Формы предпринимательства в сфере сервиса и туризма. Предпринимательская деятельности в сфере туризма Закрытое акционерное общество

В общепринятой классификации предпринимательской деятельности выделяют следующие виды предпринимательства:

  • 1) производительное (производственное) - непосредственное создание услуг и другой продукции;
  • 2) коммерческое - посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;
  • 3) финансовое - особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;
  • 4) консультативное - деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.

В связи с особенностями туруслуг предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному виду.

Так, деятельность туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку турпродукта и его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производительному предпринимательству.

Турагенты выполняют функции посредников - продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например страхование, консульское обслуживание и др. Это смешанный вид деятельности.

Контрагенты - исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные бюро и др.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, т. е. активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производительным предпринимателям.

Туристские организации могут совмещать организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.

Консультационная предпринимательская деятельность широко используется в сфере туризма. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разработчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих курортами, специалистов по обмену места клубного отдыха и т. д.

Предпринимательская идея - это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные или реальные потребности рынка в определенных услугах (или товарах) с возможностями предпринимателя произвести эти услуги (товары) и получить дополнительный доход от нововведения (инновации).

Деятельность предпринимателя предполагает создание банка идей, которые могли бы составить основной или дополнительный профиль производства услуг или посредничества. Накопление идей может иметь как текущий, так и перспективный характер. По каждой идее предприниматель принимает решение - приступать или не приступать к ее практической реализации. сервисный туризм предпринимательский отдых

Процесс принятия решения каждым предпринимателем ведется по собственной индивидуальной технологии, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся альтернатив, но общие этапы и последовательность их выполнения следующие:

  • 1) первая экспертная оценка идеи самим предпринимателем реальности практического воплощения;
  • 2) сбор информации о ситуации на рынке для оценки идеи с практических позиций;
  • 3) проведение предпринимательских расчетов с целью выявления: объектов спроса и предложения на туристском рынке на услуги (товар), предполагаемые к производству; возможной цены реализации аналогичных услуг; издержек производства; величины прибыли и эффективности производства услуг и др.;
  • 4) вторая экспертная оценка осуществляется привлеченными специалистами и имеет цель установить совместимость идеи с возможностями предпринимателя;
  • 5) принятие решения предпринимателем продолжить работу над идеей или же ее отбросить и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.

Реализация принятой идеи также имеет несколько этапов:

  • 1) бизнес-планирование, сущность которого состоит в детальном изложении с точными расчетами реализации проекта. В бизнес-плане также указываются организационная форма предпринимательства и источники формирования денежных средств, необходимых для начального этапа реализации идеи;
  • 2) привлечение заемных денежных средств и партнеров (участников);
  • 3) государственная регистрация собственной фирмы (предприятия), если она создается впервые;
  • 4) организационно-техническая подготовка фирмы к производству товаров(услуг);
  • 5) управление функционирующей фирмой и партнерскими связями.

Реализация предпринимательской идеи считается успешной, если достигнут (или почти достигнут) результат, планируемый в начале реализации предпринимательской идеи. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается в первую очередь с идеей самоутверждения или со стремлением изменить ход событий. Коммерческий успех (дополнительный доход, прибыль) сопровождает предпринимательский успех, но в самой предпринимательской деятельности не выступает как самоцель. Это понятие успеха предпринимательства опирается на культуру предпринимательства как на систему совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях, что обеспечивает высокий престиж и способствует увеличению эффективности производства товаров (услуг) и доходов.

По мере стабилизации социально-экономической жизни общества интерес к культуре предпринимательства как к системе норм нравственного поведения деловых людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом будет возрастать.

