Психология девиантного поведения сотрудников полиции. Девиантное поведение сотрудников в организации. здоровье и выносливость


Нарушения дисциплины и законности как формы девиантного поведения сотрудников органов

внутренних дел
Осинцева Анжела Валентиновна , кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики Тюменского юридического института МВД России, Тюмень, Россия
За последние десятилетия показатели удельного веса фактов нарушения законности сотрудниками милиции по МВД России в целом увеличились с 8,7 в 1998 году до 18,7 в 2004 году; число преступлений, совершенных сотрудниками милиции - с 3,4 единиц до 3,8 соответственно. 1 В 2007 году было допущено более 140 тысяч нарушений дисциплины и законности по МВД России, в 2006 году число осужденных сотрудников ОВД составило 1961 человек, в 2007 году - 1200 2 . В 2008-2010 годах получили огласку факты грубых нарушений закона со стороны сотрудников органов внутренних дел, связанных с необоснованным применением табельного оружия, превышением властных полномочий, хулиганскими действиями. Инцидент, произошедший 27 апреля 2009 года в московском супермаркете, когда начальник ОВД «Царицыно» будучи в состоянии алкогольного опьянения расстрелял кассира и покупателей, вызвал многочисленные дискуссии, как в обществе, так и в официальных кругах на тему ответственности и поведения сотрудников правоохранительных органов. В этой связи в МВД России был запланирован и проведен ряд мероприятий, направленных на решение кадровых проблем в МВД России. В декабре 2009 года состоялось заседание Коллегии Министерства по вопросу «О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и исполнения ранее данных поручений по повышению эффективности деятельности МВД России в обеспечении общественной безопасности, защите прав и законных интересов граждан, укрепления кадрового потенциала органов внутренних дел и противодействия коррупции». Особая роль при реформировании системы МВД России отводится подразделениям кадрового, воспитательного и психологического направления. На заседании Коллегии Министерства со стороны руководства высказана необходимость учета морально-психологического состояния сотрудников и социально-психологического климата в служебных коллективах. В Послании Президента Российской Федерации отмечено: «Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти... Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников». 3 Рост количества нарушений законности не только снижает эффективность деятельности органов внутренних дел, но и обусловливает формирование в массовом сознании мнения о некомпетентности, коррумпированности сотрудников органов внутренних дел, подрывает их авторитет и авторитет всего государственного аппарата.

По результатам исследований НИИ МВД России в рамках мониторинга общественного мнения по проблемам преступности и деятельности органов внутренних дел 4 можно судить об уровне криминологической тревоги населения и ожиданий от деятельности сотрудников правоохранительных органов (рис.1).

В перечне различных опасений населения России выявлено опасение пострадать от произвола правоохранительных органов. В свете событий, произошедших в последние годы , эти цифры, вероятно, будут гораздо выше.

Рис.1. Опасения населения России

Для управлений и ведомств внутренних дел на всей территории России работа по укреплению служебной дисциплины и соблюдению законности среди личного состава остается в числе приоритетных направлений служебной деятельности и находится на постоянном контроле у руководителей разного уровня. Однако многие принятые меры часто носят формальный характер. Статистические показатели нарушений дисциплины и законности умышленно снижаются искусственными способами, факты проступков сотрудников ОВД зачастую замалчиваются или вовсе остаются безнаказанными.

Как известно, любое негативное поведенческое проявление личности всегда лучше предупредить, нежели бороться с его последствиями. Личность со склонностью к девиациям (т.е. личность, имеющая предпосылки, готовность к деструктивным поступкам, имеющая уже заданные шаблоны антиобщественного поведения) вероятней всего и совершит проступок в релевантной таковым ожиданиям и установкам социальной (профессиональной) ситуации.

Психологические аспекты девиантного поведения являются актуальным вопросом психологии в последние годы. К теме отклоняющегося поведения существует множество подходов в различных науках. Для правоохранительных органов одной из важнейших является проблема девиантного поведения сотрудников ОВД, курсантов образовательных учреждений МВД России. Разнообразные проявления социально отклоняющегося поведения (агрессия, нарушения дисциплины и законности, употребление спиртных напитков и наркотических средств, суицидальное поведение) недопустимы в системе МВД России. Девиантное поведение представляет систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. При этом под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, характерное для большинства людей.

К видам девиантного поведения принято относить алкогольную и наркотическую зависимость, агрессивное поведение, суицидальные действия, преступность. Змановская Е.В. предлагает следующую классификацию девиаций:

1. Агрессивное поведение (в том числе и аутоагрессия).

2. Делинквентное поведение (связанное с антиобщественной направленностью личности и антисоциальными установками).

3. Зависимое поведение (связанное с употреблением алкоголя и наркотиков. 5

Все эти формы девиантного поведения вполне подпадают в перечень проступков, за которые несет юридическую ответственность сотрудник милиции и которые не соответствуют образу профессионала – сотрудника ОВД. В исследовании девиантного поведения значительное место отводится изучению его причин, мотивов и условий, способствующих его формированию. В девиантологии существуют две диаметрально противоположные точки зрения на обусловленность девиантного поведения: натурально-биологическая и социально-редукционистская. Первая теория объясняет причины девиантного поведения свойствами личности (личностные диспозиции, своеобразие генетической организации, тип ВНД и т.д.). Вторая основным детерминантом девиантного поведения считает социально-экономические условия жизни человека. Таким образом, на формирование девиантного поведения влияют как внешние (средовые), так и внутренние (в частности, психологические) факторы. Не оспаривая существенность представленных выше научных точек зрения, видится важнейшим аспектом в анализе детерминант девиантного поведения личности персональный выбор, т.е. конкретный поступок или проступок личности, реализованный в соответствии с теми ситуациями , в которых решалась затруднительная задача впервые. Основу личностного выбора составляют поступки, совершенные в соответствии с прототипными схемами – обобщенными моделями жизненных ситуаций и способов действования в них. 6 В этой связи, поведение сотрудников милиции необходимо истолковывать с точки зрения психологических внутриличностных категорий и образований (имплицитных представлений, смыслов, отношений), детерминирующих конкретные поступки (или проступки) в ходе профессиональной деятельности.

С целью изучения представлений об образе сотрудника органов внутренних дел была проведена исследовательская работа, направленная на изучение представлений у лиц, находящихся на разных этапах профессионального становления сотрудника милиции. Полученные результаты, в дальнейшем позволили разработать специальные занятия, корректирующие в желаемом направлении представления обучаемых в вузе МВД России о сотруднике милиции и его профессиональной деятельности. Исследование было направлено на проверку предположения о том, что в представлениях об образе сотрудников ОВД у лиц, находящихся на разных этапах профессионального становления, существуют различия, характеризующие глубокие уровни сознания. Общее количество участников эксперимента составило 65 человек, в числе которых 4 группы сотрудников ОВД (со стажем работы 10-15 лет, курсанты 1-х, 3-х и 4-х курсов ТЮИ МВД России). В работе применялся метод межгруппового сравнения. Для проверки гипотезы был разработан опросник-интервью, направленный на выявление характеристик об идеальном и реальном образе и служебной деятельности сотрудника ОВД. Опрос проводился в форме фокус-групп. Полученные данные были обработаны методом контент-анализа. Для выявления достоверности различий и получения научно-обоснованных результатов был применен метод Т-критерия Стьюдента.

