На какую стратегию опирается социальная диагностика. Технологии социальной диагностики. Задачи социальной диагностики

Лекция. Социальная диагностика, применение ее методов в социальной работе (4 часа)

1. Сущность, цели социальной диагностики.

2. Принципы социальной диагностики.

3. Методы социальной диагностики.

4. Основные этапы социальной диагностики.

Сущность, цели социальной диагностики.

Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. Этому служит такая технология социальной работы как социальная диагностика.

Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.

В науке термин «социальная диагностика» утвердился в конце 1920-х – начале 1930-х годов XX века. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого - распознавание, определение) заимствован из медицины.

Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Цель диагностики состояния социального объекта – установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

Проводить детальный анализ;

Видеть за частным общее;

Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

Не избегать вопроса «почему?»;

Прослеживать историю идей;

Собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

Связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принципы социальной диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

Ранжирование специфических свойств клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

Ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

Измерение и анализ показателей;

Диагностика как социальная практика получила признание в конце XIX – начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Термин «социальная диагностика» получил распростране­ние в конце 20-х – начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее на­правление в социальной работе.

Диагностика (греч. diagnostikos – способный распоз­навать) – общий способ получения исчерпывающей информа­ции об изучаемом объекте или процессе. Значение диагности­ки в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовре­мя и правильно определены признаки и причины возникнове­ния заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диаг­ноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного.

Сущность социального диагноза заключается в точном оп­ределении причинно-следственных связей, порожденных ус­ловиями жизни клиентов. Соци­альный диагноз предполагает сбор информации о клиентах, а также ее анализ для разра­ботки программы социальной помощи.

Цель диагностики состояния социального объекта – уста­новление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты.

В социальной диагностике учитываются две группы факто­ров: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Ча­сто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную харак­теристику с позиции медико-биологических, психолого-педа­гогических и социально-экономических параметров.

Принципами диагностики являются:

· принцип конфиденциальности . Результа­ты социального диагноза не разглашаются без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования;

· принцип научной обоснованности . Результаты анализа должны быть достоверными и надежными;

· принцип ненанесения ущерба . Диагностические результа­ты не могут быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию;

· принцип объективности . Выводы исследования базируются на основе научно обоснованных, объективных дан­ных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами;

· принцип эффективности . Не следует предлагать человеку рекомендации, которые для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредска­зуемым последствиям.

Социальная диагностика решает следующие задачи :

· выявляет специфические социальные качества, особен­ности развития и поведения клиента;

· определяет степень развитости различных свойств, их выраженность в количественных и качественных показате­лях;

· описывает диагностируемые особенности клиента;

· ранжирует специфические свойства клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд про­цедурных этапов :

1) ознакомление с клиентом;

2) постановку задачи;

3) выделение состава диагностируемых ситуаций;

4) вы­бор основных показателей или критериев;

5) измерение и анализ показателей;

6) формулирование выводов, заключений по диагнозу.

Уровни социальной диагностики можно разделить в соответ­ствии с решаемыми задачами, используемы­ми средствами и методами, а также в зависимости от организационно-управленче­ской структуры страны.


Общесоциальный уровень социальной диагностики эквивалентен в России федеральному уровню госу­дарственной власти. На этом уровне изучается состояние всего общества или его больших социально-демографических групп (детей, пожилых людей, женщин, мужчин, молодежи и т.д.). Этим занимаются как государственные, так и негосударственные научно-исследовательские учреждения академической и прикладной направленности (институты, фонды, научные цент­ры), которые могут решать как научные, так и прикладные задачи.

Существует так называемая ведомственная на­учно-исследовательская система – специальные подразделения, аналитические службы при аппарате Президента, Правительства Российской Федерации, в соответствующих министерствах. Их задача – собирать, обрабатывать и анализировать положение в социальной сфере страны с целью отслеживания результатов со­циально-экономической политики государства и выработки пред­ложений о внесении в нее определенных кор­ректив. Инструментарий таких исследований преимущественно социологический, экономический, демографический.

Можно отметить также региональный (территориальный) уро­вень организации социальной диагностики, которая проводится как силами научных подразделений в субъектах Федерации, так и соответствующими службами при администрациях субъектов Фе­дерации. При социальной диагностике регионального уровня используют ре­зультаты всероссийских исследований применительно к соответст­вующей территории, кроме того, организуются исследования на местах. Подобный ана­лиз необходим на региональном уровне не только для того, что­бы знать состояние и динамику процессов социального функцио­нирования в том или ином регионе, но и для практических организационных мер.

