О размещении в еис планов закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Утверждение критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимс

Регистрационный N 27584

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30 (ч. 1), ст. 4571) приказываю:

утвердить прилагаемые критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Министр Д. Мантуров

Критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции

I. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции

1. Потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) товара являются новыми и (или) превосходят потребительские свойства (в том числе функциональные характеристики) ранее производимых товаров.

2. При производстве товара используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

3. Потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские (функциональные) характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или новый способ применения товара, позволяющий расширить область его использования.

4. При производстве товара используются только новое или модернизированное технологическое оборудование, технологические процессы или технологии, ранее не применяемые при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющие улучшить технико-экономические, конкурентоспособные, эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.

5. При выполнении работы и оказании услуги используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые ранее не использовались при выполнении аналогичных работ и оказании аналогичных услуг.

6. Выполнение работы и оказание услуги связано с изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и/или программного обеспечения, новых технологий.

7. Работа выполняется и оказывается услуга в области, в которой ранее аналогичная работа и услуга не применялись.

8. Работа и услуга являются новой, ранее не выполнявшейся и не оказывавшейся.

9. При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране.

10. При использовании в производстве товара, выполнении работы, оказании услуги новых научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений.

II. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции

11. Товар, работа, услуга соответственно изготавливается, выполняется и оказывается предприятиями наукоемких отраслей.

12. Товар, работа и услуга соответственно производится, выполняется и оказывается с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий.

13. Товар, работа, услуга соответственно производится, выполняется и оказывается с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала.

Примечания:

Инновационной продукцией признается товар, работа и услуга при соответствии одному или нескольким критериям, указанным в пунктах 1-10.

Высокотехнологичной продукцией признается товар, работа и услуга при соответствии всем критериям, указанным в пунктах 11-13.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении отдельных норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает.

Согласно положениям пунктов 2, 3 статьи 4 Закона N 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в единой информационной системе на период от пяти до семи лет.

При этом в соответствии с Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. N 932, в плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг), в случае если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тыс. рублей, а в случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд рублей, — сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.

Таким образом, указанные нормы Закона N 223-ФЗ являются императивными и обязывают заказчиков размещать на официальном сайте два плана: ежегодный план закупок, а также план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.

В этой связи, если у заказчика отсутствует потребность в закупке инновационной продукции, заказчик публикует "пустой" план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств.

Кроме того, отмечаем, что для заказчиков предусмотрена возможность размещать в единой информационной системе "пустой" план закупки, содержащий информацию о том, что все закупки осуществляются заказчиком на сумму, не превышающую размера, установленного в части 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О размещении в ЕИС планов закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств

Работающие по 223-ФЗ заказчики, в отличии коллег по 44-ФЗ, публикуют в ЕИС только план закупок. О том, как правильно сформировать план по 223-ФЗ и какие требования при публикации в ЕИС нужно соблюдать, расскажем далее.

Из статьи вы узнаете:

  • как сформировать план закупок по 223-ФЗ;
  • как его составить и изменить;
  • скачаете форму;
  • о нулевом плане закупок по 223-ФЗ.

Формирование и утверждение плана закупок по 223-ФЗ

Перед его созданием необходимо решить, что будет куплено и на какую сумму.

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, формируют и публикуют в ЕИС два плана закупки:

  • годовой – товаров, работ и услуг;
  • долгосрочный – инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств.

Когда составить планы - определяет сам заказчик. Годовой формируется на год, долгосрочный - от пяти до семи лет. Составлять их нужно по одной форме, однако заполнять по-разному.

