Скачать презентацию влияние абиотических факторов на насекомых. Экологические факторы, влияющие на живые организмы. привыкание к новым климатогеографическим

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы ООШ №11 с. Прасковея учитель биологии: Киреева Т.М. урок биологии в 9классе

План урока: Среда обитания (понятие и определение) Типы сред обитания и приспособленность к живых организмов к ним Наземно-воздушная Водная Почвенная 3. Экологические факторы Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенные факторы 4. Вывод, проверка знаний

Определение: Среда обитания - совокупность условий, в которых обитает организм. Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания.

НАЗЕМНО - ВОЗДУШНАЯ СРЕДА

ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ

ПОЧВЕННАЯ СРЕДА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Абиотические (Свет, вода, температура) Биотические (Другие живые организмы) Антропогенные (Влияние человека) ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Как вы думаете, почему сказка называется «Грустная история?» Как люди вели себя в сказке? А как вы будете вести себя в лесу? А на другой природной территории? Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести.

ЗАДАНИЕ В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука

ОТВЕТ корень моркови, крот, червяк, личинка майского жука лиса, ель, гриб, медведь, водоросли, акула, медуза пингвин, морская звезда,

ЗАДАНИЕ Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь

МБОУ сош № 21

И.С.Давыдова

Учитель биологии

Дьяченко Т.А.

2017 год


  • 1.Экологические факторы
  • 2Классификация экологических факторов
  • 3 Абиотические факторы,классификация
  • 4 Биотические факторы
  • 5 Антропогенные факторы
  • 6 Влияние света на организмы
  • 7 Вода как экологический фактор
  • 8 Влияние температуры на организмы
  • 9. Приспособленность организмов к абиотическим факторам
  • 10. Интенсивность действия абиотических факторов

Экология – наука изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания Экологические факторы –отдельные факторы среды обитания

абиотические

Экологические

факторы

Антропо-

генные

биотически е


Абиотические факторы –это факторы неживой природы

Абиотические

факторы

Метеорологические

(температура,

влажность,

давление)

Геофизические

(радиация,

излучение,

геомагнетизм)

Химические

(компоненты

воды,воздуха,


Биотические факторы –влияние живых организмов

фитогенны е

Биотические

факторы

микробогенные

зоогенные


Антропогенные факторы –влияние человека на живые организмы

Антропогенные

Хозяйственные

(непосредственное

удовлетворение

потребностей

человека)

Техногенные

(применение машин

и технического

оборудования)


  • Свет - важнейший абиотический фактор,обеспечивающий все жизненные процессы на Земле.
  • 1. Что такое фотопериодизм и каково его значение?
  • 2. Какой абиотический фактор оказался в процессе эволюции главным регулятором и сигналом сезонных явлений в жизни растений и животных?
  • 3. Какие лучи губительны для живого?
  • 4. Какие лучи согревают холоднокровных
  • Животных?
  • 5. Какие лучи используют растения для
  • фотосинтеза?

Ультрафиолето-

Видимые лучи

Инфракрасные лучи


  • Значение влажности обусловлено высоким содержанием воды в клетках и тканях организма и ее ролью в процессах обмена веществ.
  • Определяет характер флоры и фауны в данной местности
  • Важный ограничивающий фактор для организмов
  • Изменяет реакцию организма на температурные колебания
  • Наличие у растений и животных эффективных приспособлений к неблагоприятным условиям засушливости

Влияние температуры на организмы

  • Значение температуры определяется тем,что от нее прямо зависит скорость протекания химических реакций обмена веществ
  • 1. Закончите предложение:
  • По способности поддерживать
  • температуру тела живые орга-
  • низмы подразделяются на 2
  • группы:
  • 1____ 2_______
  • 2 . Охарактеризуйте физиологические
  • механизмы растений и животных
  • с непостоянной температурой тела,
  • препятствующие их охлаждению
  • 3 . Укажите преимущества теплокровных животных

