План дауэса был принят в. Державы и план дауэса. Рурский кризис и план дауэса

Одной из центральных проблем после 1МВ была проблема репараций с Германии. В 1924 был сделан важный шаг в решении этой проблемы. После стабилизации валюты Германии встал вопрос о получении репараций с Германии. Собирались несколько комиссий экспертов. Одна из них, возглавляемая Дауэсом, предложила план, одобренный на лондонской международной конференции. По плану Дауэса державы-победительницы гарантировали Германии стабильность валюты; устанавливался иностранный контроль над финансами и внешней торговлей Германии, который возглавлял агент по репарациям. Также устанавливались источники средств, за счет которых Германия должна была выплачивать репарации (косвенные налоги, часть прибыли промышленных предприятий и предприятий транспорта, доходы от выпуска облигационного займа на сумму в 16 млрд. марок под 6% годовых, заем был обеспечен закладными).

В 1924-25 годах Германия должна была выплатить около 1 млрд. марок, а в 1928-29 2,5 млрд. марок в год.

Как только был принят план Дауэса, на Германию посыпался золотой дождь. Германии был предоставлен заем на 200 млн. долларов, из которых 110 млн. долларов дали США. Эти средства были вложены в экономику, в предприятия ВПК, они быстро восстановились, и, следовательно, возрождался германский милитаризм. К 1927 году уровень промышленного производства стал примерно равен 1913 году. Происходила «Дауэсизация» Германии – восстановление промышленного потенциала, американские монополии скупали акции, имущество германских предприятий и банков. Многие немецкий предприятия стали американскими (И.Г. Фарбенаниндустри, Дойче банк, Дрезден банк). Дауэсизация Германии имела целью приток иностранных капиталов. В Германию было вложено 28 млрд. марок. Однако были и последствия: германские монополии быстро теснят конкурентов, возобновилась внеэкономическая экспансия Германии, что касается платежей, то Германия выплачивает 8 млрд. марок и 4 млрд. - % по займу.

Ситуация в Германии была восстановлена и обнаружилось недовольство планом Дауэса. Репарационные платежи увеличивали себестоимость немецкой продукции.

В Германии стал нарастать реваншизм. Возникли круги, требовавшие одностороннего отказа от плана Дауэса. Отказ от репараций автоматически означало отказ выплаты долгов США Англией и Францией, поэтому США не были заинтересованы в заинтересованной ситуации. План Дауэса имел скрытый антисоветский характер, хотели направить экспансию Германии на восток. Однако цель не была достигнута, продолжалось сотрудничество Германии и СССР, шла активная торговля, имела место дружба.

Учитывая обстоятельства, США, Англия и Франция решили пойти на пересмотр плана Дауэса и в 1929 году был разработан план Юнга, который возглавлял комитет по репарациям (генеральный агент).

Главные моменты плана Юнга:

    По плану Юнга ежегодный объем репараций с Германии фиксировался на уровне 2 млрд. марок, т.е. был меньше, чем по плану Дауэса.

    Срок выплаты репараций увеличился до 59 лет.

    Отменялся репарационный налог на промышленность и уменьшалось обложение железных дорог.

    Отменялся иностранный контроль над денежно-кредитной сферой Германией. Оккупационные войска покинули ее территорию.

План Юнга действовал недолго, он вызвал всплеск реваншизма. Реваншистские круги стали требовать полного отказа от репараций. В 1929 начался мировой экономический кризис (Великая депрессия), который наиболее тяжело ударил по США и Германии. В 1931 был объявлен мораторий на репарационные платежи. В 1932 международная конференция в Оттаве свела репарационные платежи к 3 млрд. марок и предоставила срок выплаты 15 лет. В целом история с репарациями сложилась довольно благополучно, учитывая, что Гитлер, придя к власти, отказался от выплаты и этих 3 млрд. марок

Англия

Причины замедления темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства.

Последствия первой мировой войны для британской экономики :

    Англия вышла из войны с большими людскими и материальны­ми потерями (погибло более 700 тыс.чел., утрачена треть нацио­нального богатства);

    из-за расходов на войну значительно увеличилась внешняя задолженность;

    ослабело экономическое влияние Англии в колониях и на зависимых территориях, в результате чего резко сократилась внешняя торговля.

