Проект для детей второй младшей группы детского сада « Маленькие исследователи. Тайны льда» - презентация. Педагогический проект «Юные исследователи Мы маленькие исследователи проект презентация

Вид проекта : групповой (средняя группа)

ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский.

с января по апрель).

Участники : дети средней группы, воспитатели, родители.

ЦЕЛЬ : Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- создание условий для исследовательской активности и формирования у детей познавательного интереса;

- углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- поддержание у детей инициативы, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.

Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Оршинский детский сад”.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема: «Копилка знаний. Я исследователь»

Воспитатель:

Двинова Марина Евгеньевна

2016г.

Вид проекта : групповой (средняя группа)

ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский.

Срок реализации: долгосрочный (с января по апрель).

Участники : дети средней группы, воспитатели, родители.

ЦЕЛЬ : Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

- создание условий для исследовательской активности и формирования у детей познавательного интереса;

- углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- поддержание у детей инициативы, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.

Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап.

Формулировка цели и определение задач.

Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Составление плана основного этапа проекта.

Создание картотеки опытов и экспериментов.

Планирование и организация деятельности детей. Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов и приемов работы.

Основной этап.

Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с детьми (в НОД, на прогулке, в самостоятельной деятельности).

Привлечение родителей к участию в совместной опытно – экспериментальной деятельности.

Заключительный этап.

Обмен опытом на сайтах.

Самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность детей.

План реализации проекта

Организация развивающей предметно – пространственной

среды для реализации проекта.

Тема : « Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем »

Центры развития

Материал,

подготовленный педагогом

Материал,

подготовленный родителями

Центр книги

Энциклопедии «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких».

Энциклопедии и книги по теме проекта

Центр экспериментирования

Образцы разных материалов: пластик, резина, стекло, металл.

Разные виды бумаги: тонкая, плотная, одноцветная, цветная, туалетная, обёрточная, копировальная.

Различные крупы, перья, опилки, трубочки, веера.

Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.

Образцы бумаги и ткани разных видов, нитки, фантики, значки, вентиляторы.

Центр сюжетных игр

Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (мензурки), пипетки,

сито, шприцы, весы.

Непромокаемые передники, медицинские шапочки, одноразовые перчатки.

Центр настольно-печатных игр

Внести дидактические игры:

«Что из чего сделано?», «Найди пару».

Тематическое планирование деятельности детей.

Деятельность

Название

Программные задачи

Коммуникативная деятельность +продуктивная деятельность

«Ёлочка»

Закрепить навык рисования дерева (ель), учить детей получать из двух основных цветов (синего и жёлтого)- дополнительный (зелёный) путём смешивания краски; развивать воображение, творчество.

Опытно – экспериментальная деятельность

(совместная деятельность воспитателя с детьми)

«Волшебное стёклышко»

«Замораживание и размораживание цветных льдинок»

«Испытание магнита»

«Тень от предметов»

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. Объяснить, для чего они нужны человеку.

Закрепление и обогащение знаний детей о свойствах льда.

Познакомить детей с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими и со способностью магнита притягивать другие предметы.

Познакомить с образованием тени от предметов.

Самостоятельная деятельность

«Посадка лука»

«Волшебные мыльные пузыри».

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

На прогулке

«Волшебное сито»

«Здравствуй, солнечный зайчик»

«Волшебные мыльные пузыри».

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

Познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку .

НОД по познавательному

Развитию

«В мире стекла».

Познакомить детей со свойствами стекла, развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережное отношение к вещам.

НОД по познавательному развитию

«Волшебница – вода»

Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности.

Консультации для родителей:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Опыты в домашних условиях»

Повышение компетентности родителей по опытно – экспериментальной деятельности детей.

Проведение родителями опытов с детьми в свободной деятельности

«Волшебный магнит»

«Вред газированной воды»

Игры для детей

Дидактические игры:

«Отгадай загадку»

«Что сначала, что потом»

«Найди пару»

«Узнай предмет»

«Подбери больше слов»

«Узнай на ощупь»

«Узнай звук»

Сюжетно – ролевые игры:

«Лаборатория»:- Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают.

Продуктивные виды деятельности

1. Рисование на тему: «Ёлочка»

2. Лепка из солёного теста: «Тарелка»

Коммуникативная деятельность

Развитие речи: ситуативный разговор «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Что мы знаем о стекле и пластмассе».

Чтение художественной литературы:

«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка), В Сутеев «Кораблик» (бумага), «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский (ткань), «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня..» А. Барто (резина).

Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи».

Познавательно – исследовательская деятельность

Эксперименты и опыты: «Волшебное стёклышко», «Замораживание и размораживание цветных льдинок», «Посадка лука», «Волшебное сито» , «Здравствуй, солнечный зайчик», «Тень от предметов», «Волшебные мыльные пузыри».

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»

Предполагаемый результат:

Для детей:

Дети научатся самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

Предлагать возможные варианты решения;

Делать выводы, подводить итог;

Исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

Для родителей:

  1. Родители будут принимать участие в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
  2. Заинтересованность родителей в проведении опытов с детьми дома.

Литература:

1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998

Результативность проекта:

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную активность, исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, делать определенные умозаключения и выводы);

Повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими);

Знания детей о неживой природе;

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Приложение 1

"Перспективное планирование по опытно – экспериментальной деятельности для детей средней группы".

Сентябрь.

1. «Свойства песка». Задачи: расширять знания детей о свойствах песка. (Сухой песок можно просеять, а из мокрого - делать куличи, песок пропускает воду).

2. «Звук и слух». Задачи: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении.

3. «Игры с веерами и султанчиками» . Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха – это ветер.

4. «Зачем нужны весы? ». Задачи: познакомить детей, что предметы имеют вес, который зависит от материала, из которого сделан предмет и от размера этого предмета.

Октябрь.

