Таблица природная зона типы почв свойства. Какие есть почвы и природные зоны. Природные зоны мира: что это такое

Типы и свойства почв различных природных зон. Природная зона. Типы почв. Содержание гумуса. Свойства почвы. Условия почвообразования. Арктические пустыни. Арктические. Крайне мало. Неплодородная. Мало тепла и растительности. Тундра. Тундрово-глеевые. Мало. Маломощные, глеевой слой. Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода. Лесная зона А) Тайга Европейской части. Подзолистые. Мало. Промывные, кислые. К>1,растительные остатки - хвоя. Б) Тайга Восточной Сибири. Таежно-мерзлотные. Мало. Малоплодородные холодные. Вечная мерзлота. В) смешанные леса. Дерново-подзолистые. Больше, чем в подзолистых. Более плодородные. Промыв весной, больше растительных остатков. Г) Широколиственные леса. Серые лесные. 4-5%. Более плодородные. ======. Степи. Черноземы, каштановые. 10-12%. Самые плодородные. К=1, много растительных остатков, много тепла. Полупустыни. Бурые, серо-бурые. Гумуса меньше. Засоление почв. Сухой климат, разреженный растительный покров, К<0,5.

Слайд 2 из презентации «Главные типы почв» . Размер архива с презентацией 1384 КБ.

География 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Механический состав почвы» - Виды структуры почв. Что называют механическим составом почвы. Песчаные почвы. Каменистые почвы. Глинистые почвы. Супесчаные почвы. Механический состав почвы. Механический состав почвы и структура почвы. Структура почвы. Суглинистые почвы. Почвообразование.

«Исследование Антарктиды» - 16 лет в далекой Антарктиде. Бескрайние хвойные леса. Новая Швабия. Общие сведения об Антарктиде. Атлантида или Антарктида. Вымпелы. Атлантида. Исследование Антарктиды. Крупнейшее озеро Антарктиды. Направления научных исследований. Антарктида была сдвинута в область южного полюса. Остров, канувший в вечность. Миф или реальные события. Ледник уползает. Проникновение в подледный мир. Способы очистки воды.

«Формы рельефа» - Внешние процессы Земли. Эоловый рельеф. Внутренние силы Земли. Сели. Рельеф, созданный ветром. Внутренние процессы Земли. Террикон. Развитие форм рельефа. Географический диктант. Ледниковый рельеф. Эрозионный рельеф.

«Интеллектуальная игра по географии» - Основные причины высокой заболоченности. Задания. Имена путешественников на карте России. Собери карту. Станция. Географические ошибки. Русский полярный мореплаватель. Россия. Компас. Назовите самую большую по протяжённости сухопутную границу России. После дождя. Положение России. Страны. Женское обличие. Плавающая стрелка. Неровности. Вид разливательной ложки. Природное бедствие. Напутствие командам.

«Главные типы почв России» - Содержание урока. «Почвы – зеркало ландшафта». Чернозем типичный. Почвенная карта. Главные типы почв России. Тундровая глеевая. Понятие «Тип почвы». Большие размеры территории страны. Закономерности размещения почв. Практическая работа.

«Памятники природы Русской равнины» - Карелия. Полупустыни и пустыни. Первый российский курорт. Вобла. Музей-заповедник «Кижи». Казань. Лесостепи и степи. Русской равнины. Крайний юго-восток равнины. Девственные леса Коми. Астраханский заповедник. Следы древнего оледеннения. Природный комплекс. Севернее Полярного круга. Архангельск. Псков. Древние города. Дельта Волги. Памятники природы. Степи. Тундра. Водопад Кивач. Валдайская возвышенность.

Климатические условия в различных регионах мира значительно различаются. В результате этих отличий формировались и разнообразные виды почв, каждая из которых обладает своими агротехническими особенностями.

Структура почвы, плодородие и происхождения определяют основные характеристики, позволяющие организовать почвенную классификацию.

В классификации почв принято выделять несколько вложенных структурных единиц: тип, подтип, род, вид, разновидность и разряд.

