Новые виды бизнеса в России: Рейтинг самых прибыльных направлений для малого предпринимателя. Большие льготы для малого бизнеса Преимущества малых и средних предприятий

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

На официальном сайте Минфина размещен документ «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов », при ознакомлении с которым становится понятно, какие изменения произойдут с налогами для предпринимателей в ближайшее время. В частности, в этом документе говорится о том, что:

  • В скором времени будет принято решение относительно легализации самозанятых граждан, оказывающих некоторые виды услуг другим физлицам (уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми и др.). В гражданском законодательстве предполагается определение их правового статуса. А пока самозанятым обещают налоговые каникулы до 31 декабря 2018 года.
  • Поскольку с 1 июля 2018 года на ИП, являющихся налогоплательщиками ЕНВД или налогоплательщиками ПСН, возлагается обязанность по применению ККТ, то в целях снижения их издержек, связанных с закупкой новой техники, предлагается предоставить им право уменьшать суммы исчисленного в соответствии со специальным налоговым режимом единого налога на сумму расходов по приобретению ККТ в размере не более 18 000 руб. за один аппарат.
  • Предполагается корректировка механизма установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу.
  • Предлагается предоставить налогоплательщикам, применяющим ПСН, возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов, а также исключить несвоевременную оплату патента из числа оснований для прекращения применения ПСН, одновременно установив применение штрафа в размере 20% за несвоевременную уплату стоимости патента.
  • В 2019 — 2020 гг. предполагается снижение совокупного тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды с 34% до 30% при сохранении его на текущем уровне.
  • Планируется введение механизма, позволяющего платить налоги за третье лицо. Сейчас налогоплательщик может платить налоги только за себя.

Налоговый контроль — 2017: что изменится

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД сохранится на прежнем уроне — 1,798.

2. МРОТ в 2017 году

На днях также стало известно о том, что к осени 2017 года может быть разработан законопроект о поэтапном доведении МРОТ до уровня прожиточного минимума. Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявил о том, что для этой цели будет создана рабочая группа, в которую войдут министр финансов, министр труда и социальной защиты, депутаты и сенаторы.

Последний раз повышение МРОТ произошло 1 июля 2016 года. Тогда он вырос почти на 21% - до 7500 руб.

3. ЕНВД в 2017 году

Самое главное изменение, касающееся этой льготной системы налогообложения, — это срок продления ее действия. Ранее говорилось об отмене ЕНВД с 1 января 2018 года, что якобы должно было привести к росту интереса предпринимателей к патентной системе налогообложения. Предполагалось, что патентная система как раз заменит «вмененку». Однако 2 июня 2016 года президент подписал закон о продлении срока действия ЕНВД до 1 января 2021 года.

Другое важное изменение: с 1 января 2017 года, согласно новой редакции , ИП на ЕНВД получает право уменьшать ЕНВД на страховые взносы за себя. Пока же предприниматель, имеющий работников, вычитает из ЕНВД только взносы с их зарплаты. Важно, что в следующем году для ИП с работниками сохранится лимит — более чем на 50% ЕНВД уменьшить нельзя.

4. Новые коды услуг для ЕНВД, УСН и ПСН

С 2017 года для пользователей льготных систем налогообложения УСН, ЕНВД и ПСН будет действовать измененный перечень кодов бытовых услуг. Опубликовано соответствующее Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р . В документе содержатся перечень кодов видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (содержит коды по классификатору ОКВЭД2), и перечень кодов услуг, относящихся к бытовым услугам (содержит коды по ОКПД2).

Ранее для определения видов деятельности, которые доступны для предпринимателей на льготных системах налогообложения, нужно было пользоваться Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93). С 1 января 2017 года он перестает действовать, будет осуществлен переход на новый Общероссийский классификатор «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)».

5. Патентная система налогообложения

Сумма платежа за использование патента зависит от местных властей, поэтому ИП в регионах должны хорошо разбираться в местном законодательстве.

Что касается Москвы, то Закон города Москвы от 23.11.2016 № 139 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в сфере налогообложения» с 2017 года дает возможность предпринимателям приобрести патенты на продажу товаров через вендинговые аппараты. Кроме того, власти стараются сделать удобным применение этой налоговой системы: для водителей такси (убрана привязка к конкретному автомобилю), сдача в аренду нежилых помещений (введена дополнительная дифференциация стоимости патента).