Если заказчик должен закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию (далее - продукция), то необходимо указывать:

  1. Стоимость договоров по продукции за предыдущий год;
  2. Планируемую продукцию за год;
  3. Планируемые договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства , не учитываемые в общем расчете за год;
  4. Общая сумма продукции для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Не включаются в долгосрочный план информация об объеме продукции, об НМЦ договора или цене лота, способе и форме. Документ выглядит так:

Не указываются закупки, содержащие государственную тайну, имеющие решение Правительства, включенные в специальные перечни или контракты менее 100 или 500 тысяч рублей (при выручке за год более 5 миллиардов рублей). Также при утверждении плана закупок по 223-ФЗ не размещаются приобретения экстренного характера.

Как составить план закупок по 223-ФЗ: форма и образец

Размещение плана по 223-ФЗ

Разместить план закупок на 2018 по 223-ФЗ в ЕИС можно тремя способами:

  • заполнить формы в ЕИС;
  • заполнить формы и прикрепить отсканированный план;
  • прикрепить электронный документ.

Правила, по которым заказчики размещают планы закупки, описаны в пунктах 15–17 Положения № 908.

Если вы не закупаете инновационную, высокотехнологичную продукцию и лекарства, то в ЕИС нужно разместить нулевой план закупок по 223-ФЗ на 2018 год. Просто не заполняйте его столбцы или поставьте прочерки.

Если нарушен срок размещения, придется заплатить штраф: ответственному сотруднику – от 2000 до 5000 руб., организации – от 10 000 до 30 000 руб. Штрафы установлены частью 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Как и когда изменить план

Измененный документ также размещается ЕИС в течение 10 дней с даты, когда были внесены правки.

В соответствии с требованиями законодательства о закупочной деятельности, заказчик обязан своевременно разместить сведения о планируемых к проведению в следующем году тендерах. При этом не важно, по какому федеральному закону он работает: № 44 или № 223. Нарушение сроков размещения ПЗ и планов-графиков может повлечь административную ответственность для организации и должностных лиц.

Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда заказы не запланированы. Такая ситуация может быть, например, в случаях, если:

  • организация закупает в соответствии с Законом № 223 из внебюджетных фондов, грантов и т. д. (ст. 15 Закона № 44-ФЗ), но в планируемом году таких средств нет и, соответственно, закупки проводиться не будут;
  • заказчиком запланированы только заказы до 100 000 руб., которые он имеет право не размещать в ЕИС и не вносить в ПЗ;
  • заказчику не было доведено финансирование на очередной финансовый год.

Подобная ситуация возникает также у заказчиков, которые не закупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, но, в соответствии со ст. 4 Закона № 223-ФЗ, обязаны разместить план таких госзакупок.

Итак, нужно ли в этих случаях размещать документы планирования в Единой информационной системе?

Неразмещение может квалифицироваться проверяющими органами как нарушение заказчиком установленного порядка планирования и размещения сведений. Ответственность за неразмещение предусмотрена статьями 7.29.3, 7.32.3 КоАП. Отсутствие в ЕИС этой информации не свидетельствует об отсутствии госзакупок. Выходом из этой ситуации будет размещение так называемого нулевого ПЗ. Таким образом будет соблюден установленный законодательством порядок планирования и формально доведена информация до неопределенного круга лиц об отсутствии тендеров.

Размещение нулевого плана закупок по 223-ФЗ

Рассмотрим пошагово, как разместить нулевой план закупок по 223-ФЗ.

Шаг 1. Составляем документ в бумажном виде. В графах ставим прочерки.

Шаг 2. Утверждаем документ у руководителя организации или уполномоченного лица.

Шаг 3. Размещаем в ЕИС. Выбираем вид, вносим информацию о периоде планирования, дате утверждения руководителем.

Шаг 4. Если система требует заполнить информацию о госзакупках, можно поставить прочерки и нули.

Шаг 5. Прикрепляем графическую форму документа — подготовленный документ в формате Excel или Word (не скан).

Шаг 6. Подписываем с помощью ЭЦП.

Информация должна быть размещена в ЕИС не позднее 10 дней с даты утверждения руководителем. Необходимо успеть утвердить и разместить документ до 31 декабря текущего года.