Типы почв и их характеристика.

Главные типы почв представлены следующими вариациями:
  • Почвы тундровой зоны.
  • Почвы таежно-лесной зоны.
  • Почвы лесостепной зоны.
  • Почвы степной зоны.
  • Почвы зоны сухих степей.
  • Почвы полупустынной зоны.
  • Почвы сухих субтропиков.
  • Почвы влажных субтропиков.
  • Интразональные почвы.
  • Почвы речных пойм.

Какими характеристиками и особенностями обладают основные типы почв?


1) Почвы тундровой зоны.

Основной тип почв в этой климатической зоне — тундрово-глеевые. Формируются в условиях низких температур, при небольшом количестве осадков. Испаряемость влаги незначительная из-за невысоких температур. Из-за этого происходит избыток воды на поверхности почвы.

Глубина прогревания почвы низкая, в результате процессы почвообразования проходят лишь в верхних слоях грунта, а на большей глубине расположена вечная мерзлота.

На тундрово-глеевых почвах слабо развита растительность. В основном это карликовые кустарники и деревья, лишайники, мхи. Присутствуют некоторые виды злаковых. Леса в тундровой зоне не встречаются, что скрыто в самом слове «тундра» — в переводе «безлесье».

Избыточное содержание влаги в тундрово-глеевых почвах в сочетании с низкими температурами оказывает угнетающее влияние на жизнедеятельность микроорганизмов. Гумусный слой тонкий, со временем происходит накопление торфа.

2) Почвы таежно-лесной зоны.

Здесь присутствуют подзолистые, дерново-подзолистые и глееподзолистые почвы.

Климат — со средней влажностью и в меру холодный. Большое количество лесных массивов и болот. Почвы в основном кислые, с высокой влажностью. Содержание гумуса низкое.

3) Почвы лесостепной зоны.

Подразделяются на серые лесные, бурые лесные, оподзоленные и выщелоченные черноземы.

Климат — с умеренной влажностью и в меру теплый. Количество осадков незначительное. Лесные массивы чередуются со степными просторами. Содержание гумуса достаточно высокое, почвы обладают хорошей плодородностью.

4) Почвы степной зоны.

Традиционные почвы для данной зоны — черноземы.

Климат отличается теплым летним периодом и не очень холодными зимами. Норма осадков — средняя. В большинстве территории представляют из себя равнины.

Гумусовый горизонт обладает внушительной глубиной, но для достижения высокой урожайности требуется хорошее снабжение почвы влагой.

5) Почвы зоны сухих степей.

Основные почвы сухих степей — каштановые.

Климат засушливый, с низким количеством осадков. Структура рельефа — равнинная.

6) Почвы полупустынной зоны.

Представлены бурыми аридными почвами.

Климат очень засушливый, с малым количеством осадков. Рельеф преимущественно состоит из равнин, встречаются горы.

7) Почвы сухих субтропиков.

Традиционные почвы — сероземы.

Климат засушливый и жаркий. Рельеф представлен равнинами и предгорьями.

8) Почвы влажных субтропиков.

Для данной зоны наиболее распространенные почвы — это красноземы. Климат теплый, с высокой влажностью и высоким уровнем осадков, температура на протяжении года стабильная.

Рельеф — невысокие горы и предгорья.

Количество гумуса не очень большое. Часто в почве наблюдается дефицит фосфора и азота.

9) Интразональные почвы.

Обычно климат засушливый и очень теплый, а рельеф равнинный.

Уровень плодородия очень низкий.

10) Почвы речных пойм.

Особенностью пойменных почв является то, что они часто затапливаются при разливе близлежащих рек. Различают аллювиальные (пойменные) дерновые, болотные и луговые почвы.

Основные типы почв России.

На территории России наиболее распространенными почвами являются:

  • Почвы тундровой зоны.
  • Почвы таежно-лесной зоны.
  • Почвы лесостепной зоны.
  • Почвы степной зоны.
  • Почвы зоны сухих степей.
  • Почвы полупустынной зоны.