6. Уплата налогов за третьих лиц

Если у предпринимателя заблокирован счет или у него нет денег, а налоги заплатить надо, то с 2017 года это смогут сделать за него третьи лица. Такую возможность уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами предоставляет .

7. Самозанятые граждане

10. Упрощение кадрового учета для микропредприятий

С 1 января 2017 года вступает в силу , упрощающий кадровый учет для микропредприятий. Он позволяет таким компаниям обходиться без кадровых локальных нормативных актов (Правила внутреннего трудового распорядка, графики смен и т.д.). Правительство утвердило типовую форму трудового договора , в которой теперь можно будет прописать все эти условия.

Если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, он должен не позднее четырех месяцев оформить необходимые кадровые документы.

Микропредприятия не обязаны заключать со своими работниками типовые трудовые договоры. Использование этого документа предполагается по желанию руководителя компании.

11. Увеличение штрафов за нарушения, касающиеся оплаты труда

13.Страховые взносы в 2017 году

Установило предельную величину дохода физлица, с которого уплачиваются страховые взносы на социальное страхование — 755 000 руб., а также на пенсионное страхование — 876 000 руб.

С 2017 года администрированием страховых взносов займется налоговый орган, что свидетельствует об его заинтересованности в повышении качества проверочной работы.

С 1 января 2017 года вступает в силу , который вносит в Налоговый кодекс ряд изменений. Все положения, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов, переносятся в НК РФ, который в свою очередь пополняется новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и . Следует обратить внимание на то, что положения НК РФ не будут применяться к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Также меняются сроки сдачи отчетности: расчет взносов на пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай болезни нужно представлять в налоговый орган раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

ФНС выпустила , утверждающий форму расчета по страховым взносам, порядок его заполнения и формат представления в электронном виде. Новый бланк понадобится с отчетности за 1 квартал 2017 года.

С 1 января 2017 года вступает в силу , который устанавливает новые сроки подачи персонифицированной отчетности:

  • сведения о застрахованных лицах — не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным;
  • сведения о страховых взносах и страховом стаже — ежегодно, не позже 1 марта следующего года.

Нажмите для увеличения

Несмотря на то что 2016 близок к завершению, известны еще не все изменения налогового законодательства, которые вступят в силу с 1 января. Некоторые законопроекты могут быть рассмотрены уже в ближайшее время.

На данный момент известно, что изменения могут коснуться:

  1. Самозанятых граждан.

В сентябре президент выступил с инициативой снижения налоговой нагрузки на самозанятых граждан. Однако, точно сказать, что это значит, нельзя. Первоначальная инициатива полностью освободить их от налогов и соцвзносов выглядит несколько сомнительно на фоне обсуждения возможного введения налога на тунеядство. Также не ясно, попадут ли в эту категорию ИП.

  1. Взносов в ПФР.

В 2017 году взносы в социальные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС) будут находиться под контролем ФНС.

Пока что нельзя сказать насколько серьезными будут изменения механизма оплаты, ужесточится ли контроль, и как это затронет индивидуальных предпринимателей. Прогнозировать можно лишь наличие небольшой неразберихи с оплатой в январе следующего года. Также можно уверенно предсказать рост нагрузки на сотрудников налоговой службы, что может негативно сказаться на скорости их работы.

Разумеется, если ИП ведет свой бухгалтерский учет в платных лицензионных программах, то он оперативно узнает обо всех изменениях, а вот извещение от государственных органов может и не прийти или прийти с опозданием. Чтобы избежать неприятных последствий внесения изменений в законодательство, оптимально было бы ввести определенный льготный период, в течение которого никаких санкций за просрочку платежей не будет. Частично это сделано благодаря переносу крайнего срока сдачи отчетности на 30 число следующего за отчетным периодом месяца.

  1. Возможно, изменятся схемы расчета взносов в ПФР и ФФОМС

Эти изменения никак не связаны с переводом платежей в ФНС, они были анонсированы уже давно. До 2020 года планируется поэтапно повышать взносы для самого предпринимателя, но пока неизвестно ограничится ли это лишь ростом в связи с повышением МРОТ или изменится схема расчета.