В силу этих и других причин весь межвоенный период британская экономика находилась в состоянии депрессии. Только в 1929 г. промыш­ленность Англии выходит на довоенный уровень. Отметим более успешное развитие новых отраслей - автомобильной, авиационной и др. Традиционные отрасли пребывали в состоянии технического застоя.

Мировой экономический кризис проявляется в Англии в 1930 г. и имеет некоторые особенности :

    несколько позднее начало; меньшая степень падения промышленного производства (18 %); более сильное поражение старых базовых отраслей.

    Затем выясните пути выхода Британии из кризисного состояния.

    Английское правительство принимает меры по борьбе с безрабо­тицей (организация общественных работ, выделение участков земли для занятия сельским хозяйством и др.).

В 1931 г. разрабатывается "план экономики", предполагавший уменьшение расходов на социальные нужды, рост налогов. Прово­дится принудительное картелирование. Отменяется золотой стан­дарт фунта стерлингов и осуществляется его девальвация, создается "стерлинговый блок", что повышает конкурентоспособность англий­ ских товаров. Вводится жесткий протекционизм.

Выходу из кризиса в немалой степени помогли экономические ресурсы британских колоний. В начале 30-х гг. создается Британ­ское Содружество наций и признается самостоятельность доминио­нов во внутренней и внешней политике, а также утверждается замкнутый таможенный союз.

ПЛАН ДАУЭСА - репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

План Дауэса был принят в 1924 году. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924 года. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924 года, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в Плане Дауэса была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. золотых марок. Англо-американские творцы Плана Дауэса исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. План Дауэса предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность Плана Дауэса, показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать План Дауэса Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в Плане Дауэса на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

План Дауэса не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии". Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-1925) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-1926) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-1927) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-1928) - 1 750 млн. золотых марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей План Дауэса предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений План Дауэса предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета План Дауэса предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие Плана Дауэса, таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 года (...), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, План Дауэса явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь Плана Дауэса Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником Плана Дауэса - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с Планом Дауэса. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять План Дауэса. Окончательное принятие Плана Дауэса состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с Планом Дауэса, а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с Планом Дауэса. 1. IX 1924 года он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 процентов суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка").

План Дауэса фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок - вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). План Дауэса просуществовал немногим более 5 лет, до его замены (...).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии.

Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г. принятием так называемого «Плана Дауэса».

Первым пунктом этого плана было решение о выводе французских войск с территории Германии, который должен был завершиться 31 июля 1925 г. Уже одно это решение означало полное поражение Франции в борьбе за гегемонию в Европе в 1918-1923 гг.

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов якобы для выплаты репараций Франции.

В 1924-1929 гг. Германия получила по «Плану Дауэса» от США - 2,5 млрд. долл., от Англии - 1,5 млрд. долл. (Примерно 400 млрд. долл. по курсу 1999 г.). Это дало возможность германской промышленности полностью переоснастить свою материальную базу, практически стопроцентно обновить производственное оборудование и создать базу для будущего восстановления военного производства.

Согласно «Плану Дауэса» возрождение германской промышленности было рассчитано на реализацию ее продукции на рынках стран Восточной Европы и СССР, которые должны были стать аграрно-сырьевыми придатками германского промышленного комплекса.

Превращение Восточной Европы и СССР в рынки сбыта германской промышленной продукции, помимо прибылей американским банкам, ставшим фактическими владельцами германских промышленных концернов, решало еще 2 основных для американцев задачи: ликвидация французского влияния в Восточной Европе и недопущение индустриализации СССР. Один из соавторов и исполнителей «Плана Дауэса», германский банкир Шахт, подводя его итоги в 1929 г. с удовлетворением отмечал, что «Германия за 5 лет получила столько же иностранных займов, сколько их получила Америка за 40 лет, предшествовавших Первой Мировой войне». К 1929 г. Германия обогнала Англию по объему промышленного производства (12% общемирового) и заняла второе место в мире после США (44%).

В 1929 г. американские инвестиции в Германии составили 70% всех иностранных капиталовложений и большая часть из них принадлежала американской финансовой группе Моргана. Таким образом, на смену мировой финансовой гегемонии Ротшильдов, длившейся с 1815 по 1917 г., пришла финансовая гегемония Морганов, которые до 1915 г обслуживали интересы Ротшильдов в Северной и Южной Америке.