Вспомните

Что такое плодородие?

Плодородие почвы - способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Это я знаю

1. Чем объясняется разнообразие почв на Земле?

Разнообразие почв на Земле определяется природными особенностями конкретной территории: климатом, растительностью, рельефом и другими факторами.

2. Что влияет на образование различных типов почв?

В каждой природной зоне в зависимости от климата – условий увлажнения и температурного режима – формируются определенные типы почв.

4. Выберите верный ответ. Кто из ученых открыл закон мировой почвенной зональности: а) В.И. Вернадский, б) М.В. Ломоносов, в) В.В. Докучаев.

В) В.В. Докучаев

5. Какая существует связь между почвой и растительностью? Приведите примеры, используя имеющиеся знания.

От типа растительности в некоторой степени зависит тип почв, мощность гумусового горизонта. К примеру, под степной растительностью развиваются черноземы – плодородные почвы с мощным гумусовым горизонтом. Под пустынной и полупустынной растительностью формируются пустынные почвы, которые имеют небольшую мощность и в которых отсутствует гумусовый горизонт.

Это я могу

6. По рисунку 52 сравните, как проходят границы гумусового горизонта и почвенного слоя в целом. Определите, в каких природных зонах наиболее мощный почвенный слой. Сравните мощность гумусового горизонта этих почв. Объясните различия.

Граница гумусового горизонта и почвенного слоя в целом проходят синхронно друг другу. Исключением является природная зона влажных экваториальных лесов. Там красные ферраллитные почвы имеют огромную мощность. Это самый мощный почвенный слой. Однако, из-за высоких температур и влажности происходит быстрое окисление органических веществ. Поэтому гумусовый горизонт отсутствует или совсем тонкий. Помимо влажных экваториальных лесов мощный почвенный слой развивается под степями. Именно почвы степей имеют самый мощный гумусовый горизонт. Самую небольшую мощность почвы в целом и гумусового горизонта имеют почвы арктических пустынь, тундры, тропических пустынь и полупустынь.

Обобщение по теме

Какие самые интересные природные объекты или явления на земном шаре вы хотели бы увидеть своими глазами в первую очередь? Составьте топ-лист из 10 позиций. Обсудите в группе место каждой позиции.

Топ-10: самые зрелищные природные явления

1. Миграция бабочек Монархов.

Бабочки-монархи широко известны благодаря своим зрелищным миграциям. Интересны они тем, что сама по себе бабочка не в состоянии преодолеть расстояние в 3200 километров, но они способны на такой перелет за несколько поколений. Повинуясь смене времен года, они путешествуют из одного конца Северной Америки в другой.

2. Гейзеры.

Гейзеры - впечатляющая демонстрация подземных сил природы. Обычно это горячие источники, вода из которых периодически извергается в воздух в следствии высокого подземного давления. Больше половины гейзеров планеты расположены в одном единственном месте - Йеллоустонском национальном парке.

3. Ночесветки.

Морские ночесветки - одно из морских чудес планеты. Эти крошечные организмы обладают удивительной способностью светиться в темноте. Собираясь в огромных количествах у поверхности воды они могут быть заметны даже из космоса.

4. Огненные смерчи.

Сами по себе торнадо - довольно страшное явление, но если добавить к ним огня, то тут уже наступает панический ужас. Огненные смерчи обычно возникают, когда разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх. Напор горячего воздуха здесь достигает ураганных скоростей.

5. Световые столбы.

Световые столбы - это одно из самых красивых явлений в атмосфере. Чтобы они появились, температура воздуха должна быть менее -20 градусов. Именно при такой температуре начинают образовываться ледяные кристаллы в облаках. Световой столб возникает, когда солнечный свет отражается от их поверхностей.

6. Водовороты.

