Совершенствование проектного подхода. Понятие и подходы к классификации проектной деятельности. Цитаты знаменитых людей о проектах и управлении проектами

Условия XXI века, в которых сегодня приходится вести дела и решать всевозможные задачи, крайне изменчивы, и чтобы им соответствовать приходится все время находить новые способы и пути решения задач и проблем. И к наиболее популярным и эффективным инструментам относится проектный подход. Это и обуславливает актуальность проектного управления в наши дни. В своей деятельности управление проектами применяют компании, занятые в сферах малого, среднего и крупного бизнеса, федеральные организации и даже инвестиционные корпорации, органы власти и государственные предприятия. Так почему же проектный менеджмент так востребован?

Что такое проект и управление проектами

Проектом называется ограниченное по времени предприятие (имеется в виду мероприятие), целью которого является создание уникального продукта, товара или услуги или получение принципиально новых результатов.

Исходя из этого определения, под управлением проектами (Project Management) следует понимать приложение знаний, усилий, опыта, инструментов и методов к проектным работам для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.

И в процессе существования любой организации, а также в процессе осуществления любой серьезной задумки рано или поздно наступит момент, когда придется принимать решение: использовать в своей деятельности профессиональное управление проектами или продолжать работать в прежнем режиме.

Зачем нужно управление проектами

Как и следует полагать, организации и компании всегда имеют стратегию и стратегические цели, и в рамках применяемой стратегии обычно выполняются те или иные проекты. Проект-менеджмент - это в первую очередь инструмент, позволяющий достигать стратегических целей. Проще говоря, эффективное проектное управление позволяет не просто грамотно управлять проектами, но и получать целый комплекс средств достижения стратегических целей, а также обеспечивает выделение ресурсов (временных, трудовых, финансовых и т.д.) лишь на те задачи, решение которых будет продвигать организацию на пути к решению главных задач.

Когда имеется какой-то единый принцип отбора проектов, то и применение корпоративных систем управления проектами (КСУП) делает возможным получение единой картины выполнения портфеля проектов, позволяет контролировать бюджет, сроки выполнения, расход ресурсов и общий прогресс проекта. Использование систем управления проектами, помимо прочего, предоставляет организации прозрачность и возможности для оценки разного рода затрат (финансовых, человеческих, временных и т.д.) в ракурсе проектной работы.

Представленный контроль и эта самая прозрачность в процессе проектного управления позволяют находить причины отклонений и перерасходов, тем самым оптимизируя ресурсы и сокращая их объемы, а значит, и позволяют снижать всевозможные затраты. Кроме того, систематизированные и структурированные методы управления проектами многократно повышают потенциал и конкурентоспособность компаний, помогая им достигать успеха и закрепляться в выбранных нишах.

Однако не следует забывать и о том, что подходы к управлению проектами, да и сам проект-менеджмент как таковой, - это всего лишь стандарты и своды знаний, если работой не управляет грамотный и опытный специалист, обладающий необходимыми компетенциями. Без руководителя ни один проект не будет иметь шансов на жизнь.

Кто такой руководитель проекта

Как мы и заметили, успех любого проекта, не важно, что это - создание инновационного продукта, разработка веб-сайта или запуск новой рекламной кампании - всегда будет зависеть от занимающейся реализацией этого проекта команды. Но вот какой именно будет эта команда, насколько слаженно и продуктивно она будет работать, каким образом в ней будет распределена ответственность и т.д. - все это самым прямым образом зависит от проект-менеджера (руководителя проекта).

Но нередко понимание должности проектного менеджера настолько размыто, что совершенно непонятно, чем занимается этот человек, какие функции выполняет, за что отвечает и т.д. Давайте разберемся, кто такой PM (Project Manager).

Если заглянуть в Свод знаний по управлению проектами (PMBoK), можно увидеть, что руководителем проекта называют человека, назначенного исполняющей организацией на должность руководителя команды и отвечающего за достижение поставленных перед проектом целей. И это определение, пожалуй, наиболее верное, т.к. задача проект-менеджера - построить процесс работы над проектом, используя в рамках бюджета ресурсы и руководствуясь установленными сроками и оговоренными требованиями к качеству результата.

К компетенциям руководителя проекта относят:

  • Знания, т.е. то, что проект-менеджер знает о проект-менеджменте
  • Исполнение, т.е. то, что проект-менеджер в состоянии сделать и чего достичь, используя свои знания
  • Личностные качества, т.е. поведение проект-менеджера в процессе реализации проекта и связанной с ним работы

Каким бы ни был проект, его руководитель всегда будет взаимодействовать с руководством, заказчиком, командой и самим проектом. И чтобы его деятельность была эффективной, он должен не только обладать вышеназванными компетенциями, но еще и уметь управлять проектами, применяя для этого свои личные качества и вспомогательные инструменты.

Как научиться управлять проектами

Итак, чтобы проект-менеджер был действительно эффективным и дал положительные результаты, руководитель должен быть в состоянии:

1 Собрать для осуществления задумки правильных людей и создать из них команду, члены которой будут разделять общие идеи, ценности и цели, нести ответственность за свои решения и поступки. Этот навык можно назвать основополагающим.
2 , т.к. во время реализации проектов их насчитывается огромное количество. Сюда же можно отнести и . Без этих навыков реализация проекта будет сопряжена с массой проблем, как внутренних, так и внешних.
3 Повести за собой людей, т.е. быть лидером. Учитывая то, что не каждый от рождения обладает способностью к лидерству, лидерские навыки нужно развивать и культивировать. Для этого существует немало специальных тренингов и курсов.
4 Применять различные методы управления проектами, причем речь здесь идет именно о практическом навыке их применения. Но для начала о них следует узнать, и с самыми популярными из них вы познакомим вас в этом курсе.
5 Внедрять в деятельность и использовать разнообразные программные продукты - системы управления проектами. О нескольких десятках таковых вы также узнаете, пройдя наш курс.

Безусловно, проект-менеджмент - это сложная работа с невероятным количеством тонкостей и подводных камней, о которых, не имея опыта, просто не узнаешь. Но не нужно думать, что научиться этому невозможно. На самом деле, как вы и сами знаете, возможно практически все в этом мире, а уж управлять проектами - и подавно. Именно для этого мы и разработали предлагаемый вам курс. Он, естественно, не заменит высшего профильного образования и мастер-классов у специалистов с мировым именем, но вполне может стать отправной точкой и послужить базой, на которую впоследствии ляжет другая информация.

Наш курс по управлению проектами представлен двумя главными составляющими: теоретической и практической. Теоретическая часть состоит из информации, которую вам потребуется прочесть и осмыслить. Что касается практической части, то она включает в себя рекомендации, советы, техники, методы и системы управления проектами, которые можно и нужно использовать в работе.

Акцент в курсе сделан на управление проектами, однако мы включили в него несколько блоков на тему командообразования и планирования, т.к. все это в рамках проект-менеджмента тесно переплетается друг с другом. Информации из курса будет вполне достаточно, но мы все-таки советуем вам ознакомиться с дополнительными материалами, которые пригодятся вам в дальнейшей практике. Обратите внимание на следующие материалы:

И еще один нюанс, на который мы хотели бы указать: одно из наиболее важных правил освоения любого навыка - это перенос теоретических знаний в практическую плоскость. О том, как проходить занятия, мы еще поговорим, а пока скажем, что все, что вы узнаете из курса, нужно сразу же начинать применять.

Советы, рекомендации, методики, системы проектного управления - все это должно быть взято вами на вооружение и использовано в работе, пусть даже вы пока не взялись за серьезный проект. Чем раньше вы начнете совершать правильные действия, тем быстрее у вас появится опыт и сноровка, которые так нужны для достижения успеха.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

А теперь предлагаем вам познакомиться с кратким содержанием каждого из пяти уроков курса «Управление проектами».