Предпринимательская деятельность по оказанию туристических услуг на современном этапе развития общества является одним из самых динамичных секторов, как для национальной, так и мировой экономики. Развитие туризма и туристических услуг позволяет реализовать провозглашенные Конституцией Республики Беларусь права на отдых, охрану здоровья, свободу передвижения, оказывает влияние на сохранение историко-культурного наследия, на оздоровление и охрану окружающей среды. В соответствии с действующим законодательством предпринимательская деятельность в сфере туризма определяется как туристическая деятельность, а также деятельность по экскурсионному обслуживанию.
Предпринимательская деятельность по оказанию туристических услуг является сферой туризма, так как Закон о туризме понятие «туризм» определяет как туристическое путешествие, а также деятельность юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по его организации.
Несмотря на законодательное закрепление данного понятия, вопрос о правовой природе предпринимательства в науке является дискуссионным. В литературе встречаются различные трактовки понятия предпринимательской деятельности, которые приводят в своих работах В.Ф. Попондопуло, Г.Ф. Шершеневич, А.И. Лукашев, А.В. Шестаков и др. В числе определяющих признаков назывались: самостоятельность, инициативность, наличие риска, направленность на получение прибыли.
Одним из первых ученых, который обосновал положение, что туристическая деятельность – это предпринимательская деятельность является В.И. Зорин. .
О.О. Васильева считает, что предпринимательская деятельность в туристской сфере является особым видом экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной идее в определенных социально-экономических условиях, которые определяют соответствующий режим деятельности субъектов туристского бизнеса. (автореферат с. 8).
По мнению Ю.В. Темного предпринимательская сфера туристической деятельности представляет собой сферу (пространство), в центре которой находится предприниматель, осуществляющий туристическую деятельность, и которая дает ему (предпринимателю) возможность свободно перемещаться (двигаться) в любом ее направлении, говоря иначе – реализовать экономическую свободу .
Современное понимание предпринимательской деятельности в сфере туризма, ее основных составляющих и правовой статус субъектов осуществления данной деятельности претерпело определенные изменения с момента своего становления. Рассмотрим развитие предпринимательской деятельности в сфере туризма с момента становления Республики Беларусь как суверенного государства. Основой правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма был Закон Республики Беларусь «О туризме», от 25.11.1999 г., который определял туристскую деятельность как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также деятельность общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по организации путешествий. Данный Закон прямо не указывал, что туристская деятельность является предпринимательской и не определял правовой статус субъектов туристической деятельности – туроператору и турагенту.
В последующей редакции рассматриваемого Закона от 15.12.2003 г. туристская деятельность также определялась как туроператорская и турагентская деятельность, а также деятельность общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по организации путешествий. В данной редакции законодатель дает определение туроператору и турагенту. Так, туроператор – это субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам и туристам, а турагент – субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основании лицензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих туристских услуг. Так, из вышеприведенных определений можно сделать вывод, что туристическая деятельность туроператоров и турагентов является предпринимательской деятельностью.
В связи с внесением изменений в рассматриваемый Закон от 09.01.2007 г. анализируемые понятия также претерпели некоторые изменения. Так, понятие «туристская деятельность» заменено на «туристическая деятельность». В юридической науке использование понятия «туристский» не раз подвергалось критике, в связи с тем, что использование прилагательного «туристский», а не «туристический» с точки зрения лексики русского языка с учетом смысла Закона «О туризме» неуместно.
По мнению авторов, исследовавших правовую природу туристической деятельности прилагательным «туристический» обозначают то, что относится к туризму, а прилагательным «туристский» − то, что относится к туристу . Также определения туроператор и турагент заменены на определения «турагентская деятельность» – предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия и «туроператорская деятельность» – предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию и реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию консультационно-информационных услуг, связанных с организацией путешествия.
В действующей редакции Закона о туризме от 16.06.2010 года турагентская деятельность определяется как предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами – резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия. Туроператорская деятельность определена как предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению, реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия. Туристическая деятельность определена как туроператорская и турагентская деятельность. Законодатель, определив «туристическую деятельность» как туроператорскую и турагентскую деятельность, закрепил только виды туристической деятельности, не указав понятие туристической деятельности, ее сущность и основные признаки. С точки зрения юридической техники вывел определение через определение. Вопрос о понятии туристической деятельности более глубоко рассматривался автором в научных публикациях.
Закон о туризме четко определяет туристическую деятельность как предпринимательскую. Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст. 1) .
Изучая правовую природу туристической деятельности можно сказать, что туристическая деятельность обладает всеми признаками, характерными для предпринимательской деятельности. Так, туристическая деятельность представляет собой самостоятельную деятельность субъектов туристической деятельности (туроператоров и турагентов) по формированию, продвижению и реализации комплекса туристических услуг, а также оказание иных услуг, связанных с организацией путешествия, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от оказания туристических услуг, предназначенных для потребителей (туристов). Туристическая деятельность не является лицензируемой.
Исходя из данного определения можно выделить несколько признаков туристической деятельности как предпринимательской.
Первый признак заключается в самостоятельности осуществления субъектами предпринимательской деятельности от своего имени. Самостоятельность предполагает непосредственное участие субъектов туристической деятельности в гражданском обороте от своего имени, своей волей и в своем интересе. В соответствии с действующим законодательством субъектами туристической деятельности является турагент и туроператор. Турагентом могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а туроператором могут быть только юридические лица.
Субъекты туристической деятельности действуют по своей воле и в своем интересе, то есть самостоятельно формируют, продвигают и реализуют комплекс туристических услуг, предлагают услуги потребителю, также по заказу туриста формируют индивидуальные туры.
Говоря о деятельности субъектов хозяйствования в сфере туризма следует отметить различный правовой статус туроператоров и турагентов. Так, в соответствии с законодательством туроператор вправе осуществлять следующие виды деятельности:
- формирование туров;
- продвижение туров;
- реализация туров, своих сформированных туров;
- реализация туров, сформированных туроператорами резидентами и нерезидентами Республики Беларусь.