Вот как оценивает итоги «плана Дауэса» американский исследователь Ральф Эпперсон: «Без капиталов, предоставленных Уолл-Стритом, не существовало бы Гитлера и Второй Мировой войны». В 1929 г. вся германская промышленность принадлежала фактически различным американским финансово-промышленным группам.

Принадлежавшая Рокфеллеру «Стандарт Ойл» контролировала всю германскую нефтеперерабатывающую промышленность и производство синтетического бензина из угля.

Банковскому дому Моргана принадлежала вся химическая промышленность в лице концерна «И.Г. Фарбениндустри». Через принадлежавшую Морганам американскую компанию связи «ИТТ» они контролировали 40% телефонной сети Германии и 30% акций авиастроительной фирмы «Фокке-Вульф». Через «Дженерал электрик» Морган контролировал германскую радио- и электротехническую промышленность в лице германских концернов «АЭГ», «Сименс», «Осрам». Через «Дженерал моторз» Морган контролировал германский автомобилестроительный концерн «Опель». Генри Форд контролировал 100% акций концерна “Фольксваген”.

К моменту прихода Гитлера к власти под полным контролем американского финансового капитала находились такие ключевые отрасли германской промышленности, как: нефтепереработка и производство синтетического горючего, химическая, автомобилестроительная, авиационная, электротехника и радиоприборостроение, значительная часть машиностроения. Всего 278 фирм и концернов, а также ключевые банки, такие как «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Донат банк» и ряд других.

Говоря о значении “Плана Дауэса” в отношении СССР с точки зрения американского и английского финансового капитала, министр иностранных дел Англии О. Чемберлен в феврале 1925 г. отмечал, что «Россия нависла, как грозовая туча, над восточным горизонтом Европы - угрожающая, не поддающаяся учету, но, прежде всего, обособленная». Поэтому, по его мнению, необходимо: «определить политику безопасности вопреки России и даже, пожалуй, за счет России». Хотя США никогда не признавали законность связи долговых обязательств стран, относящихся к первой мировой войне, с репарационными претензиями к Германии, такая связь является реальностью.

Хотя Соединенные Штаты никогда не получали репараций от Германии, они, тем не менее, предоставляли кредиты Германии по планам Дауэса и Янга. Согласно оценкам, за период 1924-1930 гг. сумма внешней задолженности Германии возросла с 18 млрд рейхсмарок до 25 млрд рейхсмарок, причем ок. 55% долгосрочных и 37% краткосрочных кредитов предоставили США. За период 1924-1930 гг., в соответствии с планами Дауэса и Янга, выплаты Германии Соединенным Штатам по долгам составили 449 млн рейхсмарок. Финансирование Соединенными Штатами германского долга способствовало репарационным выплатам Германией др. странам-союзникам и, т. о., по крайней мере косвенно, способствовало выплатам по долгам Соединенным Штатам. Это косвенное движение капитала было прекращено в 1930 и 1931 гг., а в июне 1931 г. администрация Гувера объявила одногодичный мораторий на выплаты по В.д. Соединенным Штатам. Лозаннская конференция в июне-июле 1932 г. аннулировала 90% оцениваемой репарационной задолженности Германии, выдвинув взамен план, в рамках к-рого Германия разместила в Банке международных расчетов (БМР) облигации 5-процентного займа на 3 млрд рейхсмарок (ок. 715 млрд дол.) для хранения там в течение трех лет с последующей свободной продажей. Вскоре после этого должники Соединенных Штатов стали уклоняться от выплаты В.д. в связи с экон. трудностями, а в июне 1934 г. Германия объявила мораторий на переводы репараций и приостановила выплаты внешних долгов наличными деньгами. Работа комитета экспертов, начавшаяся в феврале 1929 г., проходила на фоне серьезных расхождений между представителями Германии, Великобритании, Франции, Бельгии и других стран. Все же в июне 1929 г. комитет рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, согласно которому ежегодные репарационные платежи сокращались до 2 млрд. марок на период 1929-1965 гг., с тем, чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран-получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран США. Репарации должны были выплачиваться только за счет прибылей железных дорог и государственного бюджета Германии.

