Некоммерческие унитарные организации. Фонды. Некоммерческие унитарные организации Унитарная некоммерческая образовательная организация

В ГК РФ предусмотрены следующие формы некоммерческих унитарных юридических лиц: 1) фонды; 2) учреждения; 3) автономные некоммерческие организации; 4) религиозные организации; 5) публично-правовые компании.

Их учредители не приобретают прав членства в них.

Фонд - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Учреждение - унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно было приобретено.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

Его правовой статус дополнительно регулируется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

Автономная некоммерческая организация - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Она может быть создана одним лицом.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по их обязательствам.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

Религиозная организация - добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется ГК РФ и Федеральным законом от 26 сентября 1996 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 216-ФЗ в Закон № 99-ФЗ, юридические лица могут быть созданы в организационно-правовой форме государственной корпорации на основании федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации, является ее собственностью. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Ежегодно она обязана публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Государственная компания - некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.

В законе должны быть определены: наименование государственной компании; цели ее деятельности; порядок управления ее деятельностью; порядок финансирования; порядок ее реорганизации и ликвидации; порядок использования имущества государственной компании в случае ликвидации.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если законом не предусмотрено иное.

Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Она обязана публиковать отчеты о своей деятельности.

Согласно статье 123.1 «Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях» Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50). Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Организационно-правовые формы некоммерческих унитарных организаций – это Фонды (статья123.17 ГК РФ); Учреждения (статья123.21 ГК РФ); Автономные некоммерческие организации (статья123.24 ГК РФ); Религиозные организации(статья123.26 ГК РФ).

14. Хозяйственное партнерство – юридическая характеристика.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года №380-ФЗ «О хозяйственном партнерстве» хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников. Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается. Решение об учреждении партнерства принимается собранием учредителей партнерства.

Устав партнерства является учредительным документом партнерства. Устав партнерства подписывается всеми учредителями партнерства. Каждый участник партнерства обязан внести вклад в складочный капитал партнерства. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал партнерства.

Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и прекращения деятельности определяются соглашением об управлении партнерством.

Партнерство может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Комментарий к статье 123.17

  1. Законодательное определение фондов как юридических лиц, содержащееся в п. 1 комментируемой статьи, указывает на два признака: 1) фонд – это некоммерческая организация, т.е. юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли; 2) фонд является унитарной организацией и учреждается на основе добровольных имущественных взносов учредителей не на условиях членства (фиксированного участия). Определение фонда также содержится в ст. 7 Закона о некоммерческих организациях.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. Помимо фондов к ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (подробнее см. комментарий к ст. 65.1 ГК).

Отличительной особенностью фонда как некоммерческой организации является то, что фонд выступает не как объединение лиц, а как объединение имущества для достижения социальных и общественно полезных целей в широком смысле. В сравнении с фондом близкая к нему по своей природе автономная некоммерческая организация (также являющаяся унитарной) создается по такому же принципу, однако с более узкими целями – предоставление услуг в сферах некоммерческой деятельности (ст. 123.24 ГК).

Фонд может учреждаться в исключительно некоммерческих целях и должен преследовать социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Если точнее, то фонды создаются для материального обеспечения указанных целей, и поэтому их деятельность носит строго целевой характер.

Пункт 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях развивает и более детально раскрывает общественно полезные цели, для которых могут создаваться некоммерческие организации. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Достаточно широкая формулировка целей, которые может преследовать фонд, используемая в комментируемой статье, позволяет прийти к выводу, что фонды могут создаваться практически для всех перечисленных выше некоммерческих целей.

В рамках одной организационно-правовой формы могут существовать различные виды фондов в зависимости от цели и характера деятельности. Так, наиболее известными разновидностями фонда как организационно-правовой формы являются благотворительный фонд, предусмотренный Законом о благотворительной деятельности <1> (ст. 7 названного Закона), и общественный фонд, о котором упоминается в ст. 10 Закона об общественных объединениях.

——————————–

<1> Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (ред. от 5 мая 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3340.

  1. Существенным признаком фонда следует считать необходимость формирования учредителями имущественной основы для достижения целей, поскольку именно и прежде всего за счет этого имущества фонд может и должен осуществлять деятельность, направленную на достижение целей, ради которых он создан.