1. «Волшебное стёклышко». Задачи: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. Объяснить, для чего они нужны человеку.

2. «Волшебная бумага и ее свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами бумаги, какие волшебные самолетики, бумажные гармошки, лягушки-попрыгушки и др. поделки, которые можно сделать из бумаги.

3. «Как обнаружить воздух в помещении? » Задачи: продолжать знакомить со свойствами воздуха.

4. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» . Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

Ноябрь.

1. «Резина и ее свойства». Задачи: познакомить со свойствами резины (можно сжимать, разжимать, растягивать) .

2. «Дерево и его свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами дерева.

3. «Отличие резины от дерева, бумаги». Задачи: учить находить отличия предметов, изготовленных из дерева, бумаги и резины.

4. «Угадай, из чего сделан предмет». Задачи: закреплять полученные знания о свойствах бумаги, дерева, резины.

Декабрь.

1. «Лед и вода». Задачи: познакомить с двумя агрегатным состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед.

2. «Снег и его свойства». Задачи: расширять знания детей о свойствах снега, каким он может быть: липким, пушистым, колючим.

3. «Иней на деревьях». Задачи: познакомить детей с инеем, который появляется на деревьях во время мороза, и что происходит с ним в тепле.

4. «Замораживание и размораживание цветных льдинок». Задачи: закрепление и обогащение знаний детей о свойствах льда.

Январь.

1.«Веселые каникулы» - конкурсы, КВН, соревнования. Закрепить знания, полученные ранее.

2. «Стекло и его свойства». Задачи: познакомить со свойством стекла: прозрачность, хрупкость.

2. «Вещество. Ткань». Задачи: познакомить детей со свойствами ткани, видами ее и структурой.

3. «Магазин игрушек». Задачи: закрепить, полученные знания о веществах.

Февраль.

1. «Тень от предметов». Задачи: познакомить с образованием тени от предметов.

2. «Зеркало. Отражение в зеркале». Задачи: познакомить с понятием отражение. Описать свою внешность, используя зеркало.

3. «Вещество. Металлы». Задачи: познакомить со свойствами металла и как они притягиваются магнитом.

4. «Посадка лука». Задачи: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

Март.

1. «Посадим горох». Задачи: развивать навыки посадки крупных семян.

2. «Вода и ее свойства». Задачи: закреплять с детьми свойства воды (прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в которой она налита.

3. «Как влияет весеннее тепло на растения? ». Задачи: наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветках весной. Установить взаимосвязь сезона и развитие растения.

4. «Воздушные шарики». Задачи: закреплять знания детей о воздухе.

Апрель.

1.«Почему цветы весной расцветают? » Задачи: помочь установить зависимость растений от температуры и поступаемой влаги.

2. «Волшебные мыльные пузыри». Задачи: познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.

3. «Здравствуй, солнечный зайчик». Задачи: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

4. «Что выделяют растения? ». Задачи: познакомить детей с тем, что растения выделяют кислород.

Май.

1. «Термометр для улицы». Задачи: познакомить детей с уличным термометром.

2. «Металл и пластмасса». Задачи: учить сравнивать предметы из металла и пластмассы и показать, какие из них плавают и почему.

3. «Испытание магнита». Задачи: познакомить детей с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими и со способностью магнита притягивать другие предметы.

Приложение 2

Беседа: "Узнай всё о себе воздушный шарик".

Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом его использования.

2. Закреплять знания о предметах, сделанных из резины.

Ход беседы:

В гости к детям прилетел воздушный шарик.

Шарик: - Здравствуйте дети я воздушный шарик. Прилетел я сегодня к вам в гости, потому что ничего о себе не знаю. Помогите, мне, ребята. Расскажите, почему меня называют воздушным шариком?

Воспитатель: Ребята, поможем шарику? А чем мы можем ему помочь? (ответы детей)

Шарик: - Кто нибудь знает, почему меня называют воздушным? (ответы детей: тебя называют воздушным, потому что ты летаешь по воздуху, потому что тебя надувают воздухом.)

А из чего меня сделали?- Тебя сделали из резины.

Какие свойства резины вы знаете? Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Ребята для того чтобы шарику рассказать о свойствах резины нам нужно провести некоторые опыты, так что мы сегодня открываем нашу мини лабораторию, занимаем все свои места и к делу.

Опыт №1

Определить шарик на ощупь, погладить шарик, помять в кулачке.

Вывод: резина мягкая и гладкая.

Опыт №2

Теперь давайте попробуем шарик растянуть.

Вывод шарик тянется, значит, резина эластичная.

Опыт№3

В воду по очереди опускают бумагу, материал, резину.

Вывод: бумага намокает, рвётся; материал намокает, не рвётся даже если сильно потянуть; резина намокает, но если вытереть салфеткой становится сухой, резина не впитывает воду.

Опыт№4 с резиновой перчаткой: дети надевают перчатку на руку и опускают в воду.

Вывод: перчатка намокает, а рука остаётся сухой, потому что резина не пропускает воду.

Рефлексия: - Ребята к нам сегодня прилетел шарик, о чём он хотел узнать? Что мы делали, что бы узнать свойства резины? О каких свойствах резины вы узнали и рассказали шарику? Как можно играть с шариком?

Шарик предлагает детям поиграть с ним.

Правила игры: дети встают в круг и передают шарик из рук в руки под музыку. Когда музыка останавливается, ребёнок с шариком в руках называет предмет, сделанный из резины.

Приложение 3

«Опыты со светом».

Задачи:

Дать понятие о возникновении света и тени.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, картон, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, чашка, ложка, чайник, вилка, молоток, кукла.

Ход опыта.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поиски сюрприза. Давайте присядем на дорожку. Перед нашим путешествием я хочу прочитать вам небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». (Воспитатель читает отрывок).
Ребята, а почему в сказке наступила темнота?
(ответы детей)

Воспитатель: - Что даёт нам солнце? (свет, тепло)

А от чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)
Путешествие наше будет интересным. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте. А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет) Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарики)

Прежде, чем я раздам вам фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли нам вред? (ответы детей)

А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)

Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.

Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)
- Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
- На что похож свет от фонариков?

А если направим фонарики вниз. Где будет светло?

Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
- А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)
- Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.

Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)

Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)

Когда светло фонарики можно выключить.

Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами).
- Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки).

Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)
- Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)

Давайте попробуем, что получится (свет не проникает) - А почему?

Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

Через какие предметы свет проходит?

А через какие предметы свет не проходит?

Продолжим наш путь (на пути настольная лампа и свеча)
- Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)
- Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)

Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)
- Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)
- А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)
- А как включить свечу? (её надо зажечь)

Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.

Что же светит ярче?

Продолжаем наше путешествие - А я ещё умею показывать тени ладошками. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т.д.)
- А вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)
- Ребята, я дарю вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.

Опыт: «Волшебное сито»

Задачи: познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Материалы: различные сита, миска, манка и пшено.

Воспитатель:

Кто-то там бредет тихонько?

Ой, да это кот

Что у бабушки живет,

Ох, и грустный он идет.

Котик плачет, спотыкается

Тихо к нам приближается.

Котик, что у тебя случилось?

Котик:

Ох, ребятушки, беда –

Прыгал я сейчас по полкам

Уронил манку и пшёнку.

Что мне делать? Как мне быть?

Воспитатель: «Этой мы сейчас исправим. У нас есть один волшебный предмет, который нам поможет. Догадайтесь, что это? »

Купили новенькое,

Такое кругленькое,

Качают в руках,

А оно всё в дырках.

Дети: «Сито».

Котик: «Да я такую, маленькую, кругленькую у бабушки видел! А у вас это сито есть? »

Дети: «В нашей лаборатории сито есть».

Дети достают сито и с помощью воспитателя показывают коту, как можно отсеять манку от пшена.

Воспитатель высыпает манку, перемешанную с пшеном в сито и дети тихонько просеивают манку в миску.

Воспитатель: «Что остается в сите? Что из сита сыплется в миску? »

Ответы детей.

Котик рассматривает очищенную муку и радуется, благодарит за помощь.

Котик: «Ой, а почему пшено осталось в сите, а манка в миске? » Ответы детей.

Котик: «Все я понял, молодцы! Пойду ка я быстрей домой к бабушке. Приходите к нам в гости есть вкусную кашу ».

Опыт «Какие предметы могут плавать?»

Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы.

Описание. Перед детьми разложены все предметы. Почемучка просит детей помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать! Попробуйте отгадать, какие из них не утонут. Давайте проверим. Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают? Почемучка помогает детям сравнить плавучесть шариков, изготовленных из разных материалов, маленьких и больших камешков.

Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может - предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.)

Опыт: «Делаем мыльные пузыри».

Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание. Медвежонок Миша приносит картинку «Девочка играет с мыльными пузырями». Дети рассматривают картинку. Что делает девочка? Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?»

Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

Опыт: «Здравствуй солнечный зайчик!»

Цель: познакомить детей с понятиями «солнечный луч» и «солнечный зайчик».

Задачи:

Образовательные: расширить знания детей о явлениях неживой природы,

Развивающие: речь, внимание, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес ко всему новому.

Материал и оборудование: зеркальца для каждого ребёнка и зеркало для воспитателя.

Ход опыта:

Воспитатель: Ребята, вы хотите «поймать» солнечных зайчиков?

Дети:- да! Хотим!

Возможно, кто-то из них уже пробовал это сделать, пусть поделится опытом.

Воспитатель раздаёт всем детям небольшие зеркальца и первой пробует поймать солнечного зайчика. Дети делают то же самое.

Воспитатель: - ребята, сейчас я вам расскажу, что такое солнечный зайчик. Солнечный луч отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика. Солнечный зайчик – это пятно солнечного света. Дети подумайте и скажите: почему мы говорим «зайчик»?

Ответы и рассуждения детей.

Воспитатель побуждает неактивных детей к обсуждению, задавая наводящие вопросы.

Воспитатель: - он очень непоседлив, и всё время куда-то спешит, как настоящий зайчик.

Ребята, мы с вами познакомились с «комнатными» солнечными зайчиками. Сейчас мы пойдём на улицу и познакомимся там с «уличными» солнечными зайчиками.

Продолжение опыта на прогулке.

Воспитатель: - дети, давайте вспомним, что такое солнечный зайчик?

Дети: - это солнечный лучик!

Воспитатель: - а что такое – солнечные лучи? И откуда они к нам приходят?

Дети: - это дети Солнца! Они приходят к нам с неба!

Воспитатель:

Солнце нас греет, солнечные лучи тоже нас греют. Давайте посмотрим, будут ли нас греть солнечные зайчики. Попробуйте направить солнечных зайчиков себе на ладошки (воспитатель при необходимости помогает). Что вы чувствуете?

Дети: - тепло на ладошке!

Воспитатель: - правильно ребята, солнечные зайчики, как и Солнце, приносят нам тепло.

А сейчас давайте поиграем с нашими солнечными зайчиками.

Под весёлую музыку дети пускают и ловят солнечных зайчиков.


Проект для детей второй младшей группы детского сада « Маленькие исследователи. Тайны льда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – «Детский сад 200 «Солнышко»

Цель проекта: - практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности; - изучить, какие условия необходимы для получения льда; -познакомить процессом превращения воды в лёд, льда и снега – воду; - сформировать опытную деятельность получения цветного льда.