16 августа 1924 года на конференции в Лондоне, где собрались представитель держав-победительниц в Первой мировой войне, был принят репарационный план для Германии, которая в этой войне проиграла.

Положение Германии непосредственно после окончания Первой мировой войны было тяжелым: от военных действий сильно пострадали производственные мощности. Репарационные поставки и оккупация Рура - основного промышленного района - Францией и Бельгией в 1923 г. также нанесли ущерб хозяйству. Наконец, в течение ряда лет не обновлялся основной капитал в промышленности. Для модернизации производства не хватало средств, а из внешних источников Германия не могла их получить, подобно Англии и Франции, так как была лишена колоний. Казалось, на обозримое будущее Германия была устранена из числа опасных потенциальных экономических противников. В этот роковой период 1923-1924 гг. на помощь вчерашнему врагу пришел американский капитал. Американское руководство в тот период подъема революционного движения в Европе хотело укрепить власть германских капиталистов в их собственной стране и, более того, превратить Германию в некий «бастион антибольшевизма».

В этой обстановке родились и стали проводиться в жизнь планы, касавшиеся германских репарационных платежей, восстановления военно-промышленного потенциала Германии. Среди них наибольшее значение обрели план Дауэса в 1924 г. и затем позднее в 1930 г. план Юнга. Много раньше на Парижской конференции министров союзных держав в январе 1919 г. Германии было предъявлено требование выплатить 226 млрд. золотых марок (Золотая марка (Германия) составляла примерно 0,24 долл.) в течение 42 лет, начиная с 1921 г. Затем на второй Лондонской конференции в апреле - мае 1921 г. общая сумма репараций была уменьшена до 132 млрд. марок (35 млрд долл.), а позднее в ходе этой же конференции снижена до 126,5 млрд. марок с выплатой ежегодно 3,5 млрд. марок. План Дауэса, принятый на Лондонской конференции в июле - августе 1924 г., не устанавливал общей суммы репараций, а ограничивался указанием годовых платежей, которые были снижены до 1 млрд. марок в 1924 г.; 1,2 млрд. - в 1925 г.; 1,2 млрд. - в 1926 г., а дальше - по 2,5 млрд. марок в год. Свое название план получил по имени Чарльза Гейтса Дауэса - банкира и вице-президента США от республиканской партии. Он возглавил комитет экспертов, выработавший план. Этот план предусматривал также предоставление Германии займов и кредитов для восстановления ее военно-промышленного потенциала. План Дауэса был разработан с активным участием известного немецкого финансиста Яльмара Шахта.

Чарльз Гейтс Дауэс

Однако план Дауэса не удовлетворил ни американскую олигархию, ни тем более немецких реваншистов. Поэтому за планом Дауэса вскоре последовал план Юнга. Принятый на конференции в Гааге (август 1929 и январь 1930 г.) план Юнга, названный по имени председателя комитета экспертов - американского банкира О. Юнга, подготовившего проект этого плана, устанавливал общую сумму платежей в 113,9 млрд. рейхсмарок с выплатой в 59 лет. В плане Юнга была прямо отражена связь между выплатой репараций Германией западноевропейским странам и платежами последних в погашение военных долгов. В действительности все эти цифры остались на бумаге. На самом деле Германия заплатила по плану Дауэса 7,5 млрд. марок, а по плану Юнга - 3,7 млрд. марок. Всего же с 1919 по 1931 г. сумма германских платежей составила только 21,8 млрд. марок. Небезынтересно отметить, что за этот же период Германия получила иностранных инвестиций на сумму примерно 35-38 млрд. марок. В соответствии с планом Дауэса в октябре 1924 г. Германии был предоставлен репарационный заем в 200 млн долл., из которого 110 млн долл. было размещено в США. Приток же иностранных инвестиций в Германию составил 10-15 млрд. марок долгосрочных и более 6 млрд. марок краткосрочных вложений. На долю американского капитала приходилось 70% всех иностранных долгосрочных займов. Результатом плана Дауэса было восстановление германского военно-промышленного потенциала. За пятилетие, 1924-1929 гг., действия плана объем промышленной продукции в Германии достиг довоенного, а экспорт составил 13,4 млрд. золотых марок против 10 млрд. в 1913 г. В 1924-1930 гг., Германия разместила за рубежом (в основном в США) займы на сумму в 1,4 млрд долл. Займы для германской химической промышленности предоставлял преимущественно «Чейнз нэшнл бэнк"Моргана, о стальной и угольной промышленности Германии заботились «Дилон, Рид энд компани», развитие электротехнической промышленности финансировалось «В. А. Гарриман энд компани» и т. д. За несколько лет была обновлена и модернизирована германская тяжелая промышленность. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило кредитов на сумму в 21 млрд марок. Поэтому за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Планом также отменялась политика обеспечения «продуктивных залогов», благодаря чему завершилась оккупация Рурского региона. Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов и погашения облигаций промышленности в размере 16 млрд золотых марок. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль.