Комментируемая статья не раскрывает всех других возможных источников формирования имущества фонда, но, безусловно, имущественные взносы учредителей не являются единственным источником формирования его имущественной базы. Напротив, скорее всего о регулярных поступлениях от учредителей, порядок внесения которых мог бы быть определен учредительными документами, говорить не приходится, поскольку такие обязанности могли бы быть предусмотрены в отношении участников некоммерческой организации, основанной на условиях членства и относящейся к корпоративным организациям (ст. ст. 65.1, 65.2 ГК) к которым фонд не относится.

  1. Фонды, как и все некоммерческие организации, в отличие от коммерческих имеют целевую (специальную) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК).

Фонд как некоммерческая организация обязан отчитываться о своей деятельности в соответствии со ст. 32 Закона о некоммерческих организациях. В соответствии с п. 3 названной статьи некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании и об использовании денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, в соответствии с п. 3.2 этой же статьи Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган, который определяет порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений.

В настоящее время таким уполномоченным органом является Министерство юстиции РФ в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313.

Приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72 “Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций” <1> утверждены соответствующие формы отчетов о деятельности некоммерческой организации.

——————————–

Некоммерческие организации, на которые указанные выше правила об отчетности не распространяются, определены в п. 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях. К таким организациям относятся некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн. рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Такие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

  1. Одной из форм реализации гражданской правоспособности фонда является его приносящая доход (предпринимательская) деятельность.

Предоставляемая Кодексом возможность для фондов, как и для других некоммерческих организаций, заниматься предпринимательской деятельностью всегда ограничена целями, ради которых они созданы, их специальной правоспособностью. Такая деятельность, осуществляемая в противоречие целям фонда, может явиться основанием для принудительной его ликвидации (п. 3 ст. 61, п. 2 ст. 123.20 ГК).

Хотя осуществление предпринимательской деятельности в принципе расходится с природой фонда как некоммерческой организации, в ряде случаев фонды вынуждены ее осуществлять, поскольку в современных условиях, пожалуй, ни одно юридическое лицо, имеющее самые благие цели, не сможет долгое время существовать только на взносы учредителей и пожертвования. Главное правило – полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль должна использоваться фондом для покрытия расходов, связанных с той непредпринимательской деятельностью, осуществляемой для достижения общественно полезных целей, ради которых он был образован.

Пункт 4 ст. 50 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что некоммерческие организации могут заниматься приносящей доход деятельностью лишь постольку, поскольку она служит достижению их целей, соответствует этим целям, ради которых они созданы, и предусмотрена уставом. Закон о некоммерческих организациях признает такой деятельностью приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающие целям создания организации, а также приобретение и реализацию ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика (ст. 24 Закона о некоммерческих организациях).

Определить уровень соответствия предпринимательской деятельности целям фонда бывает довольно трудно. Закон не устанавливает критериев, по которым можно судить о таком соответствии или несоответствии. Очевидно, что соответствующей общественно полезным целям фонда является прежде всего деятельность, непосредственно их реализующая.

Исходя из специальной правоспособности фондов законом могут быть установлены ограничения на их предпринимательскую деятельность. Такие ограничения присутствуют в действующем законодательстве. Благотворительные фонды не вправе учреждать хозяйственные общества совместно с другими лицами, т.е. могут выступать только в качестве единственного участника (п. 4 ст. 12 Закона о благотворительной деятельности). Фонды, как и другие некоммерческие организации, в соответствии с ГК РФ не могут выступать коммерческими представителями (ст. 184), финансовыми агентами (ст. 825), доверительными управляющими (ст. 1015), не могут быть стороной по договору коммерческой концессии (ст. 1027) и договору простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1041). Существует и ряд других ограничений.

  1. Фонд может быть учрежден как гражданами, так и юридическими лицами (как коммерческими, так и некоммерческими организациями), а также публично-правовыми образованиями (если в отношении их такое участие не запрещено законом).

Отдельные законы о некоммерческих организациях различных видов определяют круг возможных учредителей соответствующих фондов путем императивных установлений или запретов. Так, например, Законом об общественных объединениях предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, в том числе общественных фондов (ст. 19). Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления не могут выступать учредителями благотворительных фондов (ст. 8 Закона о благотворительных организациях).

Пункт 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях определяет перечень лиц, которые не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации, в том числе фонда.

Фонд может быть создан и единственным учредителем. Примером последнего может служить Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, созданный Российской Федерацией в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” <1>.

——————————–

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3617.

