Некомплект следователей мвд. Агентская прибавка. Работающим со стукачами операм хотят доплачивать за риск. Требования к кандидатам на службу

Самый большой некомплект - в ДПС

В последние полгода увеличилось число уволившихся из рядов донской полиции по собственному желанию. Об этом во вторник, 13 октября, во время традиционной встречи с журналистами сообщил начальник Управления по работе с личным составом ГУ МВД по Ростовской области полковник полиции Тимур Марунчак.

— Мы беседуем с сотрудниками, уговариваем их потерпеть и не увольняться. Но это не всегда имеет действие. Что прискорбно: среди увольняющих немало квалифицированных сотрудников, которые прослужили 10-15 лет, но уходят на гражданку или переводятся в другое место службы. Так, многие перевелись в центральные регионы, где нагрузка поменьше, — сказал Тимур Марунчак.

Именно непомерная загруженность, по словам Марунчака, и является основной причиной увольнения.

— Нагрузка на каждого сотрудника в Ростовской области действительно колоссальная. Помимо основных обязанностей полицию задействуют практически на всех политических, спортивных, культурно-массовых мероприятиях. К примеру, футбол. Нам говорят, что охрану должны обеспечивать какие-то специально обученные люди из частных структур. В действительности основная нагрузка ложится на полицию, — отметил Марунчак.

Самый большой некомплект ощущается в дорожно-патрульной службе (ДПС). К примеру, в Ростовском полку при штатной численности 500 человек имеется около 70 вакантных должностей, а это 35 экипажей. В первом донском батальоне некомплект — около 25-30 человек. Лучше всех укомплектован второй батальон ДПС с дислокацией в Каменске, там свободны всего 2-3 должности.

Тимур Марунчак отметил, что на периферии найти желающих служить в полиции гораздо проще. Сложнее всего обстоит дело в Ростове. Молодёжь не проявляет к этой работе особого интереса, а те, кто хотел бы стать полицейским, не всегда соответствуют требованиям, установленным при поступлении на службу.

— Например, есть жёсткое требование, чтобы у сотрудника ДПС было высшее юридическое образование. Такие же требования к участковым, следователям — юридическое образование априори. Сделано некоторое послабление для сотрудников уголовного розыска. Они могут иметь непрофильное высшее образование, — уточнил Тимур Марунчак.

Ростовский гарнизон несёт потери и за счёт сотрудников, уволенных по отрицательным мотивам.

— С начала года были уволены за взятки, пьянство, повторные нарушения и иным причинам 182 человека, — сообщил Марунчак.

Нехватка кадров восполняется за счёт выпускников РЮИ и сотрудников, которые были сокращены министерскими приказами. При очередной оптимизации штатной численности в текущем году были сокращены 90 сотрудников из аппарата управления ГУ МВД по Ростовской области, и 830 сотрудников вневедомственной охраны.

— Часть из них ушла в отставку, кто-то перевёлся, но большинство мы постарались трудоустроить, перераспределив штатную численность за счёт внутренних резервов. Это касается прежде всего территориальных отделов полиции. Так, в одном отделе вводится дополнительная должность, в другом сокращается, но в целом структура остаётся прежней, — пояснил Тимур Марунчак.

Тема чрезмерной нагрузки на донских полицейских обсуждалась, и не раз, с участием и полицейских, и представителей органов власти. Депутаты с подачи руководства главка не единожды обращались в Москву с просьбой увеличить штатную численность гарнизона. Но каждый раз получали отказ. Единственное, чего удалось добиться, — не 10-процентное, а лишь 5-процентное сокращение штатов при очередной оптимизации.

Усилия руководства ГУ МВД, несомненно, заслуживают уважения и похвалы, однако в неофициальных беседах сотрудники сетуют не только и порой даже не столько на загруженность, сколько на откровенное самодурство начальников.

236 читателей выразили
свое отношение к событию

Ваше мнение?


Глава МВД РФ Владимир Колокольцев подготовил проект приказа, по которому будет ежемесячно выплачиваться дополнительный должностной оклад оперативникам, которые общаются с секретной агентурой и информаторами.

По данным Лайфа, в последнее время из подразделений МВД, призванных бороться с убийцами, мошенниками, ворами, экстремистами и террористами, стали увольняться опытные оперативники.

Чтобы поддержать офицеров рублём, глава МВД РФ Владимир Колокольцев подготовил проект изменений в приказ № 65 от 31 января 2013 года "О порядке обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

Согласно предложению главы МВД РФ Владимира Колокольцева, оперативникам, работающим с "секретными агентами", будут за риск ежемесячно выплачивать надбавку к зарплате в размере должностного оклада.

