Типология организационной культуры. Инновационная деятельность педагога в современных условиях Фрезерный станок с ЧПУ

Существует множество возможностей для систематизации и типизации организационных культур. Выбор зависит от критериев, которыми руководствуются исследователи. Каждая существенная характеристика организационной культуры (а также их комбинация) может являться основанием ее типологии. Любая типология выделяет некоторые идеальные типы, которые в "чистом" виде в жизни не встречаются, они выражают ведущие тенденции. Принято рассматривать следующие логические основания для выделения разновидностей организационной культуры:

национальные особенности персонала;

отраслевые особенности персонала;

особенности гендерных взаимоотношений;

доминирующие ценности.

Также можно представить себе особенности организационной культуры в зависимости от типа организации. Организация "А". Данная организация является промышленным предприятием. В ней существуют устоявшиеся правила и предписания, которым необходимо следовать. Для каждого сотрудника поставлены задачи и определены методы их решения. Управляющие непосредственно наблюдают за исполнением и следят за обеспечением нормального режима работы. Проявление инициативы сотрудниками на своем рабочем месте не возбраняется. Они проинструктированы о том, что, столкнувшись с непредвиденными проблемами, следует обращаться к непосредственному начальнику, который поможет их разрешить. В связи с тем, что администрация не имеет достаточной уверенности в честности и прямоте своих подчиненных, в организации существует серьезный контроль над деятельностью работников и непосредственное прямое взаимодействие между сотрудниками и управленческими службами.

Компания предпочитает набирать на работу людей в самом начале их служебной карьеры, непосредственно обучая и проводя ротацию их в различные отделы фирмы. В результате такой политики сотрудники фирмы получают не сугубо специальные, а всесторонние современные знания и навыки работы. Приложение максимальных усилий, преданность организации, умение работать в команде, недопущение - вот перечень качеств, наиболее ценящихся в организациях такого типа. Организация "Б". Данная организация также является промышленным предприятием, и здесь тоже существуют свои правила и предписания. Однако контроль здесь утрачивает свое значение, так как администрация считает своих работников трудолюбивыми и заслуживающими доверия. Работники стараются решать возникшие проблемы самостоятельно и консультируются с начальниками только по необходимости. Индивидуальные особенности сотрудников и различия между отделами внутри организации считаются в порядке вещей. Продвижение и другие методы вознаграждения применяются к тем сотрудникам, которые внесли существенный вклад в развитие и процветание организации, даже если им присущ нестандартный образ мышления, а также не совсем приемлемые для организации нормы поведения и привычки . Так же в разные времена разные ученые выделяли свою типологию организационной культуры, например:

) Типология К. Кэмерона и Р. Куинна

Две группы критериев:

главные индикаторы эффективности компании (гибкость и дискретность или стабильность и контроль);

фокус направленности деятельности (внутренний фокус и интеграция либо внешний фокус и дифференциация).

При наложении этих двух критериев друг на друга обнаруживается четыре типа организационной культуры:

клановая. Строится по подобию семьи, где ценится качество человеческих отношений, взаимная поддержка и забота. Этот тип свойственен многим начинающим и семейным предприятиям, когда небольшой коллектив единомышленников делает общее дело. С ростом числа сотрудников обычно преодолевается.

иерархическая. Жесткая многоступенчатая структура. Для персонала главное - системность и стабильность. Они лучше всего себя чувствуют в централизованной системе управления с четким распределением полномочий, когда расписаны стандартизованные правила и процедуры, развиты механизмы учеты и контроля. Характерно для государственных организаций, предприятий ВПК, крупных транспортных предприятий.

рыночная. Ориентирована на результат, прибыльность, выполнение задачи любой ценой. Предполагает достаточно агрессивное поведение компании на рынке, высокую динамичность развития. Ориентированы на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела. Преобладает в оптовых торговых компаниях, работающих на сверх конкурентном рынке.

"по случаю". Ориентирована на инновации и творчество. Главное - генерация новых идей. Главная задача менеджмента - поощрение творчества и деятельности. Акцент на индивидуальность, поощрение риска, предвидение будущего.

Инновация - это поиск нового, авангардного

и поддержка идей, которые становятся

в искусстве глотком свежего воздуха.

Т. Манашеров, учредитель

культурно-благотворительного фонда «U-Art»

[Инновации в искусстве]

Инновация - это «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [Агарков и др., 2011, с. 154]. Согласно П. Стоунмэну, инновации имеют место в том случае, когда новые продукты, процессы, сырье, управленческие методы впервые появляются на новом или уже существующем рынке, либо в нерыночной среде (образование, здравоохранение и др.). Кроме того, когда определенный институт применяет новые для него технологии, процессы, методы, разработки впервые в своей деятельности, речь также идет об инновациях, несмотря на то, что другие институты это уже ранее применяли или использовали. .

Создание инновации - это постепенный процесс, состоящий из трех последовательных этапов. Сначала человек генерирует новую идею, так появляется новшество (к примеру, управление гаджетом можно осуществлять при помощи движений пальца на экране); затем эта идея находит свое воплощение в конкретном материальном объекте, создается технология, так появляется нововведение (создание сенсорного экрана); и только потом, когда данная технология реализуется в конкретном устройстве и при этом сопровождается растущей популярностью и коммерческим упехом, то можно говорить, о создании инновации (телефон с сенсорным экраном).