После межгруппового сравнения представлений об образе сотрудника ОВД по всем группам испытуемых были сделаны следующие выводы:

1. Представления о реальном сотруднике ОВД у испытуемых первого курса вуза МВД России носят негативный характер (сотрудник ОВД неряшлив, груб в обращении с гражданами, склонен к употреблению спиртных напитков, не знает законов). Реальный сотрудник ОВД слушателями третьего курса описан отстраненно от личности самих испытуемых и окрашен стереотипными представлениями, характерными для современного общественного мнения (по их мнению, реальный сотрудник ОВД склонен к совершению правонарушений, взяточничеству, коррупции, он вызывает опасения, но к нему обращаются за помощью и он может помочь людям). Сотрудник ОВД, описанный слушателями 4 курса и практическими работниками со стажем работы, приближен к непосредственной профессиональной деятельности и успешному образу (профессиональный, юридически грамотный, пример для других, патриот своей Родины, принципиальный, служит закону, физически развит).

2. Идеальный образ сотрудника ОВД у первокурсников носит явно просоциальный характер (дисциплинированность, образованность, трудолюбие, знание прав и обязанностей, владение речью и психологическими приемами работы). У слушателей 3 и 4 курсов образ идеального сотрудника ОВД сопряжен с романтическими представлениями о профессии, нереальностью существования и соотнесения его с супер-героями из кинофильмов. Идеальный сотрудник в представлениях опытных практических работников ОВД приближен к полученному у них реальному образу (образованный, профессиональный, морально устойчивый, любит работу, исполнительный, дисциплинированный).

3. При применении метода математической статистики (Т-критерия Стьюдента) были получены статистически достоверные различия между матрицами данных по реальному сотруднику ОВД у всех групп испытуемых, кроме четвертого курса и опытных сотрудников ОВД (их представления о реальном образе сотрудника схожи). Представления об идеальном сотруднике ОВД статистически достоверно отличны только у слушателей 4 курса (только ими отмечена высокая значимость и частота встречаемости характеристик, связанных с коммуникативной стороной профессиональной деятельности, что и отличает их образ от всех других).

В ходе представленного исследования показано, что в представлениях об образе сотрудника милиции у лиц, находящихся на разных этапах профессионального становления, существуют различия, характеризующие глубокие уровни сознания. Образ сотрудника ОВД носит негативный характер, выявлена необходимость целенаправленного формирования положительного образа сотрудника милиции на разных этапах профессионального становления.

Одной из значимых детерминант нарушений законности среди сотрудников ОВД является весьма тесное соприкосновение сотрудников правоохранительных органов с преступностью. В ходе осуществления своей профессиональной деятельности работникам правопорядка нередко приходится работать с носителями элементов криминальной субкультуры, лицами, ранее судимыми за совершение преступлений. Следствием этого является закономерный процесс привыкания к жаргону, жестам, образу поведения представителей криминальной среды, что способствует в дальнейшем его переносу на общение с обычными гражданами. И.И. Карпец еще в 1992 г. писал, что «не меньшей трагедией для сотрудников милиции является то, что они подвержены обратному влиянию самого преступного мира. Они видят зло насильственной преступности и сами привыкают к применению насилия». 7

Таким образом, девиантное поведение сотрудника органов внутренних дел можно определить как отдельные проступки личности (или их совокупность), входящие в противоречие с юридическими, моральными и социальными нормами, принятыми за основу профессиональной деятельности сотрудника в Министерстве внутренних дел России. Поступок личности определяется чаще как действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения, в котором человек утверждается как личность. Поступком принято называть социально одобряемое поведение, в котором производится самостоятельный выбор (мотивов, целей, способов действования и пр.) В случае девиантного поведения речь идет о проступке, в котором также осуществляется выбор, но он уже окрашен социально неодобряемой направленностью. Предпосылкой формирования такого рода проступков сотрудников ОВД служат специфические условия профессиональной деятельности правоохранительных органов, личностные диспозиции (например, акцентуации характера или криминогенные качества личности) и профессиональная деформация сотрудника милиции. Оказывая влияние на личность сотрудников ОВД, специфические условия служебной деятельности зачастую приводят к нежелательным изменениям в их мировоззрении, системе нравственных ценностей, Я-концепции, проявлению в психологической структуре личности таких черт, которые начинают отрицательно сказываться на осуществлении профессиональной деятельности. При наличии фоновых явлений (трудностей социально-экономического, идеологического характера, алкоголизации и наркотизации, снижения престижности органов государственной власти и управления в современной России и пр.) эти предпосылки являются мощным спусковым крючком для начала формирования активности человека антиобщественной направленности.

Наличие фактов девиантного поведения недопустимы в структуре, призванной бороться с делинквентным, агрессивным и зависимым поведением. Поэтому работа, направленная на изучение проблемы девиантного поведения сотрудников ОВД имеет высокую социальную значимость и требует пристального изучения со стороны представителей юридических и психологических наук.


УДК 316.356.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ОТЦОВСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Пастухова Марина Владимировна, ассистент кафедры общей психологии, соискатель Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, Рязань, Россия
Различные проблемы детства и родительства остаются актуальными на протяжении многих десятилетий истории общества и приобретают особую значимость в настоящее время.

Среди наиболее остро звучащих вопросов на первый план выступают проблемы, связанные с ростом числа разводов и увеличивающимся количеством неполных семей, когда дети воспитываются вдали от своих отцов, многие из которых прекращают общение с ребенком. Сложившаяся ситуация крайне негативно влияет на детско-родительские отношения, воспитание и развитие личности ребенка.

Отдельно выступает проблема недостаточного взаимодействия отца и ребенка в полной семье, когда по причине постоянной занятости или по причине нежелания общаться, отец не уделяет должного внимания своему ребенку и лишь формально находится в роли отца, что также отрицательно отражается на развитии и воспитании детей.

Многие современные авторы, занимающиеся изучением различных аспектов отцовства и влияния отца на личность ребенка, подчеркивают, что, несмотря на бесспорную актуальность данных вопросов, проблематика роли отца в настоящее время остается практически неизученной (Ю.В. Евсеенкова , Т.Б. Беляева и др.)

При этом, проблематика отклоняющегося отцовства, несмотря на свою очевидную значимость и понятность, остается еще менее разработанной, чем проблематика отцовства в целом, и часто сводится к изучению вопросов воспитания ребенка в неполной семье или подменяется ими.

Однако, согласно Р.В. Манерову, проблемы, связанные с девиантным отцовством, являются весьма острыми и актуальными в наше время .

Р.В. Манеров перечисляет следующие формы отклоняющегося отцовского поведения, часто сочетающиеся и дополняющие друг друга: уход из семьи, отказ от совместной жизни с супругой (подругой) и своим (часто – еще не родившимся) ребенком; проявление насилия по отношению к своему ребенку; безразличное отношение к своему ребенку.

Причины отклоняющегося отцовского поведения, по словам Р.В. Манерова, следует искать, прежде всего, в эгоцентризме, инфантильности, сексуальной неразборчивости мужчин. А это, в свою очередь, связано с низким уровнем сформированности матрицы отцовского отношения.

Проблематика родительства чрезвычайно актуальна на современном этапе развития общества и имеет широкие перспективы для изучения, как в нашей стране, так и за рубежом.


Литература

  1. Беляева Т.Б. Стереотипы современного отцовства [Текст] / Т.Б. Беляева, О.В. Сокол // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» в 3 ч. – Ч.1 / под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. – М., 2005. – С. 123-132.

  2. Борисенко Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе [Текст] / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова //Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С.122 – 130.

  3. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец – ребенок» как фактор развития личности [Текст] / Ю.В. Евсеенкова // Семейная психология и семейная терапия. – 2003. № 4. – С. 30 – 47.

  4. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно – психологических факторов [Текст]: дис… канд. психол. наук / М.О. Ермихина; Курганский гос. ун-т. – Казань, 2004. – 168 с.

  5. Манеров Р.В. Психология отцовства. / Р.В. Манеров // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. – СПб., 2003. Т. 5. С. 284 – 288 [Электронный ресурс].