По данным МВД РФ, сейчас должностной оклад оперативного сотрудника составляет от 18 до 25 тысяч рублей, в зависимости от выслуги лет и региона, в котором служит офицер.

В Москве, Подмосковье, Петербурге должностной оклад выше, чем во всех остальных регионах, - рассказывает знакомый с ситуацией собеседник Лайфа из МВД РФ.

По его словам, сейчас некомплект личного состава столичной полиции составляет около 3,5 тысячи человек, а в целом по России эта цифра может доходить до 30 тысяч человек.

Председатель координационного совета Московского межрегионального профсоюза полиции Михаил Пашкин рассказал Лайфу, что приказ Владимира Колокольцева о выплате оперативникам за работу с агентами дополнительного должностного оклада - мера вынужденная.

Министр как бывший опер понял, что пора спасать ситуацию. Удержать профессионалов сыска в органах и не потерять агентурную сеть, которую нарабатывали десятилетиями, - утверждает Михаил Пашкин.

По словам Пашкина, оперативники из-за большой бумажной волокиты просто перестали официально отчитываться перед начальством о работе с агентурой.

Ведь по закону на каждого агента заводится оперативное личное дело, куда оперативник обязан подшивать все отчёты о встречах со своим доверителем. А начальник оперативника проверяет данные дела и сообщает своему руководству о работе службы с завербованными агентами, - рассказывает профсоюзный лидер полицейских.

Вот глава МВД и решил стимулировать оперативных сотрудников рублём. В среднем полицейский в уголовном розыске получает 50 тысяч рублей. Половина зарплаты и есть должностной оклад. Значит, теперь офицер будет получать 75 тысяч, если решит, конечно, начать официально встречаться со своими агентами и писать отчёты руководству, - говорит Пашкин.

По данным Лайфа, ежегодно все российские силовики тратят на оплату секретных осведомителей сотни миллионов рублей.

Да к сожалению, без добровольных помощников не обойтись. Они были в царской охранке, в советской милиции, а теперь остаются и в российской полиции. Но всегда осведомители получали за свою работу деньги, - говорит один из оперативников ГУ МВД РФ по городу Москве.

По признанию сыщика, многие преступления раскрываются именно благодаря помощи осведомителей, но обычные граждане могут об этом только догадываться. Ведь вся деятельность осведомителя секретна.

Агенты - это святая святых сыска, и когда ты понимаешь, что полученная от осведомителя информация очень ценна, то за неё можно и бюджетных денег заплатить, а многие работают и за идею, - говорит полицейский.

Летом 2017 гола во Владимирской области именно благодаря полицейской агентуре был задержан скрывавшийся от следствия на протяжении почти 20 лет член самой кровавой в российской криминальной истории ореховско-медведковской ОПГ Александр Шарапов.

На счету Александра Шарапова пять убийств, среди которых есть и убийство одного из самых известных киллеров России - Александра Солоника (Саши Македонского).

Опрошенные Лайфом полицейские считают правильной инициативу главы ведомства о доплатах за работу с информаторами.

Любой риск, а особенно связанный с человеческой жизнью, должен быть оплачен, - говорит офицер. - Ведь общение с агентами действительно опасно для жизни. Были случаи, когда помощники опера во время душевных бесед становились врагами и чаепитие заканчивалось кровопролитием, в котором не всегда побеждал сотрудник МВД.

Лайф направил запрос в МВД РФ с просьбой прокомментировать инициативу главы ведомства Владимира Колокольцева о дополнительных выплатах оперативникам, работающим с секретными осведомителями. Однако получить оперативный комментарий Лайфу не удалось.

Между тем в Минюсте утверждён приказ главы ФСБ РФ о том, как Пенсионный фонд должен заботиться о людях, которые сотрудничали со спецслужбами. После передачи таких сведений в Пенсионный фонд срок сотрудничества гражданина будет зачтён в трудовой стаж. Таким образом, негласные сотрудники будут получать пенсию.

В июле 2015 года вступил в силу обновлённый закон об оперативно-разыскной деятельности, в котором было чётче прописано, что сотрудничающие с силовиками граждане вправе претендовать на пенсию. Каждое ведомство, которое занимается оперативно-разыскной деятельностью, должно утвердить порядок передачи сведений о стаже социальным службам. Одним из авторов закона о пенсиях за негласное сотрудничество была депутат от "Единой России" Ирина Яровая.