Поскольку фонд – организация, не имеющая членства, состав его учредителей в дальнейшем не может меняться, невозможно выйти из состава учредителей или, наоборот, войти в него. Для обладания статусом учредителя фонда имеет значение лишь факт нахождения в его составе на момент учреждения фонда и его государственной регистрации при создании. Отсюда и отсутствие в законе регулирования обязанностей учредителей участвовать в управлении фондом или в его деятельности (кроме предусмотренной законом обязанности внести имущественный взнос при создании фонда).

В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях фонд подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка их государственной регистрации. Особенность этого порядка состоит в том, что решение о государственной регистрации фонда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации регистрирующий орган (таковым является соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании фонда.

  1. Устав является единственным учредительным документом фонда. Пункт 2 комментируемой статьи предписывает, что в уставе фонда должны содержаться указания об органах фонда, в том числе о его высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, его наименовании, включающем слово “фонд”, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Одно из главных требований к уставу фонда, которое устанавливает п. 2 комментируемой статьи, – в нем должны быть обязательно указаны предмет и цели, которые преследует в своей деятельности фонд (см. также п. 4 ст. 52 ГК). В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Цель, ради которой создан фонд, виды его деятельности, как они определены в его уставе, предопределяют не только то, какое имущество эта организация может иметь, но и то, в какие отношения может вступать, какие договоры может заключать.

На практике часто возникают вопросы о видах деятельности некоммерческой организации о том, должен ли перечень видов деятельности (предмет деятельности) такой организации быть исчерпывающим или возможно использование известной формулировки “иные виды деятельности, соответствующие целям деятельности”.

Представляется, что редакция ст. 24 Закона о некоммерческих организациях позволяет сделать вывод, что устав фонда может не указывать всех видов деятельности, которые может осуществлять фонд. При этом каждое действие, каждая совершаемая сделка должны просматриваться сквозь призму целей данной организации на предмет соответствия им.

Кроме того, необходимо разграничивать предмет уставной деятельности фонда и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. В сфере гражданского оборота конкретные правомочия такой организации могут быть шире предмета ее уставной деятельности <1>.

——————————–

<1> Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого, А.И. Сергеева. СПб., 1996. С. 114.

В уставе фонда должно быть указано полное его наименование, обязательно включающее слово “фонд” и содержащее указание на характер деятельности организации (п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях).

Устав фонда может содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

  1. Пункт 3 комментируемой статьи содержит новеллу, в соответствии с которой фонд не может быть реорганизован.

Ранее, поскольку такого запрета не было, исходя из общих положений Кодекса о юридических лицах (поскольку нет специальных норм в отношении фондов) реорганизация фонда могла быть осуществлена по решению его учредителей либо органа фонда, уполномоченного на то уставом, например попечительского совета. Однако всегда считалось, что фонд не может быть преобразован в организацию другой организационно-правовой формы, поскольку, регламентируя такой способ реорганизации, как преобразование, законодательство всегда шло по пути прямого указания – размещения в законе исчерпывающего перечня возможных организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться тот или иной вид юридического лица (см. ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

Сейчас вопрос о недопустимости реорганизации фондов независимо от формы реорганизации (ст. 57 ГК) решен однозначно непосредственно в Кодексе.

Напротив, фонд может быть создан в результате преобразования практически любой некоммерческой организации – частного учреждения, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, ассоциации или союза (ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

Отсутствие в Законе о некоммерческих организациях иных вариантов преобразования в отношении упомянутых форм некоммерческих организаций наряду с прямо указанными в нем исключает возможность преобразовывать эти организации в организации каких-либо иных форм.

  1. В законодательстве предусмотрены специфические организационно-правовые формы юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций), в названии которых используется термин “фонд”, но которые таковыми по своей правовой природе и своему содержанию, которые предусмотрены в п. 1 комментируемой статьи, по существу не являются.

Особенность таких организаций связана в том числе с наличием публично-правовых элементов регулирования их деятельности. Так, в соответствии со ст. ст. 2 и 4 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ) <1> негосударственный пенсионный фонд может создаваться в форме акционерного общества, исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование.

——————————–

<1> Российская газета. 13.05.1998. N 90; 30.07.2014. N 169.

Тем не менее п. 4 комментируемой статьи установлено, что правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется ст. ст. 123.17 – 123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о негосударственных пенсионных фондах. Таким образом, законодатель распространяет правила о некоммерческих фондах (хотя и субсидиарно) на деятельность акционерных обществ, осуществляющих негосударственное пенсионное обеспечение.