Уроки управления проектами

При составлении курса мы изучили достаточно много информации по проект-менеджменту. Включать в состав курса все, что хотелось, мы не стали по причине огромного объема темы. Поэтому, оставив наиболее значимые по нашему мнению темы, мы сосредоточились на них и постарались раскрыть основные их аспекты, немного переработав материал и адаптировав его (насколько это было возможно) для более легкого восприятия и понимания.

Курс включает в себя пять уроков, посвященных отдельным разделам проект-менеджмента, и содержит теоретические сведения и практические указания. Пошаговое изучение уроков позволит вам сформировать четкое и объективное представление о проектном управлении, функциях проект-менеджера и задачах, выполнением которых должна заниматься команда проекта. В дополнение к урокам мы сделали краткие обзоры популярных тематических книг.

Проектная деятельность невозможна без предварительного планирования. Планирование же представляет собой постановку целей и определение способов их достижения. Все это направлено на решение поставленных перед проектом задач.

Из первого урока вы узнаете о том, что такое планирование проекта, об основных и вспомогательных процессах планирования, познакомитесь с принципами планирования, структурой разбиения работ, матрицей ответственности и статьями затрат. Также мы расскажем о сетевом планировании, планировании по временным параметрам и организации работ по проектному планированию.

Как реализация проекта невозможна без грамотного руководителя, так она невозможна и без команды специалистов. И важно здесь не только наличие у членов команды необходимых компетенций, но и создание в коллективе продуктивной атмосферы и положительного микроклимата. Об этих и других не менее важных вещах рассказывается во втором уроке.

Мы подробно рассмотрим состав команды и участников проекта, поговорим о проект-менеджере и его обязанностях и функциях, а также требованиях к нему. Но основной материал посвящен вопросам командной работы, а именно: признакам команды и подходам к ее формированию, жизненному циклу команды и отбору ее участников, планированию и организации командной работы, развитию команды и урегулированию конфликтов.

Проектная деятельность любого масштаба всегда связана с определенными рисками, и чем крупнее проект, тем больше и масштаб потенциальных угроз для него. И здесь крайне важно не просто оценивать риски, но и уметь разрабатывать пути реагирования на изменения в ходе проекта, способные минимизировать степень рискованности.

В третьем уроке вы познакомитесь с понятием проектных рисков и неопределенности, концепцией и планированием риск-менеджмента, идентификацией, анализом и оценкой проектных рисков, планированием реагирования на риски. В конце урока приводятся 10 правил управления рисками от профессионала в области проектного управления - Барта Джутта.

Успешность управления проектами обусловлена, в дополнение ко всему, применяемыми для этого методами. Несмотря на то, что универсальной методики, которая подходила бы ко всем проектам, пока не создано, есть некоторое количество методов, признанных наиболее эффективными.

Четвертый урок посвящен рассмотрению самых популярных на сегодняшний день методов управления проектами: Agile, Lean, Six Sigma, Kanban, Scrum и PRINCE2. Кроме описаний мы приведем упрощенные схемы работы по этим методам и расскажем об их преимуществах и недостатках.

Чтобы качество проектного менеджмента, эффективность работы команды и управления портфелем проектов были на высоте, необходимо использовать в своей работе системы управления проектами. Они представляют собой информационные и автоматизированные системы проектного управления, т.е. специализированное программное обеспечение.

В пятом уроке приведены ознакомительные характеристики пятидесяти систем управления проектами, среди которых Basecamp, Asana, TeamBridge, Адванта, Time Master, Microsoft Project, Project Kaiser, Workdoer, ProjectOffice, Comindwork, WebAsyst, Zoho Projects, IPI.MANAGER, Assembla и ряд других. В заключение мы немного поговорим о пользе применения этих систем.

Книги по управлению проектами

Этот раздел мы посвятили интересным и полезным книгам по проект-менеджменту. Они содержат в себе просто колоссальный объем теоретических и практических сведений, с которыми вам обязательно нужно познакомиться. Безусловно, многое придется проверять на своем собственном опыте, но согласитесь, что использование в своей работе опыта других людей способно уберечь от множества ошибок и сэкономить уйму времени. Поэтому после прохождения курса выделите время на прочтение хотя бы нескольких книг из предложенного нами списка.

Как проходить занятия

Овладеть проект-менеджментом непросто, по причине чего и сам курс может показаться вам в определенной степени сложным. Но, как мы уже упоминали, информацию мы постарались по возможности упростить и сделать более удобоваримой, т.к. тема все-таки специфическая. Не стоит пугаться непривычной терминологии и замысловатых таблиц и графиков - по мере изучения курса все обязательно встанет на свои места, а значит, и разобраться в теме вы сможете без проблем.

Все уроки имеют практическую направленность, и подходить к ознакомлению с ними следует именно с такой позиции. Все, что вы узнаете из курса, может быть использовано вами в тот же день, причем даже когда речь идет о компьютерных программах: вы можете скачать заинтересовавшее ПО на свой компьютер и попробовать его в действии. Что уж говорить о планировании, личной и командной эффективности.

Проходить уроки мы рекомендуем в той последовательности, в которой они представлены, и на прохождение каждого из уроков мы советуем рассчитывать минимум 2-3 дня. Сегодня вы просто читаете урок и осмысливаете его, выделяете наиболее важные моменты, быть может, . Завтра обращаетесь к тому, что показалось самым интересным и значимым, знакомитесь с дополнительными материалами, методиками и программами. Послезавтра, если есть такая возможность, внедряете полученные знания в практическую деятельность.

Кстати, именно последний пункт мы считаем наиболее важным. Всегда и во всем стремитесь применять свои знания, чтобы они не оставались просто багажом бесполезных знаний. Помните: не важно, сколько всего вы знаете, важно то, что вы можете сделать с этими знаниями. Эту мысль можно назвать краеугольным камнем любого обучения.

И напоследок предлагаем вам познакомиться с мыслями некоторых знаменитых людей на тему проектов и управления проектами. Вполне вероятно они послужат для вас дополнительной мотивацией, а заодно и пару минут вы проведете с удовольствием и пользой. Так что налейте себя чашечку чая или кофе и приступайте к прохождению курса. Мы уверены, что у вас все получится!

Цитаты знаменитых людей о проектах и управлении проектами

«В какой бы стадии ни находился проект, время, необходимое для его завершения, есть величина постоянная» - Закон Хартри

«Все вещи создаются дважды. Первый раз ментально, второй раз - физически. Ключ к креативности в том, чтобы начинать работу, зная заранее результат, который хочешь получить» - Стивен Кови

«Проект - это черновик будущего» - Жюль Ренар

«Мы должны либо найти путь, либо проложить его» - Ганнибал

«Пытаться управлять проектами без проектного управления - это как пытаться играть в футбол без плана игры» - Карен Тейт

«Если нужно выбрать среди экспертов одного настоящего, выбирай того, кто обещает наибольший срок завершения проекта и его наибольшую стоимость» - Принцип Уоррена

«Из всего, что я делал в жизни, самым важным я считаю управление талантливыми людьми, которые работали на нас, направление их к нужной цели» - Уолт Дисней

«Не важно, насколько хороша ваша команда или как эффективна методология, если вы не решаете правильную проблему, то проект провалится» - Вуди Уильямс

«ПРАВИЛО 90 НА 10. При осуществлении любого проекта первые 90 процентов работы занимают 10 процентов времени, а последние 10 процентов — остальные 90 процентов времени. - Законы Мерфи

«Планы — бесполезны, планирование — бесценно» - Дуайт Эйзенхауэр

По итогам изучения первой главы читатель будет: знать теоретические основы управления проектами, роль внешней и внутренней среды проекта, экономические аспекты проекта, основные организационно-правовые формы реализации проектов; уметь выбирать наиболее приемлемую схему организационно-правового взаимодействия участников проекта; владеть навыками проектирования организационных структур.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ

Современное управление предприятием представляет собой сложную систему, включающую не только принципы и задачи управления, структуру управления, различные методы и подходы, но и целый ряд функциональных подсистем, таких как стратегическое планирование и оперативное руководство; управление производством и персоналом; управление маркетингом, финансами, инвестициями, информацией и т.д.