  6. Овчарова Р.В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

  7. Пастухова Л.А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта [Текст]: дис… канд. психол. наук / Л.А. Пастухова; Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. – Ярославль, 2006. – 216 с.

  8. Развитие личности ребенка [Текст] / под. ред. А.М. Фонарева – М.: Прогресс, 1987. – 269 с.

УДК 159.922.62


ПРОБЛЕМА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

ПОЗДНЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА: СОЦИАЛЬНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Персидская Александра Евгеньевна , кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой теории и истории педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского, Чита, Россия
Делинквентное поведение, как один из типов девиантного поведения, изучалось многими исследователями и определялось как противоправное, преступное, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающее благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемое в крайних своих проявлениях. Значительные исследования в настоящее время посвящены делинквентному поведению несовершеннолетних (Е.В.Змановская, Е.И.Бровко, М.Г.Дмитриев, В.В.Рыбин, С.Т.Сулейманова и др.), однако большое беспокойство вызывает увеличение количества преступлений, совершаемых людьми, перешагнувшими 50-летний рубеж: предпенсионного и пенсионного возраста. Согласно возрастной периодизации (Л.Д.Столяренко, 1999; А.А.Реан, 2003, Г.Грайг, 2003) возраст старше 50 лет называется поздней зрелостью, взрослостью и заканчивается пожилым возрастом (более 60 лет).

Так, анализ статистических данных состава осужденных по Забайкальскому краю за период с 2000 по 2008 гг. позволяет проследить резкое динамическое увеличение осужденных лиц в возрасте старше 50 лет с 3,8 % от общего количества преступлений за 2000 год до 6,7 % к концу 2008 г., т.е., рост преступлений составил более 90%. Интересным является то, что преступления, совершаемые данной возрастной группой, включают в себя в подавляющем большинстве кражи, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и грабеж. Достаточно большую роль играют преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения. Попытка дать объяснение этому явлению приводит нас к выявлению взаимосвязей между делинквентным поведением и трансформацией современного российского общества.

Модернизация современного российского общества в области образования, экономики и политики нацелена на молодое подрастающее поколение, оставляя людей старшего возраста вне этих процессов. Не вызывает сомнений, что эти факторы вызывают социально-культурные изменения в дальнейшей социализации людей позднего зрелого и пожилого возраста. По исследованиям Т.К. Харевен, социализацию людей позднего зрелого и пожилого возраста характеризует изменения положения пожилых людей в современном обществе: меняются владение собственностью и доход, существенно переоцениваются стратегические знания, снижается работоспособность, взаимная зависимость, иную роль играют традиции и религия, происходит обеднение социальных ролей и возникает ролевая неопределённость, происходит потеря будущего.

Возрастные особенности человека рассматриваемого возраста соответствуют пятой и последней ступени возрастной периодизации по В.И.Слободчикову. Так, основными задачами, стоящим перед человеком на пороге поздней зрелости является универсализация, которая знаменует выход за пределы собственной индивидуальности и одновременное обращение к пространству «общих сверхчеловеческих ценностей как в свое другое». Зрелая личность как бы отождествляет себя с Бого-человечеством , осознает универсальность своей духовной сущности, стремиться обрести Веру. Наступление зрелости человека знаменует преодоление противоречий между собственным творчеством, производительностью и застоем, инертностью; поглощенностью собой и единении с Миром; социальной обособленностью, отверженностью и заботой и милосердием к другим людям.

В исследованиях в области акмеологии (В.П. Бранский Ю.А. Гагин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.И. Лященко, В.Н. Тарасова, Г.П. Филиппова, Г.И. Хозяинов), возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных наук, изучаются вопросы феноменологии, закономерности, механизмы и способы социализации и саморазвития личности на ступени становления ее зрелости, и что важно, акцентируется внимание на достижении ею наиболее высокого уровня развития.

Период достижения человеком поздней зрелости является одним из наиболее ответственным в процессе социализации. Так, человек достигает вершин интеллектуального развития, его знания и опыт в различных сферах жизнедеятельности (профессионально-трудовой, межличностной и т.д.) представляет собой уникальный сплав творческой самоактуализации - акме. Акме (в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) человека - феномен возможности достижения человеком вершин своего развития как вида, индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности или совершенства деятельности (Ю.А.Гагин).

Признаками акме (по А. Маслоу) является совокупность особых состояний, в которых личность непосредственно воспринимает Вселенную как живое целое, а себя соответственно как неотъемлемую его частицу.

Е.Б. Старовойтенко описывая достижение личностью состояния акме, выделяет следующие его показатели в зависимости от субъективного отношения личности: зрелое интеллектуальное отношение к жизни, деятельностно-продуктивное отношение к жизни, зрелое профессиональное отношение к жизни, социально активное отношение к жизни, зрелое нравственное отношение к жизни, эстетическое отношение к жизни, осознанное отношение личности к себе как субъекту жизнедеятельности.

Н.В.Кузьмина выделяет акмеологические закономерности как устойчивые связи между уровнем продуктивности личности, результатами, которых она достигает в той или иной области жизнедеятельности, и различными факторами, которые обусловливают этот уровень. Именно яркое проявление акмеологических закономерностей можно увидеть при достижении человеком поздней зрелости.

Несомненно, что данная категория населения является одной из наиболее социально уязвимых в современном быстроменяющемся российском обществе. Социально-экономические факторы являются одной из важнейших причин формирования делинквентного поведения. Сравнительный анализ доходов населения Забайкальского края показал, что доходы населения в среднем понизились за последние 10 лет на 15%, на 2008 г. 20% населения края проживает с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Средний размер пенсии по старости составил 4670 рублей при прожиточном минимуме 3447 рублей по данным 2008 г. Однако расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг повысились за период с 2000 по 2008 г. более чем в 10 раз . При этом ожидаемая продолжительность жизни населения края составляет 57,9 лет у мужчин и 70,4 года у женщин, т.е. старшее поколение Забайкальского края находится в тяжелом финансовом положении, а мужчины в большинстве случаев просто не доживают до пенсионного возраста. Все эти данные свидетельствуют о социально-экономическом и демографическом неблагополучии людей старше 50 лет.

Социально-экономические причины роста делинквентного поведения среди людей старше 50 лет дополняются ростом безработицы, когда на вакантные места требуются более молодые компетентные специалисты, имеющие современный уровень образования, мобильные, креативные, обладающие высокой конкурентоспособностью. Таким образом, опыт этой категории людей остается невостребованным, и им чрезвычайно трудно найти достойную сферу реализации своих профессиональных знаний после выхода на заслуженный отдых и сохранить уровень жизни и социальный статус, достигнутый за период трудовой деятельности. Для человека зрелых лет может оказаться чрезвычайно трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной профессиональной деятельности, социальной востребованности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что страдает здоровье, падает трудоспособность и возникает необходимость конкурировать с более молодыми людьми, в то время когда человек в свои годы совершенно не ощущает себя стареющим.

Резкое имущественное расслоение, изменение нравственно-этических норм, снижение роли социального контроля, неоднозначное и противоречивое влияние средств массовой информации рождает неуверенность человека зрелого возраста в своем будущем, осознание социальной несправедливости и обесценивание им достижений прошлого. Иными словами можно сказать, что делинквентное поведение данной возрастной группы является скорее реакцией на происходящие в обществе изменения, как невозможность адаптироваться к современным реалиям.