Кроме того, нельзя вопреки названию относить к фондам организации созданные государством для управления различными внебюджетными фондами и являющиеся по существу учреждениями Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Не относится к фондам и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, являющийся государственной корпорацией (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях; см. также: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” <1>).

——————————–

<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.

Статья 123.18. Имущество фонда

Комментарий к статье 123.18

  1. В соответствии со ст. 213 ГК РФ все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 указанной статьи).

Общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации (п. 4 ст. 213 ГК).

Таким образом, п. 1 комментируемой статьи (в отличие от действующей с 1 сентября 2014 г. редакции Кодекса в прежней редакции не было отдельной статьи, посвященной имуществу фондов) содержит положения, по сути повторяющие именно в отношении фондов правила ст. 213 ГК РФ о правовом режиме имущества, переданного фонду его учредителями. Собственником такого имущества становится сам фонд.

Не является исключением и продекларированный в п. 1 комментируемой статьи тезис об отсутствии взаимной ответственности учредителей и фонда по обязательствам друг друга, который соответствует общему правилу п. 2 ст. 56 Кодекса в отношении всех юридических лиц.

Однако в отличие от указанных выше правил, которые если бы и не были указаны в п. 1, все равно бы действовали в отношении фондов исходя из общих положений ГК РФ, положение о том, что учредители фонда не имеют в отношении его никаких имущественных прав, не содержится в других нормах Кодекса. Ранее данное правило содержалось в прежней редакции п. 3 ст. 48 ГК РФ.

  1. Итак, имущество, которое передано фонду его учредителями, является собственностью самого фонда. Такой же режим установлен законом и в отношении имущества, приобретенного по иным основаниям (ст. 213 ГК).

Комментируемая статья не раскрывает всех возможных источников формирования имущества фонда, но, безусловно, имущественные взносы учредителей не являются единственным источником формирования его имущественной базы. Так, в соответствии со ст. 26 Закона о некоммерческих организациях источниками формирования имущества некоммерческой организации могут быть регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные Законом поступления.

По-видимому, применительно к фондам одним из главных поступлений в имущество фонда могут быть различные взносы и пожертвования лиц (как граждан, так и организаций), не являющихся его учредителями (благотворители, спонсоры и др.).

Напротив, скорее всего, о регулярных поступлениях от учредителей, порядок внесения которых мог бы быть определен уставом, говорить не приходится, поскольку такие обязанности могли бы быть предусмотрены в отношении участников некоммерческой корпорации (ст. ст. 65.1, 65.2 ГК), фонд же является унитарной организацией.

  1. Поскольку фонды, как и все некоммерческие организации, имеют целевую (специальную) правоспособность, постольку, являясь собственниками приобретенного имущества, они могут использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных в их уставах (п. 2 комментируемой статьи и п. 4 ст. 213 ГК).

Преследуя исключительно общественно полезные цели, фонд обязан в соответствии с законом публично вести свои имущественные дела. Это выражается в том, что фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (норма, аналогичная содержащейся в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, есть также в п. 2 ст. 7 Закона о некоммерческих объединениях, ст. 19 Закона о благотворительной деятельности).

Кроме того, фонд как некоммерческая организация обязан отчитываться о своей деятельности в соответствии со ст. 32 Закона о некоммерческих организациях. Согласно п. 3 названной статьи некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании и об использовании денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Министерством юстиции РФ, которое в настоящее время является уполномоченным органом (подробнее см. комментарий к ст. 123.17 ГК).

Статья 123.19. Управление фондом

Комментарий к статье 123.19

  1. Комментируемая статья, подробно регламентирующая управление фондом, является новой. Ранее в ГК РФ таких норм не было и он не устанавливал каких-либо специальных правил относительно порядка управления фондом и формирования его органов. Решение этого вопроса Кодекс относил исключительно к уставу фонда, утверждаемому его учредителями. Из прежних положений Кодекса лишь следовало, что в фонде должен быть сформирован попечительский совет. Аналогично подходит к вопросу управления фондом Закон о некоммерческих организациях (см. абз. 4 п. 1 ст. 29 Закона).

Из положений комментируемой статьи впервые следует, что в фонде должен быть образован высший коллегиальный орган, к исключительной компетенции которого относятся следующие вопросы:

– определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

– образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

– утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

– принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

– принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда.

