Презентация на тему "Землетрясения и вулканы" в формате powerpoint. Презентация "крупные вулканы и землетрясения" Проект по географии вулканы и землетрясения

Землетрясения и вулканы

Цель урока:

Осознание и осмысление информации о природных явлениях,

Познакомить учащихся с видами движения земной коры,

Сформировать представление о происхождении землетрясения и

вулкана, цунами и гейзера.

Ресурсное обеспечение: учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, плакат «Литосфера», рабочая тетрадь.

Составил: Белицкая Т.Н, учитель географии МБОУ «Марьевская ООШ им. В.Д. Федорова», д. Марьевка, Яйского р-на, Кемеровской обл.


Землетрясения

Землетрясение – подземные удары и колебания земной поверхности.

Землетрясение происходит тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы, относительно друг друга.

Это грозное природное явление.


Схема землетрясения

эпицентр


  • Землетрясения страшны внезапностью.
  • В эпицентре происходят большие разрушения, а порой и изменение ландшафта в целом (в зависимости от силы землетрясения).
  • Предсказать землетрясение практически невозможно.




Цунами (от японского «волна в гавани»)- гигантская волна, возникающая на поверхности океана в результате сильных подводных землетрясений или извержений подводных и островных вулканов.

При средней глубине 4000 метров скорость распространения цунами 200 м/с или 720 км/час. В открытом океане высота волны редко превышает один метр, а длина волны (расстояние между гребнями) достигает 500-1000 километров. При выходе волн на мелководье, их скорость и длина уменьшаются, а высота увеличивается. У берега высота цунами может достигать высоты до 30-40 метров. Районы побережья с закрытыми бухтами являются менее опасными.



  • Цунами в Японии
  • 2011г.

Наука, занимающаяся изучением

землетрясений, называется

сейсмология («сейсмос»- колебания).

Прибор для

Регистрации

движения

в земной коре –

сейсмограф.


  • В областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, чем дольше нет землетрясения, тем вероятность сильного землетрясения возрастает.
  • Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды.
  • Необычное поведение животных: собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидают дома, домашние животные отказываются от еды, беспокоятся, пытаются покинуть помещение. Эти симптомы усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.

Районы, где часто происходят землетрясения называют сейсмически активными.


  • 1 балл - колебания ощущаются исключительно приборами. Человек колебаний не ощущает.
  • 2 балла - колебания могут почувствовать только люди, что находятся в спокойном, неподвижном состоянии.
  • 3 балла - колебания чувствуют некоторые люди, находящиеся дома.
  • 4 балла - колебания чувствует большинство людей. В зданиях могут дребезжать стекла.
  • 5 баллов - колебания могут разбудить спящего человека. В помещениях нетрудно заметить раскачивание висячих предметов (например, ламп или люстр).
  • 6 баллов - зданиям наносятся некоторые косметические повреждения, в штукатурке могут возникать небольшие трещины.
  • 7 баллов - неизбежны трещины в штукатурке, ее частичное разрушение. Возникают трещины в стенах, а в некоторых зданиях возникает угроза частичных обрушений.
  • 8 баллов - существенные конструктивные повреждения зданий: крупные трещины в стенах, обрушение балконов, карнизов и дымовых труб.
  • 9 баллов - в некоторых зданиях возникают обвалы, обрушение перекрытий и стен.
  • 10 баллов - большинство зданий находятся под угрозой обрушения. На поверхности земли возникают трещины шириной до 1 метра.
  • 11 баллов - полномасштабное обрушение всех построек и конструкций, крупные обвалы в горах, большое количество крупных трещин на поверхности земли.
  • 12 баллов - изменение рельефа местности вплоть до неузнаваемости. Катастрофические последствия землетрясений.

Самые разрушительные землетрясения в истории

Эпицентр

в 22 км от Порт-о-Пренс

Сила землетрясения

Таншан/провинция Хэбэй

Индонезия

Погибших

в 90 км от Токио

Туркменская ССР

Эрзинджан

Пакистан

в 25 км от Чимботе

Консепсьон

Гватемала

в 160 км от столицы

штат Махараштра


Вулкан – это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород

Вулкан – это геологическое образование,

возникшее над трещиной в земной коре, по

которой извергается на земную поверхность







Гейзеры- это источники,периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара на земную поверхность.

Долина гейзеров на п-ве Камчатка


Выберите правильный ответ.

1. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности Земли называется:

а) эпицентр б) очаг в) сейсмограф г) жерло

2. Районы, где наиболее часто происходят землетрясения, называются:

а) тектоническими в) сейсмически активными

б) литосферными г) сейсмически устойчивыми.

3. Вулкан, образовавшийся в результате застывания жидкой лавы, называется:

а) конусовидный б) щитовой.