В 2016 году ИП должен платить следующие персональные обязательные взносы:

  1. В ПФР: 6204 (МРОТ) *26% (ставка пенсионных отчислений) *12 месяцев= 19356,48 руб.
  2. В ФФОМС: 6204 (МРОТ) *5,1% (ставка страхового взноса) *12 месяцев=3796,85 руб.

Итоговая сумма взносов составляет: 23153,33 руб.

  1. Дополнительно предпринимателю требуется заплатить 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб. в год, но не более 154852 руб.

Министерство финансов уже подготовило законопроект, содержащий следующие изменения:

  • Вводит вместо фиксированного сбора в 1% с дохода выше 300 тыс. руб. возрастающий коэффициент, который в 2017 году станет равен 1.2, потом - 1.4, а в 2021 - 2.
  • Повышает размер взноса в ФФОМС, его ставка будет зависеть от расходов региональных бюджетов на безработных лиц.

Еще одним изменением будет рост платежей в социальные фонды, правда, оно связано не с изменениями законодательства, а с ростом МРОТ. В 2017 взнос в ПФР составит 7500*26*12 = 23400, а в ФФОМС = 7500*5.1%*12 = 4590 рублей. Общая сумма выплат = 27990 руб.

Излишне пугаться изменений все же не стоит, поскольку они еще не утверждены, а являются только законопроектом. Если обещания не повышать нагрузку на малый бизнес будут сдержаны, то никаких изменений может и вовсе не быть, либо же они будут смягчены.

  1. Изменение ограничений УСН

С первого дня 2017 года ИП, которые укладываются в следующие лимиты, разрешается использовать УСН:

  • годовой доход не превышает 120 млн руб., причем, этот уровень сохранится до 2020, тогда ка раньше он ежегодно умножался на дефлятор;
  • численность сотрудников предприятия не превышает 100 человек;
  • общая стоимость имущества предпринимателя не выше 150 млн руб.

Благодаря этим изменениям количество предпринимателей, использующих УСН, существенно возрастет.

Здесь главной новостью является продление срока действия этой системы налогообложения до 2021 года, тогда как раньше его хотели ограничить началом 2018. Также незначительно изменится форма декларации, и появится возможность сделать вычет страховых взносов независимо от числа сотрудников.

  1. Кассы

Этот закон уже принят, поэтому отнестись к нему следует максимально серьезно. Итак, с 1 февраля все регистрируемые ККМ должны соответствовать новому образцу, для уже существующих касс переход на новый стандарт должен осуществиться до 1 июля 2017 года. Для ИП, использующих ПСН или ЕНВД, тоже потребуется применять ККМ, но срок их введения установлен на 1 июля 2018 года.

  1. Бланки строгой отчетности

Фактически, в 2017 изменений в этой категории не будет, но поскольку с 1 июля 2018 их полностью требуется перевести в электронный вид, то готовиться к этому следует уже сейчас.

К субъектам малого бизнеса могут относиться индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские хозяйства, производственные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, хозяйственные общества и партнерства. Главные условия - численность сотрудников не более 100 человек, годовой доход - до 800 млн рублей.

Понятно, что таким малым игрокам на большом бизнес-поле приходится непросто. Для того чтобы они смогли не только держаться на плаву, но и развивать свой потенциал, государством предусмотрен ряд льгот для малого бизнеса.

Административные льготы

Итак, малые предприятия могут вести бухучет в упрощенной форме. Облегчены требования к кассовым операциям, предприниматели вправе не устанавливать лимит кассы и проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата.

Также работодатели могу оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет, но если численность персонала не превышает 35 человек.

Вплоть до 31 декабря 2018 года продлятся надзорные каникулы. На это время отменяются почти все неналоговые плановые проверки малых компаний.

Кроме того, бизнесмены могут рассчитывать и на льготные условия аренды зданий и помещений.

Налоговые льготы

Для поддержки малого бизнеса существуют специальные системы налогообложения с низкими ставками. Это единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), а также единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

В большинстве регионах РФ и вовсе введены налоговые каникулы для малого бизнеса. Это значит, что в период с 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение определенного времени (максимум - двух лет) работать по нулевой налоговой ставке. Это позволит бизнесмену на начальных этапах максимально концентрировать деньги на развитии своего дела, а не отдавать их в государственную казну.

