Презентация на тему "песочная терапия". Презентация «Песочная терапия Презентация о использование песочной терапии

Козыкова Людмила Владимировна

Воспитатель КГКП центр эстетического развития я/с № 15 « Бобек»



Педагогическое кредо

« Ребенок – это не сосуд который надо наполнить, а огонь,который надо зажечь»

Слова восточного мудреца


Тема по самообразованию:

« Песочная терапия»




Программа

Цель программы: развитие творческих способностей старших дошкольников посредством песочной терапии.


Программа

Задачи программы:

  • Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии.
  • Разработать систему занятий с детьми по песочной терапии.
  • Создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей в детском саду.

«Пескотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников»


Программа

Основная идея: песочная терапия – прекрасная возможность научить ребенка выражать свое отношение к окружающему миру и развивать его творческие способности.

«Пескотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников»


Принципы реализации

  • Принцип позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей возможности и интересов.
  • Развивающий характер обучения основанный на детской активности.

Межпредметные связи

Игры

Организованная учебная деятельность

Исследовательская деятельность

Прогулки

Кружковая работа





Мы в песочнице играем, Строим домик из песка



«Осенние листочки» аппликация песком.


«Морские обитатели» аппликация песком.






Нередко руки сами знают, как решить головоломку, которую напрасно пытался решить интелект. К.Г. Юнг.

Cлайд 1

Cлайд 2

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ (Sandplay) «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл Густав Юнг. (1875-1961)

Cлайд 3

Что такое песочная терапия. Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Cлайд 4

История возникновения Корни песочной терапии лежат в символической игре детей. Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Ловенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете. В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Калф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

Cлайд 5

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ песочной терапии Основная цель песочной терапии - достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Cлайд 6

Возможности песочной терапии Позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Способствует изменению отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе. Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Cлайд 7

Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи: Диагностические; Коррекционные; Терапевтические; Творческого развития.

Cлайд 8

Показания к песочной терапии Рекомендуется предлагать песочную терапию и она успешно используется в случаях: Трудности в общении Взаимоотношения детей и родителей Кризисные ситуации (развод, переезд) Психологические травмы Расстройства настроения Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства Проблемы поведения (агрессия) Ограничен в проявлении своих чувств;

Cлайд 9

Противопоказания к использованию песочной терапии Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях: Клиент характеризуется повышенной возбудимостью; У клиента есть обсессивно-компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний); Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы. Кожные заболевания и порезы на руках.

Cлайд 10

Оснащение кабинета песочной терапии 1. Подносы с песком Два деревянных ящика прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Один из подносов используется для сухого, а другой – для влажного песка.

Cлайд 11

2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики: Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр. Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.) Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.). Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда Деревья, кусты, цветы и др. растения Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы. Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр. Транспортные средства: наземный, водный, воздушный. Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.

Cлайд 12

ПРЕИМУЩЕСТВА ПереносА традиционных педагогических занятий в песочницу Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать или работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается "тактильная" чувствительность как основа развития "ручного интеллекта". В третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В четвертых, песок как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию.

Cлайд 13

Песочная терапия в работе с детьми с особенностями В развитиИ Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Cлайд 14

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью Дети с неустойчивым вниманием Агрессивные дети Дети, пережившие психическую травму. К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

Cлайд 15

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми любого возраста (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем: различные формы нарушений поведения; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи; неврозы; сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками. Преимущества песочной терапии: помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков); освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации; актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения; дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий; сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа) адаптация в школе и детском саду. Песочная терапия как один из методов эффективной работы по снятию страхов, агрессии, напряжений, у детей с ограниченными возможностями Cлайд 17

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Песочная терапия Казанова Наталья Евгеньевна Воспитатель 1 квалификационной категории

Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Оборудование «мини-песочницы »: 1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. 2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта. 3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

М етоды и приемы песочной терапии, используемые в работе: Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, «песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации) . Словесные методы: беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы: стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки) . Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование.