Таким образом, исследование проблемы делинквентного поведения людей позднего зрелого возраста свидетельствует о том, что рост числа преступлений совершаемых данной возрастной категорией связан, прежде всего, с социально-экономическими факторами социализации в современной российском обществе. Делинквентное поведение людей старше 50 лет является, на наш взгляд, последствием невозможности удовлетворить выполнение жизненно важных задач, стоящих перед этой возрастной группой и достичь определенного состояния акме.
Литература
media -> Подходы к диагностике девиантного поведения человека
media -> Пути решения проблемы и вопросов входящих в проблему отклонений в поведении: индивидуальные и социальные аспекты
media -> Анатолий Викторович Грудинин
media -> Мнения позиции размышления. Динамика ценностных ориентаций современной молодежи велиева Валидабад кызы
media -> Семинар «Отказ от употребления алкоголя, антиалкогольная пропаганда в формировании здорового образа жизни у детей и подростков»
media -> «Струны общности» в современном художественно-образовательном пространстве Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора Лейли Леонардовны Надировой

Введение 1 Глава. Риск девиантности в профессиональной среде правоохранительных органов 1.1. Распространенность девиантного поведения среди сотрудников правоохранительных органов 1.2. Факторы девиантного поведения сотрудников ОВД 1.3. Профессиональные выгорание и деформация сотрудников ОВД в контексте риска девиантного поведения 2 Глава. Анализ опыта профилактики девиантного поведения у сотрудников органов внутренних дел 2.1. Направления, формы и методы профилактики профессионального выгорания и профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел 2.2. Методы диагностики и профилактики девиантного поведения у сотрудников ОВД 2.3. Опыт предупреждения противоправных действий, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел 2.4. Психологическое сопровождение и консультирование сотрудников с признаками девиантного поведения Заключение Список источников

Введение

Служебная деятельность сотрудников милиции связана с высоким уровнем физической и психоэмоциональной напряжённости, необходимости реагирования в обстоятельствах дефицита времени и витальной угрозы. Долгое время в ОВД не ставилась задача коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний сотрудников. Сами состояния не признавались фактором, который существенно влияет на результаты работы. Человек имеет свой неповторимый мир, который строится, меняется, совершенствуется в течение всей жизни. Он преодолевает жизненный путь от детства к юношеству, от зрелого к старческому возрасту, неоднократно начиная все сначала, ища свою траекторию движения, изменяя жизненный замысел. Мировоззрение зависит от прошлого и непосредственно влияет на настоящее, которое личность создаёт своими поступками, жизненными решениями, будничными выборами. Критические ситуации вообще можно охарактеризовать как ситуации, которые порождают дефицит смысла дальнейшей жизни человека. Это длительный глубинный конфликт по поводу жизни в целом, её смысла, главных целей и путей их достижения. Продолжительность кризисных переживаний, возможности конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной степени определяются типом отношения к тому, что случилось. В зависимости от индивидуальных особенностей, от предыдущего опыта определённое отношение к будничным неприятностям, стрессам конфликтов или к драматическим событиям; изменяющих направление жизненного пути, закрепляется, становится почти обычным. Работа протекает у сотрудников правоохранительных органов нередко в конфликтных, напряжённых ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах, связанных с применением оружия. Даже проверка документов, замечания в адрес нарушителя правил дорожного движения, профилактическая беседа, разведывательное опроса, очная ставка, допрос наполнены психическим напряжением и содержат потенцию «психологического взрыва», перерастающего в острое противоборство. Особенно тяжёлые чрезвычайные обстоятельства, которые вызываемые факторами и явлениями природного, социального или техногенного характера, нередко которые нарушают нормальную жизнь населения, порядок и общественную безопасность на конкретной территории. Подобные условия, ситуации, обстоятельства делают на всех, в том числе и на сотрудников правоохранительных органов, сильное психологическое воздействие, создают в решении профессиональных задач большие сложности, сказываются на успешности действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, особого умения действовать в таких условиях . Выполнение своих профессиональных обязанностей у сотрудников ОВД связано со значительными нервно-психическими нагрузками. В условиях такой интенсификации труда, при высоких требованиях что в её эффективности, остро стоит проблема психологической разгрузки и коррекции психических состояний работников. Хотя, как в РФ, так и в бывшем СССР проводились исследования, направленные на выяснение девиантных особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД, складывались профессиограммы и психограммы (В.Е. Конгвалова, А.Н. Бандурка, В.Л. Васильев), однако систематизации девиантных состояний в литературе уделено очень мало внимания. В связи с этим становится очевидной актуальность исследования данной проблемы. Объект исследования - профессиональная деятельность сотрудников ОВД. Предмет исследования - девиантные психические состояния у сотрудников ОВД. Цель исследования - исследовать девиантные психические состояния работников ОВД. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ понятия девиантного поведения. 2. Определить особенности измерения уровня девиантного поведения у работников ОВД. 3. Определить особенности девиантных состояний, которые характерны для работников ОВД. 4. Рассмотреть особенности эмоционального выгорания у работников ОВД. Методы исследования. В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной проблемы

Заключение

Существенно на развитие личности специалиста влияют пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействий специалиста ОВД и людей, морально-правовой статус работника в обществе и другие факторы. Восприятие лицом работника ОВД социального мира и человека во многом будет определяться не только личным развитием, но и объективными обстоятельствами. Неизбежно сопровождается освоение профессии изменениями в структуре её личности, с одной стороны, когда, происходит интенсивное развитие и усиление качеств, которые содействуют удачному осуществлению деятельности, а с другой - подавление, изменение или даже разрушение структур, которые не участвуют в этом процессе. Когда такие профессиональные видоизменения расцениваются как негативные, то есть нарушают целостность личности, снижают её устойчивость и адаптивность, то нужно их анализировать как профессиональные деформации. Сотрудники органов внутренних дел, постоянно общаясь с людьми, нарушающими закон, и нередко внутренне их не приемлющими, ежедневно сталкиваясь с негативными явлениями действительности и, часто входя в конфликтные ситуации, в большей степени, чем члены других социальных организаций, подвержены профессиональной деформации. Деформация личности проявляется двояко. С одной стороны, человек может ожесточиться, утратить веру в морально-этические ценности, стать сторонником и проводником сугубо волевых методов, с другой - деформация личности иногда выражается в утрате чувства идейной непримиримости к антиобщественным и аморальным явлениям, в терпимости к их носителям. Психологи подтверждают, что профессиональная деформация может обнаруживаться как минимум в двух сферах личности: - в психических процессах и состояниях; - в социально - психологических чертах, проявляющихся в профессиональной деятельности и поведении. В общественном мнении существует своеобразная иерархия профессий, специальностей, шкала предпочтений одних занятий другим, лестница престижа профессий. Профессия определяет социальный уровень, социальный статус человека. Главным, но не единственным фактором, определяющим престиж профессии, является заработок, доход её обладателя. Немаловажно отметить, что уровень жизни сотрудников ОВД остаётся стабильно низким. В органах внутренних дел, работают представители более 300 различных специальностей и профессий. Такая разнородность содержания деятельности не позволяет говорить о единой профессиональной направленности сотрудников милиции. Тем не менее, можно говорить об общих чертах профессиональной деятельности сотрудников милиции, влияющих в той или иной мере на их делинквентное поведение. Следует отметить, что сам характер службы в ОВД предполагает наличие трудностей и своеобразных «вредных» условий несения службы, которые также могут способствовать делинквентному поведению. По исследованиям, проведённым А.Н Роша, установлены следующие отрицательные факторы (демотиваторы) применительно к профессиям сотрудников ОВД: неупорядоченность рабочего дня; невысокий престиж службы в ОВД среди окружающих; значительные переработки во времени; недостаточная дифференцированность оплаты за разные виды труда; неустойчивость должностного положения; большие нагрузки во время работы; риск и опасность во время работы; необходимость принятия самостоятельно ответственных решений. Основным моментом в отпоре профессиональной деформации или её преодолении является профессиональная перспектива. Неслучайно во многом связаны профессиональные кризисы с отсутствием или наличием личной перспективы в сфере профессиональной деятельности. Дилемма личностное (и профессиональное) развитие или профессиональная деформация связана во многом именно с наличием (или отсутствием) у сотрудника значимой и реальной перспективы в сфере профессиональной деятельности. И, наконец, значимым моментом индивидуальной работы является определение способности работника преодолевать или сопротивляться профессиональную деформацию. В ряде случаев его личные качества (повышенная внушаемость, слабоволие, недостаточный уровень культурного и интеллектуального развития и др.) могут стать препятствием. Тогда необходима определённая психолого-педагогическая компенсация недостаточности или отсутствия развития личностного потенциала для преодоления или сопротивления профессиональной деформации в сферах чёткого контроля за занятием сотрудника, оказания при необходимости систематической психологической помощи, наставничества и т. д. В таком случаи, задача преодоления профессиональной деформации и профилактики впритирку смежается с задачей развития личности, т. е. развитие достоинств личности выдаётся наилучшим способом одоления его недостатков. В соответствии со стратегией психопрофилактики, которая реализуется психологами ОВД, для их сотрудников строятся конкретные программы и планы индивидуально-психологической работы с сотрудником, определяется комплекс индивидуальных психолого-педагогических воздействий, которые дополняют коллективные и групповые формы работы с личным составом.