Турагентская деятельность в свою очередь состоит из следующих составляющих:
- продвижение туров;
- реализация туров, сформированных туроператорами – резидентами Республики Беларусь;
- оказание отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.
Исходя из вышесказанного отметим, что турагенты не формируют, а только реализуют туры, причем последние могут быть сформированы только туроператорами – резидентами Республики Беларусь. Что касается туроператоров, то они могут реализовывать как сформированные ими самими туры, так и туры, сформированные другими туроператорами – резидентами и нерезидентами Республики Беларусь.
Говоря об осуществлении деятельности от своего имени следует отметить, что туроператоры и турагенты заключают с туристами договоры оказания туристических услуг, а туроператоры заключают также договоры возмездного оказания услуг с субъектами туристической индустрии (перевозчиками, гостиницами, ресторанами и т.д.). Исходя из того, что турагенты не наделены правом самостоятельно формировать туры, они заключают с туроператорами договор на реализацию уже сформированного тура.
Правовая природа договорных отношений между туроператором и турагентом зависит от характера прав и обязанностей, возлагаемых на турагента. В зависимости от указанных обстоятельств могут заключаться договоры поручения, комиссии, возмездного оказания услуг. Наиболее распространенными договорами, использующимися в отношениях между субъектами туристической деятельности, является договор поручения и комиссии. Вышеуказанные договоры являются двусторонними, консенсуальными.
Право выступать при осуществлении деятельности у турагента ограничивается в зависимости от вида заключаемого с туроператором договора. Так, в случае заключения договора поручения, согласно ст. 861 ГК, турагент обязуется совершить от имени и за счет туроператора определенные юридические действия, права и обязанности по сделке, совершенной турагентом, возникают непосредственно у туроператора. Следовательно, турагент в таких договорных отношениях перед потребителем туристических услуг выступает не от своего имени, а от имени туроператора. В случае заключения между туроператором и турагентом договора комиссии, согласно ст. 880 ГК, турагент обязуется по поручению туроператора за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет туроператора.
Второй признак заключается в том, что субъекты туристической деятельности действуют на свой риск и под свою имущественную ответственность. Исходя из многообразия договорных отношений в процессе осуществления предпринимательской деятельности в сфере туризма имущественная ответственность у субъектов туристической деятельности является достаточно сложной. Так, в случае если между субъектами туристической деятельности заключен договор поручения ответственность перед потребителем за ненадлежащее исполнение условий договора оказания туристических услуг ложится непосредственно на туроператора. Если отношения между туроператором и турагентом складываются на основе договора комиссии, то ответственность перед потребителем за ненадлежащее исполнение условий договора оказания туристических услуг несет сам турагент. Туроператоры для оказания услуг потребителям (туристам) заключают договоры с третьими лицами (субъектами туристической индустрии) на предоставление различного рода услуг (например, гостиничные, услуги перевозки, экскурсия), тем самым несут риск понесения убытков перед туристами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств третьими лицами.
Третий признак связан с тем, что деятельность турагентов и туроператоров имеет целевую направленность – систематическое получение прибыли. В теории предпринимательского права данный признак является самым главным, конститутивным. Источниками получения прибыли субъектами туристической деятельности являются:
- оказание туристических услуг потребителям;
- оказание отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия.
Под туристическими услугами Закон о туризме понимает услуги по перевозке, размещению, а также иные услуги (по питанию, организации туристического путешествия, экскурсионные и другие услуги), не являющиеся сопутствующими услугам по перевозке или размещению, оказание которых в комплексе услуг, входящих в тур, позволяет совершить туристическое путешествие в соответствии с его целями и потребностями туриста, экскурсанта.
Субъекты туристической деятельности с туристами заключают договор оказания туристических услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика (участника туристической деятельности) оказать туристические услуги, а заказчик обязуется их оплатить. Договор оказания туристических услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг и является публичным договором. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05 октября 2010 г., № 1431 утверждена типовая форма договора оказания туристических услуг, что делает данный договор договором присоединения.
Говоря о предпринимательской деятельности в сфере туризма, следует отметить, что помимо туристической деятельности выделяется еще один вид самостоятельной деятельности в сфере туризма – экскурсионное обслуживание. Экскурсионное обслуживание в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» от 28.12.2006 г. № 65 является экономической деятельностью.
Основой правового регулирования экскурсионного обслуживания является Закон о туризме, который содержит главу «Отдельные вопросы организации экскурсионного обслуживания». Деятельность по экскурсионному обслуживанию является предпринимательской и обладает всеми признаками, присущими предпринимательству. Так, экскурсионное обслуживание наделены правом проводить экскурсоводы и гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающие их квалификацию. Деятельность указанных лиц не является лицензируемой. Основными направлениями деятельности являются следующие:
- оказание услуг по формированию, организации и проведению экскурсий, в том числе на иностранном языке;
- разработка методической документации к экскурсионным маршрутам, в том числе на иностранном языке.
Экскурсоводы и гиды-переводчики от своего имени заключают с потребителями договоры оказания экскурсионных услуг, а также договоры на оказание услуг непосредственно с туроператорами, выступая по договору в качестве субъекта туристической индустрии, и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Также следует отметить, что одним из направлений предпринимательской деятельности в сфере туризма является агроэкотуризм.
Суть агроэкотуризма заключается в оказании субъектами агроэкотуризма услуг по временному пребыванию агроэкотуристов в сельской местности, малых городских поселениях, на основании заключаемых договоров в целях их отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания (п. 2). В соответствии с Указом Президента Республики «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» от 2 июня 2006 г. № 372 осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма вправе:
- физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство;
- сельскохозяйственные организации.
В соответствии с действующим законодательством деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не является предпринимательской.
Субъекты агроэкотуризма вправе оказывать следующие виды услуг в сфере агроэкотуризма:
- предоставление жилых комнат для размещения агроэкотуристов, причем число таких комнат не должно превышать десяти;
- обеспечение агроэкотуристов питанием;
- организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ;
- иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов (п. 5).
Исходя из субъектного состава лиц, имеющих право осуществлять услуги в сфере агроэкотуризма и сути оказываемых ими услуг представляется, что деятельность субъектов агроэкотуризма является предпринимательской. Данное положение обосновывалось в научных публикациях автора.
В целях дальнейшего развития туризма и предпринимательской деятельности в сфере туризма была принята Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы. В соответствии с данной программой туризм признается одной из важнейших сфер современной экономики, данный вид деятельности направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями различных стран и их народов. Объем платных туристических и экскурсионных услуг, оказанных населению, составил 468,7 млрд. рублей и увеличился в фактических ценах в 13 раз по сравнению с 2005 годом. Программа закрепляет основные направления совершенствования деятельности в сфере туризма.
Также следует отметить, что кардинально новые меры по развитию туризма и туристической деятельности закреплены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Данная программа, с целью повышения конкурентоспособности и туристического потенциала Республики Беларусь, предусматривает создание до настоящего времени не существующей организационной формы деятельности и сотрудничества субъектов туристической деятельности – туристических кластеров. Создание туристических кластеров является одним из перспективных направлений развития предпринимательской деятельности в сфере туризма. Однако следует отметить, что данное положение предусмотрено только в вышеназванной программе и на сегодняшний день отсутствует законодательное закрепление понятия «кластер», его основных признаков; правовой механизм регулирования порядка создания и деятельности кластеров вообще, в том числе и туристических кластеров.
В современном экономическом словаре кластер определен как совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц.
С точки зрения М. Портера, «кластер - это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в границах отдельной области».
В Российской Федерации определение кластера закреплено в Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26 декабря 2008 г., в соответствии с которым кластеры – это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
Исходя из вышеперечисленных определений, а также учитывая субъектный состав участников туристической деятельности, основные направления предпринимательской деятельности в сфере туризма в Республике Беларусь, можно предложить определение туристического кластера как формы сотрудничества всех участников деятельности по организации и оказанию туристических услуг (субъектов туристической деятельности, субъектов туристической индустрии, туристических информационных центров), расположенных в определенном регионе с целью развития международного и внутреннего туризма в данном регионе, повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия его участников.
Вопрос создания туристических кластеров является новым, требует более глубокого изучения и может стать одним из самых эффективных способов развития предпринимательской деятельности в сфере туризма.
Исследовав понятие и сущность предпринимательской деятельности в сфере туризма можно сделать вывод, что основными направлениями предпринимательской деятельности являются:
– туристическая деятельность;
– деятельность по экскурсионному обслуживанию;
– деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Новым и перспективным направлением развития предпринимательской деятельности в сфере туризма является создание туристических кластеров.