Финансовые льготы

Предприниматель вправе претендовать на возмещение части затрат по договорам лизинга, на уплату процентов по кредитам и займам. Если же вы только решили открыть малый бизнес, вам положена от государства выплата в размере до 500 000 рублей.

Кроме того, Госкорпорация малого и среднего предпринимательства (МСП) совместно с Минэкономразвития РФ и Банком России разработала Программу стимулирования кредитования. Она позволяет предприятиям, реализующим проекты в приоритетных отраслях, получить кредит на сумму не менее 10 млн рублей по фиксированной ставке 10,6% годовых для малого бизнеса, 9,6% годовых - для среднего. Корпорация МСП также готова предоставить прямые гарантии при недостаточности залогового обеспечения для получения банковских кредитов. По состоянию на 21 февраля 2017 года, это организация оказала поддержку более 5 тыс. предпринимателей в виде гарантий и поручительств на сумму более 95 млрд рублей. Это позволило бизнесменам привлечь финансирование на сумму 129 млрд рублей.

Предприниматели могут рассчитывать не только на финансовую, но и на информационную поддержку. Специально для них создан портал Бизнес-навигатор. С помощью этого сервиса на интерактивной карте в несколько шагов можно выбрать оптимальный вид бизнеса в привязке к конкретной территории, узнать спрос на продукцию или услуги, оценить конкурентное окружение, рассчитать бизнес-план, получить информацию о всех видах федеральной, региональной и муниципальной поддержки субъектов МСП и о специализированных финансово-кредитных продуктах.

Предприниматель, который решил воспользоваться какой-либо финансовой поддержкой, может обратиться в Корпорацию МСП или в любой банк, аккредитованный Корпорацией.

Мнения экспертов

За помощью государства в свое время обратился Алексей Петропольский, генеральный директор компании URVISTA. Он смог выкупить арендуемое помещение в приоритетном порядке, без торгов, по цене ниже рыночной. По его словам, сейчас предусмотрено много льгот для предпринимателей, но воспользоваться ими под силу далеко не каждому. «Например, из 10 компаний, подавших заявки на субсидии, в итоге их получит только одна», - говорит бизнесмен.

Юрий Савелов, член президиума Опоры России, также заявил, что общее количество субъектов малого предпринимательства никакой поддержки просто не ощущает. «Существует стратегия развития до 2030 года, и в ней есть правильные вещи. Но планировать развитие малого бизнеса на такой огромный период времени просто нельзя. Максимум - на 1-3 года, только тогда это принесет свои плоды». По мнению эксперта, сегодня необходимо сделать акцент на будущее предприятий, которые могут не только покрыть внутренний рынок, но и создать продукцию, обладающую экспортным потенциалом.

Между тем, по словам Виктора Ермакова, Общественного представителя Уполномоченного при Президенте РФ по защите малого и среднего предпринимательства, льготы абсолютно открыты и доступны для каждого желающего. Другая проблема - порой бизнесмену не хватает знаний и квалификации, чтобы в них разобраться и правильно подать заявку. Для этого необходимо нанять специалиста, пройти обучение или получить бесплатные консультации. Также корень проблем может крыться на местах - в субъектах Федерации. «К сожалению, есть некомпетентные руководители, которые выстраивают бюрократические барьеры или нацелены на отжим остаточной ренты. Отсюда и появляются униженные и оскорблённые, а то, что задумывалось как благо, может повернуться во вред».

По мнению экспертов, для предпринимателя самое главное - быть уверенным в том, что правила игры резко не изменятся. Малый бизнес может успешно развиваться, но только в условиях стабильности и предсказуемости.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о льготах для малого бизнеса, рассмотрим их основные виды.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие предприятия являются малым бизнесом и могут рассчитывать на льготы;
  2. Какие административные или налоговые льготы предлагаются государством;
  3. Особенности государственных льгот для IT–компаний.