Формы проведения 1.Индивидуальная:

2. В парах

3. гРУППОВАЯ

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Дети раннего возраста только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметами. Поэтому занятия по песочной терапии в этом возрасте направлены на формирование новых навыков, на познавание среды, предметов. Во время занятий ребята прячут и находят предметы в песочном поле, пересыпают песок, лепят из него, делают отпечатки рук, игрушек, строят горы, реки, углубления и ямки. Игра в этом возрасте повторяема в своем сюжете, что является необходимым фундаментом для формирования образной игры, свойственной уже дошкольному возрасту.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 ГОДА) Переход от раннего возраста к дошкольному характеризуется становлением новых черт личности ребенка. В это период ребенок может проявлять негативизм, строптивость, упрямство. Он изучает себя и взрослых, окружающий мир, нащупывает границы. Ребенку все хочется делать самому. В этом возрасте на занятиях по песочной терапии дети получают возможность самостоятельно создавать свои миры, где являются полноправными хозяевами, там они проигрывают свои скрытые страхи и тревоги, волнующие ситуации, дают выход агрессии, получают новую модель поведения, становятся спокойнее и увереннее, усваивают первичные нравственные нормы. В младшем дошкольном возрасте у детей начинает развиваться воображение, которое очень наглядно может раскрыться в ходе игры на песке. Кроме того ребенок уже может комментировать сюжет, тем самым обогащая свое речевое мастерство, его речь становится более сложной и развернутой. В этом возрасте навык совместной игры пока не сформирован, поэтому на групповых занятиях дети получают возможность развития коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами, в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Учатся понимать свое эмоциональное состояние, называя чувства и ощущения. Занятия способствуют формированию позитивной самооценки, закладывающейся на данном этапе жизни ребенка.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ) Ведущей деятельностью этого возраста – сюжетно-ролевая игра, а ведущая потребность– потребность в общении и творческая активность. Песочная терапия позволяет раскрыть потенциал ребенка в естественной и безопасной среде путем создания различных сюжетных линий песочных картин. Построив мир на песке, ребенок начинает обыгрывать его, переставляя фигурки, меняя ландшафты, картина его внутреннего мира оживает. На песке появляется то, что нужно ему в данный момент, то, что ему не хватает и помогает. Выстраивая свой мир, он уже рассуждает, дает объяснения, с помощью психолога анализирует ситуацию, ищет различные способы выхода и развития, приобретает новые качества и опыт. Развитие воображения в этом возрасте дает возможность ребенку рассказывать оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории при условии регулярных занятий по активации воображения. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится договариваться, принимать взгляды других участников, следовать игровым правилам. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением сопоставлять и сравнивать себя с другими и это служит основой адекватной самооценки. На песочном пространстве, находясь в доверительной групповой атмосфере, с помощью сюжетов и различных ролей ребенок повышает уверенность в себе и гармонизирует самооценку. Занятия в песочнице стимулируют инициативу, самостоятельность и творческий процесс у ребенка.

Спасибо за внимание!


Выполнила:

студентка 3Ф-353 -

3 Лукьянова Мария Сергеевна

Использование песочной психотерапии в детском саду.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с

другими героями.

Песочная терапия - одна из разновидностей

игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не

развивается в психическую травму, определенным

Задачи песочной терапии

согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в

Цель такой терапии -не менять и

переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и

чувства-наиболее естественная динамическая

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии

Игровые методы могут применяться:

С целью диагностики; -с целью оказания первичной

психологической помощи; -в процессе краткосрочной психотерапии; -в процессе долгосрочного

психотерапевтического воздействия.

Игры с песком

Все дети любят играть с песком. Такие игры успокаивают и расслабляют. Вот два варианта таких игр...

Раскопки. Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.

Чьи следы. Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.

Игры с песком для детей от года до трех лет.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка- норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Ребенок «выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

« Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе ». К.Юнг Цель: Теоретическое и практическое ознакомление педагогов, педагогов - психологов в направлении арт - терапевтические и здоровье сберегающие технологии в условиях ДОУ, обеспечивающие гармоничное развитие личности ребенка. Задачи: 1. Раскрыть психотерапевтические достоинства песочной терапии. 2. Ознакомить педагогов - психологов с методами песочной терапии, как средством эффективной коррекции и развития личности ребенка. 3. Дать представление самого процесса песочной терапии с дошкольниками. 4. Ознакомить с особенностями юнгианской песочной терапией. 5. Практически ознакомить с наглядными пособиями и методами песочной терапии при работе с детьми ЗПР.



Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, неже­ли стандартные формы обучения. существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. в песочнице мощно развивается «тактильная» чув­ствительность как основа развития «ручного интеллекта». в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внима­ние, память, мышление), а также речь и моторика. совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицатель­ную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. В игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как эмоциональные, так и мыслительные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребенка, в котором гармонично сочетаются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа), разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния. Дима, 6 лет, ОНР, ЗПР.


Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Для этого мы подбираем задания, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей; поощряем фантазию и творческий подход. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочее. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. Алия, 7 лет, ОНР I ст, ЗПР.


Методы песочной терапии могут применяться: с целью диагностики, коррекции и развития; оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; долгосрочного психотерапевтического воздействия; психопрофилактическое, как здоровье сберегающее воздействие. Занятия по адаптации детей к условиям ДОУ.


Условия организации качественной работы: Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий в песочнице. Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Артем, 5 лет, заикание, тревожность.


Оборудование: Водонепроницаемый деревянный ящик 50 х 70 см иди пластиковый таз, дно и борта которого должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта – небо). Песок должен быть неокрашенный, сертифицированный, средней фракции 0,3-0,6. Для выполнения техники песочной анимации применяется обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции. Для арт- терапевтических техник чаще используют цветной производственно-окрашенный песок разной фракции. Набор игрового материала Фотоаппарат. Вероника 4 года, нейродермит, скрытая форма агрессии.




Sandplay Адаптационные игры и занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Дидактические и познавательные игры. Работа с ограниченным числом объектов. Игры с семьей. Психопрофилактические игры с песком. Игры-сказки на песке. Песочная мандала. Песочные сосуды. Рисование цветным песком. Песочная анимация.


До момента рождения ребенка, тело матери является первичной средой его обитания. При проведении песочной терапии дети наполняют формы пеком, затем оставляют их в перевернутом виде, словно некие горки, нуждающиеся во внешней поддержке, либо делают «пирожки». Изготовление «пирожков» с помощью формочек и ведерка можно рассматривать в качестве своеобразного «рождения». Цель: снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и импульсивности.


Использование емкостей, контейнеров, формочек… Если у ребенка образ отдален, не ясен, опасен, то он засыпает контейнеры песком, лепит куличи и раскладывает их по емкостям, тем самым контейнируя тревогу. Цель: снижение психоэмоционального напряжения, структурирование «внутренней рассогласованности», повышение самооценки.


Создание гор Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Горы также символизирует стремление человека к социальной реализации, утверждению себя в социальных делах и достижениях. Поэтому, когда психолог знает, что ребенку не хватает социальной уверенности, мужественности, то он с помощью моделирующей инструкции просит ребенка создать композицию, в центре которой будет находиться гора. Вероника,4 года, нейродермит, «День рождения».


Использование ландшафта … Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов. Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируй центральную магистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личностями, актуальными для автора в данный момент времени. Объекты среды обитания человека (заборы, мосты, ворота, порталы, знаки...) являются атрибутами процесса социализации ребенка, Могут рассказать об особенностях коммуникации клиента. Заборы подчеркивают территориальные границы, мосты образуют связи, знаки вводят социальные ограничения, допущения... Егор, 5,5 лет. онкопорез, нарушение семейной коммуникации.


Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным при психосоматических заболеваниях. Воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических и психических недугах.


Творческая работа с мандалами может помочь ребенку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Благодаря своей концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться, снять стресс и напряжение. Ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира.


Характерные особенности данной техники являются: ориентация образовательной деятельности на обще развитие ребенка, а не на сообщение ему сумму знаний; создание благоприятной доверительной творческой атмосферы, стимулирование активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.


Основные направления на развитие: познавательных процессов; кругозора и общей осведомленности; речи; творческих способностей, воображения и фантазии; тонкой координации движений и мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, что впоследствии благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом; навыков конструктивного общения и саморегуляции, способность к эмпатии.