Инновации охватывают практически все сферы жизни общества: появляются новые технологии, продукты, виды рекламы, способы продаж. К примеру, компания «Google» создала «умные» очки, электронного ассистента «Google Now», гигабитную оптиковолоконную сеть «Google Fiber»; компания «iRobot»предтавила публике робота - уборщика; «Philips» - систему «умного» освещения, позволяющую регулировать цвет освещения и управлять им при помощи смартфонов [Мельник].

Инновации в области искусства имеют долгую историю. Постепенные переходы от парсуны к портрету, от классического искусства к абстракционизму, от класического театра к современному сопровождались инновационными процессами, которые при этом не разрушали созданное ранее, а переводили искусство на качественно новый этап.

В литературе выделяют различные классификации инноваций: производственные и управленческие; продуктовые (создание нового продукта), технологические (использование новой технологии), процессные (использование новой организации производства) и маркетинговые (открытие новых рынков сбыта и источников сырья); радикальные и улучшающие [Агарков и др., 2011, с. 57]. Однако применительно к сфере исполнительского искусства наиболее подходящей, на мой взгляд, является классификация инноваций по форме воплощения, согласно которой все инновации делятся на два типа: soft и hard.

Hard - инновации связаны с созданием материальных объектов, изменением функциональных характеристик продукта; такие инновации часто требуют больших затрат на разработку и внедрение . К примеру, создание новых машин, первого микропроцессора, цифрового фотоаппарата. Применительно к театральной сфере это может быть усовершенствование звука, света, декораций, внедрение прямых онлайн-трансляций и др. Тут мы говорим о технической стороне построения спектакля, то есть о спектакле с применением инновационных технологий.

К примеру, в 2002 году на сцене Большого театра была показана инновационная постановка оперы «Снегурочка», в которой использовался видеоряд с применением цифровой технологии «High Definition» (впервые данная технология былаиспользована Д. Лукасом при съемке «Звездных войн»). Во время представления транслировался двухчасовой видеофильм, основанный на эскизах декораций Н. Рериха [Экспериментальная постановка оперы «Снегурочка»….].

Если же речь идет о внедрении инноваций в художественную часть постановки, то тут мы говорим о внедрении так называемых soft - инноваций и постановке инновационного спектакля.

Soft-инновации (софт - инновации) - это инновации в продуктах или услугах, которые связанны с воздействием на с чувственное восприятие и эстетическую привлекательность продукта, нежели с изменением его технических характеристик . В качестве примеров soft-инноваций можно привести разработку и запуск новой линии одежды, новой рекламной компании, нового архитектурного дизайна, вндерение процесса коллективного сочинения пьесы пользователями Интернета в театр [Должанский]).

П. Стоунмэн разделяет soft-инновации на две категории. Первая категория включает инновации в продуктах, которые сами по себе несут эстетичекую ценность и относятся к объектам культуры, искусства или медиа - индустрии: музыка, книги, фильмы, модные объекты и др. Вторая категория включает инновации в индустриях, связанных с созданием материальных продуктов, которые не несут эстетической ценности (примерами таких инноваций являются новый дизайн машины, новый аромат освежителя воздуха и др.) .

Инновации в художественой части театральной постановки относятя непосредственно к первой категории soft-инноваций. Отправной точкой считается само произведение искусства, а ииновацией - созданние новых принципов построения художественного произведения. В качестве примера можно привести инновации в российском балете XIX века, когда балетмейстер М. Петипа начал создавать совершенно уникальные постановки, в которых балет уже не был просто хорошо исполненным танцем, а представлял собой настоящее театральное зрелище с определенным сюжетом и эмоциональной составляющей; большое внимание начало уделяться не только технике, но и пантомиме. Благодаря инновационному подходу М. Петипа, русский балет стали называть лучшим балетом в мире [Мариус Петипа: как француз сделал…].

Другим примером soft - инноваций может быть оригинальное прочтение знаменитого произедения. К прмеру, польский театр «Zabrzu» представил новую интерпретацию «Дон Кихота», в котором герои знаменитого произведения М. Сервантеса оказываются рядовыми работниками театра, а вечером в своих мечтах совершают подвиги [Пермский театр привез «Панночку в Каир….].

В театральной постановке могут присутствовать как hard, так и soft - инновации. Интересным примером является постановка классической оперы Н. Римского - Корсакова «Псковитянка», представленная в 2011 году артистами Большого театра в Пскове. Зрители смогли увидеть оперную постановку непосредственно в стенах Псковксого кремля (в том месте, где происходили истрические события). Впервые в России оперу показали в естественных исторических декорациях и на открытом воздухе. Из Москвы были привезены специальные декорации боярских домов, было использовано самое техническое современное оборудование, а также приглашены каскадеры и всадники [В Псковском Кремле состоялась постановка оперы…].