Список литературы

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Сударыня, 1999. - 434 с. 2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с. 3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с. 4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - ПИТЕР, 2002. -221 с. 5. Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг. 4-е изд., испр. и доп. / Г.И. Марасанов. - М.: Когито-Цент, 2001. 251с. 6. Марьин, M.K, Петров, В.Е. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России: Учеб.-метод. пособие / М.И. Марьин, В.Е. Петров / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 309 с. 7. Маслач К. Профессиональное выгорания: как люди справляются / К. Маслач. - М., 1995. - 396 с. 8. Медведев В.С. Проблемы профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел (теоретические и прикладные аспекты): [монография] / В.С. Медведев. - М: Академия внутренних дел РФ, 1996. - 192 с. 9. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие / В.Д. Менделевич. М.: МЕДпресс, 2001. - 432 с. 10. Метод портретных выборов. Адаптированный тест восьми влечений Сонди: Практ. рук-во Л.Н. Собчик. - М.: Институт прикладной психологии Российской Федерации. М., 1993. - С. 5 - 59. 11. Методическое пособие по предупреждению распространения случаев немедицинского употребления наркотических и других сильнодействующих веществ среди курсантов. - М., 2001. - 88 с. 12. Можгинский, Ю Б. -Агрессия подростков...Можгинский, Ю Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / МВД России, С. -петерб. ун-т. – Санкт-Петербург: Лань, 1999 . – 127 с. 13. Орел В. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность / В. Орел, А. Рукавишников // Психология субъекта профессиональной деятельности: сборник научных трудов. - Ярославль: Сфера, 2001. - С. 78-85. 14. Чернис К. Профессиональное выгорания: беспокойство за работников разных сфер / К Чернис. - СПб. : Питер. - 2003. - 791 с. 15. Freudenberger HJ Staff Burnout / J. Freudenberger II Journal of Social Issues. - 1974. - Vol. 30. - P. 159-165. 16. Peimian B. Burnout: Summary and Future and Research / В. Рег1шап, E. Hartman II Human relations. - 1982.-V35 (4) .- P. 16-20. 17. Pines A. Career Burnout: causes and cures / A. Pines., E. Aronson. - New York: Free Press, 1988. - 68 p.

Социальная девиация как нарастающее явление общественной жизни современного общества требует не только пристального рассмотрения этой проблемы научным и психолого-педагогическим сообществом России, но и серьезного участия всех государственных и общественных структур в профилактической работе по предупреждению девиантного поведения населения, в том числе молодого поколения россиян. В данном контексте органы внутренних дел России (ОВД), в силу функциональной специфики деятельности, выступают как важный и наиболее действенный субъект недопущения и предупреждения девиантного поведения среди разных слоев населения.

Деятельность ОВД как осударственной организации исполнительной власти, строго регламентируется определенными правовыми актами, рассмотрение которых может стать предметом других публикаций. В контексте данной статьи необходимо помнить, что компетенции, полномочия, функции, задачи и права служб и подразделений МВД России, их взаимодействие и виды взаимосвязи с другими государственными органами, с общественными организациями и гражданами закреплены в нормативных актах и строго регламентированы.

Нормативно закреплено функциональное назначение каждой из служб, структура и иерархия ОВД. Строгая регламентация всех сфер жизнедеятельности подобных структур является гарантом соблюдения законности и основой функционирования.

Одной из важнейших задач, стоящих перед ОВД России, является профилактика и предупреждение преступлений . Мы допускаем, что однозначного решения существующих проблем по профилактике различного рода девиаций не существует.

Девиантное поведение

Опыт профилактической деятельности органов внутренних дел показал, что только всесторонний учет взаимодействия объективных и субъективных факторов, провоцирующих девиантное поведение, научно обоснованное прогнозирование жизненных ситуаций, которые способствуют девиантному поведению, могут дать положительный профилактический эффект.

Теоретической основой для осуществления профилактики девиантного поведения населения со стороны ОВД стала юридическая педагогика. Такие ее разделы, как криминологический, криминальный и превентивный, занимаются изучением предпосылок девиантного поведения с точки зрения педагогики. Их основные цели – выявление педагогических причин, которые вызывают различные отклонения в поведении, провоцируют совершение преступлений и т.д., а так же выработка и обеспечение на научной основе методов предупреждения и устранения этих причин.

Криминологические исследования, проведенные многими авторами, убедительно доказывают, что основной причиной зарождения отклонений в поведении человека чаще всего становится психологическая, социальная или педагогическая запущенность личности, а так же условия, которые провоцируют такое состояние .

Например, выявлена прямая зависимость деформированных педагогических свойств личности от выбора этой личностью криминальной модели поведения. Четко прослеживается устойчивая связь между уровнем образованности и вероятностью совершения преступления.

Например, статистические данные показали, что в 90-е гг XX в. в России уровень образования несовершеннолетних, совершивших противоправные действия, был значительно ниже, чем десятилетием раньше. Среди воспитанников детских исправительных учреждений различного вида появились дети, не умеющие ни писать, ни читать, или имеющие только начальное образование. По данным опросов молодежи, всего 12 % опрошенных уверены в необходимости высшего образования для успеха в жизни .

Исследована зависимость между уровнем воспитанности личности и её отношением к нормам права, морали, нравственности и т.д. Понижение уровня многих нравственных позиций в обществе вызвало срабатывание механизма противоправного поведения.

Поведение, которое осуждалось в обществе еще несколько лет назад, с восторгом и многими подробностями транслируется в современных средствах массовой информации и коммуникации. Отсутствие социального неприятия делает популярным и желаемым девиантное или криминальное поведение.

К сожалению, правовой нигилизм и порождаемые им чувства тревоги, незащищенности создают дополнительные благоприятные условия для возникновения девиантного поведения. Криминологическая педагогика, проводя педагогический мониторинг и экспертизу криминальной обстановки, дает возможность открытия новых подходов к профилактике девиантного поведения со стороны ОВД. Нет сомнения в том, что многие данные ее исследований будут востребованы не только специалистами правоохраны.

Юридической педагогикой выделены обстоятельства, которые способствуют возникновению девиантного поведения. Среди них на особом месте находятся семейные взаимоотношения и условия .

С ухудшением этих факторов возрастает вероятность совершения правонарушения. Например, у девиантных подростков и детей, как правило, существуют следующие семейные проблемы: сильная авторитарная родительская власть, гипертрофированное чувство любви к ребенку, структурные нарушения семьи, негативная динамика семейных отношений, различные виды физического или психологического насилия .