В художественной литературе очень долгое время морские водовороты описывались как несущие страшную опасность для моряков. В реальности же не было зафиксировано ни одного случая, когда более менее крупное судно стало их жертвой. Возникают морские водовороты из-за столкновений приливных и отливных волн и встречных течений. Движение воды в водоворотах может достигать очень больших скоростей. Горизонтальные размеры меняются от нескольких сантиметров до нескольких километров.

7. Лавовые озера.

Обычно лава появляется лишь во время серьезных извержений вулканов, однако на нашей планете есть пять мест, где она находится в относительно спокойных с этой точки зрения местах. Эти озера обычно связаны непосредственно с ядром планеты. Высокая температура расплавленных пород заставляет их издавать довольно жуткое свечение в ночное время.

8. Песчаные бури.

Возникают песчаные бури при сильных воздушных потоках, скорость которых более 10 м/с. Со стороны буря выглядит, как плотная стена высотой несколько сотен метров. Ежегодно около 40 миллионов тонн пыли и песка переносятся из Сахары к бассейну Амазонки.

9. Солнечное затмение.

Солнечное затмение - интереснейшее явление природы. Они бывают относительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности и поэтому многим могут показаться редкими. Это случает когда Луна в своем движении проходит на фоне диска Солнца. Луна расположена ближе к Земле, чем Солнце, почти в 400 раз, а так же ее диаметр меньше диаметра Солнца в 400 раз. Поэтому видимые размеры Земли и Солнца почти одинаковые, и Луна может закрыть собой Солнце.

10. Северное сияние.

Северное сияние - по-настоящему потрясающее зрелище. Это явление природы чаще всего можно наблюдать поздней осенью, зимой или ранней весной. Оно возникает, когда частицы солнечного ветра попадают в атмосферу планеты и ионизируют ее атомы.

Тепло солнца, чистый воздух и вода - вот основные критерии жизни на Земле. Многочисленные климатические пояса привели к разделению территории всех материков и водного пространства на определенные природные зоны. Некоторые из них, даже разделенные огромными расстояниями, очень похожи, другие неповторимы.

Природные зоны мира: что это такое?

Под данным определением следует понимать очень большие по площади природные комплексы (иначе говоря, части географического пояса Земли), которые обладают сходными, однородными климатическими условиями. Основной характеристикой природных зон является животный и растительный мир, который населяет данную территорию. Образуются они в результате неравномерного распределения влаги и тепла на планете.

Таблица «Природные зоны мира»

Природная зона

Климатический пояс

Средняя температура (зимой/летом)

Антарктические и арктические пустыни

Антарктический, арктический

24-70°С /0-32 °С

Тундра и лесотундра

Субарктический и субантарктический

8-40°С/+8+16°С

Умеренный

8-48°С /+8+24 °С

Смешанные леса

Умеренный

16-8°С /+16+24°С

Широколиственные леса

Умеренный

8+8°С /+16+24°С

Степи и лесостепи

Субтропический и умеренный

16+8 °С /+16+24°С

Умеренные пустыни и полупустыни

Умеренный

8-24 °С /+20+24 °С

Жестколистные леса

Субтропический

8+16 °С/ +20+24 °С

Тропические пустыни и полупустыни

Тропический

8+16 °С/ +20+32 °С

Саванны и редколесья

20+24°С и выше

Переменно-влажные леса

Субэкваториальный, тропический

20+24°С и выше

Постоянно-влажные леса

Экваториальный

выше +24°С

Данная характеристика природных зон мира является лишь ознакомительной, ведь про каждую из них рассказывать можно очень много и долго, вся информация не поместится в рамки одной таблицы.

Природные зоны умеренного климатического пояса

1. Тайга. Превосходит все остальные природные зоны мира по занимаемой площади на суше (27% от территории всех лесов планеты). Для нее характерны очень низкие зимние температуры. Лиственные деревья их не выдерживают, поэтому тайга - это хвойные густые леса (в основном сосна, ель, пихта, лиственница). Очень большие территории тайги в Канаде и России заняты вечной мерзлотой.

