Каким образом происходит познание окружающего мира посредством. Познание окружающего мира и поведение

Подробное решение параграф Вопросы ко 2 главе по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

1. Что позволяет выделить культуру в самостоятельную сферу общественной жизни? Назовите области, элементы, которые формируют сферу культуры, раскройте связи между ними.

Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Многообразие видов деятельности, включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы:

Художественное творчество;

Сохранение культурного наследия;

Клубная и развлекательная деятельность;

Массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры).

Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности.

2. «Культура, - писал французский философ Ж.-П. Сартр, - никого и ничего не спасает, и не оправдывает. Но она дело рук человека - в ней он ищет своё отражение, в ней он узнаёт себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть своё лицо». Что имел в виду автор? Во всём ли можно с ним согласиться? Способна ли культура спасти человека?

Сартр совершенно прав, когда рассматривает культуру в качестве критического зеркала, в котором только и может человек увидеть свое лицо. Много это или мало? Очевидно, мало, если человек просто удовлетворится тем, что удалось посмотреться в «зеркало». И в то же время много, если он, всмотревшись, сумеет сделать практический вывод: способен он или не способен по своему культурному обличью на свершение задуманного? Сказанное применимо и к обществу в целом. Следовательно, тот же Сартр не прав, когда уверяет, что культура никого и ничего не спасает. Спасает - и тогда, когда она способна помочь человеку в его исторических действиях; и тогда, когда, критически оценив себя (что несомненно тоже является актом высокой культуры), общество воздерживается от утопичных и бессмысленных в данных социокультурных условиях действий.

3. По мнению немецко-французского мыслителя А. Швейцера, мировоззрение должно отвечать трём требованиям: быть сознательным («мыслящим»), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистическим. Каково, на ваш взгляд, развёрнутое содержание каждого из этих требований? Разделяете ли вы мнение учёного либо считаете необходимым пересмотреть или расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.

Любые взгляды и мировоззрение человека должны иметь под собой некую основу, убеждения человека должны быть прежде всего осмыслены им самим, и в некоторые моменты каждый должен переосмысливать свои взгляды, чтобы в конечном итоге найти свою "истину", основанную на жизненном опыте и наблюдениях, рассуждениях, мышлении как таковом.

Мировоззрение должно соответствовать общим этическим нормам и прежде всего быть направлено на совершенствование существующего мира и порядков в соответствии с моральными устоями, нравственностью, гуманностью - человек не должен зацикливаться на уже достигнутом и обязан смотреть в светлое будущее, при этом сам участвуя в его "построении", а не ожидая, пока мир изменится сам.

Я разделяю мнение мыслителя А. Швейцера. Сейчас это очень актуально для нашего общества, т. к. сильно загрязнена речь, мышление и это отталкивает.

4. Г. Гегель считал, что выдающаяся личность, творящая всемирно-исторические деяния, неподсудна морали. Значение имеет величие дела, а не его нравственный смысл. Разделяете ли вы такую позицию? Свою точку зрения обоснуйте.

Нравственность сильно усреднена. Общие правила необходимы для общественного баланса. И сохранения государства. Любое новое начинание требует выхода за эти рамки. Гений всегда выпадает из общего потока. Даже знаменитые религиозные реформаторы нарушали уже сложившиеся законы писанные, за что были казнены. Только история показывала, кто велик, а кто приписал себе бессмертную славу вершителя истории. Мнение современников - часто обманчиво и поспешное. И чем дальше от события, тем оценка адекватней. Выше усредненной морали творцы сознания человечества, но они лишь расширяют рамки. Самозванцы всегда отличались неоправданной жестокостью и отсутствием скромности.

5. Какие народные пословицы и поговорки осуждают лень, недисциплинированность и безответственность? Воспользуйтесь сборником пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем.

Проглотить-то хочется, да прожевать лень.

Лентяй посреди реки просит напиться.

Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

Лень-матушка прежде него родилась.

Под лежачий камень и вода не течет.

Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

Ему уж и лениться - то лень.

Труд человека кормит, а лень портит.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

От скуки бери дело в руки.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Тяп-ляп- не выйдет корабль.

Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлёшься.

Ленивому всегда праздник.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Чай пить- не дрова рубить.

Белые ручки чужие труды любят.

Сиденьем города не берут.

Длинная нитка-ленивая швея.