Развитие предприятия происходит в процессе непрерывной хозяйственной деятельности. В ходе этой деятельности на предприятии реализуются различные изменения, направленные на создание новых технологий, продукции, на решения организационных задач, на разработку и реализацию нововведений и продвижение инноваций. Все эти задачи решаются через организацию и осуществление различных мероприятий.

В связи с возрастанием сложности решаемых задач, их разнородностью, а порой и уникальностью, традиционные методы управления, которые нацелены на реализацию системных повторяющихся управленческих воздействий, оказались малоэффективными. Возникла необходимость разработки и применения на практике более прогрессивных методов управления сложными мероприятиями.

Мероприятие , мероприятия, ср. (книжн. офиц.) - действие, направленное на осуществление чего-нибудь, для осуществления какой-нибудь цели 1 .

Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т«Сов. энцикл.»: ОГИЗ: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

Мероприятие - кратковременный неформализованный набор работ, направленных на получение заданных результатов. Мероприятие можно рассматривать как проект, к которому применяется упрощенный документооборот в связи с его краткосрочностью и низкой трудоемкостью.

Таким образом, в практике организационного управления возникает понятие «проект» как объект управления мероприятиями особого рода. Соответственно, управление проектами можно рассматривать как метод управления мероприятиями, нацеленный на сложные, неповторимые действия (авт .).

Слово «проект» имеет английское происхождение (от англ. project - проект, программа, план, стройка). В научной литературе и в повседневной жизни термин «проект» может означать следующее :

  • средство или способ достижения целей;
  • комплект документации, необходимый для строительства;
  • временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг, результатов;
  • сложное мероприятие;
  • программа, реализуемая с некоммерческими целями, например в общественном самоуправлении.

В российской управленческой литературе под проектом понимается совокупность, комплекс задач и действий, имеющих следующие отличительные признаки: четкие конечные цели, взаимосвязи задач и ресурсов, определенные сроки начала и окончания проекта, известная степень новизны целей и условий реализации, неизбежность различных конфликтных ситуаций вокруг и внутри проекта.

Примерами проектов, которые мы реализуем в повседневной жизни, могут быть ремонт в квартире, проведение торжественного мероприятия - свадьбы, юбилея, научное исследование. Но мы мало задумываемся над тем, что это - проекты. И тем более нам не приходит в голову применять знания, инструменты и методы управления в подобного вида проектах.

Тем не менее, основываясь на определении Института проектного управления, управление проектами означает применение знаний, навыков, инструментов и методов управления к проектной деятельности для удовлетворения предъявляемых к проекту требований.

В общей структуре менеджмента проект отличается определенными характеристиками (признаками) и реализуется при помощи особого вида управленческой деятельности - управления проектами. Параметрами проекта являются:

  • удовлетворение требований (англ, performans );
  • издержки реализации (англ, cost);
  • длительность реализации (англ. time).

К признакам, характеризующим проект, можно отнести следующее:

1. Достижение определенной цели. Зачастую появление проекта связано с необходимостью решения определенной проблемы или удовлетворения определенных требований. Эта проблема может носить самый различный характер, но решение ее всегда связано с уникальными, связанными между собой изменениями, которые необходимо провести в определенные сроки с учетом конкретного бюджета и получить результат, который имеет четкие характеристики.

Реализация такого подхода предполагает точное определение, формулирование и понимание целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Кроме того, проект можно рассматривать как преследование тщательно выбранных целей, а продвижение проекта к завершению - достижение целей более высокого уровня, пока не достигнута конечная цель, т.е. результат.

При этом общую цель любого проекта можно выразить следующим образом: «как можно более полно удовлетворить предъявляемые требования быстро и дешево».

  • 2. Результат проекта. Результатом проекта является какой-либо продукт или услуга, который будет соответствовать запланированным параметрам, при этом обладать определенной уникальностью. Источники уникальности могут быть заложены в специфике конкретной производственной ситуации, длительности подготовки и реализации проекта, в уровне издержек, связанных с проектом, применением инновационных технологий, привлечением в команду проекта различных специалистов и т.д. При этом главное - все сложные и неповторяемые действия с учетом риска и неопределенности должны соответствовать результатам.
  • 3. Определенность проекта по времени, детерминированность. Этот признак является главным отличием проектного менеджмента от операционного. У проектов есть более или менее четко выраженные начало и конец. Некоторые авторы детерминированность рассматривают не только как ограниченность во времени, но и применяют «ясно определенную деятельность» к месту и условиям его выполнения. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания заданий, входящих в проект.

Поскольку проекты охватывают сложные объекты, то необходимо учитывать целые комплексы разнообразных и многочисленных требований к проекту (показатели или параметры, характеризующие результаты выполнения проекта). В некоторых проектах, например строительный проект, сфера и способ описания требований формализованы (задание на проектирование). При этом важно, чтобы формализация требований не ограничивала творческую инициативу.

Стоимость проекта - требование, выраженное в форме лимитов затрат и издержек. Этот параметр не должен превышаться.

Длительность проекта - определяет период времени, в течение которого проект должен быть реализован, а также календарные сроки реализации проекта.

Граница проекта - дополнительный параметр, который помогает увидеть зависимости между его основными параметрами.

Издержки проекта - параметр, зависящий от сферы реализации, требований и длительности проекта.

Все параметры проекта или требования тесно взаимосвязаны и должны определяться комплексно, с учетом взаимных влияний и ограничений.

Практическая деятельность показывает, что разнообразие проектов огромно. При этом проекты можно классифицировать по ряду специфических характеристик:

  • источнику заказа;
  • направленности;
  • уровню новизны;
  • размеру (масштабу);
  • сфере применения;
  • длительности.

По первой характеристике - источнику заказа на разработку проекта - проекты подразделяются на внешние и внутренние. Проект должен обрести главное заинтересованное лицо (организацию) - сторону, которая станет будущим владельцем и пользователем результатами проекта и будет нести за него ответственность. В нашей терминологии - это обычно заказчик проекта. В рыночной экономике - это владелец (собственник), часто в литературе по управлению проектами - клиент.

Внешние проекты исходят от клиентов предприятия. Предметом таких проектов могут быть уникальные изделия (корабли, самолеты, станки, кинофильмы), объекты (здания, инженерные сооружения), мероприятия (рекламные акции, спортивные соревнования, научные исследования).

Внутренние проекты - проекты, необходимость реализации которых обусловлена собственными потребностями предприятия (руководителей предприятия). Подобные проекты реализуются в целях активизации деятельности предприятия, например создание нового продукта, освоение новой территории для реализации продукта, внедрение информационных систем, реконструкция или замена технологического оборудования, внедрение новых технологий и т.д.

Управление внешними и внутренними проектами имеет свои особенности. Реализация проектов, выполняемых по внутренним и внешним заказам, различна. С одной стороны, предприятия, выполняющие проекты по внешним заказам, обычно лучше подготовлены к управлению проектами в методическом, кадровом и организационном аспектах. К реализации таких проектов привлекаются в первую очередь производственные структуры предприятия. С другой стороны, выполнение проектов по внешним заказам создает проблемы и увеличивает издержки, связанные с координацией работ, а также повышает неопределенность планирования и реализации этих проектов, что обусловлено необходимостью контактировать с заказчиком, обеспечивать корректный обмен информацией, четко разделять ответственность, а также грамотно рассчитывать сроки и издержки.

Следующая характеристика проекта - направленность (ориентация ). Направленность проектов может быть как на объект, так и на процесс. В проектах, направленных на объекты, целью является создание или изменение разнообразных материальных ценностей: продуктов, объектов строительства, технических систем и т.п. Цель проектов, ориентированных на процессы, заключается в создании или изменении процессов и исполнительных систем, например систем информирования и принятия решений, технологических и распределительных процессов, организационных систем и т.п.