Кроме того, законом могут быть предусмотрены случаи, когда в отношении сделок фонда требуется одобрение, в этом случае такое одобрение также дает высший коллегиальный орган фонда.

Помимо указанных выше полномочий уставом фонда может быть предусмотрено в исключительной компетенции высшего коллегиального органа изменение устава фонда. Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

Между тем ст. 123.20 ГК РФ предусмотрено, что устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Из этого можно сделать следующий вывод: если уставом не предусмотрено, что устав изменяется учредителем, то независимо от наличия или отсутствия указания иного в уставе, в таком случае устав может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда. Представляется, что это не соответствует тому, как этот вопрос решен в комментируемой статье, в которой говорится, что в уставе должно быть специальное указание на компетенцию высшего коллегиального органа изменять устав.

  1. Безусловно, что от имени фонда права и обязанности юридического лица должен осуществлять его постоянно действующий орган управления – исполнительный орган согласно компетенции, закрепленной в уставе (ст. 53 ГК). Такой орган должен быть сформирован высшим коллегиальным органом. Наличие единоличного исполнительного органа (председателя, генерального директора и т.д.) обязательно, однако комментируемая статья предусматривает возможность наличия в фонде также и коллегиального исполнительного органа (правление).

Данное положение и ранее следовало из действующего законодательства. Так, в соответствии со ст. 30 Закона о некоммерческих организациях исполнительный орган фонда может быть как коллегиальным, так и единоличным, либо в фонде могут быть созданы одновременно и коллегиальный, и единоличный исполнительные органы. Они осуществляют текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетны высшему органу управления.

К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Пункт 3 комментируемой статьи содержит важное положение об ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени фонда. Такие лица обязаны в соответствии со ст. 53.1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду в результате их деятельности, если такие требования выдвинуты им членами высшего коллегиального органа, действующими в интересах фонда.

Такую ответственность несут как лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа, так и члены коллегиальных исполнительных органов фонда. Исключение составляют случаи, когда решение, которое повлекло причинение фонду убытков, принималось коллегиально. Тогда ответственность несут лишь лица, голосовавшие за такое решение, а те из них, кто голосовал против или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании, ответственности не несут (п. 3 ст. 53.1 ГК).

Возмещаются убытки, причиненные фонду указанными лицам по их вине.

В случае совместного причинения убытков юридическому лицу указанные лица обязаны возместить убытки солидарно.

Соглашение об устранении или ограничении ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени фонда, за совершение недобросовестных действий ничтожно (п. 5 ст. 53.1 ГК).

  1. Создаваемые в фондах попечительские советы являются органами надзора (такой надзорный орган должен быть создан). Это следует из текста п. 4 комментируемой статьи, где говорится о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Данный пункт фактически воспроизводит п. 3 ст. 7 Закона о некоммерческих организациях.

Как видно, попечительский совет фонда имеет достаточно широкие полномочия, но при этом осуществляет (может осуществлять) свою деятельность исключительно на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда.

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

Комментарий к статье 123.20

  1. Пунктом 1 комментируемой статьи установлен порядок изменения устава фонда, а также основания для изменения устава фонда по решению суда. Данное правило установлено с учетом специфики данной организационно-правовой формы юридического лица.

В отношении устава фонда законом предусмотрена отличная от других юридических лиц презумпция: устав фонда может быть изменен по решению высшего коллегиального органа фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя. Таким образом, возможность изменения устава по решению учредителя вправе предусмотреть сам учредитель в уставе, утверждая его при учреждении (создании) фонда.

При этом ГК РФ четко определяет, какой конкретно орган фонда пользуется правом внесения изменений в устав, – это высший коллегиальный орган, в случае если в уставе не определено, что этот вопрос решает учредитель. Таким образом, данное положение является законодательной новеллой.

Следует отметить, что п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях именно к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится изменение устава некоммерческой организации.

  1. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи специально регламентирует случай, когда органы фонда не имеют возможности изменить устав либо высший коллегиальный орган или учредитель не предпринимают действий по изменению устава фонда, но есть необходимость его изменения. Такая необходимость может возникнуть, в случае если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, и, например, дальнейшая деятельность фонда без изменения устава будет выходить за пределы его специальной правоспособности. В этом случае изменение устава фонда возможно по решению суда. Принять такое решение суд может по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью. Закон не предоставляет возможность обращаться с таким заявлением самим учредителям фонда. Однако с таким заявлением в суд может обратиться попечительский совет фонда либо орган, осуществляющий государственный надзор и контроль за деятельностью фонда как некоммерческой организации.