Поскольку инновации предполагают либо создание нового, либо усовершенствование сушествующего продукта и при этом также создание потребительской ценности, сегодня театры (в условиях конкуренции со сторны индустрии развлечений и других организаций сферы исполнительского искусства) активно ищут новые подходы, способы построения спектакля и создают инновационые постановки, для того чтобы повысить свою конкурентоспособность и привлекать зрительскую аудиторию. Чрезвычайно важно с помощью внедрения инноваций воздействовать на воображение и эмоции публики, создать определенную атмосферу. Интеллектуальное, эмоциональное или эстетическое переживание, связанное с просмотром определенного представления, должно стать источником эмоционального удовлетворения для зрителя [Котлер, Шефф, 2004, с. 56]. Результатом внедрения инноваций в совокупности с применением маркетинговых принципов в театральных и концертных организациях в идеале является повышение конкурентоспособности организации и удовлетворенности посетителей.

Сегодня существуют как экспериментальные театры с репертуаром исключительно инновационного характера (к примеру, британские театры «Soho Theatre», «Camden People"s Theatre», «Bush», «King"s Head» [Театр на родине Шекспира]), так и классические театры, которые представляют зрителю инновационные постановки, наряду с традиционными.

Следует отметить, что под инновационными постановками в репертуаре театра понимаются современные постановки. В случае балета следует говорить о классической и современной хореографии, в случае оперы - об авторской (современной) и традиционной трактовке (классической) трактовке.

Одним из ярких примеров театра, в репертуаре которого есть как классические, так и современные постановки, является Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского - один из старейших театров в России, основанный в 1870 г. [История Пермского театра оперы и балета]. Театр входит в число ведущих музыкальных театров страны, и в 2015 г. получил наибольшее, по сравнению с другими участниками, количество наград - пять «Золотых маскок» (Национальная театральная Премия) [Триумф королевы индейцев…].

В своем сообщении для СМИ представители театра говорят о том, что театр «бережно хранит классические традиции - и при этом чутко реагирует на вызовы современности» [Сообщение Пермского театра оперы и балета для СМИ]. Это отражено и на логотипе театра - разбитой на два сегмента букве «О», смещенных относительно друг друга, чтосимволизирует, во-первых, сочетание оперы и балета - двух видов исполнительского искусства, предлагаемых театром, и, во-вторых, сочетание традиции и современности [Пермский театр оперы и балета презентовал…].

Создавая современные оперные и балетные постановки, театр создает своего рода инновационные культурные продукты (в качестве инновационных продуктов опера и балет рассматриваются именно в культурной и социальной среде России). Театр оперы и балета стремится идти в ногу со временем, говорить со зрителями на современном языке, а также привлекать молодую публику, поэтому и предлагает публике постановки, принципиально новые для зрителей Перми и Пермского края. В качестве примеров современных инновационных постановок можно привести следующие: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Дуэнья», «Королева индейцев», «Носферату», «Орфей», «Путешествие в страну джамблей», «Сказки Гофмана», «Травиата» (опера), «The Second Detail», «Когда падал снег», «Свадебка» (балет). (См.Приложение 2).

Интересным примером внредрения soft-инноваций также является опера «Фиделио», поставленная Пермским театром оперы и балета в 2010 году в музее «Пермь-36» - бывшем лагере для политических заключенных. Действие разворачивалось в различных частях «Перми - 36», и все участники (оркестр, хор, зрители и актеры) перемещались по территории музея по ходу действия. На роли охранников, солдат, узников были приглашены волонтеры, отобранные на кастинге. Для того чтобы воссоздать атмосферу лагерной жизни, зрителей в антракте кормили гречневой кашей, охранники подгоняли их окриками, подвергли «шмону», на территории были размещены сценические арт-инсталляции, иллюстрирующие тюремный режим [На премьере «Фиделио» в «Перми-36»…].

Однако несмотря на большое разнообразие инновационных постановок, а также на значительные временные и финансовые затраты на их создание (к примеру, на создание оперы «Свадьба Фигаро» было выделено 15,5 млн руб.), далеко не все потребители готовы посещать их. Так художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Т. Куррентзис в одном из интервью отметил: «Залог успешной художественной политики - баланс между классикой и современным материалом. Это формула успеха, поэтому мы показываем классический, золотой репертуар, но очень качественно сделанный, а также современный. Наша политика демократична, мы учитываем рназные вкусы, классические постановки можем чередовать с ультрасовременными, но все они должны быть сделаны со вкусом. И зрители, как гурманы, могут выбирать абсолютно разные вещи» [Интервью с Т. Курентзисом].

Таким образом, театр стремится удовлетворить запросы разных сегментов аудитории, предлагая публике, как традиционные, так и современные (инновационные) постановки.

Поскольку любая инновация предполагает элемент неопределенности, при внедрении инноваций в театральную постановку, целесообразно определить, насколько потребители восприимчивы к инновациям - оценить их уровень инновационности. Соответственно, при внедрении инноваций в постановку становится особенно важным сегментирование по уровню инновационности (восприимчивости к инновациям). Потребители различаются по степени своей готовности воспринимать новые идеи, а также проверить и оценить достоинства нового произведения на собственном опыте, поэтому театру необходимо понимать, какой сегмент более консервативен в выборе художественного продукта, а какой наиболее восприимчив к инновациям.