Для предприятия последствия реализации выделенных видов проектов оказываются различными. По завершении реализации объектно-ориентированного проекта предприятие возвращается к функционированию в обычном режиме. Например, проект технологической модернизации производственного подразделения требует внесения некоторых изменений в систему организации и управления; однако после окончания работы над ним какие-либо существенные изменения в этой сфере не предусматриваются. Напротив, проекты, ориентированные на процессы, предопределяют изменения в функционировании предприятия и по их завершении. Например, проект по внедрению «бережливого производства» влечет за собой изменение организации и управления в других сферах деятельности объекта.

Представленная классификация приводит к различному пониманию смысла и значения завершающих фаз реализации проекта, в частности контроля за его реализацией и использованием результатов. Каждый вид проекта выдвигает свои требования к организации деятельности предприятия.

Третья характеристика, по которой проекты различаются между собой, - степень их новизны и оригинальности. Согласно определению (по Роговой) каждый проект должен обладать «известной степенью новизны целей и условий реализации», т.е. в каждом проекте должна присутствовать оригинальность.

Чаще всего в практике проектного управления проекты подразделяют на два класса: проекты с высоким уровнем новизны и проекты с низким уровнем новизны. Новизна в данном случае относится только к самому проекту, к его исполнителям. Новизной проекта является совершенствование традиционных приемов и методов и поиск инновационных подходов.

Проектами с высокой степенью новизны (оригинальности) считаются, например, научно-исследовательские проекты, посвященные поиску новых, оригинальных технических решений (строительство с применением не известных ранее технологий, использование нетрадиционных видов энергии и т.п.), а проектами с низким уровнем новизны (оригинальности) - строительство типовых зданий (производственных цехов) и т.п.).

Четвертой характеристикой проекта является его величина (масштаб ). Различия проектов по этой характеристике определяются объемом выполняемых работ, длительностью реализации, количеством задействованного персонала и (или) издержками. Согласно этому критерию, проекты можно подразделить на малые, большие и крупные. Пример малого проекта - строительство индивидуального жилого дома, большого проекта - строительство гостиницы, крупного проекта - строительство объектов для Олимпиады.

В практике, в частности в американской, существует подход, при котором классификация проектов по их величине основывается на трех критериях - численность проектного коллектива, трудоемкость проекта и его стоимость. Например, малые проекты - капиталовложения до 10-15 млн долл.; трудозатраты - 40-50 тыс. человеко-часов. Крупные капиталовложения - от 1 млрд долл, и более, нетрадиционные формы финансирования (акционерные, смешанные) - обычно консорциум фирм, трудоемкость - 2 млн человеко-часов - на проектирование, 15-20 млн человеко-часов - на строительство, пять - семь и более лет - срок реализации.

Также важным критерием классификации проектов служит сфера их применения. Согласно этому критерию можно выделить, в частности:

  • технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.);
  • организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т.д.);
  • экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т.д.);
  • социальный (реформирование системы социального обеспечения, защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);
  • смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности; к примеру проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т.д.);
  • инвестиционный проект: главная цель - создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций;
  • инновационный проект: главная цель - разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций.

Эта классификация может быть достаточно обширной, если более подробно выделять сферы применения, например Технический проект - строительство - гражданское строительство или промышленное строительство и т.д.

Проекты, реализуемые в разных областях, имеют значительные различия, поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом необходимо предварительно разобраться с особенностями именно этого типа или вида проекта.

Классы проектов различаются по составу, структуре и предметной области проекта:

  • монопроекты - отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и др.);
  • мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем);
  • мегапроекг - целевые программы развития регионов, отраслей и другие, оказывающие влияние на все сферы жизни населения, например строительство Крымского моста.

По длительности проекты делятся:

  • на краткосрочные проекты - до трех лет;
  • среднесрочные проекты - от трех до пяти лет;
  • долгосрочные проекты - более пяти лет.

Если рассмотреть проект с точки зрения классического менеджмента, то его методологической основой является системный подход в проектном менеджменте, т.е. можно рассматривать проект как систему, в которой работа представляет собой процесс превращения входных элементов в выходные.

замысел (проблема, задача), средства реализации (решения, работы) и цели (результат). Входные элементы (проблема, ресурсы, деньги, трудозатраты) в процессе проектной деятельности при помощи средств реализации (процесс принятия управленческих решений) переходят в выходные элементы проекта (результаты, решения). Таким образом, достигаются цели реализации проекта (рис. 1.1).

Рис. 1.1.

Источниками для входных элементов проекта могут служить как внутренние составляющие проекта, так и внешнее окружение проекта. Проект не является жестким стабильным образованием, ряд его элементов в процессе реализации может менять свое местоположение, переходя из внешней среды в состав проекта и обратно.

Ряд элементов проекта могут использоваться в самом проекте и вне его одновременно, например специалисты, принимающие участие в проекте и одновременно работающие над решением других проблем. Основа управления проектами - методология, направленная на эффективное достижение целей проекта на всем протяжении проектного цикла с применением разнообразных инструментов и технологий управления.

К управляемым параметрам проекта относятся:

  • объемы работ и виды работ по проекту;
  • стоимость проекта, издержки и расходы;
  • временные параметры, включающие сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ;
  • ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе человеческие, финансовые, материально-технические, а также ограничения по ресурсам;
  • качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта.

Проект и процесс его реализации являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управляющей подсистемой является управление проектом.

  • Гонтарева И.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.Л. Управление проектами:учеб, пособие. М.: ЛИБРОКОМ, 2013; Троцкий М., Трупа Б., Огонек К.Управление проектами: пер. с польск. М.: Финансы и статистика, 2006;Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогте Н.Г. Управление проектами: учеб, пособие / под общ. ред. И.И. Мазура. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2004.

Функционирование и системное развитие предприятия или организации должно строиться на соответствующих текущему времени передовых достижениях научной, технической и управленческой мысли. На данном этапе мало просто производить какую-либо продукцию или оказывать услугу, необходимо регулярно внедрять инновации, разрабатывать новые товары или виды услуг. Это требует привлечения инвестиций и осуществления ряда процессов, не связанных с обычной деятельностью компании, т.е. необходим особый замысел, эффективно реализовать который поможет проектное управление.

Суть проектного менеджмента и его основные цели

Под проектным управлением подразумевается методика руководства важными и масштабными задачами, которые имеют определенную цель, установленные сроки и ограниченное ресурсное обеспечение. Такой подход позволяет объединить в единое целое постоянные (линейные) процессы, происходящие в компании, и целевые (разовые) инициативы.

Научно-технический прогресс, возрастающая сложность реализуемых замыслов, рост конкуренции во всех отраслях, усиление интеграции и взаимодействия производства и науки делает проектное управление актуальным в современном мире. Такой вид менеджмента дает возможность:

  • достичь запланированных показателей за счет внедрения таких инициатив, которые будут наиболее выгодны для компании в краткосрочном или долгосрочном периоде;
  • обеспечить разработку продукта с заранее установленными показателями качества;
  • выдержать сроки достижения результата, синхронизировав их с другими работами компании;
  • эффективно руководить трудовыми, финансовыми, материально-техническими ресурсами.

К основным целям проектного менеджмента можно отнести:

  • освоение и внедрение новых видов продукции на основе передовых технологий, которые дадут предприятию конкурентные преимущества на рынке;
  • внедрение в компании современных управленческих технологий, способных повысить эффективность деятельности на всех уровнях руководства (оперативном, тактическом и стратегическом);
  • уменьшение расходов на управленческий аппарат за счет повышения оперативности его работы и сокращения численности;
  • материальная мотивация сотрудников за высококачественный труд, ориентированный на результат;
  • привлечение инвестиций со стороны за счет внедрения перспективных инициатив;
  • концентрация кадровых, научно-технических и производственных ресурсов, рациональная организация работы, как следствие, уменьшение количества времени, затрачиваемого на разработку и производство продукции, и сокращение ее себестоимости.