Задачи проекта: - Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; - Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством; - Обеспечивать переход от предметно- практического действия к образно- символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); -Развивать наблюдательность; - Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; - Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. -Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды; - Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится; - Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании);


Для детей: - дети приобретут новые знания об условиях возникновения льда и способах его получения; - научатся планировать, прогнозировать, моделировать, устанавливать взаимосвязи в природе, что позволит им в будущем рационально строить отношения с природной средой; - формирование таких личностных качеств, как любознательность, ответственность по отношению к природе и человеку; – развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса. Для педагогов: – самореализация, повышение творческого потенциала; – повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий. Для родителей: – оптимизация детско-родительских отношений; – создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса; – повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ. Прогнозируемые результаты:




Игры – эксперименты: «Цветной лёд» «Ледяные кораблики» «Льдинки с наполнением» «Замерзшая вода» «Тающий лёд» Художественное творчество: Аппликация «Сосульки на крыше» Лепка «Сосульки» Чтение художественной литературы: В. Донникова «На катке» Саша Черный «На коньках» А. Тараман. На коньках Т. Соколенко «Как же так случается?» Разгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками В. Берестов «Гололедица» Д. Кикин «Гололёд» Опыт «Как воду превратить в лёд?» Опыт «Как лёд превратить в воду?» Подвижные игры: «Кто быстрей пройдет по льдинкам?», «Льдинки, ветер и мороз», «Кто быстрей найдет свою льдинку?» Рассматривание фотоиллюстраций фигур изо льда в природе и сделанных руками человека Беседа «Что такое лёд?» Итоговое занятие «Замок Снежной королевы»








Фрагмент опытно – экспериментальной деятельности кружка «Потомучка» «Ледяные кораблики» Этот опыт мы провели в несколько этапов. Сначала приготовили материалы: взяли формочки, цветную бумагу, палочки. Затем к формочкам прикрепили палочки при помощи скотча, залили её водой и поставили в холод. Когда вода замёрзла, на палочки укрепили паруса и запустили наши кораблики в воду. Как и следовало ожидать, они не утонули. Наблюдение на этом не закончилось, примерно через 30 минут мы заметили, что от наших корабликов остались только паруса, мы сделали вывод, что лёд в тепле тает.


Фрагмент занятия «Замок Снежной королевы» В замке снежной королевы стены изо льда. Не шумят в саду деревья, не журчит вода. Замороженные травы, листья и плоды, В бриллиантовой оправе мерзлые цветы. В замке снежной королевы стены изо льда. Не шумят в саду деревья, не журчит вода. Замороженные травы, листья и плоды, В бриллиантовой оправе мерзлые цветы. Замороженная птица песен не поет, В клетке бело-серебристой зерен не клюет. Замело пути-дороги, к замку не пройти. Злые бури и сугробы встанут на пути… Замороженная птица песен не поет, В клетке бело-серебристой зерен не клюет. Замело пути-дороги, к замку не пройти. Злые бури и сугробы встанут на пути…






Проект
"Маленькие исследователи" – «Научные сотрудники» - «Ученые»
Дошкольники - прирожденные
исследователи. И этому подтверждение
их любознательность, постоянное
стремление к эксперименту, желание
самостоятельно находить решение
в проблемной ситуации. Задача педагога –
не пресекать, а наоборот, активно
помогать.
Н.Н.ПоддьяковАктуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Тип проекта комплексный: исследовательско-творческий, информационно-познавательный, практико-ориентированный.
Сроки реализации: долгосрочный – 3 года.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (4-7 лет), родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через экспериментирование.
Задачи проекта:
Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;
Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними;
Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;
Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее;
Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников», Дыбина О.В. 2013 г.
2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительные группы. 2011г.
3.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. 2010г.
4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. 2005г.
5. Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие/Под ред. Л.Н. Прохоровой. 2003г.
6. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
7. «Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия для дошкольников», Дыбина О.В. 2013г.
8. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В. 2013г.
Материально-техническое:
- разработка конспектов занятий и игр по экспериментированию;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
- оформление «детской лаборатории» в группе.
Этапы проведения проекта.
I. Подготовительный этап
Создание технической базы для детского экспериментирования («детская лаборатория», оборудование, природные материалы);
Анализ методической литературы;
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”;
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми;
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях;
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории;
-Пошив специальной формы для занятий экспериментированием: белые халаты, головные уборы.
II. Реализация проекта
Теоритическая часть: беседа и рассматривание иллюстраций, чтение детской литературы: кто такие ученые, что такое лаборатория, ее назначение;
Практическая часть: проведение познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование), согласно перспективному тематическому планированию.
III. Заключительный проект
Диагностика (результативно-сравнительный анализ)
Новизна разработки.
В своем проекте я применила новый методический подход к организации поисково-исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Данный проект будет реализоваться три года на базе одной группы с одним воспитателем, возраст детей: от 4 до 7 лет (начиная со средней группы и заканчивая подготовительной к школе группой).
Почему я выбрала именно этот возраст с 4 до 7 лет?
С 4-х лет дети становятся любознательнее, начинает развиваться образное мышление, фантазия, увеличивается устойчивость внимания, сосредоточенность. В начале на раннем этапе экспериментирования дети в средней группе будут «маленькими исследователями», повзрослев за год и набравшись опыта по экспериментированию, дети в старшей группе становятся «научными сотрудниками», а в подготовительной группе дети вырастают до «ученых».
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Ожидаемые результаты.
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо-плохо.
Дети с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным. Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Перспективный план работы с детьми по проекту «Маленькие исследователи» в средней группе (4-5 лет)
Месяц Форма работы
сентябрь 1. Знакомство с «детской лабораторией»
Цель: сформировать представления детей о том, кто такие ученые, о назначении «детской лаборатории» и культуре поведения в ней.
2. Занятие «Почему песок хорошо сыплется?»
Цель: выделить свойства песка и глины: рыхлость, сыпучесть, познакомить детей с песочными часами.
3. Эксперимент: «Какая бывает вода»
Цель: сформировать представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.
4. Эксперимент: «Вода-растворитель. Очищение воды»
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; познакомить с правилами поведения при работе с различными веществами.
октябрь 1. Эксперимент «Куда делась вода»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды)
2. Наблюдение «Что у нас под ногами?»
Цель: подвести понимание детей к тому, что опавшие листья являются «кормом» для самих же растений.
3. Занятие «Что стало с опавшими листьями?»
Цель: обратить внимание на изменение опавших листьев в куче.
4. Эксперимент-развлечение «Путешествие Капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнера доказывать правильность своего мнения.