Какие виды деятельности чаще попадают под льготы

Под льготными условиями понимается некоторое послабление в уплате налогов, оформлении документации и упрощенного ведения учета. Такие меры снижают поступления в бюджет государства, но способствуют появлению и развитию успешных бизнес-проектов.
Для государства наиболее приоритетными являются следующие сферы деятельности:

  • Предоставление услуг населению;
  • Торговля и производство товаров массового потребления, продуктов питания;
  • Экологический туризм;
  • Благоустройство и переработка бытового мусора;
  • Предоставление маркетинговых или рекламных услуг;
  • IT–технологии и инновации;
  • Коммунальная сфера;
  • Сельское хозяйство и переработка продукции.

Экономисты считают, что льготы для малого бизнеса помогут снять социальный дисбаланс и напряжение в обществе, создадут перспективные рабочие места и поднимут отдельные отрасли экономики.

Признаки предприятий «малого бизнеса»

Последние поправки в законодательство расширили круг фирм, которые попадают под определение «малый бизнес».

К ним относятся предприятия со следующими данными:

  • Средняя учетная численность персонала не превышает 100 сотрудников (или 15 работников для микробизнеса);
  • Общая сумма дохода, которая рассчитана на основе налоговой декларации, не превышает 800 млн. руб. за год (для предприятий микробизнеса – 120 млн. руб.);
  • Процент капиталовложений в от других фирм не должен превышать 49%;
  • Доля участия гос.образований, религиозных, общественных организаций, а также фондов не должна быть свыше 25%.

Но есть исключения из последних 2-х пунктов, когда указанные лимиты не касаются следующих организаций:

  1. Участников проекта «Сколково».
  2. Предприятий, использующих в своих проектах высокотехнологичные разработки – «детища» своих учредителей – научных или бюджетных организаций.
  3. Акционеров инновационного экономического сектора, а также компаний, владельцы которых включены в список Правительства на государственную поддержку инновационной деятельности.

Единый реестр компаний малого бизнеса был создан 1 августа 2016г. на основании данных сформированных налоговиками и далее постоянно обновляется. Данные были взяты из отчетов компаний – сведения о среднесписочной численности работников, о доходах, регистрационные данные, а также иная информация, имеющаяся в других источниках госорганов.

Доступ к реестру можно получить на сайте ФНС. Достаточно лишь ввести свои регистрационные данные: ИНН, ОГРН, название компании и проверить есть ли ваше предприятие в этом списке. Также можно данные уточнить и дополнить, сделав соответствующее заявление в налоговую.

Если вашей компании в Реестре нет, то пользоваться льготами малого предприятия вы не имеете права.

Административные льготы для малого бизнеса

Многие предприятия разной формы собственности жалуются на большое количество сложностей при оформлении документации, проведении проверок и сдачи отчетности. Поэтому льготы для бизнеса в этой сфере направлены на упрощение работы и становление новой компании.

Основные административные льготы, на которые может рассчитывать малый бизнес:

  • Бухгалтерский учет допустимо вести в упрощенной форме, с начислением амортизации по основным средствам один раз в год, а не ежемесячно. Материальные и производственные затраты можно сразу списывать на издержки, а не по мере использования. Разрешается вести учет при помощи сплошного метода регистрации хоз.операций;
  • Отсутствие фиксированного лимита в кассе предприятия. Чтобы воспользоваться таким льготным правом, руководство должно издать отдельный приказ об отказе от лимита. Вместо работы на кассовом аппарате, можно ограничиться выдачей товарного чека покупателю.
  • Возможность на льготных условиях заключать договора аренды с региональными или местными органами власти. Такая привилегия доступна в течение 5 лет, после чего должна продлеваться.
  • Право на упрощенное оформление трудовых отношений на предприятии. можно подписать с любым нанятым сотрудником на срок до 5 лет (при согласии самого работника).
  • Возможность получать финансовые субсидии на развитие бизнеса от властей разного уровня. К ним относятся оплата образовательных или переобучающих программ, частичное погашение лизинговых соглашений при покупке нового оборудования.
  • Применение пониженных ставок налогов для компаний, ведущих свою деятельность в рамках УСН или ЕНВД.