Принципы социальной диагностики

Социальная диагностика - сложный и многосторонний процесс, который требует от специалиста всесторонней объективной оценки явления или проблемы клиента для достижения желаемого результата или приближения к нему. Для этого, специалист должен использовать в своей деятельности следующие принципы:

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует сохранения и неразглашения всей информации, получаемой в ходе процесса. Проблема клиента касается только самого клиента, непосредственных участников процесса и социального работника.

2. Принцип научной обоснованности. Этот принцип реализуется тогда, когда вся информация, получаемая в ходе процесса, проверяется на достоверность. При использовании недостоверной информации, достижение цели, то есть решение проблемы, невозможно.

3. Принцип ненанесения ущерба. Результаты, которые полученные во время исследования, никак не должны быть использованы против клиента.

4. Принцип объективности. Специалист, который проводит диагностику, не должен опираться на свой жизненный опыт или данные, полученные в ходе других исследований. Все выводы и предположения должны строиться на объективных и обоснованных данных, на которые не влияют субъективные установки участников процесса.

5. Принцип эффективности. Клиенту следует давать только те рекомендации, которые в ходе анализа проблемы или ситуации будут признаны эффективными.

6. Принцип причинности. Специалисту необходимо различать причины и следствия возникновения явлений.

7. Принцип комплексного подхода. Ситуация или проблема клиента всегда уникальна, она зависит от многих факторов: от самого человека, от причин ее возникновения, условий развития. Для получения достоверного результата в ходе диагностики - необходимо рассматривать весь комплекс факторов.

8. Принцип верификации информации. Верификация - это подтверждение подлинности данных. Полученную, в ходе исследования, информацию необходимо проверять, используя другие методы исследования или источники информации во избежание случайностей и принятия во внимание единичных факторов.

9. Принцип системности в диагностике. Необходимость анализа сферы деятельности клиента, его статуса, интеллектуальных способностей, семейных отношений и тд, обусловлена тем, что возникающие проблемы определяются не одним, а целым комплексом факторов, поэтому необходимо иметь широкое представление о самом клиенте и его окружающем социуме.

10. Принцип клиентоцентризма. Изучение ситуации с точки зрения и интересов клиента, предоставление возможности выбора "схем", по которым будет проходить дальнейшее исправление жизненных затруднений.

Структура социальной диагностики. Социальный диагноз.

Социальная диагностика имеет свою собственную структуру и включает в себя следующие этапы:

1) Этап осмысления - анализ данной сложившийся ситуации, рассмотрение ее причин, препятствий, особенностей;

2) Этап разработки альтернативных целей применяемых для конкретного субъекта;

3) Этап поиска и способов средств перевода субъекта в новое личностное пространство.

1. Этап осмысления.

Это самый сложный этап социальной диагностики для двух сторон процесса, для самого клиента и для социального работника.

На данном этапе участникам диагностики, а точнее клиенту, при помощи специалиста, предстоит оценить и проанализировать имеющуюся проблему, признать допущенные ошибки и другие всевозможные препятствующие факторы. Так же необходимо произвести анализ всех социальных сферы, в которых находится клиент, рабочий коллектив, семья и т.д., определить свой социальный статус.

После проведенного анализа и сделанных выводов появляется возможность рассмотрения и определения дальнейших действий для преодоления затруднительной жизненной ситуации или проблемы, уже на следующем этапе.

2. Этап разработки альтернативных целей.

Важно помнить, что определение целей субъекта - один из главных вспомогательных факторов в социальном регулировании его деятельности и поведения. Социальные цели не ограничиваются только ценностями человека, в конкретных обстоятельствах они определяют его возможности.

Важная задача специалиста на данном этапе - это помочь человеку составить такую систему целей, которая будет соответствовать его способностям и возможностям, а так же будет ориентирована на его социально - ролевое положение.

Сначала необходимо определить рамки возможных для клиента целей, ими могут быть различные объективные факторы, влияющие на жизнь человека. Для этого нужно комплексно оценивать как желания субъекта, так и его возможности, например уровень образования, физическую подготовку, темперамент, так же, при содействии в поиске работы - востребованность вакансий в данный период, чтобы достичь долгосрочного эффекта.

Второй задачей данного этапа является выявление и раскрытие индивидуальных возможностей человека, например, творческого потенциала. Главная задача социального работника на данной стадии - определить и активизировать ранее незадействованные возможности клиента, в силу каких - либо причин. Важно знать, что эти возможности и способности не обязательно должны быть выдающимися, это могут быть любые качества, которые на предыдущих этапах жизнедеятельности не были реализованы. Активизация этих начал может помочь в решении проблем индивида или даже предотвратить возникновение новых трудностей.