Ноябрь 1. Занятие «Путешествие в царство комнатных растений»
Цель: закрепить с детьми знания названий комнатных растений; обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
2. Наблюдение «Кому лучше?» Посадка двух одинаковых отростков герани: в воду, в почву.
Цель: определить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
3. Эксперимент «Вдох-выдох»
Цель: расширить представление детей о воздухе, способах его обнаружения, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
4. Занятие «Знакомство с мелом и углем».
Цель: сформировать представление детей о свойствах мела и угля, рассмотреть данные породы, сравнить их, обратить внимание детей, что они твердые, но в тоже время хрупкие, легко ломаются, раскалываются, оставляют следы. Организовать для детей рисование мелом и углем.
декабрь 1. Эксперимент «Кто помог определить запах?»
Цель: дать детям представление о значении органа обоняния – носа; упражнять в различении запахов (приятный, неприятный, резкий, ароматный, нежный, цветочный и др.). Материалы: баночка с мазью, шампунь, детский крем, духи, лавровый лист, помада, зубная паста, конфета, лук, чеснок, свежий огурец, банан, лимон.
2. Занятие «В мире стекла»
Цель: познакомить детей со стеклянной посудой, помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое), закрепить правила обращения со стеклом.
3. Эксперимент «Волшебные стеклышки»
Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем, объяснить, для чего они нужны человеку.
4. Наблюдение «Где лучше расти?» Посадка отростков традесканции в два горшка: с плодородной почвой, с песчано-глинистой смесью.
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
январь 1. Эксперимент «Разноцветные сосульки»
Цель: реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.
2. Занятие «Приключение карандаша».
Цель: систематизировать и уточнить представления о свойствах и качествах дерева; развивать логическое мышление, пополнить словарный запас: «шероховатый», «хрупкий», «твердый», «легкий».
3. Эксперимент «Дерево умеет плавать»
Цель: расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
4. Занятие «Путешествие в прошлое бумаги»
Цель: познакомить детей с историей бумаги, с ее современными видами.
февраль 1. Занятие «Узнай все о себе, шарик»
Цель: познакомить детей с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
2. Занятие «В мире пластмассы»
Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная); воспитать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
3. Занятие «Сравнение металла и стекла»
Игра «Веселый трамвай»
Цель: познакомить с качествами и свойствами металла и стекла путем сравнения.
4. Посадка лука.
Цель: познакомить детей со строением луковицы, с условиями, необходимыми для роста растения, воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
март 1. Занятие «Где лучше цветы растут?» (посев цветов на рассаду в два горшка: с плодородной почвой, неплодородной почвой)
Цель: установить зависимость растений от почвы, зависимость факторов неживой природы от живой.
2. Занятие «Посев семян помидоров на рассаду»
Цель: подвести представление детей к пониманию условий, необходимых для роста и развития растений (свет, влага, тепло, почва, подкормка)
3. Наблюдения за рассадой цветов и помидоров.
Цель: определить по состоянию растений качество условий, необходимых для качественного роста и развития растений.
4. Занятие «Нужен ли корешкам воздух?» (два одинаковых растения в горшках с плодородной почвой: одно рыхлить, другое-не рыхлить)
Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении. Доказать, что растение дышит.

Апрель 1. Эксперимент «Испытание магнита»
Цель: познакомить детей с физическим явлением-магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
2. Эксперимент «Два магнита»
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
3. Эксперимент «Необычная скрепка»
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.
4. Эксперимент «Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)
май Чудеса «Кокы-колы»
Цель: формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
1. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на зубы» (половину скорлупы куриного яйца погрузить в коку-колу, другую половину - оставить на поверхности, эксперимент должен показать, что половина яйца, погруженная в коку-колу потемнеет, станет неровной, шероховатой, что и происходит с нашими зубами при употреблении кокы-колы)
2. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на ржавчину» (погрузить ржавый гвоздь в коку-колу, при погружении напиток начнет пениться, если вытащить гвоздь из напитка, ржавчина исчезнет, это говорит о том, что в напитке находятся растворители, которые удаляют ржавчину)
3. Эксперимент «Воздействие кокы-колы на стойкие пятна» (помыть колой чашку с чайным пятном, пятно должно исчезнуть)
4. Эксперимент «В кока-коле очень много сахара» (оставить немного напитка в блюдце на ночь, в результате жидкость испарится, останется тягучий сироп, что доказывает в кока-коле большое содержание сахара)
Перспективный план работы с родителями к проекту «Маленькие исследователи» в средней группе (4-5 лет)
Месяц Формы работы
сентябрь Беседа с детьми в домашних условиях: кто такие ученые; что такое эксперимент.
октябрь Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, одноразовую посуду; сшить халаты и головные уборы для проведение экспериментов.
ноябрь Дать задание родителям сделать или приобрести детский флюгер на поддувку для занятий по экспериментированию.
декабрь Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками вместе с детьми в домашних условиях
февраль Помощь родителей в подборе наглядной информации о пластмассе и его свойствах.
март Предложить родителям приобрести для экспериментирования семена цветов и семян овощей.
апрель Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
май Предложить родителям провести с детьми беседу в домашних условиях на тему «Кока-кола – небезопасный напиток»
Перспективный план работы с детьми по проекту «Научные сотрудники» в старшей группе (5-6 лет)
Месяц Форма работы
сентябрь 1. Занятие «Что есть в почве?»
Цель: установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)
2. Занятие «Какие бывают почвы?»
Цель: уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать для дальнейшей экспериментальной деятельности дерновую землю, глину.
3. Занятие «Наши друзья-подземные жители дождевые черви»
Цель: уточнить представление детей об обитателях почвы – дождевых червях, их строении, повадках, значении. Вызвать у детей положительные эмоции, убедить в том, что каждое существо имеет право на жизнь.
4. Занятие «Сбор семян цветов»
Цель: подвести понимание детей к тому, что из цветов можно собрать семена, что цветы – живые существа, которые имеют свойство размножаться.
октябрь 1. Эксперимент «Почему дует ветер»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представление детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх-он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый.
2. Эксперимент «Этот удивительный воздух»
Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
3. Занятие «Каждому камешку свой домик»
Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
4. Занятие «Можно ли менять форму камня и глины»
Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части)