В качестве административных льгот для компаний малого бизнеса предусматривается ограничение числа проверок, которые отнимают много времени и являются настоящей проблемой для новых компаний:

  • Общее время проверок за год суммировано не должно превышать 50 часов. Это правило распространяется на все инспекции и плановые проверки;
  • Интересное нововведение – надзорные каникулы, которые действовали до конца 2018 года. Сейчас на законодательном уровне рассматривается возможность их продления на период до 2022 года. В это время наложено своеобразное вето на проведение плановых проверочных мероприятий для неналоговых органов (к примеру, пожарные и санитарные инспекции). Такой льготой могут пользоваться новые и уже работающие предприятия малого бизнеса.

В отдельных регионах местные органы управления могут предлагать малому бизнесу собственные временные льготы, чтобы стимулировать бизнес в конкретной области.

Для небольших предприятий проблемой является получение займа в банке. Поэтому возможность получения государственной гарантии при обращении за кредитом тоже является льготной привилегией.

Федеральный закон №185-ФЗ от 03.07.2018г. внес изменения в имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, а именно разрешив бессрочный выкуп арендуемого гос- и муниципального имущества, а также использование земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Следующий правительственный документ №1212 от 10.10.2018г. изменил правила выдачи субсидий кредитным учреждениям на покрытие недополученных доходов в связи льготным кредитованием предприятий малого и среднего бизнеса.

Согласно данному документу на инвестиционные цели можно будет оформить льготный кредит до 400 млн.руб., при соблюдении условий – сумма всех заемных средств не должна превышать 1 млрд. руб.

Налоговые льготы для малого бизнеса

Наиболее актуальный вопрос для предприятий этого сектора – различные налоговые льготы для бизнеса. Они помогают экономить капитал, направлять его на важные статьи расходов.

Существуют специально разработанные системы налогообложения, на которые могут рассчитывать предприниматели:

  1. – помогает экономить за счет уплаты одного налога и ведения небольшого количества документации. Подходит, если обороты за год не превышают 150 млн. руб.
  2. – практически заменяет собой НДС и налог на прибыль. Для него не определен лимит годового дохода, но деятельность должна вестись строго по видам, определенным региональными законами и численность работников не превышать 100 человек.
  3. – льгота, направленная на поддержку фермерских предприятий. Он поддерживает производителей, работающих на земле и занимающихся продажей собственного сырья.
  4. – простой вариант, который подходит индивидуальным предпринимателям, имеющим в штате не более 15 сотрудников. При годовом доходе до 60 млн. руб. можно перейти на ПСН, которая отличается невысокими платежами в бюджет, минимальным количеством документации и отчетности.

Законодательно предусмотрено право властей в регионах временно устанавливать более низкие ставки по местным налогам и сборам. Это поможет стимулировать малый бизнес на территориях, где высокий уровень безработицы и есть острая необходимость создания рабочих мест.

Предприниматели могут направлять сэкономленные средства на расширение производства или переоборудование мощностей.

Особенности льгот для IT–компаний

Понимая всю необходимость быстрого развития инноваций и компьютерных технологий, государство выделило IT–бизнес в качестве приоритетной сферы. Для них льготные условия работы продлеваются один раз в 5 лет, а налоговые ставки заметно снижены.

Например, при уплате в бюджет взносов на заработную плату персонала, расчет ведется по ставке 14% вместо стандартных 30%.

Рассчитывать на налоговые или административные льготы от государства могут IT–компании, отвечающие следующим критериям:

  • Общее количество занятого персонала должно быть не менее 30 человек;
  • Более 90% от годовой прибыли составляет сумма от реализации собственных услуг или технологий;
  • Предприятие должно оформить аккредитацию в Минкомсвязи.

Чтобы не потерять льготы, IT–компания должна строго вести документацию, учет и не выходить за рамки малого бизнеса.

Оформление льготных условий

Работать на льготных условиях могут как новые, так и активно действующие предприятия малого бизнеса. Предварительно следует внимательно изучить все особенности выбранной льготной системы налогообложения, узнать об условиях и субсидиях в отдельно взятом регионе.

Руководству предприятия потребуется пересмотреть существующую учетную политику, ведение бухгалтерского учета и скорректировать отчетность в соответствии с требованиями.

Кроме льготных условий работы и налогообложения, малый бизнес имеет право на различные виды финансовых субсидий, или займы из специальных государственных фондов. Получают развитие специализированные программы по созданию бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, помогающие неопытному бизнесу крепче стать на ноги.