На сегодняшний день проектное управление является инновационным, поскольку ориентирует науку менеджмента на решение прикладных задач.

Различия между традиционным и проектным менеджментом

В течение длительного времени организации и предприятия применяли традиционные методы управления. Проектный подход стал применяться только с 50-60-х годов XX века, хотя крупномасштабные замыслы люди воплощали в жизнь с давних пор, достаточно вспомнить постройку египетских пирамид, путешествия Колумба и Магеллана, освоение американского Запада.

Сама суть проекта предусматривает ряд отличительных черт от традиционной производственной деятельности:

  • уникальность каждой идеи, ориентированной на создание продукта, обладающего инновационными характеристиками;
  • направленность на достижение конкретной, заранее определенной цели;
  • наличие ограничений по времени, ресурсам и финансам;
  • взаимосвязанность большого количества процессов разного уровня и скорости протекания.

Часто проектный менеджмент сравнивают с традиционным, это дает ясное понятие об их различиях. Традиционный отличается такими особенностями:

  • ориентация на ход событий и организацию процессов;
  • отсутствие четко ограниченных сроков выполнения работ;
  • все позиции планируются, а под них расписываются ресурсы;
  • концентрация на исполняемом рабочем процессе и рабочей норме;
  • характерна относительная надежность, часто переходящая в монотонность;
  • для выполнения задач привлекается постоянный персонал.

При проектном подходе упор делается на задачи, заметно отличающиеся от традиционного управления:

  • ориентация на достижение заранее определенной заданной цели;
  • главное – не организация труда, а достигнутый результат;
  • все действия жестко ограничены финансовыми возможностями и временными рамками;
  • производится детальное планирование необходимых ресурсов, под которые подгоняются процессы;
  • определяются достижимые цели на каждом этапе, процесс важен только в рамках достижения поставленной цели;

  • результат – финальная приемка всех работ, каждое отдельное задание рассматривается только с точки зрения общего успеха;
  • надежность всех действий предсказуема в связи с достижением поставленного результата;
  • выполняемые функции часто не нормированы, разнообразны и требуют нестандартного подхода;
  • под каждую инициативу подбирается команда со специализациями и умениями в зависимости от направленности проекта.

Большая часть организаций в России использует принципы традиционного управления, несмотря на то, что имеет трудности с подбором высокопрофессиональных сотрудников для выполнения постоянно повторяющихся заданий. Вместе с тем, развитие фирмы можно подтолкнуть, придумав инновационную бизнес-идею и привлекая руководителей и исполнителей задания со стороны. При этом нужно быть готовым к дополнительным расходам на обучение персонала, повышение их квалификации. Кроме того, часть сотрудников может быть не готова к переходу на новые условия работы.

Варианты организации проектного менеджмента в компании

Чтобы внедрить в организации принципы проектного менеджмента стоит подумать о том, как будут решаться межорганизационные, межгрупповые и межличностные конфликты, связанные с организацией горизонтальных и вертикальных систем взаимодействия. Когда возникает необходимость осуществить комплексный замысел, который с одной стороны охватывает деятельность уже имеющихся и функционирующих линейных подразделений, а с другой – решить целый ряд новых задач экономического, социального и технического характера, то необходимо искать самую подходящую организационную форму.

Можно рассмотреть и проанализировать три наиболее часто встречающихся варианта решения проблемы:

  • Создается целевая группа или специальный отдел по причине того, что существующая структура не готова справиться с новым вызовом. При этом новая структура не способна сама реализовать все процессы без привлечения стандартных линейных подразделений. Власть распределена между исполнителями, однако ответственного за результат нет.

  • Один из руководителей стандартных отделов наделяется ответственностью и полномочиями относительно решения новых задач наряду со своими функциональными обязанностями. Но все возникающие проблемные и конфликтные ситуации вынужден решать руководитель более высокого уровня. Распыление ответственности и регулярное вмешательство менеджеров высшего звена разрушительно действует на реализацию начинания.
  • Назначается руководитель для реализации новой инициативы и наделяется всей полнотой власти для решения возникающих вопросов. На него возлагается ответственность за оперативное управление, планирование, ресурсное обеспечение и финансирование проекта. Он не связан линейными процессами и работает в направлении достижения определенной цели в соответствии с установленными требованиями (затратами и временем).

Третий вариант наиболее применим в сложных проектах, связанных с большим количеством промежуточных этапов и сложными техническими заданиями (аэрокосмическая, электронная отрасли промышленности, разработки новых технологий).

Сходство и различие между проектным и процессным управлением

Нередко возникает вопрос, как осуществлять руководство компанией, если новые инициативы после их реализации становятся стандартными процессами. Ведь процессное и проектное управление осуществляется по разным методикам.

Процессы и проекты имеют свои отличия, которые заключаются в следующем:

  • Проект создает уникальный конечный результат, это единовременный перечень проводимых мероприятий в рамках конкретного периода времени.
  • Бизнес-процесс – это набор мероприятий, которые регулярно повторяются, потребляют необходимые ресурсы и создают необходимый потребителю, но не уникальный продукт.

Именно на уникальности/неуникальности результата и повторяемости/единоразовости действий и проходит разлом между процессом и проектом.

С одной стороны, вроде бы все понятно, однако есть нюансы. Возьмем для примера компанию, производящую автомобили. Конвейерное производство машин – это, несомненно, процесс. Разработка новой модели авто – это проект, т.к. требует дополнительного планирования, новых инженерных и дизайнерских решений, специального оборудования. Такое утверждение хорошо подходит для фирмы, которая создает новые модели один раз в 5-10 лет. Однако если конструкторское бюро автопроизводителя выдает "на гора" каждый год по новой модели, то такая идея приобретает черты процесса по причине установления типовой последовательности действий.

С другой стороны, создание нового бизнес-процесса может приобретать черты проектности, если оно нетипично для данного производителя. Так, начало выпуска старой модели автомобиля на электродвигателе вместо двигателя внутреннего сгорания и внедрение самого производства электродвигателей будут проектом, несмотря на то, что большинство этапов будут носить типовой характер.

Следовательно, можно сделать вывод, что осуществление бизнес-процесса и реализация новой бизнес-идеи в некоторых условиях могут заменять друг друга: типовой проект ближе по показателям к процессу, а новый процесс по своим характеристикам схож с разовой инициативой. Постоянное улучшение продукта или услуги – это не проект, поскольку в него не заложено понятие уникальности.

Это нужно понимать и учитывать в работе, так как принципы управления в обоих случаях разные. Компания, которая способна четко определиться, к какому типу относится ее деятельность, сможет избежать ресурсных и временных потерь при управлении своей деятельностью.

Многие специалисты считают, что опираться только на проектное управление, по крайней мере, недальновидно, поскольку при такой форме руководства трудно оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия рынка. Особенно актуально это для промышленных производств, где основная задача – постоянный выпуск продукции определенного качества с небольшими модернизациями в зависимости от желаний заказчика в рамках возможностей наличного оборудования. Здесь нужен процессный менеджмент, если же возникает необходимость разработать и внедрить какую-то разовую технологическую новинку, то рациональнее пригласить для этого замысла руководителя со своей командой со стороны.

Проектный менеджмент хорош для организаций, изначально заточенных на генерирование нестандартных идей и разработок. При этом внедрять их в производство могут совершенно другие компании со стандартными методами руководства.

Методологии проектного менеджмента

Несмотря на уникальность реализуемых замыслов, осуществляемые по ходу дела процессы поддаются систематизации и стандартизации. Формальные документы, разработанные на основе этих стандартов, называются методологией менеджмента. Некоторые из этих методологий носят универсальный характер, и могут быть применены для всех видов реализуемых предприятий, другие эффективны только в определенных сферах. Рассмотрим самые популярные методики руководства.