Ноябрь 1. Занятие «Наряды куклы Тани»
Цель: познакомить с разными видами тканей и обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
2. Занятие «Знакомьтесь, это капрон!»
Цель: познакомить детей с капроном, его свойствами и качествами; дать детям понятие об «искусственных» тканях.
3. Эксперимент: «Какие предметы могут плавать?»
Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
4. Эксперимент: «Подушка из пены»
Цель: развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)
декабрь 1. Эксперимент «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленку.
2. Эксперимент «Свет и тень»
Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
3. Эксперимент «Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
4. Занятие «Все увидим, все узнаем»
Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
январь 1. Занятие «Как согреть руки?»
Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
2. Занятие «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»
Цель: выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
февраль 1. Эксперимент «Твердая вода. Почему не тонут айсберги»
Цель: уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
2. Эксперимент «Изменение объема жидкости»
Цель: выявить изменение объема жидкости при замерзании.
3. Эксперимент «Вода двигает камни»
Цель: выявить, как замерзшая вода двигает камни.
4. Эксперимент «Звенящая вода»
Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
март 1. Эксперимент «Заплесневелый хлеб»
Цель: установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
2. Эксперимент «Растущие малютки»
Цель: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы (на примере молока).
3. Эксперимент «Вкусовые зоны языка»
Цель: определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.
4. Эксперимент «Проверка зрения»
Цель: выявить зависимость видения объекта от расстояния до него.

Ноябрь 1. Занятие «Как появились моря и океаны?»
Цель: объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации.
2. Занятие «Живые комочки»
Цель: определить, как преобразовывались первые живые клетки.
3. Занятие «Как появились острова, материки?»
Цель: объяснить происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.
4. Занятие «Почему первые птицы не летали?»
Цель: выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.
декабрь Проведение серии опытов:
1. «Цветы лотоса» (бумага, вода)
2. Чудесные спички» (спички, вода)
3. «Капля-шар» (мука, вода)
4. Сравнить вязкость воды и варенья (вода, варенье)
5. «Куда делись чернила?» (вода, чернила, активированный уголь)
6. «Подводная лодка из винограда» (газированная вода, виноградинка)
январь 1. Занятие «Далеко-близко»
Цель: познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.
2. Занятие «Чем ближе, тем быстрее»
Цель: узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.
февраль Работа с микроскопом, наблюдения:
1. Муравей
2. Крыло бабочки
3. Голова мухи
4. Крыло пчелы
5. Челюсти пчелы
6. Птичьи перья
7. Плавник рыбы
8. Собачья шерсть
9. Кошачья шерсть
10. Конечность комара
март 1. Эксперимент «Меня зовут Стеклянчик»
Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора.
2. Эксперимент «Родственники стекла»
Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнивать их качественные характеристики и свойства.
3. Занятие «В мире металлов»
Цель: называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро), сравнивать их свойства.
4. Занятие «В мире пластмассы»
Цель: узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмассы (полиэтилен, пенопласт, оргстекло), сравнивать их свойства.

Олеся Анатольевна Заворина

Актуальность проекта :

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта .

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя , чем ребенок. Он по своей природе - исследователь . Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Цель проекта : Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта :

Для работы с детьми

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через :

*Наблюдения за объектами неживой природы;

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4. Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности : воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2. Выполнять совместные задания по проекту .

Для педагога

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта , оформить зоны познания играми на тему проекта .

4. Помогать детям добывать знания.

Вид проекта : познавательно - исследовательский .

Продолжительность проекта : долгосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети средней группы , родители воспитанников.

Предполагаемый результат :

Для детей : Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;

Для родителей : повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога : повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта :

Формы работы с детьми :

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями :

Этапы реализации проекта :

I этап –подготовительный (сентябрь)

Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

Анкетирование родителей;

Определение цели, задач проекта , сроков реализации, предполагаемого результата.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории

II этап – основной (октябрь -май)

Составление плана работы над проектом .

Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта .

Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.

Работа по блокам

месяца Организованная

образовательная

деятельность Совместная деятельность взрослого с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с

родителями

Ь Песок и глина

Цель : Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни. *НОД «Путешествие к Песочной фее»

*Беседы : «Животные и песок» , «Где используют песок и глину» .

* Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «О связи неживой и живой природы» . *

«Легко ли сыплется песок и глина?»

«Из чего состоит песок и глина?

«Легкие ли песчинки и частички глины?

«Куда исчезла вода?»

«Лепим из влажной глины и песка»

«Пропускаем воду через песок, глину»

*Игра «Испечем пирожки для куклы Кати» .

*Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь» .

*Моделирование из песка и глины.

*Конкурс на лучшую постройку из песка. *Рисование палочкой на песке.

*Создание «песчаных картин» .

*Лепка из глины.

*Роспись глиняных изделий.

*Эксперименты :

«Песчаные бури» , «Норка для мышки» ,

«Следы на песке» , «Моем сапожки» (от чего легче отмыть обувь – от песка или глины)

*Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

*Анкетирование «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»

*Приобретение оборудования для детской экспериментальной лаборатории.

Цель : познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.