- 242.00 Кб

(Предпринимательская деятельность в туризме)

(Менеджмент в с/к сервисе и туризме)

Введение 3

I. Теоретические аспекты изучаемого вопроса 5

1.1. Сущность, функции и роль предпринимательства 5

1.2. Организационные формы предпринимательства 7

1.3. Виды предпринимательской деятельности 13

II. Предпринимательство в туризме

2.1. Основные понятия в туризме 16

2.2. Предприятия туристской индустрии 17

2.2.1. Туристские предприятия по разработке, продвижению и

Реализации туристского продукта 19

2.2.2.Предприятия, предоставляющие услуги по размещению 25

2.2.3.Предприятия питания в туризме 29

2.2.4. Транспортные предприятия 30

2.2.5.Экскурсионное обслуживание 32

2.2.6. Страхование в туризме 33

Заключение 35

Список использованной литературы 38

Введение

Туризм относится к тому виду деятельности человечества, чья история начинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые, так или иначе, попадают под категорию туризма.

Туризм в современном обществе играет большую роль. Значение туризма в жизни людей, регионов, государств и в международной жизни сегодня не возможно переоценить.

На мой взгляд эта тема актуальна на сегодняшний день. В настоящее время туризм это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные формы динамично развивающегося предпринимательства. Турбизнес является одним из наиболее развитых видом предпринимательства, который имеет свои характерные особенности. Предпринимательская деятельность и индустрия туризма развивается высокими темпами, следовательно знание особенностей данной деятельности помогает спрогнозировать ее дальнейшее развитие, что подчеркивает актуальность данной работы.

Целью данной курсовой работы является выявление особенностей предпринимательской деятельности в туризме и сфере обслуживания.

Для достижения цели определим следующие задачи:

Подробно рассмотреть сущность, функции и роль предпринимательства;

Дать характеристику организационным формам предпринимательства;

Выделить основные виды предпринимательской деятельности;

Определить основные виды предприятий туристской индустрии;

Дать характеристику данных предприятий по таким показателям как вид деятельности, предоставляемые услуги и т.д.;

Основными методами создания курсовой работы является работа с научной и учебной литературой.