Завершающей стадией настоящего этапа социальной диагностики является определение и построение нового идеала, который будет являться стимулом и перспективой на будущее для клиента. Идеал станет "проводником" между человеком и его дальнейшей деятельностью, направленной на достижение той самой перспективы, отложенной во времени.

Важно помнить, что на всех стадиях разработки альтернативных целей предполагается совместная работа специалиста (социального работника) и клиента, это является залогом эффективного решения проблемы.

3. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояния.

Это завершающий этап процесса социальной диагностики, поэтому он предполагает под собой переход от идеала, который был сформирован ранее, уже в конкретные, ощутимые цели самого субъекта, которые должны быть им достигнуты в дальнейшем.

Первое - это четкое построение алгоритма для достижения целей. Если на предыдущем этапе эти цели были представлены в виде перспективы на будущее, то здесь они должны быть представлены строго, как четкий алгоритм.

Второе - помощь в налаживании необходимых связей, контактов необходимых для достижения поставленных целей, определение социальных союзников, т.е. людей и организаций, способных на помощь и поддержку субъекта на пути к реализации и достижении своей цели.

Третье - совместная деятельность социального работника и клиента по поиску и определению самых оптимальных путей для достижения целей ранее составленной программы. В ходе совместной деятельности должны быть еще раз проверены и определены рамки возможностей субъекта и его социальных партнеров, в которых и будут проходить наиболее эффективные пути.

Четвертое - определение и поиск ресурсов для достижения целей. Выявление уже имеющихся ресурсов, а так же поиск возможных способов их увеличения. Этими ресурсами могут являться финансовые средства, услуги и прочее. Все выбранные материалы должны быть доступны и освоены субъектом. Только после соблюдения этого правила дальнейшее использование выбранных ресурсов позволит добиться клиенту поставленных целей.

Пятое - разработка плана перевода клиента в иное качественное состояние. На данной стадии можно разработать и предоставить клиенту возможный четкий план его дальнейшей деятельности, следуя которому он сможет преодолеть возникшие жизненные социальные затруднения.

Необходимо обратить внимание, насколько новое качественное состояние клиента необходимо ему и его окружению.

Таким образом, соблюдая все этапы и стадии, социальная диагностика позволяет достаточно достоверно определить затруднения и проблемы, которые являются препятствиями полноценного социального функционирования человека, а так же условия возникновения и развития этих проблем.

Результатом социальной диагностики будет являться - социальный диагноз.

Социальный диагноз - это научное заключение о состоянии "социального здоровья" рассматриваемого объекта или социального процесса, явления.

Социальный диагноз основан на комплексном и всестороннем наблюдении и изучении, которое предполагает не только выявление причин появления проблем, но и побудительных мотивов поведения объектов или явлений, условий их возникновения и протекания. Этот трудоемкий процесс не склонен к стандартизации, но все-таки основывается на некоторых принципах и проходит по определенным стадиям и этапам.

Социальный диагноз - то есть полученные обобщенные показатели - это не конечный результат, а только основа для достижения цели - решения проблемы.

Соц. диагнозы можно классифицировать по разным основаниям:

1) По объекту - распространяемые на все общество, регионы и т.д.;

2) По длительности определения - длительные, среднесрочные и краткосрочные оперативные;

3) По формообразованию - социально-политические, социально-экономические, социологические, социально-правовые, социально-психологические, морально-этические;

4) По сферообразованию - в сфере труда, образования, досуга, быта;

5) По диапазону обхвата - всесторонние, корреляционные, односторонние;

6) По детерминации - объективно обусловленные, субъективно обусловленные;

7) По методическому обоснованию - статистические, экспериментальные, аналитические, гипотетические.

Для любой науки принципы и методы организации деятельности являются чрезвычайно важными методологическими проблемами, они важны и для социальной работы.

Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определенных принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности как клиента, так социального работника .

Принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должен зависеть от внешних факторов (например, желаний и предпочтений начальства). Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию внутренних факторов на результаты проводимого им анализа (таких, как собственные предрассудки, незнание). Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию. Таким образом, данный принцип предполагает непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.

Принцип системности в диагностике позволяет установить, что социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой причин. Поэтому чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Последовательное соблюдение этого принципа не допускает искусственного сужения сферы социального диагноза.

Принцип верификации социальной информации, т.е. установление её достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.

Принцип клиентоцентризма подразумевает рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента и с учетом этой позиции строит свою деятельность.

Принцип конфиденциальности не допускает разглашения результатов социального диагноза без персонального согласия лица, которое является объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет организовать социальную диагностику как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности.

Социальная диагностика - интегративная технология, включающая в себя совокупность методов . В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы социальной диагностики, классифицируемые по различным основаниям.