Часть земной поверхности

Минимальная температура

Максимальная температура

Морские воды

Пресные воды

Амплитуда


Приспособленность организмов к абиотическим факторам как результат эволюции

Показатели приспособленности

растения

Приспособления к холоду

животные

Опадание листвы

Холодостойкость

Сохранение вегетативных органов в почве

Приспособления к

дефициту воды

Физиологический покой

Длинные корни

Уменьшение испарения

Запасание воды

Перелет на юг

Густая шерсть

Зимняя спячка

Подкожный слой жира

Физиологический покой

Вода из пищи

Запасание жира


Степень благоприятности фактора

Нижний предел

Верхний предел

Действие абиотических факторов среды на живые организмы

нормальной

жизнедеятель-

угнетения

угнетения

Интенсивность фактора


  • 1.Экология-это
  • А)наука,изучающая растения,животных,среду их обитания
  • Б)наука,изучающая взаимосвязи между живыми организмами
  • В)наука,изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания
  • 2 Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим
  • А) весенние разливы рек
  • Б) вырубка леса
  • В)внесение в почву удобрений
  • 3)Отметьте сумму факторов,определяющих жизнь :
  • А) минеральные соли,рельеф
  • Б)температура,вода,свет
  • В)влияние человека
  • 4.Линька птиц и перелет в теплые страны связаны с;
  • А)понижением температуры воздуха
  • Б)изменением температуры воздуха
  • В) изменением продолжительности дня
  • 5. Какие приспособления способствуют выживанию животных в засушливых условиях?
  • А) анабиоз
  • Б) накопление жиров
  • В) образование метаболической воды в организме в результате окислительных реакций
  • 6. Фотопериодизм –это реакция организмов на изменение
  • А)температуры воздуха
  • Б) влажности воздуха
  • В) соотношение дня и ночи
  • 7. Назовите организмы,у которых физиологические процессы ускоряются в связи с повышением температуры окружающей среды
  • А)воробей Б) кошка В) камбала Г) гусеница

  • 1. Учебник « Общая биология ».Мамонтов В.И.,Захаров Н.И.
  • 2. Справочник «Биология в таблицах »
  • 3.Справочник « Экология в таблицах »

«Мониторинг окружающей среды» - Для АТС (0,1- 3 чел. на кв.км) плотность сети на порядок и более ниже критериев ЕС. Полная программа наблюдений предусматривает 4-х разовый отбор проб в сутки – в 1.00, 7.00, 13.00 и 19.00 час. 10. Размещение пунктов наблюдений – жилые и промышленные зоны, районы крупных автомагистралей. 6. 2. 1,2,3,4.

«Экологическое развитие» - Загрязнение почвы, воды и воздуха. В России – от 20 до 400 1,1 млрд человек на Земле лишены доступа к чистой воде. Так ли устойчив рост за счет наращивания добычи углеводородов? Верит ли общество заверениям в лояльности к природе? Результаты опроса «Что такое экология?». Чем занимается экологическая программа ПРООН?

«Воздействие экологических факторов на организм» - Частично или полностью безразличны организму. Все приспособления организмов к существованию в различных условиях выработались исторически. Экологические факторы. Абиотические и биотические факторы среды. Предел толерантности. Экологические факторы действуют не по одиночке, а целым комплексом. Оказывают отрицательное воздействие.

«Защита окружающей среды» - Кафедра химической технологии материалов и изделий сорбционной техники (нанопористых материалов). Международное Агентство по атомной энергии. Срок обучения 5,5 лет. Постоянно модернизируемая научная и техническая база, связи с отечественными и иностранными компаниями. В соответствии с учебным планом на кафедре читаются следующие дисциплины:

«Экологические факторы среды» - Гигрофильные (влаголюбивые) – калужница болотная, лютик ползучий, мокрицы, комары, стрекозы. По отношению к свету различают следующие виды растений: Иногда тесные взаимоотношения, приносящие пользу обоим участникам, обозначают термином симбиоз. Под пассивной формой понимают использование ресурса, необходимого обоим видам.