4. Вулкан, который извергался хотя бы раз на памяти людей, называется:

а) потухший б) действующий.

5. В глубине вулкана находится:

а) кратер б) лава в) очаг магмы г) вулканическая бомба.

6. Вставьте пропущенное слово.

Вулкан – это... , в верхней части которой есть углубление - ... . Излившаяся на поверхность магма называется... . Самый крупный вулкан нашей страны и Евразии называется... .

Словарные слова: лава, гора, кратер, Ключевская Сопка.


Домашнее задание (в зависимости от курса в котором использования презентация):

2 рок -§26, ответить на вопросы стр.103. (География. Землеведение. 5-6 кл. Дронов В.П., Савельева Л.Е.)


  • http://images.yandex.ru/
  • http://vulcanism.ru/volcano-types.html
  • http://www.google.ru/imgres?imgurl
  • edgarcaysi.narod.ru zemlyatreseniya.html
  • http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2013/01/22045-1440x900.jpg
  • Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  • Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
  • Плешаков А. А., Сонин Н. И., Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
  • Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина/ авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Дронов В.П., Савельева Л.Е., География.Землеведение. 5-6 кл.: учебник-4-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2014.

Методическая разработка урока географии в 5 классе «Землетрясения и вулканы»

Маслиенко Лариса Анатольевна, учитель МБОУ СОШ №96 г. Барнаул, Алтайский край.
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку урока географии в 5 классе по ФГОС «Землетрясения и вулканы». Данный материал будет полезен учителям географии в общеобразовательном учреждении. Это конспект урока по учебнику географии И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И.Сонина.

Цели:
Образовательные – формировать представления о землетрясениях, вулканизме.
Развивающие – развивать географическое мышление, устную речь; расширять кругозор, умения анализировать текст.
Воспитательные - формировать умение работать самостоятельно, повышать интерес к предмету.

Методы: наглядный, частично- поисковый, практический.
Формы: индивидуальные, фронтальные.

Этапы урока:
I. Организация урока.
II. Мотивация и целепологание.
III. Основной.
IV. Рефлексивно- оценочный этап.
V. Домашнее задание

Оборудование урока: Физическая карта полушарий, учебник, рабочая тетрадь, атлас, компьютер, проектор.

Планируемые результаты:
Предметные: Научатся называть и приводить примеры природных явлений в земной коре.
Научаться устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса на Земле.
Метапредметные УУД:
Познавательные : ставят и формулируют цели и проблему урока.
Коммуникативные : принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: составляют план последовательности действий.
Личностные УУД: Выражают устойчивый учебно - познавательный интерес к новым способам решения задач. Осознают целостность природы Земли.
ХОД УРОКА
I Этап: Приветствует учащихся, визуально определяет отсутствующих. Проверяет готовность класса к работе, устанавливая расположения учащихся в кабинете и наличие необходимого оборудования, при необходимости корректирует ситуацию. (Учитель обеспечивает положительный эмоциональный, комфортный настрой, - что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания)

П Этап:
На прошлом уроке мы изучили строение Земной коры. Земная кора и расположенный под ней самый верхний твердый слой мантии состоит из отдельных частей- плит. Плиты очень медленно движутся по размягченному, пластичному слою мантии. Что происходит на границе литосферных плит?
Назовите тему нашего урока «Землетрясения и вулканы.» (слайд№1)

Ученики называют цель урока «Формировать представления о землетрясениях, вулканизме.» (слайд№2)
Ш Этап:
Ученики рассматривают слайд№3 , находят районы землетрясений на карте и делают вывод, что вблизи границ плит возникают землетрясения. Плиты движутся горизонтально и вертикально, края соприкасающихся плит «застревают», плиты сдвигаются и возникают подземные толчки.

В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров.
Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения. Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения. (слайд№5)
Ученики рассматривают слайд№ 6 , определяют зависимость между силой землетрясения в баллах и вызванными им разрушениями.


Слайд№7 позволяет учащимся более наглядно увидеть последствия землетрясения.
Вдоль границ литосферных плит располагаются особые по форме и составу пород горы, которые называют Вулканами.
Место где находится расплавленная магма называется очагом магмы.
Магма поднимается на поверхность земли, прожигая себе проход, который называется жерлом. В верхней части горы находится кратер. Магма при извержении вулкана изливается на поверхность в виде лавы и застывает, образуя слои застывшей лавы. (слайд№8)
В зависимости от деятельности вулканов их делят на действующие и потухшие (слайд№ 9)
Действующие- это вулканы которые извергаются или извергались на памяти человечества.
Потухшие- это вулканы об извержении которых не сохранилось никаких сведений.
Видиофрагмент слайда № 10 знакомит учащихся с дейструющем вулканом Этна.
При извержении вулканов земля вокруг покрывается слоем вулканического пепла. Вулканические бомбы и лава вызывают пожары, которые сжигают все живое на своем пути. (слайд№ 11)
После изучения материала ученикам нужно приступить к индивидуальному заданию в рабочей тетради.
Задание №1
На контурной карте обозначить сейсмические зоны Земли.
Задание №2
Обозначить на той же контурной карте вулканы: Каратау, Ключевая Сопка, Везувий, Гекла, Котопахи, Орисоба, Килиманджаро, Камерун, Этна.