Девиантный или преступный образ жизни членов семьи напрямую связан с девиантным или преступным поведением ребенка. Так же существует связь между такими характеристиками школьников, как плохая успеваемость, задиристость, повышенная возбудимость, и правонарушениями со стороны этих детей.

Усугубляют положение возрастные особенности школьников, когда референтная группа выступает мерилом поведения и образцом для подражания. В группе всегда легче преодолевать страх перед нарушением норм поведения или права, так как чувство вины, если оно и возникает, распределяется на всех членов группы.

Юридическая педагогика выделяет «собственно педагогические факторы, оказывающие криминализирующее влияние. Среди них – ослабление системы внешкольного воспитания и воспитания по месту жительства; отсутствие системы воспитания и становления молодых специалистов; педагогическая безграмотность родителей; валеологическая безграмотность большей части населения, недостаточность валеологической пропаганды и агитации; снижение профессионализма и авторитета у педагогического состава образовательных учреждений и т.д.

Трудно представить, что девиантное или криминальное поведение когда-нибудь исчезнет из жизни общества. Но снижение их количества и характера - задача вполне достижимая. ОВД играют не последнюю роль в ее решении.

Для успешного осуществления профилактической деятельности сотрудниками ОВД прежде всего необходима специальная педагогическая подготовка. Профессиональная педагогическая подготовка сотрудников ОВД включает развитие особых педагогических умений сотрудников ОВД. Такая подготовка не заканчивается вместе с получением диплома о высшем юридическом образовании, как правило, она продолжается на протяжении всего срока службы сотрудника.

Основные направления ОВД в профилактике девиантного поведения

В настоящее время существует несколько направлений решения проблем профилактики девиантного поведения граждан со стороны ОВД. Одним из них можно считать информационно-просветительское направление.

Реализация профилактической функции ОВД на этом направлении включает просвещение населения через средства массовой информации и коммуникаций о фактах, факторах и условиях, детерминирующих девиантное поведение, о причинах нарушений законности и порядка, причинах преступного поведения . Взаимодействие ОВД со средствами массовой информации и коммуникаций выполняет обучающие и образовательные функции в правовом воспитании населения.

Существуют сведения о том, что большая часть преступников знает о последствиях своих действий и что очень много людей, не знающих о последствиях уголовных или административных преступлений, все же не совершают их. Вероятно, основная причина девиантных отклонений заключается не в знании-незнании законодательства .

Педагогическая и психологическая необразованность населения и, как следствие, педагогическая запущенность детей и подростков являются основными причинами большинства случаев девиаций. Было бы хорошо, если бы у ОВД имелась возможность и для педагогического и психологического просвещения населения через средства массовой информации и коммуникаций, так как специалисты определенных подразделений ОВД имеют достаточное образование и практический опыт, что позволит им проводить такую профилактическую работу.

Ценность просветительской психолого-педагогической работы с населением через средства массовой информации и коммуникаций заключается в ее массовости и общедоступности. К сожалению, для повышения эффективности информационной просветительской работы не достаточно проявления инициативы только со стороны ОВД, необходимо усиление заинтересованности в этом и со стороны средств массовой информации и коммуникаций.

Социально-педагогическое направление деятельности ОВД как субъекта профилактики девиантного поведения осуществляется двумя путями: через непосредственное коммуникативное взаимодействие сотрудника и гражданина через систему правовоспитательной работы ОВД .

Система правовоспитательной деятельности ОВД состоит из множества компонентов, среди которых значительное место занимают организационные мероприятия. Прежде всего, это взаимодействие и сотрудничество ОВД с органами местного самоуправления для решения вопросов безопасности, виктимологической профилактики.

Встречи с населением ответственных должностных лиц ОВД, способствующие формированию положительного имиджа сотрудников полиции, выполняющие функцию правового просвещения, дающие возможность «обратной связи». Сотрудничество с общественными организациями, средствами массовой информации и коммуникаций для проведения агитационной и пропагандистской работы, формирования правосознания, в том числе и с помощью общественных помощников ОВД.

Сотрудничество с выдающимися или популярными деятелями культуры и попкультуры с целью повышения уровня и престижа сотрудников ОВД. Взаимодействие с религиозными концессиями с целью укрепления моральных и нравственных устоев населения, развития духовности.

Система правовоспитательной деятельности ОВД включает и компоненты, связанные с профессиональной психологопедагогической подготовкой и переподготовкой кадров, воспитательной работой с молодым пополнением ОВД и курсантами образовательных учреждений системы МВД России.

Профилактическая индивидуальная работа сотрудников ОВД с населением осуществляется во время поддержания общественного порядка, раскрытия и расследования преступлений, оказания правовой консультативной помощи в понимании и применении правовых норм, привлечения граждан к оказанию помощи и содействия сотрудникам ОВД и т.д.

Так, например, следователь проводит профилактическую работу во время взаимодействия со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми обвиняемыми, «разъясняя в доступной форме правовые положения законов, последствия совершенных поступков, ложных показаний, свидетельств; осуществляя в этой связи определенные психолого-педагогические коррекционные воздействия».

Оперативный сотрудник полиции при осуществлении оперативнорозыскных мероприятий вольно или невольно проводит профилактическую и правовоспитательную работу с населением через привлечение его к сотрудничеству и оказанию помощи, активно влияя на формирование имиджа сотрудника ОВД.

Отдельного внимания заслуживает деятельность служб и подразделений, служебные обязанности которых включают и непосредственные контакты с несовершеннолетними детьми и подростками. К ним относятся сотрудники служб государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), участковые уполномоченные, инспекторы по делам несовершеннолетних.

Так, например, инспекторы ГИБДД за два последних десятилетия смогли возродить и придать новый смысл движению, которое носит название «ЮИД» – юные инспекторы движения. Благодаря поддержке и содействию государственных и общественных организаций это движение стало Всероссийским. Практически в каждой школе России существует клуб ЮИД.

ОВД в некоторых регионах России, например, в Московской области, развили эту идею и стали организовывать и оказывать поддержку движению, носящему название Юный помощник полиции. Дети, участники подобных объединений, не только сами изучают правила дорожного движения, поведенческие и правовые нормы, но и участвуют в агитационной, пропагандистской и профилактической деятельности ОВД.

Работа инспекторов по делам несовершеннолетних строится на тесном сотрудничестве и контактах с государственными социальными службами, школьными педагогическими коллективами. Оказание юридической, психологической и педагогической помощи родителям, самим несовершеннолетним является основой профилактики преступлений среди детей и несовершеннолетних подростков.

Исследователи девиантного поведения несовершеннолетних отмечают, что преступления, совершаемые этой категорией граждан в последние десятилетия, имеют откровенно корыстные мотивы и носят очень агрессивный характер.

Подростковая преступность и девиантность сильно «омолодились» . В некоторых регионах стали популярными массовые драки подростковых группировок, которые характерны экстремистскими проявлениями. Такие девиации детей и подростков, как пьянство, алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, получают всё большее распространение.

ОВД как никто другой хорошо знает о последствиях девиаций со стороны детей и подростков, поэтому профилактика и пресечение их всеми доступными способами является непосредственным не только служебным долгом сотрудников ОВД, но и часто личным гражданским, нравственным долгом каждого сотрудника.

Чаще всего факторами, условиями и причинами совершения преступлений со стороны несовершеннолетних является их беспризорность, безнадзорность, педагогическая запущенность. Это означает, что наблюдение, контроль, социально-педагогическая и психологическая помощь детям с девиантными отклонениями либо не были проведены совсем, либо ослаблены со стороны семьи, ближайшего окружения, школы, государственных или общественных организаций. Одним словом, ребенок оказался «за бортом» и социализируется и выживает, как может.