Сокращение 10 тысяч должностей в системе стало неприятным новогодним подарком для сотрудников Госавтоинспекции. Для многих сокращение огромного штата за счет одной из самых недоукомплектованных структур ведомства стало неприятной неожиданностью.

Подтвердив 9 января ранее , в МВД лишь констатировали сам факт, но ничего не сказали о мотивах такого решения, породив множество версий вплоть до новой волны слухов о реорганизации Госавтоинспекции.

«Газета.Ru» обратилась в МВД с просьбой прокомментировать ситуацию с кадровыми изменениями. И если минувшей осенью в ответ на вопрос о причинах внезапной, до особого распоряжения главы МВД (это решение стало предтечей новогоднего сокращения) в ведомстве сказали, что данная информация имеет гриф для служебного пользования, то на этот раз в МВД предоставили подробный комментарий.

«Сообщаем, что в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации и передачей функций по фиксации правонарушений на дороге в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти сокращение штатной численности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

проводится в подразделениях ГИБДД, ДПС ГИБДД территориальных органов МВД России», — говорится в ответе за подписью врио начальника Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ В.В. Колесника.

«Вопросы определения критериев увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудников находятся в компетенции руководителей территориальных органов регионального уровня. Поскольку имеющийся некомплект в территориальных органах МВД России значительно выше количества сокращаемых должностей, то все увольняемые сотрудники имеют реальную возможность дальнейшего трудоустройства в органах внутренних дел. При этом они будут уволены только в случае личного отказа от дальнейшего прохождения службы на предложенных вакантных должностях. Вместе с тем приоритетному сокращению в указанных подразделениях подлежат неукомплектованные должности», — отметил Колесник.

По данным «Газеты.Ru», все запланированные сокращения в регионах уже официально проведены и прописаны — сейчас эту информацию постепенно доводят до сотрудников на местах.

На практике картина получилась весьма неоднородная.

Где-то удалось сохранить почти всех сотрудников за счет срезания пустовавших вакантных должностей, где-то убирают «кабинетных» сотрудников, перекладывая их обязанности на немногих оставшихся, а где-то «под нож» идут сотрудники, непосредственно работающие на улицах — из-за этого ряд подразделений, особенно в крупных городах, или расформировывают, или полностью переформатируют.

Полномочия по фиксации брать некому

Из ответа МВД о причинах сокращений до конца не ясно, идет ли речь о каких-то законодательных актах, связанных с оформлением упомянутой передачи полномочий по фиксации нарушений ПДД, или каких-то других. Скорее всего, в основе лежит правительственный законопроект по передаче полномочий по фиксации и обработке нарушений регионам, который в конце 2017 года был принят в первом чтении. Тем не менее, заявленная в МВД причина вызывает определенные вопросы — закон только находится на стадии принятия, а все сокращения уже проведены. К тому же, как уже отмечалось,

под сокращение попали любые вакантные должности, в основном никак не связанные с вопросами фиксации нарушений, да и большинство сокращенных «живых» сотрудников никакого отношения к оформлению штрафов с камер не имели и занимались самыми разными функциями, которые у ГИБДД забирать пока никто и не планирует.

«МВД реализовывают тупиковую концепцию по передаче полномочий органам исполнительной власти, на мой взгляд, она совершенно неправильная и даже порочная. Хочу напомнить, что сама эта идея была обусловлена тем, что ГИБДД Москвы в какой-то момент перестала справляться с потоком данных фото- видеофиксации. У меня был официальный ответ из МВД, что до апреля, не помню уже, в каком это году было, действительно были проблемы, но затем все наладилось и 100% потока штрафов обрабатывались. То есть причина передачи полномочий была временная, и в итоге ее устранили, — говорит он. — Но даже если такие проблемы возникают в регионе, самое простое — это вернуться к «горизонтальному» финансированию, когда органы исполнительной власти обеспечивали материально-техническое и финансовое обеспечение ГИБДД. То есть у властей на местах всегда есть возможность найти какое-то помещение, дать дополнительные ставки и решить эту проблему. Тогда и на местах остались бы обученные люди, знающие законы, дававшие присягу. А мы сейчас предлагаем у них это отнять и передать людям с улицы в прямом смысле это слова. Они не обучены, не имеют доступа к гостайне».

По мнению Лысакова, одна из реальных причин сокращений в ГИБДД — желание урезать бюджетные расходы.