Всего в теме 11 презентаций

Экологические факторы 1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д. 1. Абиотические (факторы неживой природы) – температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф и т.д. 2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов 2. Биотические (факторы живой природы) – внутривидовое и межвидовое взаимодействие организмов 3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания 3. Антропогенные (факторы влияния человека) – прямое воздействие человека на организмы и воздействие на среду их обитания


Абиотические факторы (неживой природы) 1.температура 1.температура 2.свет 2.свет 3.влажность 3.влажность 4.концентрация солей 4.концентрация солей 5.давление 5.давление 6.осадки 6.осадки 7.рельеф 7.рельеф 8.движение воздушных масс 8.движение воздушных масс


Температура Различают животные организмы: Различают животные организмы: 1. с постоянной температурой тела (теплокровные) 1. с постоянной температурой тела (теплокровные) 2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные). 2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).






Свет видимые лучи инфракрасные ультрафиолетовое излучение (основной основной источник длина волны 0,3 мкм, источник света тепловой энергии, 10 % лучистой энергии, на Земле), 45 % лучистой энергии в небольших количествах длина волны 0,4 – 0,75 мкм, необходим (витамин Д) 45 % от общего количества лучистой энергии на Земле (фотосинтез)


Растения по отношению к свету 1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи. 1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи. 2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. 2. тенелюбивые – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц. 3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения. 3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.














Группы растений по отношению к воде 1. водные растения 2. околоводные растения (наземно-водные) 3. наземные растения 4. растения сухих и очень сухих мест - обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху 5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тела
















Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света: Приспособленности организмов к колебаниям температуры, влажности и света: 1. теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры 1. теплокровность животных – поддержание организмом постоянной температуры 2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время 2. зимняя спячка – продолжительный сон животных в зимнее время 3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни 3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны и отсутствуют все видимые признаки жизни 4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры 4. морозостойкость – способность организмов переносить отрицательные температуры 5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности 5. состояние покоя – приспособленность многолетних растений, для которых характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности 6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь. 6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.


Задание 1 Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела). Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга. Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга.


Задание 2 Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела). Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела). Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь. Крокодил, кобра, ящерица, черепаха, сазан, мышь, кошка, степная пустельга, белый медведь.


Задание 3 Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк. Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.


Задание 4 Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни. Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка. Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.


Задание 5 Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. Выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде. Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка Одуванчик лекарственный, лютик едкий, росянка, василек, кактус, кувшинка, толстянка


Задание 6 Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба- клоун, бобр. Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба- клоун, бобр.

Абиотические факторы среды Презентацию подготовила: ученица 10 «А » класса МБОУ СОШ № 131 Гнездилова Юлия

Абиотические факторы-это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм(температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы др.)

Среди абиотических факторов выделяют основные: Климатические (влияние температуры, света и влажности); Геологические (землетрясение, извержение вулканов, движение ледников, сход селей и лавин и др.); Орографические (особенности рельефа местности, где обитают изучаемые организмы).

Рассмотрим действие основных прямодействующих абиотических факторов: - свет; -температура; -наличие воды. Температура, свет и влажность являются наиболее важными факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления.

Свет как абиотический фактор Солнечное излучение является основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. В спектре солнечного излучения можно выделить три области, различные по биологическому действию: - ультрафиолетовая - видимая - инфракрасная

Ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 0,290 мкм губительны для всего живого, они задерживаются озоновым слоем атмосферы. До поверхности Земли доходит лишь небольшая часть. Эти лучи обладают высокой химической активностью - могут повреждать живые организмы. В небольших количествах они необходимы: под влиянием этих лучей в организме человека образуется витамин Д, а насекомые зрительно различают эти лучи, т.е. видят в ультрафиолетовом свете. Они могут ориентироваться по поляризованному свету.