*НОД «Зачем человеку нужны камни» .

*Беседа «Живые камни» .

*Исследовательская деятельность

1.«Какие камешки бывают» .

2. «Камни твердые»

3. «Может ли камешек плавать?»

*Лепка «Разноцветные камешки и картины»

*Рисование по замыслу «Волшебные превращение камней»

*Чтение сказки

П. Бажова «Серебряное копытце» .

*Постройка из камней дорожки к домику собачки.

*Игра на развитие воображения «Живые камни»

*Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

*Изготовление памяток для родителей по развитию любознательности дошкольников.

Ь Волшебница

Цель : формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. *НОД «Ходят капельки по кругу»

*НОД «Чтение рассказа

Д. Перина «Живая вода» ;

*Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»

*Исследовательская деятельность

«Вода жидкая, она льется»

«Прозрачная вода» .

«У воды нет запаха и вкуса» .

«У воды нет формы»

«Вода – растворитель»

«Что плавает в воде» .

«Очистка грязной воды»

«Три состояния воды»

*Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река» .

*Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций. *Игра с водой «Тонет – не тонет» ,

*Наблюдение за облаками,

сосульками, морозными

узорами на окне. *Опыты с водой, льдом

*П/и «Ручеек» , «Мы–капельки» ,

*Д/и «Цепочки реки» , «Этажи реки»

*Подборка с детьми стихотворения и загадок

о явлениях природы, связанных с

водой (роса, снег, лед, дождь) .

*Изготовление книжек-малышек о воде.

*Подготовка с детьми рассказов «Как мы с мамой дома проводили опыты с водой» .

Ь Снег и лед – это тоже вода.

Цель : Формировать представления о снеге и льде, их свойствах. *НОД по художественному творчеству (Рисование)

«Зимние забавы»

*Исследовательская

деятельность

Опыт№1 «Замораживание воды»

«Таяние снега»

«В какой воде снег тает быстрее»

«Сравнение кусочка льда и кусочка снега»

*Чтение : Е. Благина «Снег» , А. Дэви «Зима» , «Снежинка» , Т. Новицкая «Белый снег пушистый» , А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал» , М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»

*Наблюдение за падающими снежинками.

* Рассматривание альбома «Зима» .

*Лепка «Снеговик» (из снега)

*Рассматривание снежинок через лупу.

*Игра «Пройди по следам на снегу»

*Сооружение построек из снега.

* Изготовление с детьми цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев на групповом участке .

*Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

Ь «Воздух

вокруг нас»

Цель : Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. *НОД «Знакомство со свойствами воздуха»

*Исследовательская деятельность

«Воздух невидимка»

«Чем мы дышим»

«Что легче : воздух или вода?»

«Как поймать воздух?»

«Можно ли взвесить воздух?»

«Загадочные пузырьки»

«Воздух сжимается» *Игра на духовых музыкальных инструментах.

*Надувание воздушных шариков

«Смешные мордашки» .

*Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями

*Рисование

«Нарисуй ветер» *Консультация «Экспериментирование в различных видах деятельности» .

Т «Знакомство с ветром»

Цель : Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей. *Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!» *Исследовательская деятельность

«Как рождается ветер»

«Плывет, плывет кораблик»

«Песчаные бури»

*Фокусы : «Подводная лодка» , «Упрямый воздух» ,

*Чтение : Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «Прозрачный невидимка» , «Южный ветерок»

*Наблюдение за флюгером на участке.

*П/и «Попади в обруч»

(с бумажными самолетиками)

*Образовательный маршрут для родителей «Такой важный воздух» .

*Изготовление с детьми вертушек и вееров.

Ь «Магнит»

Цель : Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами *НОД «Магнит – фокусник»

*Беседа «Использование магнита в медицине, технике, быту, группе »

*Исследовательская деятельность

Опыт№1 «Притягиваются – не притягиваются»

Опыт№2 «Намагничивание предметов»

«Действие магнита через разные вещества»

*Фокусы : «Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук?»

«Можно ли найти металлические предметы в песке?»

*Представление для кукол «Мы – фокусники» .

Игры с магнитами. Привлечение родителей к оформлению стенгазеты

«Маленькие исследователи »

Й «Чудесная кладовая – почва»

Цель : Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах. *НОД «Удивительная почва»

*Исследовательская деятельность

«В почве есть воздух»

«Сжимание почвы»

«Загрязнение почвы»

* Опыты из цикла «Роль почвы в

жизни растений»

*Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля» , «Дождевой червяк» ,

*Помощь в создание картотеки опытов экспериментов с детьми 4-5 лет.

*Участие в субботнике по озеленению территории детского сада.

3этап – заключительный

Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.

Обобщение результатов инновационной деятельности.

Презентация проекта :

Постановка сказки с элементами экспериментирования.

Представление опыта работы по проекту на педагогическом совете.

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Участие детей в проекте "Маленький исследователь на даче" позволит максимально обогатить знания и представления об овощах, их свойствах; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель: Заинтересоватьдетей наблюдать за жизнью культурных растений

Задачи:

  • Расширять представление об овощах, ягодах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления в нашей стране.
  • Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах(в нашем случае об овощах, ягодах)
  • Совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности воспитанников.
  • Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа.
  • Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) .
  • Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.

Продолжительность проекта: апрель – август.

Участники проекта:

  • Дети группы «Радость»
  • Родители
  • Воспитатель группы - Григорьева Татьяна Николаевна

Предполагаемые результаты:

1. Подготовка индивидуальных исследовательских проектов:

«Овощи, полезные всем» - Миша Чердаков.

«Полезные овощи» - Даниил Колотов.

«Дыня - это овощ, или фрукт» - Ангелина Николаева.

«Синьор Помидор» - Аня Кольченко.

«Ягода - малина» - Игорь Коростылев.

2. Знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить их них, как заготавливают овощи на зиму.