2. Смешанные леса. Характерны в большей степени для Северного полушария Земли. Является своеобразной границей между тайгой и широколиственным лесом. Они устойчивее к холодным и продолжительным зимам. Породы деревьев: дуб, клен, тополь, липа, а также рябина, ольха, береза, сосна, ель. Как показывает таблица "Природные зоны мира", почвы в зоне смешанных лесов серые, не отличаются высоким плодородием, но все же пригодны для выращивания растений.

3. Широколиственные леса. Они не адаптированы к суровым зимам, являются листопадными. Занимают большую часть Западной Европы, юг Дальнего Востока, север Китая и Японию. Подходящим для них является морской климат или умеренно-континентальный с жарким летом и достаточно теплой зимой. Как показывает таблица «Природные зоны мира», температура в них не опускается ниже -8°С даже в холодное время года. Почва плодородная, богатая гумусом. Характерны следующие виды деревьев: ясень, каштан, дуб, граб, бук, клен, вяз. Очень богаты леса млекопитающими (копытные, грызуны, хищники), птицами, в том числе промысловыми.

4. Умеренные пустыни и полупустыни. Их главная отличительная особенность - практически полное отсутствие растительности и скудный животный мир. Природных зон такого характера достаточно много, расположены они в основном в тропиках. Умеренные пустыни есть в Евразии, и им свойственны резкие перепады температур по временам года. Животные представлены главным образом рептилиями.

Арктические пустыни и полупустыни

Они представляют собой огромные площади земли, покрытые снегом и льдами. Карта природных зон миранаглядно показывает, что они располагаются на территории Северной Америки, Антарктиды, Гренландии и северной оконечности Евразийского материка. По сути - это безжизненные места, и только вдоль побережья обитают белые медведи, моржи и тюлени, песцы и лемминги, пингвины (в Антарктике). Там, где земля свободна ото льда, можно увидеть лишайники и мхи.

Влажные экваториальные леса

Второе их название - дождевые леса. Располагаются они преимущественно в Южной Америке, а также в Африке, Австралии и в районе Больших Зондских островов. Главное условие их формирования - это постоянная и очень высокая влажность (более 2000 мм осадков в год) и жаркий климат (20°С и выше). Они очень богаты растительностью, лес состоит из нескольких ярусов и представляет собой непроходимые, густые джунгли, которые стали домом более чем для 2/3 всех видов существ, живущих ныне на нашей планете. Эти дождевые леса превосходят все остальные природные зоны мира. Деревья остаются вечнозелеными, меняя листву постепенно и частично. Удивительно, но почвы влажных лесов содержат мало гумуса.

Природные зоны экваториального и субтропического климатического пояса

1. Переменно-влажные леса, они отличаются от дождевых тем, что осадки там выпадают только в сезон дождей, а в период наступающей за ним засухи деревья вынуждены сбрасывать листву. Животный и растительный мир тоже очень разнообразен и богат на виды.

2. Саванны и редколесья. Они появляются там, где влаги, как правило, уже недостаточно для произрастания переменно-влажных лесов. Их развитие происходит в глубине материка, где господствует тропические и экваториальные воздушные массы, а сезон дождей продолжается менее полугода. Они занимают значительную часть территории субэкваториальной Африки, внутренние районы Южной Америки, частично Индостан и Австралию. Более подробно информацию о расположении отражает карта природных зон мира (фото).

Жестколистные леса

Данную климатическую зону считают наиболее пригодной для проживания людей. Жестколистные и вечнозеленые леса расположены вдоль морских и океанических побережий. Осадки не такие обильные, но листья сохраняют влагу за счет плотной кожистой оболочки (дубы, эвкалипты), что препятствует их опаданию. У некоторых деревьев и растений они модернизированы в колючки.

Степи и лесостепи

Для них характерно практически полное отсутствие древесной растительности, обусловлено это скудным уровнем осадков. Зато почвы являются самыми плодородными (черноземы), а потому активно используются человеком для земледелия. Степи занимают большие территории в Северной Америке и Евразии. Преобладающее число обитателей - пресмыкающиеся, грызуны и птицы. Растения приспособились к недостатку влаги и чаще всего успевают совершить свой жизненный цикл за короткий весенний период, когда степь покрывается густым ковром зелени.