Глава III. Психологическая профилактика нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел

В настоящее время в качестве главного метода обеспечения служебной дисциплины выступает метод убеждения . Этот метод находит свое выражение, как правило, в неправовых формах. Вместе с тем в определенной мере он отражается в нормах права, закрепляющих правовые средства, обеспечивающие формы убеждения.

Наряду с убеждением в предусмотренных законом случаях возможен и фактически используется метод принуждения к выполнению служебных обязанностей. Принуждение может иметь место лишь тогда, когда убеждение не дало желаемых результатов и сотрудник продолжает нарушать порядок (дисциплину).

Однако обеспечение высокого уровня служебной дисциплины в органах внутренних дел невозможно без учета психологических особенностей профессиональной деятельности. Соблюдение сотрудником служебной дисциплины зависит от морально-нравственных качеств, направленности его личности, особенностей характера, темперамента, способностей.

На уровень дисциплинированности сотрудника влияют также различные социально-психологические явления в служебном коллективе: общественное мнение, внутриколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства коллективом и др. В дисциплинарной практике должны учитываться особенности профессионального общения, профессиональной этики, уровня притязаний и самооценки каждого сотрудника.

Профилактика нарушений служебной дисциплины среди сотрудников ОВД является комплексом мер, направленных на оптимизацию социально-психологического климата в служебных коллективах и улучшение морально-психологического состояния сотрудников.

§ 1. Психологические методы профилактики возникновения и развития девиантных форм поведения у сотрудников милиции

Психологическая профилактика девиантного поведения подразумевает превентивную деятельность, направленную на предотвращение проявлений рассматриваемого явления. Меры психопрофилактического характера могут осуществляться в процессе индивидуального консультирования, проведения социально-психологических и психокоррекционных тренингов. Утверждение некоторых авторов о том, что профессиональный психологический отбор кандидатов на службу в милиции может быть достаточной мерой в работе по профилактике возникновения и развития девиантного поведения, является, на наш взгляд, спорным. Это объясняется тем, что личностные методики, применяемые в настоящее время центрами психодиагностики (ЦПД), не позволяют достаточно точно строить прогнозы относительно личностной предрасположенности конкретного кандидата на службу в милиции к развитию у него признаков девиантного поведения. В.С. Медведев говорит о целесообразности периодического переосвидетельствования сотрудников милиции с целью выявления признаков неблагоприятного развития личности. Уточним, что подобную диагностику можно считать наиболее эффективной в том случае, если сотрудникам милиции оказывается последующая психологическая помощь.

Одним из видов психологической помощи может быть индивидуальное психологическое консультирование .В процессе такого консультирования психолог на основе предварительного психологического обследования предоставляет сотруднику информацию о его личностных особенностях . Кроме того, сотруднику милиции в рекомендательном порядке предлагаются рациональные способы преодоления затруднений, которые возникают в процессе выполнения служебных обязанностей.

Немаловажным для профилактики девиантного поведения представляется проведение обучения методам саморегуляции, в процессе которого сотрудники ОВД осваивают упражнения аутотренинга. Эти упражнения помогают осуществлять регуляцию своего состояния, что особенно важно при выполнении служебных обязанностей в сложных и экстремальных ситуациях профессиональной деятельности. Например, постоянные перегрузки в процессе выполнения функциональных обязанностей способны вызвать состояние физического и психического утомления. Постоянное и длительное переживание этого состояния способствует появлению у сотрудников милиции таких личностных характеристик (агрессивность, повышенная личностная тревожность и др.), которые способствуют развитию негативных личностных тенденций. Владение же техникой саморегуляции препятствует возникновению переутомления и проявлений профессиональной деформации у представителей органов внутренних дел, повышает адаптационные способности психики. Примерная программа обучения навыкам саморегуляции сотрудников, склонных к девиантным формам поведения, представлена в приложении 26.

Эффективным способом психологической профилактики рассматриваемого феномена является психокоррекционный тренинг. Под психокоррекционным тренингом (ПКТ) в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы. Эффективность данного направления в работе по профилактике девиантного поведения объясняется тем, что в ходе ПКТ происходит овладение определенными психологическими знаниями о природе собственных проблем и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия и рефлексивные навыки (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение), развивается способность гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях.

Предпочтение этого способа психологической профилактики девиантного поведения объясняется тем, что условия ПКТ являются приближенными к условиям реальных отношений в служебном коллективе. В подобных игровых условиях становится возможным формирование у сотрудников милиции навыков конструктивного поведения. Положительной характеристикой ПКТ является и то, что он часто предполагает наличие проблемных ситуаций, которые повышают интерес и мотивацию сотрудников к продуктивной деятельности. Повышенные интерес и мотивация участников тренинга способствуют появлению у них стремления к самоанализу и саморазвитию. Захватывающее действие игрового процесса обусловливает возникновение большей спонтанности и естественности поведения представителей группы, побуждает их к самовыражению и заставляет интенсивно сопереживать и анализировать происходящее.

Другая особенность психокоррекционного тренинга заключается в групповом, а, следовательно, и в более интенсивном взаимодействии его участников. Групповое взаимодействие, по мнению К. Левина, в большей степени, чем индивидуальное, способствует возникновению эффективных изменений в установках личности. Тот же автор утверждал, что для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие .

Также отметим, что ПКТ выполняет не только мотивационные, обучающие, развивающие и психокоррекционные функции. Благодаря этому методу возможна диагностика некоторых психологических явлений (например, актуального уровня развития участников тренинга и их готовности к научению, саморазвитию и самоизменению). Это позволяет ведущему (практическому психологу подразделения милиции) оперативно ориентироваться в процессе ПКТ и выбирать адекватные, наиболее подходящие способы взаимодействия с участниками тренинга.

Подчеркивая высокую эффективность данного вида коррекционной работы, уточним, что его реализация требует тщательной продуманности и длительной организационно-методической подготовки. Немаловажной представляется квалификация и опыт преподавателя, психологов и других специалистов, привлекаемых в качестве тренеров к проведению ПКТ. Примерная программа психокоррекционного тренинга для сотрудников, склонных к девиантным формам поведения, представлена в приложении 25.

Также отметим, что наиболее действенной является реализация мер, направленных на осуществление психологической профилактики девиантного поведения сотрудников милиции в комплексе. Особенно важна такая работа в периоды наибольшей восприимчивости сотрудников милиции к возникновению и развитию признаков и проявлений профессиональной деформации, в том числе в периоды обучения курсантов и слушателей в образовательном учреждении МВД России.

Эффективность профилактических мероприятий во многом зависит от уровня взаимодействия психолога подразделения и непосредственного руководителя сотрудников и курсантов, нуждающихся в повышенном психологическом внимании. Для обеспечения такого взаимодействия целесообразно использовать метод наблюдения (приложение 7), который позволяет наиболее точно выявить круг проблем, характерный для конкретного сотрудника и своевременно заметить негативные изменения, не подвергая сотрудника процедуре психодиагностического обследования.

§2. Психологическое сопровождение и консультирование сотрудников с признаками аддикций

Успешность этого вида деятельности практических психологов во многом зависит от степени сформированности мотивации аддикта к избавлению от зависимости. Если сотрудник недостаточно критично оценивает свое состояние или отсутствует запрос со стороны сотрудника к проведению с ним психокоррекционной работы, успех проводимых мероприятий будет минимальным. С учетом этнических, социальных, культурологических особенностей коллектива, среды функционирования психолог строит профилактическую работу в следующих направлениях:

1. Выявление сотрудников из групп «риска» аддиктивного поведения, к которым можно отнести следующие категории сотрудников:

  • не имеющие семей, разведенные;
  • проживающие в плохих бытовых условиях;
  • имеющие близких родственников-аддиктов;
  • невротизированные, лабильные личности, лица с ПТСР, имеющие временные или повторяющиеся расстройства психики;
  • не имеющие определенных профессиональных и социальных мотиваций;
  • перенесшие стресс, связанный с утратой близких родственников, друзей;
  • имеющие опыт 2 – 3 командировок в «горячие» точки;
  • сотрудники-«оппозиционеры» (т. е. склонные к неподчинению, конфликтам, лидеры «малых» неформальных групп) и некоторые другие.