На песке ребенок имеет возможность отыграть пережитое травматическое событие, используя фигурки из коллекции. Ребенок может. Несколько раз проигрывать один и тот же сюжет, тем самым снижая его пугающее значение и переструктурируя эмоциональный опыт. Кроме того, ребенок может моделировать развязки историй, расширяя внутренние границы восприятия травмы (снижается жесткая фиксация на определенной последовательности действий в событии) и получая возможность успешного разрешения. Часто детям легче выразить переживания заменяя реальные объекты фигурами животных. Лиза,6 лет, ночные страхи, застенчивость.


«Цель Sandplay является активация целебной энергии на самом глубоком уровне психики посредством использования миниатюр и песка для отражения внутреннего мира ребенка. По этой символической деятельности и через опыт свободного и творческой игры, бессознательные процессы становятся видимыми в этом трехмерном виде, так же, как опыт мечты». Д. Калфф.


Основные стадии игры с песком у детей по Дж. Аллану: Первая стадия – «Хаос». На ней ребенок выбирает большое количество фигурок, часто просто сваливает их в латок с песком. Фигурки могут быть из разных категорий, не связанных между собой каким-либо сюжетом. Эта стадия отражает и объективизирует эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. На этой стадии ребенок выражает тревогу, страхи. Эта стадия может продлиться от одного до нескольких занятий. Лена, 6 лет, ЗПР, невроз.


Вторая стадия – «Борьба». На подносе начинают появляться противоборствующие силы: добрые и злые герои, хищники, индейцы, пираты и т.д. на этой стадии нельзя торопить ребенка, вводя помощника или доброго спасителя. Ребенок должен отвоевать свой внутренний конфликт в собственном темпе. Как только противнику сохраняется жизнь, дариться свобода, заключаются договора о перемирии, значит стадия «Борьба» подходит к концу. Эта стадия может повторяться довольно долгое время. Илья, 6,5 лет, нарушение семейной коммуникации. «Оппозиция»


Третья стадия – «Исход». В мирах, отражающих эту стадию, есть гармония и равновесие. Между всеми объектами существуют связи, они играют аутентичные роли, присутствует много зелени и плодов, животные расставлены по парам. На этой стадии так же наблюдается появление изображений квадратов, треугольников, кругов, что на символическом уровне дает ощущение завершенности и целостности. Иван 6 лет, заикание, замкнутость.


Анализ песочных миров осуществляется по схеме, разработанной Дорой Калфф и дополненной ее учениками. Она действует только в ситуации использования классического направления юнгианской песочной терапии – Sandplay. В ситуации игр на песке она не нужна. Анализ проводится на трех уровнях. Обсуждение с ребенком песочницы, после создания Что за мир, сказочная страна. Какие существа населяют ее, какой у них характер, что они умеют. Откуда они пришли в эту страну. В каких взаимоотношениях они находятся между собой. Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить. Какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше. Поскольку образ имеет форму, значение передано, поэтому в течение всего курса психолог следует за ребенком и не делает своей интерпретации.


Цель: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний, нормализация эмоционально-волевой сферы личности, способствующих духовно-нравственному и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на арт- терапии, а также с целью сохранения и восстановления здоровья детей. Нарушение семейной коммуникации. Песочная анимация «Нарисуй свою семью». Диагностика, коррекция.


Процесс рисования песком благотворно действует на гиперактивных, детей с ЗПР, а также детей с мышечным гипер- и гипотонусом. Прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Построение песочной мандалы (агрессивное поведение).


Цель технологии: профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком, развитие когнитивных процессов и творческого интереса. Задачи: создать условия для снятия психоэмоционального напряжения, развивать навыки мелкой моторики и зрительно-моторной координации, закрепить знания о времени года, формировать когнитивные процессы и побуждать творческий интерес. Оборудование: песочные столы, обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции, ламинированные картинки с изображением: снегиря, лисы, волка, медведя; цветные камушки, игольчатые резиновые мячи разных размеров и поверхностей (шарики су джок).. Семинар «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»