Тут уместно обратиться к теории «Диффузия инноваций», созданной в 1962 году американским социологом E.Роджерсом. Согласно Роджерсу, каждый потребитель проходит 5 стадий в процесе принятия решения об использовании(принятии) инновации:

  • - Знание (знакомство) - потребитель узнает про инновацию, но не имеет полной информации о ней (к примеру, потребитель услышал от друзей про то, что скоро в театре будут показывать новую современную постановку);
  • - Убеждение (интерес) - потребитель проявляет интерес к инновации, осуществляет поиск дополнительной информации (потребитель ищет информацию о ценах, времени проведения);
  • - Решение (Оценка) - потребитель оценивает преимущества и недостатки инновации и принимает решение, стоит ли впервые использовать ее (потребитель оценивает свои финансовые возможности, временные издержки и принимает решение о том, покупать билет или нет);
  • - Апробация (Испытание) - потребитель впервые использует инновацию (потребитель посещает театр и смотрит постановку);
  • - Подтверждение (Принятие) - потребитель оценивает результаты использования/применения и принимает решение о дальнейшем использовании (потребитель делает выводы, оценивает постановку, что в дальнейшем может повлиять на его решение о посещении другой современной постановки) .

Однако время прохождения всех стадий у каждого потребителя разное, оно определяется, во-первых, основными признаками самой инновации, во-вторых, индивидуальными особенностями личности. Среди признаков инновации Е. Роджерс выделяет относительное преимущество (насколько новая идея, лежащая в основе инновации, воспринимается как более лучшая, по сравнению с идеей, которую она заменяет/вытесняет); совместимость (с существующими ценностями, потребностями и прежним опытом потенциальных потребителей); сложность (для понимания); доступность для пробы (возможность испытания/использования в ограниченном масштабе); наблюдаемость (насколько явно выражены результаты внедрения инновации). Восприимчивость к инновации тем выше, чем больше относительное преимущество, выше степень совместимости, доступности и наблюдаемости и меньше степень сложности инновации .

Что касается индивидуальных особенностей потребителей, Е. Роджерс выделил 5 типов потребителей, различающихся по скорости принятия инноваций: «инноваторы, «ранние последователи», «раннее большинство», «позднее большинство» и «поздние последователи». Рассмотрим каждую из категорий.

«Инноваторы» («пионеры», «экспериментаторы») - это первые 2,5% потребителей (самая малочисленная группа), которые начинают использовать инновации. Они образованы, азартны, готовы идти на риск, открытые всему новому, имеют множество информационных источников, определенный уровень технических знаний, а также финансовые ресурсы. Они готовы к появлению проблем, связанных с первоначальным использованием, внедрением инноваций.

«Ранние последователи» («ранние усвоители», «лидеры», «местные лидеры») - следующие 13,5% потребителей, которые начинают использовать инновации. Они являются общественными лидерами, лидерами мнений, пользуются уважением окружающих, образованы, могут просчитывать наперед и стремятся использовать инновации, чтобы получить значительное конкурентное преимущество. Они получают информацию, предоставляемую «инноваторами», и на основе данной информации принимают взвешенное решение о принятии.

«Раннее большинство» - следующие 34% последователей. Они более осторожны, рассудительны, чем «ранние последователи», однако при этом принимают инновации раньше средснестатистических последователей, также имеют множество социальных контактов.

«Позднее большинство» («скептики», «консерваторы») - следующие 34% последователей. Они скептически относятся к инновациям, консервативны, с низким социальным статусом. Долго взвешивают все «за» и «против». Иногда определяющим фактором принятия инноваций служит давление социальной группы, либо экономическая необходимость.

«Отстающие» («традиционалисты», «поздние усвоители») - последние 16% последователей, начинающих использовать инновации. Они либо привязаны к традициям, неохото принимают новое и недоверчиво относятся к мнению тех, кто уже использовал инновацию, либо изолированы от других членов общества и не обладают информацией. Процесс принятия решения об использовании инновации у «отстающих» самый долгий. Они могут начать усваивать и принимать инновацию уже тогда, когда она перестает быть инновацией .

Рис. 1.

Выделяя данные типы потребителей, Роджерс, однако, отмечает, что скорость принятия инноваций у потребителей может изменяться, поэтому пять идеальных типов в чистом виде не существуют . Следует также отметить, что в реальной ситуации на рынке потребителей культурных продуктов, вероятно, могут отсутствовать некоторые из пяти типов, что может быть обусловлено спецификой рынка.

Таким образом, ставя перед собой задачу сегментирования потребителей, Е. Роджерс обращает внимание на то, как быстро пользователи принимают инновации, то есть насколько они восприимчивы к инновациям.

Следует отметить, что в данной работе, помимо предложенного Роджерсом критерия сегментирования (восприимчивость к инновациям), будет использован также такой критерий, как омниворизм. Сегментирование на основе двух данных критериев позволит разработать оптимальную программу продвижения инновационного продукта, выстроить эффективную коммуникационную политику и при этом избежать лишних финансовых расходов.