IУ Этап:
1. Что вы узнали нового на уроке?
2. Что было для вас интересно?
3. Что сложного было для вас?

Презентация на тему: Землетрясения и вулканы

Щербаков Сергей ученик 7"г" класса МАОУ СОШ№2 УИИЯ

Презентация на тему "Крупные вулканы и землетрясения мира" Подготовил ученик 7 "г " класса, Щербаков Сергей. Данная презентация может быть использована, как вспомогательный наглядный элемент на уроке. В работе отражены: крупные вулканы,их географическое положение,землетрясения, небольшие исторические справки.Презентация не несет подробное раскрытие темы, но ученик попыталась взять самое главное. На сколько у него получилось,судить вам.Я считаю, что такие работы развивают творческие способности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнил: Щербаков Сергей Ученик 6 г класса МАОУ СОШ № 2 УИИЯ По предмету: «География» Крупные вулканы и землетрясения мира

Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки. В греческой мифологии упоминается гора с отверстием на вершине, из которой время от времени поднимаются дым и огонь. Это выход, или дымовая труба кузницы Гефеста, греческого бога огня, ковавшего глубоко в недрах горы драгоценное оружие. Римляне называли его Вулканом и дали острову наименование Вулькано. И древние времена, и в средние века люди передавали из поколения в поколение предания и сказания, связанные с этим удивительным созданием природы – вулканом. Считалось даже, что на таких «горах» живут драконы. Сегодня же можно увидеть множество любознательных туристов как возле недействующих, так и возле «просыпающихся». Любопытство движет смелыми исследователями! Вулканы: понятие, история.

Сегодня мы знаем, что вулканы делятся на такие виды, как: Действующие – вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. Потухшие – бездействуют много тысяч лет (Крым, Забайкалье). Уснувшие – об из деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать (Везувий). Вулканы сегодня

Извержение вулкана

Вулкан Этна (Сицилия, Италия) - действующий, один из самых больших и опасных вулканов мира, расположенный на восточном побережье Сицилии (Средиземное море), недалеко от городов Мессины и Катании. Высота не может быть указана точно, так как верхняя точка постоянно меняется в результате извержений, которые происходят с периодичностью в несколько месяцев. По площади Этна занимает 1250 квадратных километров. В результате боковых извержений у Этны имеются 400 кратеров. В среднем раз в три месяца вулкан извергает лаву. Потенциально опасен в случае мощного извержения из нескольких кратеров одновременно. В 2011 году Этна красочно извергался в середине мая. Вулкан Этна

Вулкан Корякский (Камчатка, РФ) - один из самых больших и опасных вулканов мира. действующий стратовулкан на Камчатке, в 35 км к северу от Петропавловска-Камчатского. Входит в состав Корякско-Авачинской группы и располагается к северо-западу от вулкана Авачинского. Вулкан имеет правильный ребристый конус, со срезанной к западу вершиной. На склонах располагается цирк, диаметром около 500 м, из которого спускаются два ледника на северо-восточный склон. Длина первого ледника 1 км, второго – 4,2 км. На склонах и у подножья вулкана широко развиты шлаковые и лавовые конусы побочных извержений.

Вулкан Галерас (Нариньо, Колумбия) - мощный и огромный по высоте вулкан (4276 метров над уровнем моря) имеет диаметр у основания более 20 километров. Диаметр кратера - 320 метров, глубина кратера - более 80 метров. Находится этот вулкан в Южной Америке, на территории Колумбии, недалеко от города Пасто. Как видно на фото, прямо у подножия опасной горы расположился небольшой городок, который 26 августа 2010 года пришлось эвакуировать из-за мощного извержения.

Вулкан Ньирагонго (Демократическая республика Конго) - действующий вулкан высотой 3469 метров, находится в горах Вирунга в центральной части Африки и считается одним из самых опасных вулканов на африканском континенте. Ньирагонго частично совпадает с двумя более древними вулканами Барату и Шахеру. Он окружен сотнями маленьких тлеющих боковых вулканических конусов. На Ньирагонго вместе с соседним Ниамурагира приходятся 40% всех наблюдаемых извержений в Африке.