«Но страдает качество, фактически идет ползучее уничтожение Госавтоинспекции. Уверовали в порочную идею, что камерами все завесим, и автоматически будут идти штрафы, зачем нам нужны гаишники. А получается, что информацию с камер надо читать, обрабатывать, отбраковывать, если надо. И под этим соусом они сокращают ГИБДД. А кто будет ловить пьяных? Камеры? Если человек неадекватен, чтобы его убрать, пока он через весь город не промчался, сметая все на своем пути, его надо для начала остановить, составить протокол и лишить прав. А камера, естественно, камера этого не сделает, вдобавок за нарушения с камер даже прав не лишают. Поэтому мы сейчас расплодим полных отморозков, которые будут разъезжать, платить или не платить штрафы, а убрать их с дороги просто нельзя будет», — отметил парламентарий

Лысаков признается, что два года пытался затормозить в принятие законопроекта о передаче полномочий ГИБДД.

«На меня персонально в правительстве даже Путину за это жаловались.

А МВД, если уж там нужны сокращения, лучше бы сократило хозяйственный аппарат вместо того, чтобы убирать тех, кто «на земле». Это же безумие», — отметил собеседник «Газеты.Ru». По его словам, было найдено объяснение для передачи полномочий ГИБДД — «мол, регионы сами просят». Однако при предварительном опросе МВД большая часть регионов высказалась против того, чтобы эти полномочия себя брать, — «нужны деньги, надо обучать людей, масса расходов», сказал депутат.

Депутат напомнил, что

ранее руководство МВД не один год выступало категорически против передачи своих полномочий субъектам федерации.

В частности, курирующий в свое время ГИБДД замминистра МВД был категорически против, как и глава ГИБДД . «Пришли Горовой и его протеже Черников, и позиция кардинально изменилась. Поэтому что бы они ни говорили, идет уничтожение службы. Есть хорошие инспекторы, есть не очень, но это силовая служба, которая должна пресекать грубые нарушения, останавливать, протоколировать», — считает Лысаков.

Близкий к правительственным структурам руководитель экспертного центра Probok.net Александр , напротив, передачу полномочий от ГИБДД поддерживает. «Практика, пусть и на примере одной Москвы, показывает, что регионы делают эту работы эффективнее, это примерно как частный собственник по сравнению с государственным.

Другой вопрос, что кроме Москвы, Санкт-Петербурга не так много регионов вообще способны взять на себя такие полномочия, поэтому здесь нужно действовать аккуратно. И если в Москве это категорически необходимо, то даже в случае с Петербургом я бы для начала попробовал какой-то пилотный проект, потому что ситуация в разных регионах очень отличается.

Москве удалось договориться об администрировании платной парковки и ряда нарушений ПДД, а где-то местные власти сделать это просто не смогли, потому что в провинции очень часто можно встретить ситуацию, когда люди бояться брать на себя ответственность, даже когда такие полномочия у них есть. Но этот процесс нужно начинать и идти в этом направлении», — отметил эксперт.

Февраль 2015-го для сотрудников МВД России выдался весьма неудачным: руководство практически полностью прекратило выплату премий и ограничило выезд полицейских за границу. С 1 февраля новых сотрудников не набирают, и в ближайшее время предстоит десятипроцентное сокращение кадров.

Редеют наши ряды

Пожалуй, громче всех на ухудшение положения полицейских отреагировал депутат Госдумы Александр Хинштейн, направив развернутое письмо министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву.

«Сокращение МВД началось! - пишет 7 февраля Хинштейн в своем Twitter . - По стране разослано распоряжение В. Колокольцева: запрет приема на службу и доведение некомплекта личного состава до 10 процентов. Да, формально приказа о сокращении нет. Но эти же искомые 10 процентов будут срезаны за счет искусственного создания некомплекта. Его потом и сократят».

По сведениям Хинштейна, на сегодняшний день некомплект (никем не занятые штатные должности) в системе МВД в целом по стране составляет до 3 процентов.

Служба в полиции, после недавней реформы и повышения зарплаты, - достаточно престижный вид трудовой деятельности. И теперь, по подсчетам Александра Хинштейна, безработными могут стать до семидесяти тысяч человек.

Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах отмечает, что в столице доля незанятых должностей немного выше - 5 процентов. Если распоряжение о десятипроцентном сокращении все же поступит, в отставку отправят порядка 7000 сотрудников.

Нормативы нам не указ

В ходе реформы 2011 года полиция претерпела 20-процентное сокращение кадров. По мнению ряда профсоюзных деятелей, тем, кто сохранил свое рабочее место, теперь приходится работать днями и ночами, чтобы выполнять разнообразные показатели, которые только повышаются год от года.