Современные тенденции образования требуют, чтобы обучение в школах было направлено на практическую деятельность, разработку и реализацию учениками собственных проектов и способствовало достижению различных результатов обучения.

Для того чтобы удовлетворить данные требования в Пермском крае был создан проект «Уникальные школы». В рамках данного проекта открываются инновационные школы, в которых образовательные программы предполагают взаимодействие с различными предприятиями, ВУЗами, учреждениями среднего профессионального образования.

В качестве примера можно представить школу № 129 инженерно-технологической направленности, или "Техношкола". Обучение в которых, повысит интерес учеников к инженерным и техническим специальностям и поможет вырастить будущих специалистов для предприятий-участников инновационного кластера ракетного двигателестроения. Задача школы №32 - организация учебного процесса в режиме «полного дня», совмещение спортивного и образовательного процессов .

Наряду с новыми уникальными школами, «Техношколой», «IT школой» сотрудничество школ и предприятий - партнеров, заинтересованных в развитии технологического образования и инженерного творчества школьников может реализоваться на базе центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) .

В связи с этим на базе МАОУ « СОШ №37» был разработан проект по созданию ЦМИТ. Опираясь на Положение, ЦМИТ осуществляет свою деятельность совместно с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными партнерами, клубами и кружками образовательного учреждения, в контакте с другими образовательными учреждениями, ориентированными на инновационную творческую деятельность.

Основные цели ЦМИТ:

Поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях повышения уровня профессиональной готовности;

Формирование любознательности и творческого мышления; стимулирование генерации инновационных идей и разработок; детских инициатив в различных сферах жизни; повышение интереса к исследованиям в области новейших технологий;

Обеспечение реализации прав на участие школьников в школьном управлении, повышение престижа образования; воспитание гордости за учебное заведение, будущую профессию;

Расширение и укрепление традиций школьной жизни;

Формирование патриотизма, гражданско-нравственной позиции, физического и духовного развития;

Укрепление здоровья, формирования общей культуры и здорового образа жизни подростков и пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциальных явлений в школьной среде;

Содействие развитию у подростков социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию.

Для достижения поставленных целей необходимо реализовать следующие задачи:

Предоставление возможности детям и молодежи реализовать свои интересы и возможности, в том числе в научно-техническом творчестве;

Информирование школьников о новых технологиях, развитии направлений научно-технической деятельности; достижений современной науки и техники;

Организация профориентационной деятельности;

Создание условий для разработки и реализации творческих проектов учащихся, направленных на создание инновационных продуктов;

Организация творческих мастерских, клубов.

Ключевые направления деятельности ЦМИТ:

1) Организация деятельности клубов, творческих объединений, инновационных практик, направленных на организацию досуга, удовлетворяющих запросам учащихся и молодежи;

2) Организация массовых молодежных культурных мероприятий для молодежи, вовлечение в конкурсное движение;

3) Организация летнего и круглогодичного отдыха подростков и молодежи;

4) Содействие развитию ученического предпринимательства .

Для педагогов образовательных учреждений Пермского края при содействии научного консультанта Метляковой Любови Анатольевны, к.п.н., доцента кафедры социальной педагогики ПГГПУ с 20.10.2016г по 03.11.2016г. был разработан и реализован образовательный модуль программы дополнительного профессионального образования: «Эффективные практики профессионального самоопределения обучающихся в рамках центра молодежного инновационного творчества».

Целью семинара было создание условий для обмена опытом и знакомство с технологиями профессионального самоопределения обучающихся через организацию творческой деятельности (на примере деятельности ЦМИТ). Семинар состоял из теоретической части, которая заключалась в представлении современных подходов к вопросам профориентации, включая нормативно-правовые материалы; организационно-педагогические условия сопровождения профессионального самоопределения. Вторая часть семинара носила практический характер. На мастер-классах педагоги школы № 37 продемонстрировали приемы работы с учащимися в профильных группах, обеспечивающими успешность обучающихся в изучении отдельных предметов: географии, обществознания, химии, формировании учебной мотивации, популяризации научно-образовательной и творческой направленности деятельности.

Помимо мастер-классов проходили открытые уроки: биология в 9 классе, технология в 5 классе. Содержание уроков, технологические приемы были наполнены новыми смыслами, отвечающими требованиям современного урока. Уроки вызвали положительный эмоциональный отклик учащихся, полученные знания и умения применимы в повседневной жизни детей. Уроки соответствовали теме семинара, способствовали повышению профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей в вопросах формирования профессионального самоопределения средствами урока.

Основными интересными проектными линиями деятельности ЦМИТ являются:

  1. Интеллектуальное направление: НОУ, олимпиады, НПК, Неделя наук.
  2. Творческое направление: конкурсное движение (конкурсы «Юный изобретатель», «Юный инженер» и «Вернисаж семейных реликвий и изобретений»);
  3. Проектное направление деятельности школьных клубов (клуб «От идеи к результату!», Клуб креативных игр, др.)
  4. Гражданско-патриотическая линия - работа клубов «Эколог», «Краевед».
  5. Информационно-коммуникационная линия - деятельность клубов компьютерных игр, «С компьютером на ТЫ», школьных юнкоров.
  6. Линия сетевого сотрудничества и социального партнерства .