6. Российский учёный, лауреат Нобелевской премии академик Ж. И. Алфёров вскоре после награждения заявил, что если бы Нобелевская премия существовала в XVIII в., то первую следовало бы дать Петру Великому за построение системы образования по триаде: гимназия - университет - академия. Обоснуйте, опираясь на современный опыт, сущность и значение этой триады.

Триада: гимназия - университет - академия, в современном мире отражает непрерывность образования.

Непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.

7. Найдите в справочных изданиях по религиоведению, например, в словаре «Религии народов современной России», понятия, относящиеся к нравственным учениям христианства, ислама, буддизма и иудаизма. Сопоставьте их и выделите их общее или сходное содержание.

Христианство - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа. Христианство - самая крупная мировая религия. Наиболее крупные течения в христианстве - католицизм, православие и протестантизм. Христианство возникло в I веке в Палестине и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.

Ислам - самая молодая и вторая по численности приверженцев после христианства мировая монотеистическая авраамическая религия. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Большинство мусульман (85-90 %) составляют сунниты, остальные - шииты, ибадиты. Основатель ислама - Мухаммед (ум. в 632 году). Священная книга - Коран. Второй важнейший источник исламского вероучения и пра­ва - Сунна, представляющая совокупность преданий (хадис) об изречениях и деяниях пророка Мухаммеда. Язык богослужения - арабский. Приверженцев ислама называют мусульманами.

Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями.

Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время. Иудеи - этнорелигиозная группа, включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе. Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более чем 3000 лет.

8. Как связаны культура и религия? Покажите на конкретных примерах соотношение светского и религиозного начал в произведениях искусства.

Религия одна из форм культуры. Религия формирует определённое мировоззрение, даёт ответы на вопросы о смысле жизни и смерти. В религиозной сфере создаются памятники культуры: храмы, иконы, музыкальные композиции.

9. Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства? Почему искусство называют «образным познанием»?

Познание окружающего мира с помощью искусства происходит по мере восприятия человека. Приведем пример. Допустим, картины. На них могут изображаться люди, растения, природа, интерьер, пейзаж, что угодно. Часто искусство строится на реальности, но есть исключения. Но эти исключения являются познанием мира психологии человека, который тоже является наши окружением. Искусство называют «образным познанием», потому что идет интуитивное освоение новых явлений.

Дополнительный материал:

Все предметы искусства - это исторический источник. И посредством изучения этого искусства люди познают мир в прошлом, далеком или не очень, а также в настоящем. Ведь, скажем, современное авангардное искусство - это хороший показатель того, что волнует современного человека, какие формы выражения себя он находит, какие проблемы преследуют его, и т.д.

С другой стороны, творя, человек также познает окружающий мир, прежде всего, через познание себя самого. Выражение себя в искусстве - это один и способов рефлексии, способов не только познать, но и примириться с окружающей реальностью.

Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

10. Приведите конкретный пример явления массовой культуры. Выделите в нём соответствующие признаки и объясните, каким образом оно воздействует на потребителя.

Пример: современная эстрада (поп музыка, телешоу).

Признаки: самое главное доступно большинству, не требует денежных затрат, возникла в момент глобализации.

Влияние: положительное, развлекает людей, даёт возможность ознакомиться с культурой других стран (пример: манерой петь, танцевать, говорить)

11. Попробуйте самостоятельно разработать конкретную модель произведения одного из жанров массовой культуры. По законам жанра определите, каков должен быть главный герой, что обязательно должно присутствовать в сюжете, какой должна быть развязка и т. д.

Главный герой сначала должен быть невзрачным, неудачником, работающим 5/2, у которого неожиданно появляется суперсила/ удача/ деньги/ слава (и все то от чем мечтает неудачник из реальности), потом обязательно должно появиться любое испытание (спасти мир/ сестру/ банк/ любовь и т.д.), и конечно ЖК гениальный злодей, которого никто не мог поймать до этого момента, но тут появляется он, у него ничего не выходит с первого раза, но со второго герой побеждает, но его надо ранить, чтобы была слезная сцена, п в конце поцелуй

12. Назовите произведения элитарной культуры. Объясните, почему вы отнесли их именно к ней. Покажите, как они взаимодействуют со сферой массовой культуры.

Элитарная культура (высокая) – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т. к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”. В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполы и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Познание окружающего мира

План: Процесс познания, Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное, Истина, её критерии, Научное познание.

1. Процесс познания Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания. Процесс познания Субъект познания Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив Всё общество Объект познания Весь окружающий мир Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека) Результат знание

Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное. Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.