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Вот, например, участковые. Еще десять лет назад в системе МВД действовал приказ, определявший степень нагрузки на каждого Анискина. Участковый должен был обслуживать 3500 жителей, старший участковый - 1500. Эти цифры не с потолка взяты, а результат анализа многолетнего опыта.

С тех пор тот же московский гарнизон перенес два масштабных сокращения и уменьшился почти на 40 000 человек. А население Москвы за эти десять лет только увеличивалось. Нормативы были пересмотрены, а затем и вовсе канули в Лету.

Сегодня нагрузка 6000 человек на участкового считается в столице уже вполне приемлемой.

Председатель Координационного совета Московского профсоюза полиции, капитан милиции в отставке Михаил Пашкин обеспокоен будущим сокращенных стражей порядка.

«Сейчас охранным фирмам охранять уже нечего, и куда пойдут люди, умеющие обращаться с оружием, - неизвестно. Может, в Донбасс поедут, может, банды создадут, может, еще что-то, потому что бывших сотрудников полиции особо не берут в коммерческие организации», - отметил Пашкин в интервью радиостанции «Говорит Москва».

Шанс для перемен к лучшему

Однако его тревоги разделяют немногие. Частные охранные организации, по слухам, напротив, рады грядущим увольнениям в ОВД - теперь они смогут омолодить свои кадры.

Официальный представитель МВД Андрей Пилипчук на расспросы журналистов отвечает, что масштабное сокращение полицейских - это слух, а не реальность. Руководство ведомства стоит горой за своих сотрудников и по живому резать не будет. Есть определенный план оптимизации расходов, главная цель которого - сохранение должного уровня эффективности и боеспособности.

«Даже при 10-процентном сокращении кадров, продиктованном реальной необходимостью снижения бюджетных расходов, МВД может не только сохранить нынешний уровень порядка и безопасности в стране, но и выйти на качественно новый этап развития, - рассказал «Ленте.ру» экс-следователь ГСУ МВД России Олег Тютенков. - Нужда заставит руководство ведомства приступить к широкому внедрению электронного документооборота, сокращению чрезмерно раздутой отчетности и промежуточного управленческого звена. Полиция может стать мобильнее, оперативнее и эффективнее. Думаю, что Владимиру Колокольцеву вполне по плечу роль революционера-оптимизатора. Он обладает решимостью и мудростью».

В полицию больше не берут?

С 1 февраля набор новых кадров в МВД действительно приостановлен, однако это не распространяется на абитуриентов ведомственных вузов.

Этим летом в Московский университет МВД придут 300 первокурсников. Осенью они примут присягу и получат звания рядовых полиции.

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

«Существует специальная формула, с помощью которой высчитывается примерное количество офицеров полиции, уходящих через несколько лет на пенсию или в декрет. Эта цифра направляется в МВД, и на ее основе определяется необходимое количество первокурсников. Так что родители могут не волноваться: их дети, поступившие в ведомственный вуз, будут гарантированно трудоустроены», - объяснил «Ленте.ру» начальник Управления профессиональной подготовки ГУ МВД России по Москве полковник внутренней службы Андрей Буханов.

Ограничения по набору в полицию, по мнению экспертов, - временная мера, которая уже сама по себе влечет сокращение штатов. Ведь процесс увольнения, вяло текущий в ежедневном режиме, никто не останавливал. Возможно, именно для того, чтобы ускорить эту естественную убыль, и ввели запрет на выезд сотрудников за границу.

Отдыхаем дома

Распоряжение министра запрещает всем аттестованным сотрудникам ОВД покидать пределы страны, за исключением выезда в страны СНГ, Южную Осетию и Абхазию.

Речь, по данным СМИ, идет не о приказе, а об указании. В открытом доступе этого документа нет.

Запретили выезжать не только сотрудникам, имеющим допуск к совершенно секретной информации, но всем, кто носит погоны. Вольнонаемных работников эти ограничения не затронули.

Чем вызван подобный запрет судить сложно, но это очередной этап развития тенденции, наметившейся несколько лет назад. В прошлом году выезд сотрудников органов внутренних дел за границу был возможен только с письменного разрешения руководства. Ранее существовало распоряжение не разглашать за границей свою принадлежность к российским правоохранительным структурам. До этого распоряжения в том же Крыму (еще входившем в состав Украины) российские милиционеры ставили отметки о прибытии и убытии в своих отпускных удостоверениях у местных стражей порядка.