В течение отчетного периода осуществлялось информационное обеспечение деятельности центра молодежного инновационного творчества и результатов работы ЦИО. Более 20 статей, заметок были опубликованы на школьном сайте. Ежемесячно на страницах пермской газеты «Перемена - Пермь» публикуются статьи об инновационной деятельности школы. Информация до участников образования поступает и через школьную локальную сеть, фильмы и презентации, подготовленные учащимися, транслируются в актовом зале и школьном фойе.

ЦМИТ ориентируется на объединение интересов науки и производства, сетевое взаимодействие с образовательными институтами; готов оказывать услуги населению, организуя новые формы учебного взаимодействия; разрабатывает социальные проекты и внедряет их в жизнь.

В заключении хотелось бы отметить, что реализация инновационного проекта «Создание центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) как модели развития технологического образования школьников» способствовала поиску и внедрению эффективных практик, способствующих развитию творческих инициатив и положительно влияющих на профессиональное самоопределение учащихся. Были расширены и укреплены связи с общественностью, наукой, социальными партнерами. Повысилась профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, систематизации и представления результатов. Одной из главных идей ЦМИТ остаётся реализация детских и молодежных инициатив, создание условий для самореализации учащихся, педагогов и родителей учащихся, в том числе в целях повышения уровня профессиональной готовности учащихся. Вместе с тем инновационный проект предполагает дальнейшую проработку и внедрение новых отдельных направлений.

О творчестве в реальном бизнесе пишут и говорят сейчас достаточно много. Однако при этом упор, как правило, делается именно на творческой стороне дела. Место творчества в деятельности организации (компании) остается как бы за кадром. В то же время этот аспект не только интересен, но и полезен. Если собрать вместе несколько креативных людей, то мы получим массу интересных, но совершенно бесполезных идей. «Идеи, даже самые замечательные, бесполезны, если они не используются. … Пока они не будут реализованы на практике, они будут оставаться в безвестности». Как видите идея это не все. В связи с этим рассмотрим такие понятия современной организации как «творчество», «инновации» и «предпринимательство»и попытаемся увязать их друг с другом.

1. Предприниматель (антрепренёр) - граждане и их объединения, деятельность которых направленна на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

2. Нововведение (инновация) - целенаправленное внедрение качественных изменений преобразующих реальную социальную практику.

3. Творчество (креативность) - способность приходить к новым, нетривиальным и при этом обоснованным решениям.

Рассмотрим более подробно каждый из этих терминов.

Обычно слово Предприниматель ассоциируется с собственником. Это естественно, именно предприниматель-собственник имеет решающие права на все действия связанные с бизнесом. Однако в рамках организации (компании) может иметь место внутреннее предпринимательство (интрапренерство). Интрапренерство - деятельность работников предприятия, основанная на их инициативе и активности, осуществляемая в рамках организации отдельных видов деятельности в целях повышения эффективности работы предприятия, максимизации прибыли и наиболее полного удовлетворения потребностей активных работников предприятия (интрапренеров). Возможность внутреннего предпринимательства позволяет рассматривать менеджеров различного уровня в организациях (компаниях) в качестве субъектов предпринимательской деятельности Баранчеев, В.П. Инновационный менеджмент / В.П. Баранчеев. - М.: Финстатинформ, 2010. - С. 121..

Нововведение (инновация) может рассматриваться на различных уровнях. Трансформационные или революционные нововведения, приводящие к необратимым изменениям существующего порядка вещей в глобальном масштабе. Значимые инновации вызывающие большие, но не кардинальные изменения, и, наконец, эволюционные - текущие изменения, происходящие регулярно. Именно последние инновации характерны для деятельности организации (компании). Важно, что нововведения дифференцируют на социально-экономические, управленческо-организационные и чисто технологические типы. В этой связи к важнейшим областям инноваций в организации (компании) можно отнести:

Инновации товаров и услуг;

Инновации технологии производства;

Инновации организации и методов работы;

Инновации способов доставки товара или услуги заказчику;

Инновации средств информирования клиента о продукте;

Инновации способов управления отношениями внутри организации Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2010. - С. 169..

Рис. 1.

Творчество. В 1983 году была сформулирована компонентная теория творчества, которая признана одним из главных теорий творчества отдельных личностей и организаций. Теория претерпела значительную эволюцию с тех пор, но основные компоненты остались неизменными.

Творчество требует слияния четырех компонентов:

1) внутренняя мотивация;

2) высокий уровень знаний отрасли;

3) мастерство в использовании творческого мышления;

4) среда с высоким содержанием опор для творчества Грачев, М.В. Инновационный менеджмент / М.В. Грачев. - М.: Дело, 2010. - С. 89..

Понятия творчество, инновации и предпринимательство связаны между собой. Выражение, связывающее эти понятия, может звучать так. Предприниматель, используя творчество как ресурс, внедряет инновации в целях повышения большей эффективности деятельности. Процесс, даже если он творческий, ради процесса не имеет значения.