Тундра и лесотундра

В этой зоне начинает чувствоваться дыхание Арктики и Антарктики, климат становится более суровым, и даже хвойные породы деревьев выдержать его не могут. Влаги в избытке, но нет тепла, что приводит к заболачиванию очень обширных территорий. В тундре деревьев нет вообще, растительный мир в основном представлен мхами и лишайниками. Считается, что это самая неустойчивая и хрупкая экосистема. В связи с активной разработкой газовых и нефтяных месторождений она находится на грани экологической катастрофы.

Все природные зоны мира очень интересны, будь то кажущаяся на первый взгляд абсолютно безжизненной пустыня, бескрайние арктические льды или тысячелетние дождевые леса с кипящей жизнью внутри.

Цели урока:

  1. Координировать самостоятельную работу учащихся с учётом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
  2. Продумать основные типы общения, формы сотрудничества между учениками и учителем с учётом личностного взаимодействия, равноправного партнёрства на уроке.
  3. В условиях личностно-ориентированного обучения предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании разнообразия почв России и их зависимости от растительности.

Задачи урока:

  1. Используя субъективный опыт каждого ученика о почвах, умении самостоятельно получать информацию с помощью карт, сформировать знания о разнообразии почв России.
  2. Побудить учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов углубленного изучения материала об основных типах почв России.
  3. Стимулировать ученика к саморазвитию и самовыражению при выборе и выполнении практических заданий, решении проблемных вопросов.
  4. Оказать помощь творческой группе в изучении почв нашей местности, влиянии хозяйственной деятельности населения на загрязнение и охрану почв.
  5. Провести рефлексию, оценку приобретённых знаний.

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, посмотрите на почвенную карту России. Назовите основные почвы, двигаясь с севера на юг.

Учитель: Какие главные природные компоненты принимают участие в формировании почв:

  1. Горные породы
  2. Растения и животные
  3. Климатические условия
  4. Рельеф
  5. Уровень грунтовых вод
  6. Вечная мерзлота
  7. Время

Учитель: Как вы думаете, распределение почв не только в России, а во всём мире хаотично или подчиняется законам природы?
Ученики: Распределение почв подчиняется закону широтной зональности, в горах высотной поясности.
Учитель: Сейчас мы с вами ознакомимся с основными типами почв России и постараемся заполнить таблицу, характеризующую почвы.

Главные почвы России

Типы почв Условия почвообразования Содержание гумуса Свойства почвы Природная зона
1. Арктические Мало тепла и

растительности

нет Не плодородная Арктическая
2. Тундрово-глеевые Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение 1,5% Маломощные, имеют глеевой слой Тундра
3. Подзолистые К увл. > 1

Прохладно. Растительные остатки – хвоя, вымывание перечное

1,5 – 2% Промывные, кислые, малоплодородные. Тайга
4. Дерново-подзолистые К увл. > 1

Больше растительных остатков, промыв почв весной

2 – 2,5% Более плодородные, кислые Смешанные
5. Серые лесные, бурые лесные К увл. = 1

Умеренно-континентальный климат, остатки лесной и травянистой растительности

2 – 5% Плодородные Широколист-

венные леса

6. Чернозёмы К увл. ? 1

Много тепла и растительных остатков

10 – 12% Самые плодородные, зернистая Степи
7. Каштановые К увл. = 0,8, 0,7

Много тепла

3 – 5% Плодородные Сухие степи
8. Бурые и серо-бурые К увл. < 0,5

Сухой климат,

мало растительности

1% Засоление почв Полупустыни

Арктические почвы:

  1. Весь год низкие температуры.
  2. Материнская порода покрыта снегом или льдом.
  3. Растительный покров представлен мхами и лишайниками.
  4. Процесс почвообразования затруднен.
  5. Арктические почвы образуются на незначительных участках островов Арктики, незанятых снегом и льдом, в короткое летнее время.

