изменить систему в сторону европейской модели, отказаться от института управляющих компаний и взять на себя право проводить конкурсы подряда.

Раздельный сбор мусора пока не слишком популярен в России, тогда как в Европе он помогает людям экономить значительные суммы

Для меня как для предпринимателя это - риск, потому что одно дело, когда моими заказчиками являются шестьдесят управляющих компаний, и совсем другое, когда это муниципалитет, который будет одновременно и заказчиком, и контролирующим органом.

Самая крупная московская компания в нашем секторе - это ГУП «Экотехпром». Они контролируют 50 % вывоза мусора из жилого сектора, а в переработке и депонировании - 80 %. Вторая по величине компания, занимающаяся вывозом мусора, - это «МКМ-Логистика», принадлежащая семейству Чигиринских. За ними следует «Эколайн» Геннадия Тимченко.

Для нас приоритетным является строительство новых современных объектов - МСК и полигонов. Сейчас это 13 предприятий в 6 регионах. Недавно мы приобрели крупнейшего оператора по вывозу и утилизации медотходов в Москве, так что в самой ближайшей перспективе у «Эко-Системы» создание собственной инфраструктуры по управлению медицинскими отходами в Московском регионе.

Пьющие сотрудники

Коммунальная отрасль традиционно страдает от нехватки квалифицированных кадров, а без подготовки профессиональных кадров, сложно представить себе ее дальнейшее успешное развитие. Есть и острейшая проблема престижа профессии. С советских времен в головах у людей убеждение, что в дворники идут неудачники, пьяницы, лимитчики, а теперь еще и гастарбайтеры. Когда я пришёл в компанию, мне пришлось проводить аудит персонала и полностью менять кадровую политику. Мы изменили принцип оплаты труда так, чтобы сотрудники понимали, за что именно их поощряют и за что наказывают. Можно по-разному оценивать работу сотрудников, например, исходя из того, сколько те проехали и перевезли, а не из того, насколько качественно они оказали услугу. Поэтому мы прежде всего, сформулировали в чём именно заключается наша услуга, а затем перевели это понимание в систему мотивации сотрудников. Мы ведь не обычная грузовая компания и нам клиенты платят не за то, что наши машины проехали 100 км с каким-то грузом. Нам платят за качественную и своевременно оказанную услугу, то есть за поддержание чистоты, у которой есть измеримые параметры - всё должно быть сделано вовремя, быстро и аккуратно.

Когда люди идут на работу, мусора уже не должно быть. В любом цивилизованном городе уборка происходит в короткий период времени, с 5:30 до 6:30 утра. Считается, что если не вывозить мусор в течение трёх дней, то это приведёт к экологической катастрофе. Город можно легко уничтожить, парализовав систему выделения отходов. Так, например, однажды случилось в Неаполе. Владельцы мусорного полигона и логистическая компания никак не могли договориться о цене, в результате чего система вывоза мусора была парализована на месяц, и за это время Неаполь превратился в свалку. Город восстанавливали целый год.

Раздельный сбор

В советское время никто не ценил ни человеческих, ни тем более природных ресурсов, поэтому при градостроительстве специальные свалки не планировались. Скидывать мусор в лес, в овраг рядом с городом считалось совершенно нормальным. Были эксперименты со сбором металлолома и макулатуры, но это была скорее мода, нежели показатель эффективной работы с отходами. Привычка думать о том, что и как ты выбрасываешь, у нас не сформировалась.

Европейцы воспринимают мусор как сырьё и понимают, что переработка отходов - это сложный и дорогой процесс. Для сравнения: средняя российская семья сейчас платит за удаление отходов порядка 600 рублей в год, а средняя австрийская - 500 евро. И здесь нужно учитывать, что у них это - стоимость вывоза уже отсортированного мусора. Если компания-перевозчик обнаружит в контейнере для стекла бумагу или пищевые отходы, то будет выписан штраф. Не разделять мусор в Европе - это дорого и просто неприлично. Россия может прийти к этому эволюционным путём, но нужно соблюдение нескольких условий. Во-первых, должна повыситься стоимость вывоза мусора. Во-вторых, должна появиться конкуренция среди компаний, занимающихся мусором.


Найти хороших сотрудников для работы в мусорном бизнесе нелегко. Для того, чтобы навести порядок Якимчук использовал особую систему оценки

Компании могли бы предлагать жителям сэкономить, разделяя мусор дома. У нас есть такой опыт в Астрахани и Рязани. Массового распространения эта услуга пока не получила, но уже пользуется большой популярностью у образовательных учреждений, что немаловажно, так как формировать культуру обращения с отходами нужно, как говорится «чем раньше, тем лучше». Пока мы вторичное сырьё продаём. Чтобы заняться переработкой самостоятельно, нам нужно начать обслуживать около 5 миллионов населения.