Центр молодежного инновационного творчества «ТехноАрт»

(направление: конструкторские технологии, дизайнерские технологии)

Центр обеспечивает равные возможности доступа к его технологиям и оборудованию всех заинтересованных сторон – школьников, учащихся станций юных техников, домов творчества, обучающихся средних и высших профессиональных заведений, представителям малого и среднего бизнеса.

Главная цель создания ЦМИТа – предоставление возможности посетителям Центра на практике освоить процесс от зарождения инновационной идеи до создания практического продукта. Каждый посетитель Центра получает возможность на собственном опыте понять, какой путь проходит инновационная идея от зарождения до ее практической реализации.

Основная функция Центра - развитие инновационного технического мышления, начальных навыков инновационной деятельности у учащихся, для чего предлагается применять программы обучения, направленные на проектную деятельность, на основании деловых игр, ТРИЗа, в формате открытых инноваций.

А началось все в 2011 году. Руководство ООО «Перспектива» приняло решение об апробации новой модели взаимодействия Работодателя и Школы. В 2011 году был подписан договор частно-государственного партнерства в сфере образования между ООО «Перспектива» и МБОУ СОШ №18. На базе МБОУ СОШ №18 был открыт Центр инженерного проектирования и дизайна , работа которого доказала необходимость дальнейшего развития функциональных связей между образовательными учреждениями и субъектами предпринимательства.

Кроме того, реализация программ по технологическому образованию школьников показала необходимость их обучения работе на высокотехнологичном оборудовании.

Для развития инновационного технического мышления, начальных навыков инновационной деятельности у учащихся предлагается применять программы обучения, направленные на проектную деятельность, на основании деловых игр, ТРИЗа, в формате открытых инноваций.

Партнеры Центра

ОАО «Пензтяжпромарматура»

ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет

ФГБОУ ВПО Пензенская государственная технологическая академия

ГБОУ СПО Пензенский промышленно-технологический колледж.

Центр молодежного инновационного творчества «Шаг в будущее»

Школы г. Пенза (заключены соглашения о сотрудничестве). Перечень школ – партнеров ЦМИТ ТехноАрт – МБОУ СОШ № 18, 50, 51, 27, 9, 17, 27, 58, 11, 12, МБОУ ЛАД № 3

Целевая аудитория Центра

Учащиеся, занимающиеся научно-техническим творчеством.

Учащиеся учреждений НПО, студенты учреждений СПО, студенты ВУЗов, вовлеченные в исследовательскую деятельность.

Молодежь, стремящаяся к созданию инновационного бизнеса.

Школьники, занимающиеся научно-техническим творчеством в кружках и студиях.

Дома творчества г. Пензы.

Цели и задачи создания

Центра молодежного инновационного творчества «ТехноАрт»

Цель: формирование высокого уровня инженерно-технической и информационно-технологической компетентности у учащихся и молодежи на основе проектной научно-исследовательской деятельности

Задачи:

    Создание моды на техническое творчество, увеличение доли учащихся в объединениях технической направленности

    Развитие базовых и профессиональных компетенций и навыков учащихся в техническом направлении

    Увеличение доли учащихся, поступающих на технические специальности СПО и ВПО

    Формированиесредыдля реализации проектов в научно-технической сфере детей и молодежи, субъектов малого и среднего бизнеса.

    Расширениесетевоговзаимодействия с учреждениямиВПО, СПО, ОУ, ДОД

    Формированиепедагогического сообщества из числа технологически продвинутых педагогов.

Центр уже зарекомендовал себя как учреждение, активно занимающееся профориентационной и образовательной деятельностью инженерно-технического профиля. Два года назад ЦМИТ «ТехноАрт» совместно с ЦМИТ «Шаг в будущее» инициировали и провели конкурс бизнес-проектов «Игра-дело серьезное»: команды прошли полный цикл производства настольной игры (идея, написание бизнес-плана, составление технической документации в специальной программе Teflex-cad, производство игровых элементов, защита проекта перед инвестором) В прошлом году школьники участвовали в конкурсе «Идеальное рабочее место современного школьника» (от разработки проекта до изготовления мебели).

Кроме того, ЦМИТ «ТехноАрт» активно занимается развитием робототехники среди школьников.

Направления деятельности ЦМИТ «ТехноАрт»

  1. Экскурсионное.

Цель: знакомство школьников и молодежи с деятельностью, направлениями работы и достижениями ЦМИТ.

Задачи:

Представление сферы деятельности ЦМИТ и его технического обеспечения.

Презентация достижений школьников и молодежи, занимающихся в ЦМИТ, демонстрация возможностей оборудования.

Увеличение количества пользователей ЦМИТ.

Увеличение количества учащихся в объединениях технической направленности и имеющих мотивацию к технической деятельности.

Расширение сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, ЦМИТами.

Профориентация школьников.

  1. Образовательное. Уроки, мастер-классы, обучающие семинары.

Цель: формирование педагогического сообщества из числа технологически продвинутых педагогов, формирование основ инженерно-технической и информационно-технологической компетентности у учащихся, имеющих мотивацию к технической деятельности.