Тундрово-глеевые почвы:

  1. Лето – холодное, короткое.
  2. Наличие многолетней мерзлоты.
  3. Растительный покров: мхи, лишайники, низкорослые кустарники.
  4. Почвообразование, замедленное из-за недостатка тепла.
  5. Гумуса содержится 1,5 %
  6. Природная зона – тундра.

Подзолистые почвы:

Лето прохладное, К увл. > 1.

  1. Избыточное увлажнение приводит к промыву гумуса, образуется неплодородный слой вымывания – подзол.
  2. Растительный покров представлен хвоей.
  3. Почвообразование затруднено, так как хвоя содержит смолы, которые затрудняют гниение и придают повышенную кислотность.
  4. Гумуса – 1,5 – 2 %.
  5. Природная зона – тайга.

Дерново-подзолистые почвы:

Лето тёплое, К увл. > 1.

  1. Промыв почв только весной.
  2. Растительный покров более разнообразен.
  3. Почвы более плодородные.
  4. Гумуса – 2 %.
  5. Природная зона – смешанные леса.

Серые лесные почвы:

  1. Климат умеренно-континентальный с тёплым летом, К увл. = 1.
  2. Растительный покров представлен остатками лесной и травянистой растительности.
  3. Почвы плодородные.
  4. Гумуса 2 – 5 %.
  5. Природная зона – широколиственные леса.

Чернозёмные почвы:

  1. Умеренно-континентальный и континентальный тёплый климат, К увл. =< 1; 0,9.
  2. Растительный покров представлен травянистой растительностью, нет промыва, что способствует накоплению гумуса.
  3. Почвы – очень плодородные.
  4. Гумуса – 10 – 12 %.
  5. Природная зона – степи.

Каштановые почвы:

  1. Континентальный засушливый климат, много тепла, К увл. < 1; 0,8.
  2. Растительный покров представлен травянистой растительностью, но много тепла и мало влаги формируют менее разнообразный растительный покров.
  3. Почвы плодородные.
  4. Гумуса 3 – 5 %.
  5. Природная зона – сухие степи.

Бурые и серо-бурые почвы:

  1. Резко-континентальный, сухой климат, К увл. < 0,5.
  2. Малый растительный покров.
  3. Образование почв затруднено в результате высоких температур, уменьшения влаги и растительного опада.
  4. Гумуса – 1 %.
  5. Почвы засолены.
  6. Природная зона – пустыни.

Учитель: Мы с вами проследили смену почв с севера на юг на территории Русской равнины. Какие вы можете сделать выводы о разнообразии почв и главных природных компонентах, влияющих на формирование почв?

Ученики: Прослеживается широтная зональность. В результате изменения климатических особенностей тепла и влаги, меняется растительный покров, а от растительного опада напрямую идет формирование разнообразных почв. Одинаково плохо для формирования почв как недостаток тепла и влаги также и их избыток. Почвы плодородные формируются при достаточном количестве тепла и влаги и ежегодном опаде растительности.

Учитель: Какие почвы характерны для нашей местности?

Ученики: Черноземы.

Учитель: Одним из главных богатств Белгородской области являются почвы. Основным свойством почвы является наличие в ней гумуса. Область расположена в благоприятных природно-климатических условиях, которые способствовали формированию высокоплодородных почв. О почвах нашего села расскажут учащиеся исследовательской группы.

Ученики: Территория села Пушкарное расположена к северо-западу от города Белгорода в бассейне малых рек Везелки и Искринки, притоков Северного Донца в ярко-выраженной лесостепной зоне. У нас степные пространства сочетаются с лесными урочищами, где произрастает растительность широколиственных лесов.

В лесных районах почвы – серые и тёмно-серые лесные. На равнинных степных районах – черноземы обыкновенные. В долинах рек – черноземно-луговые и пойменные почвы.