Землетрясение - подземные толчки и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами (главным образом тектоническими процессами), или искусственными процессами (взрывы, заполнение водохранилищ, обрушение подземных полостей горных выработок). Небольшие толчки могут вызываться также подъёмом лавы при вулканических извержениях. Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них так незначительны, что они остаются незамеченными. Действительно сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются на планете примерно раз в две недели. Большая их часть приходится на дно океанов, и поэтому не сопровождается катастрофическими последствиями. Землетрясения

464 год до н. э. Греция, Спарта. Разрушены стены и многие дома. 1556 год, 23 января, Китай, Шэньси, 8,0 баллов, 830 000 погибших. Величайшая природная катастрофа. 1730 год, 30 декабря, Япония, Хоккайдо, 137 000 погибших. 1920 год, 16 декабря, Китай, Ганьсу, 8,6 баллов, 200 000 погибших. 1976, 27 июля, Китай, Таньшань, 7,9 баллов, 600 000 погибших. Немного истории

23 января 1556 года было зарегистрировано самое большое по числу жертв землетрясение в мире. Тектонический сдвиг привел к обвалу стен узких долин, зажатых между возвышенностями. И в считанные минуты заживо погребенными оказались сотни сел со всеми своими обитателями. Разом погибли 830 тысяч китайцев. Шеньси принадлежит печальный рекорд человеческих потерь при землетрясениях. Китай

11 марта 2011 года. Это сильнейшее землетрясение в известной истории Японии и седьмое, а по другим оценкам даже шестое, пятое или четвёртое по силе за всю историю сейсмических наблюдений в мире. Однако по количеству жертв и масштабу разрушений оно уступает землетрясениям в Японии 1896 и 1923 (тяжелейшему по последствиям) годов. Япония

Землетрясение произошло на расстоянии около 70 км от ближайшей точки побережья Японии. Первоначальный подсчёт показал, что волнам цунами потребовалось от 10 до 30 минут, чтобы достичь первых пострадавших областей Японии. Через 69 минут после землетрясения цунами затопило аэропорт Сендай. Сразу после землетрясения учёные сделали прогноз, что в течение месяца после первого удара в Японии могут происходить землетрясения магнитудой выше 7. Япония

Землетрясение произошло в Японском жёлобе - глубоководной океанической впадине, где сталкиваются Тихоокеанская и Охотская литосферные плиты. Более тяжёлая в этом месте океаническая Тихоокеанская плита погружается под материковую Охотскую плиту, над которой располагается часть Евразийского континента и некоторые Японские острова. Предполагается, что Охотская плита по своему движению может считаться частью одной из 7 наиболее крупных литосферных плит - Северо-Американской плиты. Для землетрясения такой силы обычно требуется длинная (480 км) и относительно прямая линия разлома. Поскольку контуры плиты и зона субдукции в этой области не такие прямые, то землетрясения в этом регионе, как правило, ожидаются с магнитудой до 8-8,5, и сила этого землетрясения была неожиданностью для некоторых сейсмологов. Япония

Человек и планета Мы всего лишь гости на планете Земля – одни из нас приходят, другие уходят, но мы (люди) живём здесь всегда, уже много тысяч лет. Строим, изобретаем, улучшаем свой быт, воздвигаем заводы и фабрики, добываем нефть и газ, осваиваем космические просторы. Иногда Её величество планета Земля своими природными катаклизмами (извержениями вулканов, землетрясениями) напоминает нам о своём месте на нашей планете.

Человек и планета Человечество должно помнить, что не только выдающиеся умы учёных и изобретателей помогают человеку улучшать свою жизнь, делать её интересной и содержательной. Природа нашей величественной планеты даёт ему необходимое для жизни – воду, кислород, пищу. Мы должны помнить об этом и сохранить нашу планету для наших детей.






















Как сделать модель вулкана. Возьмите небольшую удлиненную баночку, например из-под "Актимель". В донышке пластикового стаканчика вырежьте круг по размеру с горлышко бутылочки. Накройте стаканчиком бутылочку и совместите горлышко с отверстием. Стык залепите пластилином. Или можно сделать конус из бумаги или картона, отрезать у него макушку и накрыть этим конусом бутылочку. Стык также залепить пластилином. Это будет гора с отверстием. Для большей натуральности можно облепить нашу гору пластилином и вдавить туда мелкие камушки. Или намазать клеем и посыпать гречкой. Внутрь бутылочки насыпьте 2-3 столовые ложки пищевой соды, красной гуаши (или пищевого красителя), несколько капель моющего средства и немного воды. Все это размешайте. Вулкан готов. Поместите его на тарелочку. Разведите уксус водой. Осторожно вливайте раствор в бутылочку и вулкан оживет, зашипит и запенится!


Источник фотографий - Интернет и наши собственные фото. Предполагается только личный просмотр. Думаю, что авторы фото не будут возражать, что их творчество поможет развитию малышей. Однако, при несогласии авторов с таким использованием, презентация немедленно будет удалена. Светлана