2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Познание имеет два уровня (две стороны) - чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

Формы чувственного познания Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Индуктивное - умозаключение от частного к общему. Дедуктивное - умозаключение от общего к частному. Получаемое - по аналогии.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis - взгляд, вид) - вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результа­те «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логиче­ские обоснования и доказательства. Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. Различают следующие виды интуиции: интеллектуальная - связана с умственной деятельностью; мистическая - связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Заблуждение - это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации. Ложь - это сознательное искажение образа объекта.

3. Истина, её критерии Истина - это: соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение, конвенция; свойство самосогласованности знаний; полезность полученного знания для практики. Классическая концепция истины связана с первым определением: истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Критерий истины - это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи. Практика (от гр. praktikos - активный, деятельный) - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

4. Научное познание. Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основными особенностями научного познания являются следующие: объективность добываемого знания; развитость понятийного аппарата (категориальность); рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; высокий уровень обобщения знаний; универсальность; использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни научного познания Эмпирический - Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей Теоретический - Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений

Формы научного познания Научный факт (лат. factum - сделанное, совершившее­ся) - отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон - объктивная, существенная, конкретно всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения. Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение) - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение. Теория (гр. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование) - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Методы научного познания Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация

Анализ (гр. analysis - разложение) - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Синтез (гр. synthesis - соединение) - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Индукция (лат. inductio - наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение. Дедукция (лат. deductio - выведение) - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia - соответствие) - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. Моделирование (фр. modele , от лат. modulus - образец, мера) - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невоз­можно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п. Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории. Идеализация - мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осу­ществимых в опыте и действительности.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков «Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от обычного». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А)вопрос Б) предмет В) проблема Г) метод Д) схема Е) теория Ж) язык 3) субъект И) причина


Наша жизнь – это и есть познание в чистом виде, ведь родившись и до последнего вздоха, человек постоянно делает для себя открытия. Познание окружающего мира в действительности - это отображение этого мира в нашем сознании. Но исследование самого себя также представляет некий процесс познания, не менее глобальный, чем познание мира.

Субъектом или познающим лицом, всегда является человек, как индивидуум, либо общество в целом. Однако полноценное познание окружающего мира человеком невозможно без нахождения в обществе.

Подходы к познанию

Способы познания окружающего мира изучает наука гносеология. Существует два основных подхода к изучению и познанию мира:

  1. Гностицизм – это «оптимистичное» виденье мира, так как приверженцы этой точки зрения настаивают на том, что человеческий потенциал неисчерпаем и человек может постичь и познать все тонкости мироздания. Поклонниками гностицизма являются материалисты.
  2. Агностицизм – агностики говорят противоположное: либо мир непознаваем, либо человек не обладает должным потенциалом для познания всего мира. В числе агностиков обычно идеалисты. На их взгляд познавательные возможности человеческого разума очень ограничены, и мы можем познать только внешнюю оболочку предметов, никогда не заглянув внутрь.
Инструменты познания

Методы познания окружающего мира передаются из поколения в поколения в виде книг, карт, рисунков, схем и открытие одного человека никогда не является его личным достоянием на 100 %. Он – сын своего времени и черпал знания из источников предков. Открытие никогда не появляется само по себе не из чего.

Главный инструмент для познавательной деятельности – это практика.

Практика – это целенаправленное действие человека по преобразованию окружающего мира. Практическое познание происходит с вовлечением , логики, чувств и рационального мышления.

Все-таки, гностика, а не агностика является основой познания. Ведь если бы было наоборот, человечество бы не узнало и половину того, что знает. Вот следующие принципы гностики и воздействуют на человека:

  • диалектизм позволяет подойти к вопросу с точки зрения развития человечества и использовать законы, теории, принципы;
  • история – позволяет взглянуть на вопрос с высоты исторического опыта, в процессе развития;
  • познаваемость – это главный принцип без которого познание невозможно, ибо он представляет собой саму позицию того, что мир познать возможно;
  • объективизм – это возможность видеть предмет бесстрашно, вне зависимости от воли и , таким, каким он есть в реальном мире;
  • творчество – умение художественного отображения реального мира;
  • конкретика – возможность рассматривать проблему индивидуально, ограждено.
Чувственное познание

Совершенно иным и непохожим на мышление является процесс познания окружающего мира с помощью сенсорных чувств. Мы не можем познать законы мироздания с помощью носа или ушей, однако именно наши органы осязания дают нам возможность отражать наружные качества мира.