В настоящее время таким уполномоченным органом является Министерство юстиции РФ в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации” <1>.

——————————–

В соответствии с действующим процессуальным законодательством дела такой категории подведомственны судам общей юрисдикции.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона о некоммерческих организациях государственная регистрация изменений, вносимых в устав фонда, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация фонда как некоммерческой организации (ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях). Изменения, внесенные в устав фонда (в том числе по решению суда), вступают в силу со дня их государственной регистрации.

  1. Для фонда предусмотрены дополнительные, по сравнению с другими видами юридических лиц, основания ликвидации. Пунктом 2 комментируемой статьи и п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения его целей не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Безусловно, в отношении фондов действуют и общие основания для ликвидации по решению суда, предусмотренные п. 3 ст. 61 ГК РФ, который предусматривает, что по решению суда любое юридическое лицо ликвидируется по искам государственных органов, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случаях: признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; а также по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Для ликвидации фондов предусмотрен особый порядок, который заключается в том, что ликвидация происходит по основаниям, прямо указанным в законе (изложенным выше), и только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц.

Закон не раскрывает, кто может быть отнесен к заинтересованным лицам. Представляется, что это могут быть совершенно разные лица, так или иначе взаимодействовавшие с фондом, участвующие в его деятельности, как участники фонда, так и его кредиторы. Решение об обращении в суд могут принять в том числе члены высшего коллегиального органа фонда или попечительского совета, а также коллегиальный или единоличный исполнительный орган фонда (в зависимости от структуры управления, предусмотренной уставом фонда, и распределения полномочий по управлению и принятию соответствующих решений между органами фонда). Необходимость обращения в суд о ликвидации фонда может зависеть от конкретных обстоятельств, определяющих невозможность в дальнейшем осуществления деятельности фонда.

В соответствии с действующим процессуальным законодательством рассмотрение дел о ликвидации некоммерческих организаций подведомственно судам общей юрисдикции.

Согласно разъяснению, данному в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации”, при определении подведомственности дел о ликвидации юридических лиц необходимо учитывать, что в соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в том числе общественных фондов и других не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

В соответствии с гражданско-процессуальным законодательством рассмотрение гражданского дела (с учетом положений ст. ст. 152 – 154 ГПК), как правило, составляет не менее трех месяцев, включая срок для принятия заявления к производству и для вступления решения в законную силу, при условии что в период подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела не возникнут основания к отложению рассмотрения дела, его приостановлению, а также если решение в дальнейшем не обжалуется.

  1. Основанием для начала процедуры ликвидации может быть лишь вступившее в законную силу решение суда.

В соответствии со ст. 13.1 Закона о некоммерческих объединениях такая некоммерческая организация, как фонд, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации юридических лиц с учетом установленного Законом о некоммерческих объединениях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Особенность этого порядка состоит в том, что решение о государственной регистрации ликвидации фонда принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом. В настоящее время таким уполномоченным органом является Министерство юстиции РФ.

На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации (фонда) регистрирующий орган (таковым является соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о ликвидации некоммерческих организаций.

  1. Что касается порядка проведения ликвидации, то он на сегодняшний день подробно регламентирован положениями ст. ст. 61 – 64 ГК РФ (подробнее см. об этом комментарий к указанным статьям). В отношении фондов он состоит в следующем.

Суд, принявший решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки его ликвидации (см. п. 3 ст. 62 ГК и комментарий к ней).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ и ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц суд как орган, принявший решение о ликвидации фонда, в трехдневный срок в письменной форме обязан сообщить об этом регистрирующему органу по месту нахождения фонда с приложением решения о ликвидации для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что фонд находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. В соответствии со ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц суд также уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

Регистрирующий орган на основании сообщения суда вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда. В частности, с этого момента ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого фонда выступает в суде.

Согласно ст. 63 ГК РФ и ст. 19 Закона о некоммерческих организациях ликвидационная комиссия:

во-первых, опубликовывает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации фонда, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами, который не может быть менее чем два месяца со дня публикации о принятом судом решении о ликвидации фонда;

во-вторых, принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации фонда;

в-третьих, по окончании срока для предъявления требований кредиторами (не менее двух месяцев) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс, по всей видимости, должен быть утвержден судом как органом, принявшим решение о ликвидации, и о его составлении суд уведомляет регистрирующий орган.