3. Составлять описательный рассказ об овоще использованием опорной схемы.

4. Подобрать интересный познавательный материал по своему проекту

Перечень форм и методов реализации проекта

  • Игры – путешествия.
  • Наблюдение на огороде «Наши растения».
  • Занятия в игровой форме.
  • Подвижные, дидактические, настольные, сюжетно - ролевые игры.
  • Рассматривание иллюстраций, картин.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Загадки, пословицы и поговорки.

Этапы реализации проекта

1. Ознакомительный (подготовительный).

2. Основной (исследовательский).

3. Заключительный (презентация).

1. Апрель – постановка познавательной задачи перед детьми и родителями, выбор темы наблюдения, планирование работы по проекту, посадка семян на рассаду.

2. Май – наблюдение за пробуждением земли. Формирование практических навыков подготовки земли к посадке огорода. Наблюдение за ростом семянв грунте.

3. Июнь – высадка рассады помидор в грунт: практические навыки (прополка клубники, полив). Закрепление понятий: семена, всходы, ростки; рассказ родителей о том, как и зачем нужно ухаживать за растениями на улице. Сбор урожая огурцов, ягод.

4. Июль – прополка, уход за растениями огорода; наблюдение за изменениями, происходящими в развитии растений; наблюдение за насекомыми, прилетающими в огород.

5. Август – наблюдение за созреванием ягод - малины. Сбор урожая помидор, дыни, тыквы. Закреплениезнаний, полученных детьмив ходеработы по проекту.

В ходе проекта.

Работа с детьми:
Проведение дидактических игр: «Огород сажаем сами», «Где вершки, где корешки», «С какой ветки ягодки», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Угадай, что в мешочке», «Узнай по запаху».

Словесные игры «Скажи ласково», «Объясни словечко», «Какой сок из...»
Наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
Заучивание стихов об овощах - Е. Благинина «Приходите в огород», В.Волина «Наша грядка» Совместная работа детей и родителей:
Сбор информации: подбор иллюстраций, художественной литературы; рассматривание энциклопедий; разгадывание и загадывание загадок, проведение викторины «Овощи, полезные всем!».

Наблюдение в огороде за ростом растения, зарисовка этапов роста растений в альбоме наблюдений.

Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом томатов).

Опыт с помидорами - «пасынкование».

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Исследовательская деятельность на даче». Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Консультации «Что за полезные овощи!»
Фоторепортаж «Дыня - это овощ, или фрукт»; «Овощи полезны всем»; «Синьор Помидор»; «Полезные овощи»; «Ягода - малина».

Участие в презентации проекта, дегустация овощных блюд (салаты, соки, варенье) . Вручение дипломов.

Работа воспитателя

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

2. Составление плана работы над проектом.

3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.

4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

6. Изготовление дидактических игр и пособий

Подготовительный этап

  • Беседа с детьми познавательного характера «Как вырастить овощи?»

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

  • Рассказ медсестры на тему «Витамины и здоровье»

Цель: Познакомить детей с пользой витамин для здоровья детей.

  • Дидактическая игра «Что, где растет?»

Цель: Научитьклассифицировать растения по месту их произрастания.

  • Чтение художественной литературы

Цель: Развивать у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Н. Носов «Огурцы», «Огородники».

В. Сутеева «Мешок яблок».

Ю. Тувим «Овощи».

Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали».

Разучивание пальчиковой гимнастики "Хозяйка однажды с базара пришла»

  • Загадки об овощах.

Цель: Закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи.

Исследовательский этап

  • Наблюдение за ростом растений на огороде Цель : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений .
  • Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений»

Цель: Научить определять части у разных растений; находить общее и отличительные признаки.

  • Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек.

Цель: Выявить свойства земли необходимые для роста растений; насколько необходима вода растениям; роль солнечного света в жизни растений; насколько растение нуждается в уходе.

  • Подвижная игра «Садоводы»

Цель: Закрепить представление детей о способах посадки плодово-ягодных культур; развивать интерес к посадке растений.

  • Игра-соревнование «Кто больше знает?»

Цель:Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Презентация проекта «Витамины и здоровье»

Цель : Формировать представление детей о роли витаминов и жизни человека. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Воспитатель: Ребята, что вы делаете для того, чтобы поддержать наш организм всегда крепким и здоровым?

А что такое витамины и минеральные вещества?

Кто думает иначе? Правильно, витамины – это такие вещества, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности нашего организма. Первоисточниками витаминов обычно служат растения.

Расскажите, ребята, какие вы знаете витамины и для чего они нужны.

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях ваши мамы. Вместе с ними с ранней весны наши ребята вырастили урожай, богатый витаминами.

Выступление родителей и детей.

1. «Овощи, полезные всем» - Ирина Евгеньева и Миша Чердаков рассказали о полезных свойствах огурцов.

2. «Синьор Помидор» - Аня Кольченко и Екатерина Владимировна показали, какой урожай томатов собрали на садовом участке, и рассказали сказку «Почему помидор красный?»

Игра «Мы считаем».

Раз, два, три, четыре, пять –

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

Один огурец.(Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

Два огурца.

(Счет в игре идет до пяти).

3. «Дыня - это овощ, или фрукт» - Наталья Владимировна и Ангелина Николаева угостили ребят вкусной и ароматной дыней.

4. «Полезные овощи» - Даниил Колотов и Елена Михайловна рассказали о том, как вырастили на грядке тыкву, и какие вкусные блюда можно приготовить.

5. «Ягода - малина» - Игорь Корастылёв и Екатерина Викторовна напомнили детям о полезных свойствах малины, а также приготовили малиновый морс.

Во второй части проекта родители приготовили овощную нарезку из помидор и огурцов, угостили ребят ароматной дыней и малиновым морсом. Из тыквы сделали замечательную поделку «Хозяйка урожая».

Участники проекта были награждены благодарностями за активную и творческую работу.

Список литературы:

1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

2. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.