Пластик, металл и чистый картон - это высококонкурентные сырьевые фракции: их активно покупают, их не хватает. Пластик стал активно пользоваться популярностью в последнее время, потому что в России появилось много новых заводов, занимающихся его переработкой. Одна тонна ПЭТ у нас стоит 380 евро, в Европе - 500 евро. Активно скупает вторичное сырьё Китай. Беда в том, что мусор, прошедший через контейнер и мусоровоз, перемешивается так, что отделить их оказывается очень сложно, а такое грязное сырьё стоит дёшево. Поэтому сортировка до перевозки была бы выгодна всем. На самом деле, многие дворники подрабатывают тем, что сортируют мусор. Они складывают связки картона или пакеты с бутылками рядом с контейнерами, а их затем забирают представители компаний-переработчиков.

Свалки в лесу

Москва производит от 6 до 10 миллионов тонн мусора в год и это только бытовые отходы, а к ним ещё добавьте медицинские, биологические, строительные - и всё это нужно где-то хранить. Как жителю Москвы, мне, конечно, может быть безразлично, куда вывозят мусор - главное, чтобы его не было в моём дворе, но как человеку, часто бывающему в Подмосковье, мне это уже важно, потому что именно здесь он и оказывается. У половины существующих мусорных полигонов в Московской области давно истек срок эксплуатации, продолжает расти количество несанкционированных свалок. Как раньше, так и сейчас мусорные свалки появляются самопроизвольно – без плана и соответствующих разрешительных документов.

Спросите любого российского мэра, какая у них главная головная боль, и они ответят, что это свалки. Зачастую мусор просто вывозят за пределы города и вываливают, где придётся. Мы, например, однажды взялись закрывать в нескольких регионах несанкционированные свалки - оказалось, что их даже сосчитать сложно. Под одним Барнаулом насчитали порядка шестидесяти действующих объектов, ни один из которых не имеет лицензии. А сколько мы ещё не нашли!

Как-то раз одни ребята организовали свалку прямо в жилом микрорайоне Астрахани, а жильцы обвинили нас, потому что мы вывозили мусор с этой территории. Правоохранительные органы не захотели этим заниматься - нам пришлось самим организовывать слежку, выяснять, кто за этим стоит. В результате они через полгода просто взяли и уехали - нашли, наверно, новое место. В мусорном бизнесе теневой сектор очень велик. Компании заключают договор на вывоз мусора, а куда его высыпают - никого не интересует. Чаще всего либо в лес, либо на давно закрытые полигоны.


Российские компании только начинают осваивать рынок переработки мусора. Зато несанкционированные свалки в лесах уже давно стали традицией

Самая высокая гора отходов из всех, что я видел, достигала 25 метров. На такую высоту ещё может заехать трамбовочная машина. Но самое страшное в свалке не то что, что снаружи, а то, что внутри. В процессе разложения отходов образуется ядовитая жидкость, которая стекает вниз и, если в основании полигона нет защитной геомембраны или глиняного замка, попадает в грунтовые воды. После того как свалка заполняется, её рекультивируют: мусору дают год отстояться, максимально его утрамбовывают, затем покрывают слоем земли. Чтобы метан, появляющийся в результате гниения, не взорвал свалку изнутри (а такое бывало), в неё на разную глубину вбиваются трубы для отвода газа.

В России я не видел ни одного предприятия, который занимается сбором свалочного газа, так что он свободно выводится в атмосферу. Для сравнения, в Европе активно используется глубокая переработка отходов, в результате чего до захоронения на полигоне доходит некий набор совершенно инертных фракций, похожий на песок, из которого выжали всё, что возможно. Стекло, пластик, древесину отбирают ещё на этапе сбора. Оставшиеся пищевые отходы они используют для нужд сельского хозяйства и получения электроэнергии.

Мусоросжигательные заводы

Сжигание мусора не уничтожает отходы, а лишь снижает их объём в ущерб безопасности. Из одной тонны отходов получается 300 килограммов золы, при этом сами отходы имеют четвёртый-пятый класс опасности, а зола - второй: она ядовита и требует специального хранилища. Опаснее неё только радиоактивные и химические отходы. 60 % себестоимости современного мусоросжигательного завода приходится на очистку выбросов в атмосферу. В центре Вены расположен завод, у которого в знак доказательства безопасности выбросов на трубе живёт аист.

По поводу выбросов московских мусоросжигательных заводов есть одна скандально-анекдотическая история. Мэр Лужков хотел доказать журналистам и экологам, что построенный им завод безопасен, но во время интервью из заводских труб повалил едко-розовый фенольный дым. Не растерявшись, мэр объяснил: «Не бойтесь, здесь такая роза ветров, что весь дым уносит за пределы Москвы».

Я даже не хочу думать, куда отвозят золу из московских заводов, потому что известно, что никаких специальных хранилищ у нас для этого не строили. Но куда-то она ведь девается! Столичные заводы сжигают порядка 12 % всех бытовых отходов города, что в результате даёт не менее 300 тысяч тонн золы.

Фотографии предоставлены пресс-службой «Эко-система»