Водопадная (каскадная) – традиционная методология, подходящая для всех отраслей, популярна в строительстве. В ней выделяют семь этапов, идущих один за другим:

  • разработка требований;
  • проектирование и планирование;
  • реализация (производство, строительство);
  • завершение и внедрение;
  • тестирование, настройка и отладка;
  • установка и ввод в эксплуатацию ;
  • эксплуатация и ее последующее техническое сопровождение.

От одной фазы к другой переход происходит только после завершения предыдущего этапа и его одобрения заказчиком. Если поставленная конечная цель – материальный продукт, производимый путем четкой последовательности действий, то каскадная методика наиболее действенна. Однако ее гибкость невысока, поскольку составление технических условий ожидаемого результата и планирование занимает много времени и требует значительных инвестиций. Это делает ее недостаточно подходящей для задумок с нечетко определенным конечным результатом.

Методология представляет собой структурированную систему, применимую как в бизнесе, так и в органах государственной и муниципальной власти. Она ориентируется на процессы верхнего уровня (организация, руководство, контроль), оставляя в стороне события нижнего уровня (составление графиков, расписание всех работ).

Основными принципами метода являются:

  • регулярное оценивание экономической целесообразности начинания – будет ли выгоден запланированный продукт после прохождения всех циклов разработки;
  • обучение членов команды на основе осуществления предыдущих инициатив;
  • распределение ролевых моделей – создание четкой организационной иерархии и структуры, что даст возможность точечно под каждую задачу привлекать необходимых специалистов;
  • поэтапное управление – проводится мониторинг и контроль на каждой из запланированных фаз;
  • определение и установка максимальных величин отклонений в ходе реализации замысла, напрямую связано с ответственностью исполнителей;
  • фокусировка на качестве конечного продукта;
  • адаптация всех инструментов и процессов к масштабу, сложности и важности работ, рискам и квалификационным требованиям.

Кроме того, жизненный цикл бизнес-задачи подразделяют на 7 управленческих процессов:

  • запуск инициативы;
  • руководство ею;
  • инициация;
  • контроль выполнения промежуточных этапов;
  • менеджмент создания продукта;
  • управление границами и отклонениями;
  • закрытие инициативы.

Программа PRINCE2 помогает стандартизировать и координировать всю деятельность. Она способствует планированию и мониторингу замысла, а также его корректировке. Однако для небольших инициатив с возможными изменениями требований к продукту и его объемов.

Agile – это образец итеративной и поступательной методологии. Применяется в проектах, где на начало реализации нет полной ясности относительно жизненного цикла начинания и конечного результата. При этом вся деятельность подразделяется на "спринты" – итеративные фазы, состоящие из большого количества задач со своим конечным результатом и продуктом. Суть Agile сводится к тому, чтобы менеджмент имел постоянную обратную связь и мог постоянно (после каждого "спринта") совершенствовать продукт.

Ответственность при этом делится между тремя типами участников:

  • Владельцем продукта, который определяет цели и готовит график работ при необходимых параметрах. Он корректирует процессы при изменяющихся условиях и устанавливает приоритетные характеристики требуемого продукта.
  • Scrum мастером, задающим приоритеты членам команды для решения конкретных задач и решающим все возникающие трудности.
  • Членами команды, выполняющими текущие задания, осуществляющими текущий менеджмент, готовящих отчеты и контролирующих качество продукта.

Метод Agile отличается гибкостью и быстрой изменяемостью, хорошо подходит для IT-сферы (графический дизайн или разработка нового ПО). При этом в проектах с четкой регламентацией параметров он не покажет своих лучших сторон.

RAD (ускоренная разработка приложений) обычно применяется при разработке нового программного обеспечения, нацеленного на создание приложений. Она очень динамична и выделяет 4 фазы замысла:

  • предварительное планирование;
  • проектирование, ориентированное на пользователя;
  • ускоренное конструирование;
  • переключение на другой участок работы.

Этот способ управления хорошо в малых и средних программных разработках, он дает возможность улучшить риск-менеджмент и поднять показатели результативности. При этом для крупномасштабных многокомпонентных IT-разработок он не подходит по причине недостаточно высокого качества программного кода и необходимости постоянно вовлекать в работу клиента.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод, что проектное управление, несомненно, обладает рядом серьезных преимуществ перед традиционными способами организации. Вместе с тем, говорить о том, что этот способ является единственно правильным, нельзя, поскольку в зависимости от структуры компании и выполняемых ею задач, наилучшим вариантом может оказаться классический метод руководства.

    Сущность и особенности проектного подхода к управлению инновациями

    Механизм отбора инновационных проектов

    Система проектного планирования

    Организация выполнения инновационных проектов

    Управление реализацией инновационных проектов

Вопрос 1. Сущность и особенности проектного подхода к управлению инновациями

Управление инновационной деятельностью предприятий на тактическом уровне в большинстве случаев реализуется на основании системы проектного управления. Управление инновационными проектами обеспечивает конкретизацию выбранных инновационных стратегий и их непосредственное воплощение в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. По своей сути управление проектом представляет собой целенаправленный системный процесс выработки и реализации управленческих решений, охватывающих все стадии осуществления конкретной разработки и направленных на ее успешное выполнение в рамках установленных временных, бюджетных и ресурсных ограничений .

Ключевыми элементами системы проектного управления инновационной деятельностью предприятия являются отдельные инновационные проекты. Инновационный проект представляет собой неповторяющийся комплекс мероприятий (научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих), выполняемых в установленной последовательности, взаимно связанных друг с другом по ресурсам, срокам и исполнителям, и направленных на достижение единой конечной цели – создание конкретного новшества .

Как объект управления, любой инновационный проект имеет следующие характерные признаки :

    Конкретная целевая направленность . Данный признак означает, что любой инновационный проект организуется и выполняется не для проверки абстрактных научных идей, а ориентирован на создание заранее оговоренного продукта, предназначенного для передачи конкретному заказчику, выведение на конкретные сегменты рынка или для внедрения в конкретном участке производственного процесса внутри самого предприятия.

    Ограниченные сроки реализации . В соответствии с данным признаком, любой проект является срочным мероприятием, имеющим строго установленные временные рамки. При превышении заданных сроков своей реализации, проект теряет привлекательность для инвесторов и может войти в противоречие как с динамикой рыночных требований, так и с динамикой собственных стратегических направлений развития предприятия-разработчика.

    Ограниченный объем привлекаемых трудовых и материальных ресурсов . Данный признак означает, что любые изменения хода реализации проекта могут быть осуществлены только в рамках выделенных ресурсных лимитов. В случаях, когда проект не укладывается в такие лимиты, его либо закрывают, либо проводят пересмотр первоначальных целей его реализации. Ресурсная ограниченность проектов является исходной предпосылкой для формирования и реализации их диверсифицированных портфелей, а также для резервирования ресурсов как средства компенсации рисков инновационной деятельности.

    Наличие индивидуального четко установленного бюджета . В соответствии с данным признаком, любой инновационный проект планируется и реализуется как отдельный бизнес, имеющий собственную структуру доходов и расходов, оформленных в виде соответствующего бюджета. Наличие отдельных проектных бюджетов обеспечивает возможность бизнес-планирования проектов и создает условия для текущего контроля и координации их стоимостных параметров.

    Неповторяемость и новизна для предприятия-разработчика . Данный признак означает, что любой проект не является элементом рутинной деятельности подразделений предприятия, содержит в себе определенную новизну и осуществляется однократно. Вследствие этого, реализация каждого из проектов требует приобретения персоналом специфических знаний и навыков, привлечения новых специалистов и установления новых взаимосвязей с организациями-подрядчиками.