2. Изучение алкогольных традиций сотрудников и учащихся из групп «риска».

3. Постоянная психопрофилактическая работа, направленная на изменение отношения к алкоголю прежде всего как к «универсальному стрессопротектору» (взаимосвязь стресса и алкоголя можно изучить с помощью психодиагностической беседы «Применение алкоголя как стрессопротектора» – приложение 18).

Успех диагностики и коррекционного воздействия при проявлениях аддиктивного поведения во многом зависит от мотивации сотрудника. С целью повышения мотивации к коррекционной работе целесообразно использовать метод самоанализа аддиктивного поведения, предложенный К. Свит. Можно предложить сотруднику письменно ответить на предложенные утверждения или включить их в диагностическую беседу:

  • Вы не контролируете это ,скорее это контролирует Вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать это ,брать это ,поступать так, как требует это .Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится для Вас незаметной.
  • Вы делаете это все чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное воздействие.
  • Вы начинаете регулярно делать это , когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, физической боли и т. п.
  • Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи этого .
  • Вы можете потратить значительную часть жизни, сражаясь с этим .
  • Вы можете потратить ценную энергию, страдая от этого и безуспешно пытаясь разделаться с этим .
  • На это уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате Вы ненавидите себя за бессмысленные траты.
  • Вы теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения всего вашего жизненного уклада (семья, карьера, друзья), физического и душевного здоровья.
  • Некоторых это в конце концов убивает .

Психологическая помощь при аддикциях осуществляется в нескольких формах. Прежде всего, это психологическая коррекция и психологическое консультирование.

С помощью психологических средств производится воздействие на психику человека с зависимостью, а через нее на весь организм. Цель подобного воздействия – устранить симптомы и изменить отношение к себе, к своему состоянию и окружающей среде.

Также можно воздействовать на семейные взаимоотношения в качестве одного из путей, по которым происходит решение многих других задач психокоррекции: формирование и укрепление установки на трезвость, коррекция эмоциональных расстройств, повышение самооценки.

Психологическое консультирование может проводиться психологом подразделения самостоятельно или осуществляться параллельно с врачебной психотерапией.

Выделяют три этапа психокоррекции аддиктивного поведения:

Первый – динамический этап – происходит сбор сведений. Выявляются особенности представлений человека о своей зависимости, о том, как он воспринимает и оценивает свои личные качества (внешность, характер, темперамент, нравственные ценности), как относится к семье, как представляется ему сегодняшнее положение, его будущее.

Второй этап – постановка цели . На пути к ней человек с зависимостью должен испытывать успех, почувствовать уверенность в своих способностях.

Третий – заключительный этап – сопровождается анализом отношений людей с зависимостью в других сферах.

Психологическая коррекция зависимого поведения осуществляется комплексно: как путем воздействия на те потребности зависимых людей, которые спровоцировало это влечение, так и посредством коррекции проявлений влечения на различных уровнях психической деятельности. В стадии формирования зависимости возможно проведение коррекционных мероприятий психологом подразделения (примерная программа коррекционных занятий с сотрудниками, склонными к аддиктивному поведению представлена в приложении 27).

В случае сформированной зависимости помощь оказывается в условиях стационара.

1 Медведев В.С Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: анализ проблемы // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания: Сборник научных трудов. Рязань: Рязанская высшая школа, 1992. С. 33 – 40.

2 Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С Никифорова. – СПб, 1991.

3 Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 1993.

4 Свит К. Соскочить с крючка. – СПб.: Питер-Пресс, 1997.


Актуальность исследования обусловлена высокой социальной значимостью проблемы девиантного поведения, ее важностью для деятельности правоохранительных органов, междисциплинарной разрозненностью и дезинтеграцией подходов к изучению социальных девиаций, неадекватностью современного состояния теории девиантности общественной ситуации, а также задачам, стоящим перед юридической психологией.


Анализ ведомственной дисциплинарной статистики свидетельствует, что в 2007 г., по сравнению с 2006 г., на 9,0% возросло число сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушение законности, а также на 1,8% - за дисциплинарные нарушения. Особое беспокойство вызывает прирост привлеченных к ответственности за совершение преступлений в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями (на 33,3%).


Целью исследования явился поиск наиболее эффективных способов профилактики девиантных форм поведения сотрудников ОВД.


В качестве объекта исследования выступили сотрудники подразделений Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте. В исследовании принимали участие 31 сотрудник. Из них была выделена "группа риска", склонных к проявлениям девиантного поведения в количестве 12 человек по данным результатов центра психодиагностики.


Предметом исследования явились индивидуально-психологические особенности личности сотрудников Северо-Западного УВДТ, склонных к нарушению дисциплины и законности, а также профилактика девиантных форм поведения сотрудников Северо-Западного УВДТ.


Основная гипотеза исследования: отсутствие в методическом комплексе сотрудников психологической службы МВД России системы мер по профилактике девиантного поведения сотрудников ОВД затрудняет работу кадровых и воспитательных подразделений в этом направлении, а поэтому следует выявить закономерности развития отклоняющегося поведения сотрудников ОВД.


Из результатов проведенного исследования по методике А. Басса и А. Дарки было выявлено, что по большинству показателей проявления агрессивности "группа риска" преобладает над контрольной группой. И только лишь по показателям "косвенная агрессия" и "вина" разница в пользу контрольной группы. Однако по показателю "вина" эта разница составляет всего лишь 1,8%, что не является статистически значимой переменной.


По результатам опросника "Психологические защиты" (LSI) отмечается, что по большинству показателей выявления особенностей функционирования механизмов психологической защиты "группа риска" доминирует над контрольной группой. И только лишь по показателям "реактивность" и "интеллектуальная защита" разница в пользу контрольной группы. Однако по данным показателям эта разница составляет 1,5 и 2,3% соответственно, что не является статистически значимыми переменными.


Результаты теста "Незаконченные предложения" показали, что большинство их них выявило положительное отношение к семье, противоположному полу, видам отклоняющегося поведения со стороны контрольной группы. И только лишь по показателям "отношение к противоположному полу" и "отношения к друзьям, знакомым" разница в пользу "группы риска". По данным показателям эта разница составляет 84 и 52% соответственно.


Проведенный корреляционный анализ в контрольной группе и "группе риска" показал, что значимые связи наблюдаются в этих группах по разным факторам и, следовательно, в реализации профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня девиантного поведения сотрудников С-З УВДТ, должны быть учтены данные проведенного исследования.


Полученные в результате факторного анализа данные позволили сделать вывод о том, что сотрудники, вошедшие в "группу риска" и, сотрудники участвующие в контрольной группе, в своих социальных, профессиональных, индивидуально-личностных приоритетах опираются в целом на различные жизненные принципы. Данное положение проведенного исследования целесообразно учитывать при осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов.


Анализируя данные, полученные по результатам ответов о профилактике отклоняющегося поведения в ОВД, можно сделать вывод о том, что в двух исследуемых группах одинаково пропорционально считают, что в их подразделениях профилактика на должном уровне не осуществляется.


Результаты исследования могут быть использованы для повышения психологической культуры сотрудников правоохранительных органов, в области социального контроля девиантного поведения, а также в целях профилактики поведенческих отклонений в правоохранительных органах.