I. Теоритические аспекты изучаемого вопроса

В экономической литературе понятие “предприниматель” впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции изданном в Париже в 1723г. В качестве научного термина понятие “предприниматель” появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII века Ричарда Кантильона. Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может быть предпринимателем, выделяя предпринимательские способности.

Научное исследование же предпринимательства впервые осуществил австрийский экономист Й.Шумпетер (1883-1950) в своей работе “Теория экономического развития” (1912).

1.1.Сущность, функции и роль предпринимательства.

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

В Законе Российской Федерации «О предприятии и предпринимательской деятельности» отмечается, что «предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли».

Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера)

Среди наиболее важных целей предпринимателя - производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Как показано на рис.1, все эти цели взаимосвязаны.



Рис. 1. Цели предпринимательства

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль - это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

1. 2. Организационные формы предпринимательства

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

Предпринимательство государственное;

Предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

Государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие),

Органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Предпринимательств о существует в различных формах. В основе их классификации лежат два признака: форма собственности и величина фирмы. Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Выбор формы зависит частично отличных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями:
Для достижения цели определим следующие задачи:

Подробно рассмотреть сущность, функции и роль предпринимательства;

Дать характеристику организационным формам предпринимательства;

Выделить основные виды предпринимательской деятельности;

Определить основные виды предприятий туристской индустрии;

Дать характеристику данных предприятий по таким показателям как вид деятельности, предоставляемые услуги и т.д.;

I. Теоретические аспекты изучаемого вопроса 5

1.1. Сущность, функции и роль предпринимательства 5

1.2. Организационные формы предпринимательства 7
1.3. Виды предпринимательской деятельности 13

II. Предпринимательство в туризме

2.1. Основные понятия в туризме 16

2.2. Предприятия туристской индустрии 17

Туризм - одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики. За последние десятилетия он начал набирать обороты своего развития и был признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет большую роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения.

В росте туризма и расширении его социальной базы большое значение имеют материально-технические факторы. Огромную роль в развитии экономики, увеличении численности занятых работников, решении социальных проблем играет малое предпринимательство.

Данная тема актуальна, так как в сфере туризма предпринимательство имеет немаловажное положение и оказывает влияние на такие отрасли экономики, как транспорт и связь, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство, строительство, и другие. Предпринимательство - своеобразный стабилизатор социально-экономического развития.

В связи с особенностями туристических услуг, предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному виду. Так, деятельность туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку туристского продукта и его частичное производство, и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производительному предпринимательству.

Туристские организации могут совмещать организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.

Консультационная предпринимательская деятельность широко используется в сфере туризма. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разработчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих курортами, специалистов по обмену места клубного отдыха.

Предприниматель занимается созданием банка идей. Созданные идеи могут быть частью или полностью отражаться в основном или дополнительном профиле изготовления услуг или посредничества. Создание таких идей - накопительное явление. Они могут иметь текущий и перспективный характер. Предприниматель рассматривает каждую идею и принимает решение - стоит лм приступать к ее реализации.

У каждого предпринимателя есть своя собственная технология, обеспечивающая выбор единственного варианта из имеющихся, по которому он ведёт процесс принятия решения. Но есть и общие этапы выполнения:

1) первая экспертная оценка идеи самим предпринимателем реальности практического воплощения;

2) сбор информации о ситуации на рынке для оценки идеи с практических позиций;

3) проведение предпринимательских расчетов с целью выявления: объектов спроса и предложения на туристском рынке на услуги (товар), предполагаемые к производству;

4) вторая экспертная оценка осуществляется привлеченными специалистами и имеет цель установить совместимость идеи с возможностями предпринимателя;

5) принятие решения предпринимателем продолжить работу над идеей или же ее отбросить и перейти к осмыслению другой предпринимательской идеи.

Реализация принятой идеи тоже имеет несколько этапов:

1) бизнес-планирование, сущность которого состоит в детальном изложении с точными расчетами реализации проекта. В бизнес-плане также указываются организационная форма предпринимательства и источники формирования денежных средств, необходимых для начального этапа реализации идеи;

2) привлечение заемных денежных средств и партнеров (участников);

3) государственная регистрация собственной фирмы (предприятия), если она создается впервые;

4) организационно-техническая подготовка фирмы к производству товаров (услуг);

5) управление функционирующей фирмой и партнерскими связями.

Если результат реализации предпринимательской идеи достигнут - то её реализация может считаться успешной. Предпринимательский успех изначально связан с идеей самоутверждения или с желанием внести что-то своё в ход событий. В свою очередь, коммерческий успех идёт наряду с предпринимательским успехом, но именно в предпринимательской деятельности не выступает как цель, достижение которой не предполагает дальнейших устремлений и новых задач. Здесь успех предпринимательства налегает на культуру предпринимательства как на систему реальных представлений о ценностях, что гарантирует престижность и приводит к поднятию эффективности производства туристических услуг и доходов.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в туризме в настоящее время можно охарактеризовать ростом туристских потоков, образованием множества новых туристских предприятий и появлением инфраструктуры туризма. Политическое и экономическое положение страны сильно влияет на развитие предпринимательства в туризме. Стремительное возрастание массового туризма приводит к инфраструктурным изменениям в регионах, которые принимают туристов. Следовательно, предпринимательская деятельность в туризме вызывает потребности в её глубоком научном изучении, раскрытии закономерностей развития и нахождения её главных тенденций. Особенно нужно акцентировать своё внимание на исследовании инфраструктурного обеспечения предпринимательства в туризме, потому что именно это необходимое условие успешного развития туризма и главный фактор роста туристических потоков.