В соответствии с промежуточным ликвидационным балансом производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого фонда начиная со дня его утверждения в соответствии с очередностью, определенной ст. 64 ГК РФ.

Формы документов, необходимых для государственной регистрации ликвидации фонда (уведомление о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, заявление о регистрации организации в связи с ликвидацией), утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 “О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций”.

Установленные законом сроки принятия решения о регистрации ликвидации соответствующим уполномоченным органом следующие. Не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов уполномоченный орган принимает решение о государственной регистрации ликвидации фонда и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись о ликвидации фонда.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который также утверждается судом, принявшим решение о ликвидации фонда.

Ликвидация фонда, как и любого другого юридического лица, считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

  1. В п. 3 комментируемой статьи установлено, что в случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Представляется, что данное правило о возможности предусмотреть законом возврат имущества учредителям фонда противоречит другим нормам Кодекса о судьбе оставшегося после расчетов с кредиторами имущества ликвидированного юридического лица.

В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

Как известно, учредители фонда не имеют ни вещных, ни корпоративных прав, более того, они вообще не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда (ст. 123.18 ГК).

Если иное не установлено ГК РФ или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели (п. 8 ст. 63 ГК).

Однако п. 4 ст. 213 ГК РФ императивно закреплено, что учредители (участники, члены) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК).

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются , создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ , относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Читайте также: Понятие и особенности корпоративных споров

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

  • созданы на основе членства;
  • объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

Органы управления

Как указывалось выше, НКО, являясь юридическими лицами, обладают собственной системой органов управления.

Некоммерческие унитарные организации:

2) Учреждения

3) Автономные некоммерческие организации

4) Религиозные организации.

1) Статья 123.17 ГК РФ содержит определение фонда.

Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

К фондам относятся, в том числе:

Общественные фонды;

Благотворительные фонды.

(Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 05.05.14)) и общественные фонды (ст. 10 Закона об общественных объединениях).

Благотворительный фонд наряду с характерными для организационно-правовой формы любого фонда признаками обладает рядом особенностей, установленных Законом о благотворительной деятельности. В частности, основными целями деятельности благотворительного фонда является достаточно узкий круг общеполезных целей, перечисленных в ст. 2 Закона о благотворительной деятельности (социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации, оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам и др.). Гражданское право России: Курс лекций. Часть первая / Под ред. О.Н. Садикова. М.: СПАР.- 2014. - С.256.

При этом на финансирование реализуемых благотворительным фондом благотворительных программ должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов фонда (ст. 17 указанного Закона).

Общественный фонд является организационно-правовой формой общественного объединения и на него наряду с положениями ГК и Закона о некоммерческих организациях распространяются также нормы Закона об общественных объединениях. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания. Если учредителями фонда могут быть как физические лица - граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в силу норм Закона об общественных объединениях могут быть не менее трех физических лиц, отвечающих требованиям ст. 19 указанного Закона. Наряду с гражданами учредителями общественного фонда могут быть и юридические лица, но только созданные в организационно-правовых формах, установленных ст. 7 Закона об общественных объединениях. Концепция развития гражданского законодательства / Под общ. ред. В.В. Витрянского, О.М. Козырь, А.А. Маковской. М.: Бек.- 2013.- С.198.

Фонд создается по решению его учредителей, которыми могут быть физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), а также публично-правовые образования, если иное не запрещено законом. Так, учредителями благотворительных фондов не вправе выступать публично-правовые образования, а также их унитарные предприятия и учреждения, ибо иное означало бы нецелевое использование публичного имущества (ст. 8 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях). Возможно создание фонда единственным учредителем. Фонд считается созданным с момента государственной регистрации. Фонды могут обладать только теми гражданскими правами и теми обязанностями, которые предусмотрены уставом и соответствуют целям создания данного юридического лица.

Основной источник имущества фонда - добровольные взносы его учредителей, пожертвования иных лиц и др. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности. Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (123.18 ГК). Тем самым исключается и ответственность по долгам фонда его учредителей.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Фонд может совершать любые не противоречащие закону сделки. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Мозолин В.П. О системе российского права // Труды Московской юридической академии. // Государство и право. - 2012. № 1.- С.42.