    Организационная обособленность . В соответствии с данным признаком, любой проект представляет собой такое мероприятие, реализация которого требует формирования специализированной команды специалистов, деятельность которой сфокусирована только на выполнении данной разработки и которой в ряде случаев может быть присвоен статус обособленного структурного подразделения предприятия.

    Одновременная обособленность и взаимосвязанность с другими проектами предприятия . Обособленность проектов является следствием их внутренней новизны и ресурсной ограниченности. Выражением обособленности проектов друг от друга является специализация проектных команд, а также возможная конкуренция проектов за предоставляемые ресурсы. Обособленность проектов обеспечивает возможность их диверсификации, а также создает условия для четкого распределения и эффективного использования ресурсов предприятия. В то же время, реализуемые предприятием инновационные проекты должны быть логически взаимосвязаны, за счет чего обеспечивается получение синергетических эффектов и преемственность интеллектуального потенциала участников проектных команд.

Любой проект имеет собственный жизненный цикл, состоящий из четырех базовых стадий: стадии формулирования и отбора проекта, стадии его разработки, стадии реализации и стадии завершения (см. рис. 4.1.1).

На первой стадии жизненного цикла осуществляется спецификация идеи проекта, определяется структура его целей, проводится предварительная оценка необходимых для реализации проекта объемов ресурсов и ожидаемого эффекта от его выполнения. По результатам оценки разрабатывается технико-экономическое обоснование или бизнес-план проекта, на основании которых проект проходит процедуру конкурсного отбора, в рамках которого его,

Рис. 4.1.1. Структура жизненного цикла инновационного проекта

совместно с альтернативными вариантами проектов, подвергают экспертизе по комплексу различных оценочных критериев. При положительном результате отбора принимается решение о включении проекта в соответствующий портфель и начинается поиск возможных инвесторов (если проект изначально ре выполняется по заказу конкретного клиента).

На второй стадии жизненного цикла проводится формирование взаимосвязанного по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий по реализации цели проекта. На этом этапе разрабатывается детализированный план осуществления проекта, выбирается оптимальная структурная форма его реализации, проводится отбор членов проектной команды и внешних подрядчиков, а также оформляется необходимая контрактная документация.

На стадии реализации проекта непосредственно создается его основной продукт, осуществляется контроль выполнения установленных календарных планов и выделенных лимитов ресурсов, проводится корректировка возникающих отклонений и оперативное регулирование хода разработки.

На стадии завершения проекта проводится сдача созданного продукта заказчику (либо выведение его на целевые рынки), осуществляется закрытие контрактов и перераспределение ресурсов проекта, в ходе которого высвобождающееся оборудование и персонал передаются другим проектам предприятия.

Управление проектом охватывает все стадии его жизненного цикла и реализуется совместными усилиями менеджеров самого проекта и управляющими общеорганизационного уровня. Конкретное распределение функций между двумя этими уровнями управления в каждой организации имеет индивидуальный ситуационный характер и определяется комплексным влиянием следующих основных факторов:

    тип действующей на предприятии организационной структуры управления;

    уровень новизны проекта и неопределенности его основных параметров;

    степень приоритетности проекта как элемента портфеля для соответствующей СЗХ.

В общем случае, распределение управленческих функций между проектным и общеорганизационным уровнями менеджмента реализуется по следующей схеме. На общеорганизационном уровне осуществляется отбор проектов, устанавливаются сроки окончания их разработки и реализации, утверждаются планы распределения ресурсов между этапами реализации проектов и проводится контроль выполнения каждого из укрупненных этапов. На проектном уровне управления ведется подготовка проектных планов для их последующей передачи на общеорганизационный уровень, осуществляется текущий контроль реализации проекта, координация действий участников проектной команды и компенсация возникающих отклонений от установленных планов.

В целом, проектный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия имеет следующие основные преимущества :

    целевой характер инновационных разработок, обеспечиваемый за счет одновременной увязки каждого из выполняемых проектов с инновационной стратегией предприятия в конкретной СЗХ и со всеми прочими проектами соответствующего портфеля;

    четкая координация инвестиционных потоков, направляемых на обеспечение инновационной деятельности предприятия за счет разработки и контроля выполнения индивидуальных бюджетов каждого из проектов;

    обеспечение возможности оперативного контроля и регулирования хода реализации каждого из проектов за счет разработки их индивидуальных детализированных временных и ресурсных планов;

    создание условий для максимально эффективного использования ресурсов предприятия за счет применения конкурсных схем отбора проектов и делегирования значительных полномочий и ответственности менеджерам проектов;

    обеспечение условий для быстрого сворачивания проектов, реализация которых существенно отклоняется от составленных временных и бюджетных планов.

Основными ограничениями на применение проектного подхода являются наличие достаточного количества инициативных менеджеров среднего и нижнего уровней иерархии (менеджеров-дженералистов), высокий уровень квалификации и мобильности персонала предприятия, а также наличие развитой организационной культуры, обеспечивающей поддержку постоянных изменений в видах деятельности и структуре предприятия.

В России в настоящее время продолжает развиваться новое направление в управлении бизнесом - «проектный подход». Оно формируется на теории менеджмента, маркетинга, психологии и ряда других наук. Применение этого направления помогает в выработке правильного управленческого решения. Грамотное использование инструментария проектного менеджмента позволяет сформировать комплексную методологию реализации проектного подхода, постепенно реализовывать конкретные пути и средства, с помощью которых он может быть решен.

Базовой единицей, на которой строится проектный подход, является понятие проекта. Оно заключает представления о предмете управления проектами, занимает в категориальном аппарате управления проектами центральное место. Несмотря на достаточно длительный срок существования управления проектами в качестве самостоятельной области знания, управленческая трактовка понятия проекта продолжает испытывать на себе влияние тенденций, происходящих в развитии теории и практики управления проектами.

Таблица 1 - Основные подходы к интерпретации понятия «проект»

Сущность понятия проект

Проект как набор признаков

DIN, Германия,

Предприятие, которое в значительной степени характеризуются неповторимостью условий в их совокупности

Проект как изменение системы

И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге,

Некоторая задача, имеющая исходные данные и требуемые результатами и цели, обуславливающие способ ее решения

Ю.И. Попов,

Некоторое предприятие с установленными целями, достижение которых, определяет завершение проекта

Проект как совокупность плановых документов

А.В. Анцеев,

Совокупность документов, содержащих принципиальное или окончательное решение, дающее полное представление об объекте, дающее последующие данные для разработки документации

Проект как совокупность мероприятий

Е.А. Яковлев,

Система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных.

К настоящему времени сложилось несколько принципиальных подходов к трактовке данного понятия (таблица 1).

Один из них, принятый, в частности, в изданиях ассоциаций по управлению проектами DIN основывается на определении проекта через набор существенных признаков, наличие которого является необходимым и достаточным условием для того, чтобы рассматривать соответствующий объект управления как проект. Эти свойства в основном имеют ограничительное значение, т. е. служат отделению тех видов деятельности, которые описываются понятием проекта, от тех, к которым оно не может быть отнесено.

Иной подход, которого придерживается большинство отечественных специалистов, в частности И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Ю.И. Попов, состоит в трактовке проекта как изменения какой-либо системы посредством целенаправленной организованной работы. В данном случае также выделяется целевой аспект, однако упор делается не на признаках, а на сущности той деятельности, которая связывается с понятием проекта. В самих определениях, сформулированных в соответствии с этой традицией, какие-либо ограничительные моменты (сроки, бюджет и т. д.) часто не выделяются.

Следующей трактовкой является понимание проекта, как системы, о чем в своих трудах заявляет Е.А. Яковлев. Система состоит из взаимосвязанных целей, работ и программ, оформленных соответствующей проектной документацией.

Подход, сторонником которого являет А.В. Анцеев, строится на понимании проекта, как совокупности или системы плановых документов. Такая трактовка проекта, приемлема во многих отраслях, в том числе используется для проекта с точки зрения технической сферы.