В общепринятой классификации предпринимательской деятельности выделяют следующие виды предпринимательства:

1) производительное (производственное) – непосредственное создание услуг и другой продукции;
2) коммерческое – посредническая деятельность по продвижению созданной продукции от производителя к потребителю;
3) финансовое – особый вид деятельности по образованию и использованию денежных средств на цели воспроизводства услуг и продукции;
4) консультативное – деятельность, связанная с предоставлением советов (консультаций) и помощи по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга и др.

В связи с особенностями туруслуг предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному виду.

Так, деятельность туроператоров в большинстве случаев создает организационную подготовку турпродукта и его частичное производство и продвижение к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно отнести к производительному предпринимательству.

Турагенты выполняют функции посредников – продавцов туров. Кроме того, они выполняют отдельные виды услуг, например страхование, консульское обслуживание и др. Это смешанный вид деятельности.

Контрагенты – исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные бюро и др.), которые оказывают услуги потребителям турпродукта, т. е. активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут быть отнесены к производительным предпринимателям.

Туристские организации могут совмещать организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.

Консультационная предпринимательская деятельность широко используется в сфере туризма. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число специалистов-консультантов вовлечено в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разработчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих курортами, специалистов по обмену места клубного отдыха и т. д.

15. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма.

Субъектами предпринимательства (предпринимателями) могут быть как отдельные частные лица, действующие от своего имени и под свою имущественную ответственность, так и объединения партнеров, действующие под ответственность юридического лица.

Объекты – турагентства, туроператоры, бюро экскурсий, гостиницы и т.д.

16. Особенности развития и совершенствования малых предприятий в сфере сервиса и туризма.

Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.

Турагентская деятельность - это предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе. Данная сфера предпринимательства представляет собой обширную сеть розничной торговли.

Турагентская деятельность относится к коммерческой сфере бизнеса. В данной области туристские агентства выступают посредниками между продавцами и покупателями турпродукта. Прибыль в системе турагентского предпринимательства формируется в виде комиссии от продажной цены тура.

Для турагентского предпринимательства характерны индивидуальная и коллективная формы бизнеса, Наиболее распространенными формами турагенств являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа. Выбор организационно-правовых форм, как и в туроперейтинге, обоснован прежде всего ограниченной ответственностью субъектов предпринимательства и незначительным объемом стартового капитала,

В настоящее время на российском, рынке преобладают турагентства, которые создаются в виде представительств международных туроператоров. Это объясняется минимумом усилий, в организации бизнеса, так как международные операторы предоставляют необходимую документацию и реквизит, а нередко и первоначальный стартовый капитал.

В то же время многие туроператоры и турагенты объединяются в ассоциации по интересам (например, Национальная туристская организация). Подобные ассоциации формируют инфраструктуру спроса на туристскую продукцию по регионам России, способствуют развитию въездного,и внутреннего туризма, внедряют международные стандарты обслуживания в России, формируют единое информационное пространство, а также решают ряд других существенных проблем в социально-культурном сервисе и туризме.

Гостиничная деятельность - это вид предпринимательства с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах размещения.

Гостиничное хозяйство - это база любого тура: размещение в большинстве случаев входит в турпакет. Уровень качества и стандарты гостиничного обслуживания, а также количество гостиниц в том или ином туристском центре значительно влияют на возможности приема туристов.

Ресторанная деятельность относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги питания. Прибыль в системе питания рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг питания.

Страхование туристов - предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в обеспечении безопасности жизни и имущества. Согласно Федеральному закону Об основах туристской деятельности в Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ основной формой обеспечения безопасности туристов при временном пребывании за рубежом является страхование. Поэтому услуги страхования - это обязательный элемент в технологии туристского обслуживания.

Развитие предпринимательства в сфере туризма сопряжено с общими условиями развития предпринимательства в России.

Стало распространенным положение о том, что развитие туризма на региональном и муниципальном уровнях весьма перспективно, поскольку развитый туризм благодаря большому потоку туристов обеспечивает местности, прежде всего, доход, а также расширение занятости. Возможности устойчивого развития туристской отрасли на муниципальном уровне базируются на двух предпосылках:

наличие уникального туристского ресурса, притягивающего клиентов;

присутствие существенного потенциала потребителей туристских услуг, который может привести к возникновению больших потоков туристов.