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями. Согласно ст. 123.20 ГК устав фонда помимо сведений, которые должны содержаться в учредительных документах любого юридического лица, должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Допускается возможность изменения устава фонда его органами, если в самом уставе предусмотрен такой порядок. В противном случае, а также при уклонении компетентного органа фонда от внесения необходимых изменений устав изменяется в судебном порядке.

Определенные особенности имеет процедура прекращения фондов как юридических лиц. Фонд не вправе самоликвидироваться. Решение о ликвидации принимается в судебном порядке по иску заинтересованных лиц. Принятие такого решения согласно ст. 123.20 ГК возможно:

Если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

Если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

В случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

В других случаях, предусмотренных законом.

Например, фонд может быть ликвидирован в случае допущенных при создании фонда грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или нарушения фондом законодательства РФ (ст. 44 Закона об общественных объединениях). Гришаев С.П. Некоммерческие организации // Правоведение.- 2013 №10.- С.43.

После ликвидации имущество фонда направляется на цели, предусмотренные в уставе. Если такое использование имущества невозможно, оно обращается в доход государства.

2) Понятие учреждения дано в статье 123.21КГ РФ.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера

Кодекс выделил 3 вида учреждений:

Государственные (казенные, бюджетные или автономные), в том числе государственные академии наук.

Муниципальные (казенные, бюджетные или автономные).

Частные, в том числе общественные учреждения.

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.

Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Деятельность бюджетных учреждений регулируется Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ).

3) Статья 123.24 ГК РФ содержит определение автономной некоммерческой организации.

Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

4) Статья 123.26 ГК РФ содержит определение религиозной организации.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» (ред. от 22.10.14) (далее - Закон № 125-ФЗ)) регулирует деятельность некоммерческих организаций в сфере реализации религиозных убеждений.

Религиозные объединения в Российской Федерации обладают соответствующими своей цели признаками:

Вероисповедание;

Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В качестве структурных подразделений религиозной организации могут выступать не только самостоятельные организации, имеющие статус юридического лица, но и отделения, филиалы, представительства, не имеющие такого статуса. Их включение в состав религиозной организации в качестве элемента структуры более логично по сравнению с вхождением в состав религиозной организации самостоятельных юридических лиц. В законе не раскрывается понятие «отделение» и его отличия от филиалов и представительств. Очевидно, это синонимичные понятия. В качестве отделений могут, например, выступать такие образования, как монастырь, подворье в православии. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова) - М.: ИНФРА-М.- 2014.

Особое значение придается созданию на территории РФ представительств иностранных религиозных организаций. Порядок регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций установлен Приказом Минюста РФ от 28 июня 12 г. N 122 г «Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» (ред. от 11.12. 13).

Согласно этому Приказу иностранной называется религиозная организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. Представительством иностранной религиозной организации называется открываемое в Российской Федерации обособленное подразделение иностранной религиозной организации, действующее от ее имени и по ее поручению на основании предоставленных полномочий. Представительство не является юридическим лицом. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Комментарий / Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. - М.: Бек.- 2014.- С.280.

Создание религиозной организации может происходить в результате, как учреждения, так и реорганизации. Создание религиозной организации происходит по инициативе учредителей. Принятие решения об учреждении является начальным этапом создания любой организации. Однако особенность создания местной религиозной организации состоит в том, что ее появлению всегда предшествует религиозная группа, состоящая из верующих граждан в количестве не менее десяти человек. Именно они и выступают в роли учредителей. Гришаев С.П. Некоммерческие организации // правоведение.- 2013. №10. -С.43. Практика применения Закона о свободе совести и религиозных объединениях показывает, что религиозная организация может иметь структурные подразделения, наделенные статусом самостоятельного юридического лица. Однако самостоятельность структурного подразделения по многим вопросам, в том числе участия в гражданском обороте, может быть существенно ограничена внутренними установлениями централизованной религиозной организации. Могилевский С.Д. Управление автономной некоммерческой организацией: особенности правового регулирования // Гражданское право.- 2013 № 4.- С. 28.

Таким образом, с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации, касающиеся создания и деятельности некоммерческих организаций.

В соответствии с нормами Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившими в силу с 1 сентября 2014 года все юридические лица, в том числе и некоммерческие организации, разделены на корпоративные (с институтом членства) и унитарные.

К корпоративным некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.

К унитарным некоммерческим организациям, в свою очередь, относятся фонды, учреждения (государственные, муниципальные и частные), автономные некоммерческие организации и религиозные организации.