Видимые лучи с длиной волны от 0,400 до 0,750 мкм, достигающие поверхности Земли, имеют особенно большое значение для организмов. Зеленые растения за счет этого осуществляют фотосинтез. Для большинства растений и животных видимый свет является одним из важных факторов среды, хотя есть и такие, для которых свет не является обязательным условием существования (почвенные, пещерные и глубоководные виды).

Инфракрасные лучи с длиной волны более 0,750 мкм глаз человека не воспринимает, но они являются источником тепловой энергии.Эти лучи поглощаются тканями животных и растений, вследствие чего ткани нагреваются. Многие хладнокровные животные используют солнечный свет для повышения температуры тела. Световые условия, связанные с вращением Земли, имеют отчетливую суточную и сезонную периодичность. Почти все физиологические процессы у растений и животных имеют суточный ритм с максимумом и минимумом в определенные часы: например, в определенные часы суток цветок у растений открывается и закрывается, а у животных возникли приспособления к ночной и дневной жизни. Длина дня (или фотопериод), имеет огромное значение в жизни растений и животных.

Температура как абиотический фактор Все химические процессы, протекающие в организме, зависят от температуры. Изменения тепловых условий, часто наблюдаемые в природе, глубоко отражаются на росте, развитии и других проявлениях жизнедеятельности животных и растений. Различают организмы с непостоянной температурой тела - пойкилотермные и организмы с постоянной температурой тела. – гомойотермные.

Пойкилотермные животные способны приспосабливаться и к высоким температурам. Это происходит также разными способами: теплоотдача может происходить за счет испарения влаги с поверхности тела или со слизистой верхних дыхательных путей, а также за счет подкожной сосудистой регуляции (например, у ящериц скорость тока крови по сосудам кожи увеличивается при повышении температуры).

Наиболее совершенная терморегуляция наблюдается у птиц и млекопитающих - гомойотермных животных. В процессе эволюции они приобрели способность поддерживать постоянную температуру тела благодаря наличию четырехкамерного сердца и одной дуги аорты, что обеспечило полное разделение артериального и венозного кровотока; высокого обмена веществ; перьевого или волосяного покрова; регуляции теплоотдачи; хорошо развитой нервной системы. П риобрели способность к активной жизни при разной температуре. У большинства птиц температура тела несколько выше 40 oС, а у млекопитающих - несколько ниже.

Вода как абиотический фактор Вода играет исключительную роль в жизни любого организма, поскольку она является структурным компонентом. Значение воды в жизни клетки определяется ее физико-химическими свойствами. Вследствие полярности молекула воды способна притягиваться к любым другим молекулам, образуя гидраты, т.е. является растворителем.

В зависимости от требований, предъявляемых к водному режиму, среди растений различают следующие экологические группы: Гидратофиты – растения постоянно живущие в воде; Гидрофиты - растения лишь частично погружаемые в воду; Гелофиты - болотные растения; Гигрофиты - наземные растения, обитающие в чрезмерно увлажнённых местах; Мезофиты - предпочитают умеренное увлажнение; Ксерофиты - растения, приспособленные к постоянном недостатку влаги; среди ксерофитов различают: Суккуленты - накапливающие воду в тканях своего тела (сочные); Склерофиты - теряющие значительное количество воды.

Многие животные пустынь способны обходиться без питьевой воды; некоторые быстро и долго могут бегать, совершая длинные миграции на водопой (сайгаки, антилопы, верблюды и др.); часть животных добывает воду из пищи (насекомые, пресмыкающиеся, грызуны). Жировые отложения пустынных животных могут служить своеобразным резервом. Многие животные перешли к ночному образу жизни или скрываются в норах, избегая иссушающего действия низкой влажности и перегрева. В условиях периодической сухости ряд растений и животных переходят в состояние физиологического покоя - растения приостанавливают рост и сбрасывают листья, животные впадают в спячку. Эти процессы сопровождаются пониженным обменом веществ в период сухости.

Спасибо за внимание!