Выход на траекторию устойчивого развития предпринимательства в сфере туризма связан с рядом условий. Во-первых, необходимо создание благоприятной предпринимательской среды. Это важнейшая инициатива, которую может предпринять любая территория в целях устойчивого развития туризма, но это предполагает адекватное представление о причинах, сдерживающих развитие предпринимательства. Поэтому целесообразно специальное исследование данной проблемы (например, организация экспертного опроса предпринимателей). Органы местного самоуправления обладают статусными возможностями для содействия развитию предпринимательства, но осуществление управленческих воздействий может быть целесообразным только на основе объективной информации. Одним из инструментов формирования хозяйственной политики местного самоуправления в сфере туризма может стать постоянно действующий координационный совет по развитию и поддержке предпринимательства при главе (заместителе главы) администрации территории. Непосредственный контакт с лицами, которые на практике реализуют политику развития предпринимательства и от кого зависит ее осуществление, позволяет оперативно решать местные проблемы, выявлять позитивные и негативные процессы, эффективно формировать региональную и местную политику устойчивого развития туризма. Особую значимость имеет активная позиция местной администрации, которая особое внимание уделяет малому бизнесу, поскольку возможности для его функционирования являются базовым элементом устойчивого развития сферы туризма.

17.Формы государственной поддержки развития малого предпринимательства и их совершенствования.

Целью государственной поддержки малого предпринимательства является формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки в данной сфере экономики.

В России деятельность малых предприятий сопряжена с различными проблемами. Заниматься бизнесом в России намного сложнее, чем в Европе или Америке, особенно бизнесом, связанным с производством. По расчётам специалистов, в большинстве отраслей России удельные издержки производства на единицу продукции выше, чем в других странах (например, в 2,8 раз выше, чем в Японии, в 2,7 раза выше, чем в США, в 2,3 раза выше, чем в Германии и Италии). Кроме того, по данным на 1 июля 2004 года (приложение А) малое предпринимательство в России по сравнению с зарубежными странами развивалось не очень быстрыми темпами.

Из таблицы (приложение А) мы видим, что в развитых странах именно малый бизнес даёт наибольшую долю в ВВП (60%). В Японии эта цифра приближается к 80%. В России же доля малого бизнеса находится на очень низком уровне. Не смотря на то, что экономические показатели малого предпринимательства в России с каждым годом становится всё выше (приложение Б), показатели развития малого бизнеса в странах Европы и США намного выше. Это свидетельствует о том, что развитие малого предпринимательства в нашей стране сопровождается возникновением различных проблем.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, а малые предприятия не всегда могут их предоставить. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями; специальные банки для обслуживания малого бизнеса не существуют. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия: невозможность получения кредита лишает их возможности конкурировать с другими предприятиями.

Другой важной задачей, выполнение которой необходимо для успешного развития малого бизнеса, является создание надлежащей нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях. В настоящее время предприниматели не удовлетворены правовым регулированием их деятельности, несмотря на то, что в течение нескольких последних лет было принято немало законодательных и нормативных актов. Многие предприниматели высказывают пожелание провести усовершенствование федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, особенно в части, касающейся регулирования текущей деятельности малых предприятий.

Больным вопросом для малого предпринимательства является несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий. Многие предприниматели жалуются на избыточность контролирующих органов, к тому же работа с их представителями требует больших затрат рабочего времени. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Существенно осложняет деятельность малых предприятий отсутствие профессионально подготовленных руководителей (менеджеров), обладающих всеми качествами, необходимыми для работы в современных условиях.

Таким образом, очевидно, что малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Малым предприятиям необходима инфраструктура, сориентированная на специфику малого бизнеса: банки, биржи, аудиторские и страховые фирмы, информационные центры, коммерческие центры по обеспечению материальными ресурсами и т.д.

Во-вторых, установление упрощённой системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставление бухгалтерской и статистической отчётности.

В-третьих, создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий.

В-четвёртых, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства осуществляется в виде:


  1. сотрудничества с международными организациями;

  2. содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров, результатов интеллектуальной деятельности;

  3. создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого бизнеса, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность;

  4. реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

В-пятых, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Данное направление поддержки малого предпринимательства отражено в статье 21 Федерального закона от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этой статье, поддержка по данному направлению осуществляется в виде:


  1. разработки примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов;

  2. создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого предпринимательства;

  3. учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого предпринимательства.

Формами государственной поддержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и другие формы поддержки. К сожалению, не все это формы реализуются на практике.
1.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» инфраструктурой поддержки малого предпринимательства является организации, которые создаются в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг при реализации федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого предпринимательства, и оказания им поддержки.

Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во много зависит от функционирования разветвлённой инфраструктуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на региональном уровнях. Так важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса США играют Администрация по делам малого бизнеса, министерства торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческий банк, федеральные фонды и другие организации.

В РФ сложилась определённая инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Так, в реализации федеральных Комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономики, финансов, по налогам и сборам, труда и социального развития, развития конкуренции и поддержки малого предпринимательства, юстиции, образования и др. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РФ, Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах.

Большую роль в механизме поддержки развития малого предпринимательства ранее играл Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства РФ, однако указом Президента РФ в сентябре 1998 г. комитет был ликвидирован. В настоящее время на федеральном уровне непосредственное участие в поддержке и развитии малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который фактически организует финансовое обеспечение политики в области государственной поддержки малого предпринимательства, созданный в соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г.