Задачи:

Знакомство и обучение школьников работе на новом современном оборудовании, внедрение образовательных программ, нацеленных, в том числе, на развитие проектного мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности, в том числе на основе методик ТРИЗ.

Отбор и подготовка кадров для работы с учащимися и молодежью из числа изобретателей, инженеров различных специальностей, дизайнеров, предпринимателей, преподавателей вузов и педагогов школ.

Увеличение количества педагогов, занимающихся развитием технологического образования школьников.

Увеличение количества педагогов и школьников, вовлеченных в проектную деятельность ЦМИТ.

Междисциплинарное взаимодействие педагогов в техническом и технологическом направлениях.

Профориентация школьников.

  1. Проектная деятельность

ЦМИТ предоставляет возможность заниматься творчеством в благоприятных условиях, изучать на практике работу современных производственных станков с цифровым программным обеспечением, что особенно важно для молодого «цифрового» поколения, для которого компьютер и интернет – основной канал общения и стимул для творчества.

Цель: Создание условий, позволяющих учащимся и молодежи, нацеленной на научно-техническую деятельность, эффективно и на современном технологическом уровне реализовать на практике технологическую цепочку от формулирования идеи до ее реализации.

Задачи:

Создание моды на техническое творчество, увеличение доли учащихся в объединениях технической направленности и имеющих мотивацию к технической деятельности.

Развитие базовых и профессиональных компетенций и навыков учащихся в техническом направлении.

Постоянное расширение базы данных

Увеличение доли учащихся, поступающих на технические специальности СПО и ВПО.

Расширение сетевого взаимодействия с учреждениями ВПО, СПО, ОУ, ДОД, ЦМИТ.

Формирование совместно с организациями науки и промышленности «банка инновационных тем» для проектной деятельности учащихся и молодежи.

Активное участие в конкурсных мероприятиях технической направленности.

  1. Коммерческая деятельность

ЦМИТ «ТехноАрт» – это, прежде всего, не коммерческая структура. Оборудование Центра для работы детям и молодежи предоставляется бесплатно. Основной приоритет – запрос на оборудование со стороны учащихся и молодежи. В свободное время Центр предоставляет оборудование или выполнять заказы молодежным коммерческим фирмам, инновационным предприятиям.

Коммерческая деятельность не противоречит идее и задачам ЦМИТ и может стать равноправной частью деятельности лаборатории при условии , что не создаётся препятствий к открытому доступу и работе других участников ЦМИТ.

Цель: Обеспечение широкого и свободного доступа талантливой молодежи к современному оборудованию и современным производственным технологиям, организация продуктивного общения молодежи с высококвалифицированными инженерными кадрами различных специальностей, предпринимателями и др.

Задачи:

Формирование среды для реализации проектов в научно-технической сфере детей и молодежи, субъектов малого и среднего бизнеса.

Сформировать «детско-молодежно-взрослые» творческие коллективы, объединенные на основе совместных задач по изготовлению опытных образцов и прототипов изделий, а также воплощения на практике молодежных идей и проектов в изделия (образцы).

Разработка механизма развертывания на базе Центра молодежных предпринимательских проектов, коммерциализации полученных результатов, развитие инновационного молодежного бизнеса.

Постоянное расширение базы данных потенциальных кадров специалистов технической направленности.

Формирование команд обучающихся СПО и студентов ВПО для реализации коммерческих проектов.

Отработка на базе Центра механизмов продуктивного взаимодействия между образовательными, научными и производственными инновационными предприятиями.

Дальнейшее «наращивание» (развитие) материально-технической базы ЦМИТ, вследствие привлечения средств из внебюджетных источников, а также от спонсорской помощи инновационных предприятий и научных организаций.

Выгодное территориальное расположение

Доступность и открытость Центру будет обеспечивать малая удаленность от ряда крупных предприятий и ведущих технических ВУЗов и СУЗов города Пензы. В шаговой доступности от второй площадки, МБОУ СОШ №18, находятся 2 ВУЗа (Пензенская государственная технологическая академия, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства), 3 СУЗа (Пензенский автомобильно-дорожный колледж, ФГОУ среднего профессионального образования «Пензенский государственный автомобильно-дорожный колледж» , ГБОУ СПО Пензенский промышленно-технологический колледж), 10 школ, 5 крупных промышленных предприятий (ОАО «Пензтяжпромарматура, ОАО «Пензхиммаш», ФГУП «ППО ЭВТ», ОАО «ЗиФ-Плюс», ФГУП «ППО «Электроприбор»), что обеспечит высокую посещаемость и полную загруженность работы Центра. В Центре будет обеспечена доступность оборудования с возможностью бесплатной работы для учащихся. Увеличение доли учащихся, поступающих на специальности СПО и ВПО.

Развитие модельной базы и усложнение проектов, выполняемых в домах творчества и кружках технической направленности, работающих на базе школ.

Обучение работе на высокотехнологичном оборудовании.

Создание инновационныхпредпринимательских проектов.

Выпуск сувенирной продукции.

Выполнение заказов предприятий по проектированию промышленных изделий.

Получение обучающимися основ инженерно – технических профессий.