В зависимости от предмета социальной диагностики можно выделить:

  • - историко-генетические методы, которые призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень её проявления на разных стадиях жизни клиента;
  • - структурно-функциональные методы, которые предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы.

В зависимости от этапа социальной диагностики используются методы:

  • - сбора информации, включающие широкий спектр общенаучных, социологических, психологических и других методов (анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ статистических данных, наблюдение, эксперимент, беседа);
  • - обработки и анализа информации, полученной в ходе диагностики (сравнение, типологизация, ранжирование).

В зависимости от науки или области практической деятельности выделяют методы :

  • - общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе и социальной (анализ, синтез, сравнение);
  • - социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учетом их специфики и своеобразия (социальный эксперимент, различные модификации опроса);
  • - психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых отношений (различные модификации тестирования, психологический эксперимент);
  • - специальные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Эта группа методов определяется характером и содержанием проблемы или комплексом проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности в каждом конкретной случае.

Рассмотрим наиболее распространенные в практике социальной работы конкретные методы социальной диагностики.

Опрос является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два основных класса опросных методов: интервью и анкетный опрос.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюируемого. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью (его предупреждают о запланированном разговоре), и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование - метод сбора информации путем формализованного опроса диагностируемых. В отличие от интервью, при анкетировании общение исследователя и респондента опосредовано анкетой (вопросником) - совокупностью методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявления личности. Стандартизированная анкета состоит из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Путем анкетирования и интервьюирования может осуществляться и опрос экспертов. Иногда социальная проблема нуждается в оценки компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования .

Беседа в социальной диагностике - метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы: умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы, создание атмосферы взаимного уважения и доверия и искусное использование методов убеждения и внушения.

Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем и его проблемах. Это метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. В практике социальной работы целесообразно использовать наблюдения в тех случаях, когда вербальная коммуникация по тем или иным причинам затруднена (в работе с детьми раннего возраста, во время диагностики проблем учебных или трудовых коллективов в процессе их основной деятельности).

Тестирование является специализированным методом диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов тестирование предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и своеобразие их последующей интерпретации. Существуют различные варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник имеет тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам которых можно судить о социально-психологических качествах испытуемого.

Тест-задание - оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития или отсутствии у него изучаемого качества, состояния, проблем.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту. Недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести взаимосвязи семьи с внешней средой, изучить объект в контексте её личной истории, перспектив развития и взаимоотношений с другими людьми. Метод направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природы и социальной среды.

Сравнение - неотъемлемая часть диагностики на всех её этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты, на которых будут базироваться стратегические пути решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов, одним из которых является метод ранжирования альтернатив , в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные.

Таким образом, выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно также отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

Цель, задачи социальной диагностики как науки, учебной дисциплины и технологии социально-педагогической работы.

ТЕМА 1. Социальная диагностика как учебная дисциплина.

Социальная диагностика

Парфанович И.И.Курс лекций / Тернополь, ТДПУ, 2009. - 182 c.

http://banauka.ru/20.html

1. Цель, задачи социальной диагностики как науки, учебной дисциплины и технологии социально-педагогической работы.
2. Принципы социальной диагностики.
3. Место, роль и значение социальной диагностики.
4. Требования к профессиональному уровню социального диагноста.

Литература
1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272с.
2. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. - М., 1994.
3. Скуратовский В.А., Палий А.Н. Основы социальной политики: Учебн. - К.: МАУП, 2002. - 200с.
4. Технологии социально-педагогической работы: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Й.Капської. - К., 2000. - 372с.
5. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. - М., 1993.

В повседневной жизни человеку часто нужно проверять свое суждения, мнения, сопоставляя его с другими мыслями - родителей, друзей, коллег, обращаться к авторитету Библии и других Священных Писаний, идеям великих писателей и мыслителей, лидеров социальных движений и т "Safeprom.ru"- портал по промышленной безопасности.д., чтобы убедиться в правильности выбранного варианта социального поведения, принятого решения, проверить его. Выбор того или иного решения проблемы всегда носит в той или иной степени субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробованної технологии социальной диагностики и зависит от нее.