Каждый сенсорный орган отвечает и воспринимает по отдельности, но мозг дает целостную картинку. Более того, благодаря этому, мы имеем возможность не чувствуя сейчас, в будущем воспроизвести те былые чувства.

Однако на одну и ту же вещь, обладая теми же сенсорными органами, мы смотрим по-разному. Художник, увидев стог сена, восхитится тонами и красками, ароматом, мягкостью, вдохновившись, тут же возьмется за кисть, а сельский мужик вмиг прикинет, насколько хватит скоту этого сена. Все зависит от нашего восприятия мира.

Кроме того, мы познаем и чувствуем то, чего на данный момент перед нами нет. Именно на познании и умении воспроизводить, и строятся человеческие ассоциации.

Роль познания окружающего мира в поведении человека невозможно переоценить. Все люди, в какой бы закрытой среде они не воспитывались, рано или поздно сталкиваются с другими людьми, познают окружающий мир, и все это влияет на их воспитание и поведение. Познание мира относится к социальной потребности индивида, и получило название ориентировочной потребности. Все живые организмы используют органы чувств, которые помогают им ориентироваться в пространстве. Такие внешние раздражители, как звук, цвет, запах, форма позволяют создать определенное отношение к окружающему миру и выбрать по отношению к нему определенную форму поведения, позволяющую достичь цели и избежать вредных воздействий. Таким образом организм получает наилучшие условия для сохранения внутреннего равновесия в самом широком смысле этого слова.

Человек, в отличие от других живых организмов, обладает высокоразвитым интеллектом. В своих познаниях мира он использует присущие ему возможности абстрактного и образного мышления, поэтапного предвидения ситуации, индивидуального планирования и организации своей деятельности. Этим в определенной степени обеспечивается его независимость от внешней среды обитания, возможность преобразования различных сред и приспособления их к собственным потребностям.

Ориентировочные потребности можно разделить условно на три соответствующих вида ориентировочной деятельности:

1) познавательная потребность – стремление к познанию внешних, непонятных для него явлений;
2) потребность в эмоциональном контакте – регулирование своих действий не только в соответствии с действительностью, но и в зависимости от эмоциональных отношений других людей;
3) потребность смысла жизни – стремление сравнивать ценность собственной личности с различными уровнями коллективных и общечеловеческих ценностей.

Применение ориентировочных потребностей на практике позволяет человеку ориентироваться в окружающей природной и социальной среде. При этом общая оценка складывающейся вокруг него обстановки происходит не столько с учетом предметных соотношений, сколько с помощью абстрактных понятий, которые позволяют не ограничиваться констатированием свершившихся событий, а предвидеть и планировать их.

Однако, поведение человека в социальной среде на основе ориентировочных потребностей строится не только на чисто интеллектуальной оценке обстановки. Ориентирование включает в себя также и эмоциональное отношение к действительности, включая и эмоциональный отклик на состояние другого человека. Парадоксально, но это факт – эмоциональное отношение к действительности может быть хорошо развито у людей со сниженными умственными способностями и в то же время полностью отсутствовать у выдающихся интеллектуалов. Это отношение помогает понять, почувствовать, оценить состояние другого человека и таким образом облегчает осуществление совместных действий. То есть, потребность эмоционального контакта представляет для человека важную часть его ориентировочных потребностей. Она не только облегчает ориентирование в социальной среде, но и позволяет планировать и реализовывать повседневное поведение человека в обществе.

В психологии различают два уровня организации человеческого поведения: ситуационный и личностный. Ситуационный, как правило, обусловлен переживаниями социальных и физических параметров окружающей среды, которые в основном не оцениваются с точки зрения личностных целей и предпочтений. На ситуационном уровне организации само поведение как бы навязывается человеку извне и характеризуется непредсказуемостью и противоречивостью. Такой вид поведения в чистом виде свойствен детям до четырех лет. Затем у ребенка начинает проявляться целеустремленность, которая говорит о том, что уже формируется личность с определенным характером. Ситуационные побуждения постепенно перерастают в личностные мотивы поведения.

Исходя из своих целей и задач, развивающаяся личность приобретает способность в зависимости от своих личных потребностей принимать или отвергать внешние и внутренние побуждения как мотивы поведения. Психология активности предполагает, что личность не только критически относится к своим мотивам, но и делает эти мотивы объектом управления и регуляции, в зависимости от своих собственных жизненных смыслов. Если личность принимает мотив, то это означает, что он наделен для нее определенным жизненным смыслом.