Необходимо отметить, что помимо Фонда поддержки существует также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Деятельность этого Фонда направлена на исключительное оказание финансовой поддержки высокоэффективных наукоёмких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями, способствует освоению и внедрению новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий, а также созданию малых наукоёмких фирм – инкубаторов бизнеса, инновационных центров. Данный фонд (в отличие от Фонда поддержки малого предпринимательства) оказывает финансовую помощь на возвратной основе, с оплатой за использование средств.

Кроме фондов поддержки и содействия в России существуют и другие организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий.

Планомерную деятельность по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны, например, Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления и др. Так, в Государственном университете управления впервые в России образована и действует кафедра предпринимательства, разработан учебный план подготовки специалистов с высшим образованием по специализациям «предпринимательство», созданы современные учебные и учебно-методические материалы.

За последние годы были созданы различные негосударственные структуры по поддержке малого бизнеса: Российская Ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, Общероссийские общественные объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и т.д.

Российское агентство поддержки малого среднего бизнеса создано в 1992 г. в рамках межправительственного соглашения между Россией и Великобританией. Основными задачами агентства являются содействие развитию предпринимательской активности населения, предоставление ему необходимой информации и консультаций. Агентство предлагает широкий спектр услуг: индивидуальное консультирование предпринимателей по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной политики; помощь в регистрации предприятия и лицензировании его деятельности, разработка и оформление учредительных документов; нормативно-правовое обслуживание; рекламные и издательские услуги.

Современные налоговые платежи, правильное определение налогооблагаемой базы и полное использование всех возможных налоговых льгот – всё это важные факторы нормальной работы малого предприятия. В то же время налоги, обязательные отчисления в различные фонды ограничивают возможности предпринимателей по использованию результатов своей работы для развития производства и личного потребления.

Налоговые платежи и порядок их уплаты органически связаны с системой учёта и отчётности, а в целом все они взаимозависимы. От достоверности учёта и отчётности зависит величина и обоснованность налогов. При этом учёт и отчётность не только ориентируют на порядок налоговых платежей и взносов, но и одновременно позволяют контролировать и оценивать производственный процесс и его результаты.

В середине 90-х годов в России была предпринята попытка снизить затраты малых предприятий на ведение учёта и отчётности и одновременно увеличить налоговые поступления от малого предпринимательства. В декабре 1995 года был принят Федеральный закон «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства».

Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в следующем: данная система налогообложения применяется наряду с действующей системой налогообложения, учёта и отчётности, предусмотренной законодательством РФ.

Применение упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчётный период.

Согласно Налоговому кодексу РФ переход на упрощённую систему налогообложения не препятствует как коммерческим, так и некоммерческим организациям получать безвозмездную помощь, гранты в области науки, образования, культуры, искусства и охраны окружающей среды, а также некоммерческим организациям получать пожертвования и целевые поступления на благотворительную деятельность, которые, как и при стандартной системе налогообложения, не включаются в налогооблагаемую базу.

Для организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учёта и отчётности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности установлен совокупный доход, полученный за отчётный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчётный период.

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учёт.

Рассмотрев сущность малого предпринимательства и государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, необходимость поддержки малого предпринимательства обусловлена наличием в этой сфере многочисленных проблем, к числу которых можно отнести трудности в получении кредитов, несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий, проблемы в области налогообложения и т.д.

Во-вторых, государственная поддержка малого предпринимательства невозможна без наличия развитой инфраструктуры. Инфраструктуру поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне образуют Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Федерация развития и поддержки малого предпринимательства; Российская академия предпринимательства; Российское агентство поддержки малого среднего бизнеса; Российская торгово-промышленная палата и т.д. На региональном уровне (на примере Оренбургской области) инфраструктура поддержки малого бизнеса складывается из различных Ассоциаций, Союзов, Торгово-промышленных палат, образовательных учреждений, связанных с подготовкой кадров для малого предпринимательства и т.д.

Наконец, сама поддержка малого предпринимательства включает в себя направления (установление упрощённой системы регистрации, лицензирования, налогообложения, учёта и отчётности; создание льготных условий использования финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, поддержка внешнеэкономической деятельности и т.д.) и формы (оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов). Важной составляющей государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные налоговые режимы, к которым относятся упрощённая система налогообложения и единый налог на вменённый доход. Данные налоговые режимы безусловно, предпочтительнее обычного, т.к. происходит замена всех федеральных, региональных и местных налогов уплатой единого налога.

Подводя итоги по данной теме, следует заметить, что, несмотря на многочисленные проблемы, существующие в сфере поддержки малого предпринимательства, государство всё-таки играет весомую роль в его становлении и развитии. Важно отметить то, что малое предпринимательство в российской практике было разрешено в 1988 году. В этой связи, появление многочисленных форм и направлений, инфраструктуры поддержки малого бизнеса, различных нормативно-правовых актов за 20 лет развития самого малого предпринимательства является большой помощью его субъектам со стороны государства.

18. Социальная защита предпринимателей и охрана прав потребителей.


Похожая информация.