Дауэса план, репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Ч. Дауэса ; был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представителями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят Германией. Должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций державам победительницам, облегчить проникновение американского капитала в Германию для захвата ключевых отраслей немецкой экономики с целью получения американскими монополиями высоких прибылей в форме процентов по займам и дивидендов от прямых инвестиций в промышленности. Д. п. был направлен на восстановление военно-промышленного потенциала Германии и укрепление экономической и политической позиции германского империализма, которому предназначалась важная роль в борьбе против Советского Союза и революционного движения в Европе. Авторы Д. п. рассчитывали, что он укрепит капиталистическую систему во всей Западной Европе и будет способствовать созданию антисоветской коалиции империалистических держав. Д. п. предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов (в т. ч.110 млн. долларов американскими банками) для стабилизации марки, установил размерыплатежей Германии на первые 5 лет по 1-1,75 млрд. марок в год, а затем по 2,5 млрд. марок в год. Выплата репараций должна была осуществляться как товарами, так и наличными деньгами в иностранной валюте. Для обеспечения платежей предусматривалось установление контроля союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, железными дорогами. Контроль осуществлялся специальным комитетом экспертов, во главе которого стоял генеральный агент по репарациям. Этот пост занимал представитель США, сначала О. Юнг, а затем П. Гилберт. Германские капиталисты, усилив эксплуатацию рабочих, переложили на них основную тяжесть репараций. Повышение цен на предметы первой необходимости тяжело отразилось на положении трудящихся масс. В связи с принятием Д. и. между Францией и Бельгией, с одной стороны, и Германией - с другой, было заключено соглашение об эвакуации французских и бельгийских войск из Рура, оккупировавших его в 1923. Авторы Д. п. рассчитывали, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки сбыта, которые она найдёт в Советском Союзе, и что усиленный ввоз германских промышленных товаров в Советский Союз подорвет социалистическую индустриализацию ослабит обороноспособность СССР. Урегулирование репарационного вопроса и ликвидация рурского конфликта 1922-23 создали благоприятные условия для ввоза в Германию иностранного капитала. К сентябрю1930 сумма иностранных, главным образом американских, капиталовложений в Германии составила 26-27 млрд. марок, а общая сумма германских репарационных платежей за тот же период - немногим более 10 млрд. марок. Эти капиталы способствовали восстановлению промышленного производства Германии, которое уже в 1927 достигло довоенного уровня. Доля Германии в мировом экспорте увеличилась с 5,73% в 1924 до 9,79% в 1929. Осуществление Д.п. привело к быстрому росту военного промышленного потенциала Германии, что и явилось одним из важнейших факторов, способствовавших подготовке и развязыванию ею 2-й мировой воины 1939-43. Укрепив свои экономические и военные позиции, германские монополии начали активную борьбу против Д. п., подрывавшего, в известной степени, их конкурентоспособность на мировом рынке. Надежды авторов Д. п. на экономическое удушение Советского Союза потерпели крах. В 1929 США, опасаясь аннулирования Д. п. Германией односторонним актом, проявили инициативу в выработке очередного соглашения между Германией и её кредиторами (см. Юнга план ).

Лит.: План Дауэса. финансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса, М., 1925; Постников В. В., США и дауэсизация Германии (1924-1929 гг.), М., 1957; Норден А., фальсификаторы. К истории германо-советских отношении, пер. с нем., М., 1959.

В. В. Постников, М. М. Авсенев

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978