І.Г.Зайнишев

Диагностика - учение о методах и принципах распознавания болезни (явлений, личности) и постановка диагноза. Термин “диагностика” (от грецьк.diaghostikos - способность распознавать) используется в медицине для определения процесса распознавания болезни, установления диагноза.
Социальная диагностика - изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы и общества в целом; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной життия.
Понятие “социальной диагностики” можно понимать как:
- отдельное исследование социальной проблемы клиента, которому социальный работник должен предоставить помощь;
- необходимый этап любого воздействия в социальной работе, технологический элемент социального обслуживания;
- совокупность научных методов, которые обосновывают правильность полученной информации.
Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации о исследуемый объект или процесс. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов является аналогичным “обнаружения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно не определены признаки и причины возникновения заболевания, то нельзя надеяться на положительные направление лечения и результат. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного.
Все изложенное в области соматического, телесного здоровья относится и к психическому. В том числе и к выявления уровня знаний, интеллекта. Поэтому диагностика в социальной работе - очень важная деятельность, которая требует высокой квалификации и технологичности.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, которые являются производными условий жизни клиента социального обслуживания. Социальный диагноз предусматривает сбор информации о клиентах и условия их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Цель диагностики состояния социального объекта - установление социального содержания факторов, которые действуют в экономической, психологической, демографической, правовой и других сферах общественной жизни; установление достоверности информации о нем и его окружения, прогнозирования его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий для оказания социальной помощи.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи , к которым относится:
· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения объекта;
· определение степени развития разнообразных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
· описание особенностей объекта;
· ранжирование специфических свойств объекта;
· выработка рекомендаций и разработки проектов, программ.
Следовательно, социальная диагностика - это:
1) деятельность по распознавания и анализа социальных патологий и проблем;
2) процесс такого анализа с формулировкой обоснованному выводу о предмете работы;
3) область социальных наук, посвященная методам получения знаний об обществе.
Существует широкое и узкое понимание понятия “социальной диагностики”:
- социальная диагностика - процесс научного выявление и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, которые его характеризуют социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние;
- изучение отношения индивида к социальных ценностей общества, группы и т.д., исследование сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию для индивида, семьи, группы.
Социальный диагноз имеет двоякий характер и касается относительно: 1) состояния объекта; 2) социального процесса.
Специфика социального диагноза (ССГ) заключается в следующем:
1) определить наиболее существенные черты и свойства, которые отражают социальный диагноз и позволяют выделить средства диагностических и социологических способов получения информации;
2) определить структуру и наиболее общие функции;
3) уточнить сферу применения;
4) классифицировать подходы и основные типы.
Требования к социального диагноза:
1) описывать социальные и только социальные целостности (организацию, целевую группу, отдельного работника, фрагмент внешней социальной среды);
2) опираться на представление и концептуальные модели, произведенные в рамках социологии и специальных дисциплан;
3) использовать методы и приемы, выработанные в рамках социологии и родственных наук;
4) рассматривать социальный объект через призму его принадлежности к той, собственно социальной подсистемы, организованной системы, которая именуется социальной организацией;
5) описывать социальный объект как поведенческую систему, ориентируясь на прогнозирования его поведения в реальной ситуации.

Принцип объективности - во-первых, социальный педагог не должен зависеть от внешних факторов; во-вторых, социальный педагог должен противостоять влиянию на результаты собственных незнаний, аберрации собственного жизненного опыта. Это может блокировать коррекцию социальной патологии. Влияние таких факторов может негативно отразиться как на сборе фактов, так и на их интерпретации.
Принцип верификации социальной информации как установление ее достоверности. Социальная действительность содержит много противоріч, единичных фактов и случайностей. Поэтому, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверить эмпирические данные теорией, сопоставлять сведения, полученные с разных каналов.
Вследствие этого необходимо применять в диагностике и принцип системности . Все социальные проблемы является полікаузальними, то есть, их зарождение и развитие определяется не одним, а несколькими причинами. В связи с этим для того, чтобы определить источник и способы решения жизненной трудности клиента, необходимо проанализировать его мікросоціальне среду, семейные взаимоотношения, иметь представление о интеллектуальный уровень и особенности характера клиента, состояние его здоровья.
Специфическим принципом диагностики можно считать и принцип клієнтоцентризму , то есть рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник - интересы клиента (конечно, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом такой позиции строит всю свою деятельность.
В реальной действительности все явления и процессы находятся в универсальном взаимосвязи и взаимодействия, поэтому важным принципом является диагностики
принцип причинной обусловленности .
Принцип комплексного подхода в социальной диагностике заключается в необходимости учета и анализа всех условий и факторов, повлекших или способствуют возникновению определенного социального явления.
Принцип конфиденциальности - неразглашении результатов социального диагноза без персональной согласия на это лица, которая выступала объектом исследования.
Принцип научной обоснованности предусматривает, что результаты анализа должны быть валидными и надежными.
Принцип ненанесение вреда - диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, которая исследовалась.
Принцип эффективности - не стоит предлагать человеку рекомендации, которые по результатам диагноза для нее не полезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.