Образец нулевого плана закупок по 223-ФЗ

Как разместить нулевой план закупки инновационной продукции

ПЗ инновационной продукции формируется заказчиками, работающими по закону № 223-ФЗ сроком от 5 до 7 лет. Сведения нужно загрузить в ЕИС в срок до 31 декабря текущего года.

Порядок подготовки и размещения аналогичны таковым при размещении ПЗ:

  • готовим документ в бумажном виде, ставим прочерки в соответствующих графах;
  • утверждаем документ в бумажной форме у руководителя организации;
  • в графе «Вид плана закупки» выбираем «План закупок инновационной продукции»;

  • вносим сведения о периоде планирования, дате утверждения;
  • при необходимости заполняем структурированную форму в ЕИС (ставим прочерки и нули);
  • прикрепляем графический вид документа;
  • подписываем с помощью ЭЦП и размещаем в ЕИС.

Стимулирование спроса на инновационные товары, работы и услуги является одной из приоритетных задач в сфере инновационной политики государства. Для ее решения предпринимаются ряд мер, в частности, принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с которым государственные компании обязаны формировать и размещать на своих официальных сайтах планы закупки инновационной, высокотехнологичной продукции на период от 5 до 7 лет.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции

При этом критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной или высокотехнологичной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Данные критерии до сих пор четко не определены. В настоящий момент существует как минимум три подхода к определению инновационной продукции. Критерии отнесения к инновационной продукции

Данные критерии в нормативно-правовых актах МЧС РФ, Минпроторга РФ и Минобрнауки РФ практически идентичны.Однако отсутствие ЕДИНЫХ критериев может ограничить конкуренцию при проведении закупок, так как в соответствие с п.4 ст. 3 Федеральный закон №223-ФЗ предполагает следующий принцип при закупке товаров, работ, услуг - это «отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки». До тех пор пока не выработаны единые законодательные требования экспертиза АО "Регистра интеллектуальной промышленной собственности" руководствуется только критериями одобренными ВОИС и принятыми при проведении экспертизы заявок на изобретения, полезные модели Роспатентом. Критерием отнесения продукции к инновационной является для целей РИПС наличие в продукции охраняемых объектов интеллектуальной промышленной собственности зарегистрированных любым национальным патентным ведомством. Включение в Реестр производится в соответствии с Регламентом.
Большинство заказчиков не имеют возможности самостоятельно провести исследования продукции на предмет соответствия продукции критериям инновационности, научно-технической новизны, экономической эффективности и наукоемкости. В этих случаях единым подходом является использование для целей №223-ФЗ Реестра инновационной продукции .
Согласно №223-ФЗ необходимо формировать нескольких планов закупок инновационной продукции в зависимости от жизненного цикла инновационных товаров(5 лет, 7 лет). Для этих целей АО "РИПС" проводит работу по определению жизненного цикла инновационных товаров с включением этих данных в Реестр.

Таким образом возможно использовать потенциал Федерального закона №223-ФЗ для стимулирования инновационной деятельности, как поставщиков, так и заказчиков, что позволит наиболее полно удовлетворять потребности общества и государства.

РИПС при ведении Реестра инновационной продукции основывается на принципах публич ности порядка и процедур его формирования и ведения, а также открытости для неограниченного круга лиц. Создание Реестра имеет целью оказание содействия формированию и развитию рынков инновационных продуктов (технологий и услуг), производимых на территории России.

Цели создания Реестра будут достигаться путем создания благоприятных условий для участия максимально широкого круга производителей и потребителей инновационной продукции (технологий и услуг), общественных проектов и инициатив в сфере науки и инноваций, представителей научного и бизнес сообщества, а также любого заинтересованного лица в формировании и обновлении Реестра и в открытой общественной оценке инноваций.

Актуальность и правильность данного подхода к определнию критериев инновационности продукции и поставщиков через Реестр инновационной продукции находит отражение в региональных и муниципальных законодательных актах. В частности соответствующие законы и приказы подтверждающие необходимость составления и ведения реестра инновационной продукции изданы в