Кислотность почв в северо-западной части Пушкарских полей повышена, требуется известкование.

Длительность земледельческого освоения территории влияет на плодородие и запасы гумуса в почвах. Человек своей деятельностью отрицательно воздействует на почвы. На территории нашего села рельеф очень сложный, ровных мест мало, поэтому вспашка должна вестись поперёк склонов, много оврагов, что также усложняет работу в полях. Преобладает водная эрозия, и смыв гумусового слоя с полей. Экологический отряд нашего класса ведёт борьбу со стихийными свалками на территории села. Под нашу охрану взята пойменная часть реки Везелки, а также сама река, от бытового мусора. Люди на своих огородах продолжают весной и осенью жечь костры, остатки растений, не понимая, что это ценное сырьё, повышающее плодородие почв и костры сжигают имеющиеся в почве микроорганизмы.

Учитель: Почва – это сложное природное образование. Последние исследования учёных всё больше подтверждают, что почва – это особое природное образование, переходное между живым и неживым.

Спасибо ребятам за проделанную работу. Они провели исследовательскую работу и ознакомили нас с главными почвами нашего села.

Сейчас слово предоставим Бахаеву Н.В., он нас ознакомит с новыми технологиями позволяющими получать высокие урожаи; но бережно относиться к почвам, так как плодородие – это главное качество почв Агросберегающие технологии.

В современную концепцию агросберегающих технологий входит использование всех экологически целесообразных и экологически малоопасных методов защиты культурных растений от вредных организмов.

Основными методами являются агротехнический, биологический и химический.

1. Агротехнический метод включает в себя следующие виды:

а) Севообороты. Правильный севооборот – главная составная часть системы земледелия и один из этапов борьбы с сорняками, так как сельскохозяйственные культуры по-разному влияют на разные виды сорных растений.

б) Обработка почвы имеет важное значение в борьбе с сорняками.

2. Биологический метод предполагает борьбу с сорняками, посевами культурных растений, которые обладают высокой конкурентоспособностью на отношение к сорнякам, то есть фитоценозы одних культур сильно подавляют развитие сорняков (рожь, озимая пшеница).

Также используются биологические объекты – насекомые, микроорганизмы, нематоды, которые подавляют рост и развитие сорных растений. Но этот метод ещё не получил широкого развития в России.

3. Химический метод. В настоящее время активно применяются гербициды. Он не является решающим по отношению к другим методам, а используют в сочетании с ними. В связи со сложным и не всегда однозначно полезным влиянием пестицидов на экосистемы. Их применение должно быть рациональным, то есть экономически и экологически обоснованным.

Все, вышеперечисленные агросберегающие технологии, плюс внесение минеральных удобрений, природного фактора, (выветривания, вымывания и так далее) всё таки имеет негативное воздействие на плодородие почв, то есть содержания гумуса и, естественно, существует проблема восстановления плодородия почв, и одним из путей сберечь то, что осталось – это внесение органических удобрений, биологический метод и рационально экологически обоснованные агротехнические методы.

Домашнее задание: Индивидуальные разноуровневые задания.

Проверка фактического материала.

  1. Почему происходит смена почв?
  2. Кто является основоположником науки почвоведения?
  3. Какие почвы самые плодородные?

Умение работать с картой.

  1. Какие почвы расположены в Ярославской области?
  2. Какие почвы сформировались в нижнем течении реки Волги?
  3. Определить почвы на Кольском полуострове?

Причинно-следственные связи.

  1. Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов?
  2. Почему самые плодородные почвы России – черноземы?
  3. Почему почвы тайги содержат мало гумуса, но повышенную кислотность?

Творческое применение знаний.

  1. Приведите примеры, доказывающие отрицательное влияние человека на почвы, ведущие к её деградации.
  2. Приведите примеры защиты почв.
  3. Почему пользоваться удобрениями нужно с осторожностью?

Рефлексия:

  1. Я оцениваю свою работу…
  2. Я сегодня узнал…
  3. Мне было…