Наличие различных подходов связано с широким спектром сфер, в которых используется проектный подход. Объединяющей чертой для всех определений является набор уникальных возможностей и ограничений, стремление к образованию системы, с помощью которых проявляется нацеленность на результат.

Каждый проект состоит из процессов. Первый тип процессов связан с продуктом проекта, включает в себя жизненные циклы, а процессы второго типа, в свою очередь ориентированы на управление проектами и заключаются в организации работ.

Таблица 2 - Основные подходы к понятию «управление проектами»

Сущность понятия управление проектами

О. Дойникова,

Комплекс мер, направленных на достижение определенных целей находящихся во взаимосвязи с основными функциями управления

И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдероггъ,

Процесс управления нематериальными и материальными ресурсами на протяжении всего цикла осуществления проекта путем применения современных методов управления

Приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований

Н.Ю.Тумбинская,

Искусство руководства и координации человеческих, нематериальных и материальных ресурсов на всех жизненных фазах проекта за счет использования новых методов управления для достижения намеченных результатов.

Понятие управление проектами так же имеет отличающиеся подходы (таблица 2).

Первый подход строится на трактовке данного понятия, в соответствие с О. Дойниковой, как комплекса мер, заключающих в себе планирование, мотивацию и контроль, и направленных на достижение поставленных результатов.

Следующая трактовка, которой придерживаются коллектив авторов под руководством В.Д. Шапиро и И.И. Мазуром, основывается на понимании управления проектом как процесса управления ресурсами проекта, и как отмечено в стандарте PMBoK, данный процесс связан с применением знаний, навыков и инструментов.

Третий подход, основанный на трудах Н.Ю. Тюмбинской, в своем определении объединяет все вышеизложенные признаки категорией искусства управления, но при этом основывается на современных методах, а так же не только достижения поставленных целей, но и выделяет удовлетворение участников проекта.

Приведенные взгляды разных авторов, независимо от того определяют ли они управление проектами как процесс или комплекс мер, имеют схожие признаки, в частности, управление проектами всегда направлено на достижение конкретной цели, достигаемой за счет применения традиционного инструментария.

Можно выделить две ситуации, связанные с организацией проектной деятельности. Первая - когда проект организуется в типично «проектных» сферах деятельности. На практике работа в таких областях чаще осуществляется посредством формирования проектных групп и команд и с использованием методов управления проектами. Вторая - использование проектного способа управления для решения какой-либо важной хозяйственной задачи.

Таким образом, проект на предприятии - не всегда некоторая «данность», т.е. существующий объект управления, возникающий, например, в связи с получением нового крупного заказа, но это и способ организации деятельности, который предприятие выбирает по своему усмотрению при наличии определенных условий. В связи с этим большое значение имеет понятие проектного подхода (таблица 3)

Таблица 3 - Основные подходы к понятию «проектный подход»

Сущность понятия проектный подход

Т. Н. Жукова,

Подход к управлению, предполагающий образование проектов как способ решения наиболее значимых для предприятия задач

Э.В. Строилова,

Методология деятельности, в основе которого лежит создание или преобразование объекта, обладающего новыми, уникальными свойствами.

С.Б. Фисенко,

Формальная управленческая методика, в формате которой различные проекты планируются и исполняются как повторяемый, последовательный и измеримый процесс

А.В. Анцеев,

Систематическое определение и менеджмент проектов, применяемых предприятием, и взаимодействие этих проектов

Проектный подход как методологию управления рассматривают Э.В. Строилова, С.Б. Фисенко и А.В. Анцеев, преимущество данной трактовки в представлении проектного подхода как системы организации работы предприятия и решения проблем. Управление проектами, в таком случае, непрерывный, повторяемый процесс, включающий также взаимосвязь проектов.

Следующим шагом становится анализ подходов к понятию проектного управления как части проектного подхода (таблица 4).

Данные подходы отражают проектное управление как специфическую управленческую деятельность, один из видов управления, а коллектив авторов под руководством И.И. Мазура и В.Д. Шапиро отмечает важный аспект - метод организации и управления производством. Значит, проектный подход заключается, прежде всего, в проектном методе организации.

Таблица 4 - Основные подходы к понятию «проектное управление»

Сущность понятия проектное управление

Т.В.Юрьева,

Специфическая управленческая деятельность, ориентированная на выполнение запланированных результатов при определенных ресурсных параметрах

И.И.Мазур, В.Д.Шапиро, Н.Г.Ольдероггъ,

Вид управленческой деятельности, организационный метод, управляющий производством, построенный на системе управления проектами.

Ю.О.Бакланова,

Управление, основанное на проектных технологиях, тесно взаимосвязанное со стратегическим видением организации, предприятия, отрасли, региона, осуществляемое посредствам выполнения комплекса отобранных проектов с учетом их взаимозависимости, взаимодополняемости, синергичности.

Понятие проектного подхода заключает в себе систему принципов, которые обеспечивают понимание данного подхода и определяют его особенности, рисунок 1.

Рисунок 1 - Принципы проектного подхода

Идентификация проектного подхода заключается в совокупности приведенных признаков, так как, используясь в отдельности они относятся к другим организованным процессам управления. Характерной чертой также является сочетание признаков проектного управления с классическими признаками управления. Некоторые из принципов относятся к организации условий проектного подхода и заключают в себе организационное обособление проекта, повышение ответственности и коммуникаций сотрудников.

Проект, таким образом, не только некоторая форма деятельности, мероприятие или задача, но и, с организационной точки зрения, специфическая организационная структура, тем или иным образом вписывающаяся в структуру реализующего его предприятия.

В то же время следует понимать, что применение проектного управления целесообразно при наличии определенных условий (сложность, комплексность, трудоемкость, важность лежащей в основе проекта задачи, достаточно высокая стоимость ее осуществления и т. д.) и результат от его использования должен превышать соответствующие затраты. Кроме того, поскольку проектный подход часто требует создания на предприятии дополнительных структурных образований или же использования более сложных в управлении проектных и матричных структур, возрастание организационной сложности управления должно быть оправдано.

Факторы эффективности проектного подхода на предприятии:

1. Стратегический.

Организует текущую деятельность на выполнение поставленных задач, устанавливая связь стратегического и оперативного управления.

2. Экономический

Обеспечивает более эффективное распределение ресурсов за счет их сосредоточения на наиболее важных задачах предприятия (предупреждается распыление средств, вскрываются внутренние резервы, усиливается контроль над расходованием).

3. Организационный

Обеспечивает ориентацию на корпоративные цели, уменьшает возможность несогласованных, взаимопротиворечащих действий.

4. Мотивирующий

Увеличивается заинтересованность коллективов и исполнителей в конечных результатах; повышается осмысленность и целеустремленность в выполнении профессиональных функций за счет более четких представлений о собственном вкладе в планируемый результат.

5. Консолидирующий

Обеспечивает обоснованность принимаемых решений посредством объединения усилий специалистов, снижает вероятность субъективизма, служебных злоупотреблений.

6. Коммуникативный

Способствует возникновению коммуникаций, выходящих за пределы структурных подразделений, в результате совместной работы в проекте, что благоприятствует обмену опытом, улучшению микроклимата, создает предпосылки для сплочения коллектива.

7. Структурообразующий

Связан с организационным строительством через формирование новых структур и команд проекта; проект служит формальным отображением межфункциональных (горизонтальных) связей.

Ведение экономической деятельности на основе проектного подхода способствует более четкому определению целей и критериев их достижения, оптимизации ресурсов, выявлению и идентификации рисков, более детальному контролю процесса реализации проекта, что в целом позволяет повысить результативность бизнес-процессов, обеспечить конкурентные преимущества в условиях стратегических изменений. Зарубежный и российский опыт показывает, что проектный подход представляет собой эффективный инструмент, позволяющий решить стратегические проблемы в условиях постоянно происходящих изменений, а также устранить некоторые несовершенства, свойственные рыночной экономике.