«Многие сотрудники ОВД берут отпуск в холодное время года. Теперь они лишились возможности заслуженного отдыха под теплым солнцем вместе с семьей. В чем виноваты их родные и близкие? - говорит «Ленте.ру» правозащитник и руководитель всероссийской общественной организации "Офицеры России" Антон Цветков. - Пока я не услышал никаких заслуживающих внимания аргументов в пользу таких ограничений».

До сих пор неизвестно, распространяется ли ведомственное распоряжение МВД на сотрудников таможни в аэропортах. Для этого должно быть принято межведомственное решение на уровне правительства страны - либо соответствующий закон.

Не исключено, что наиболее ушлые полицейские будут попросту скрывать свою принадлежность к органам внутренних дел и придумывать разнообразные уловки.

Ранее ограничения на выезд касались сотрудников с допуском к информации под грифом «совершенно секретно», но некоторые из них попросту игнорировали ведомственные запреты, рассчитывая сохранять свои путешествия в секрете. Источник «Ленты.ру» в правоохранительных органах рассказал, что один из таких «невыездных» продолжал отнекиваться и отпираться, даже когда начальник ткнул ему в лицо штрафными квитанциями за нарушение ПДД, присланными из Евросоюза.

Впрочем, для зарубежных поездок честным стражам порядка теперь может попросту не хватить денег. Ведь выплаты премий и материальной помощи в министерстве с 1 января значительно ограничены. А на одну зарплату, в пересчете на валюту, за границей делать нечего.

«Решение об ограничении на выезд за рубеж было воспринято сотрудниками ОВД с пониманием, - подытожил официальный представитель МВД. - Поскольку сотрудники ОВД находятся на госслужбе, это налагает на них особую ответственность, включая и ряд ограничений в определенных обстоятельствах».

С первым заместителем министра МВД России генералом-полковником полиции Александром Горовым ведет беседу председатель исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидия Графова.

Александр Владимирович, прошло два года с тех пор, как вдруг была ликвидирована Федеральная миграционная служба. Честно скажу: внезапная передача всех дел миграции в ведение полиции вызвала шок у мигрантов и у тех, кто с ними работает. Трудно понять такую скоропостижность. Невольно напрашивается объяснение: миграция настолько превратилась в Клондайк для коррупции, что исправление ситуации можно было доверить именно полиции. Так удалось ли за эти два года что-то существенно исправить?

Александр Горовой: Во-первых, я не комментирую и не обсуждаю указы президента Российской Федерации, поскольку моя задача состоит в том, чтобы их выполнять в точном соответствии с законом. Кроме того, я не согласен с такой трактовкой причин передачи вопросов миграции в компетенцию Министерства внутренних дел. В принципе сам тезис "Клондайк для коррупции" несправедлив в отношении большинства сотрудников бывшей ФМС.

Очевидно, что к 2016 году завершился очередной этап развития миграционной ситуации, как в России, так и за ее пределами, поэтому смена государственного управления в этой сфере была вполне естественной. В докладе ООН по миграции за 2017 год говорится о 258 миллионах мигрантов, из которых половина находится в десяти странах мира, включая нашу Россию. Поэтому нам важно понимать и предвидеть угрозы, связанные с массовыми неконтролируемыми потоками мигрантов, нелегальной миграцией, активизацией международных террористических организаций, использующих миграционные каналы. В таких условиях вопросы национальной безопасности выходят на первый план. Именно об этом в 2016 году говорил президент на совещании Совета Безопасности по вопросам совершенствования миграционной политики. Также нужно понимать необходимость оптимизации системы государственного управления, поскольку отдельные функции ФМС и МВД дублировались.

Президентом была поставлена задача сохранить высокий уровень качества и удовлетворенности граждан государственными услугами в сфере миграции. Мы постарались пройти организационные мероприятия по приему полномочий и функций ФМС без ущерба, сохранив кадровый потенциал.

Какой сегодня процент на общем фоне преступности приходится на мигрантов?

Александр Горовой: В общем массиве преступления, совершенные мигрантами, составляет 3,7%. Однако мы всегда отмечаем, что эта цифра взята в среднем по России. Если учесть, что иностранные граждане в основном направляются в московский регион и северную столицу, то именно в этих регионах по причине высокой концентрации мигрантов и совершается большинство преступлений, соответственно и доля в этих субъектах Российской Федерации намного выше - в Москве - это 17%, в Московской области - 12,5%, в Санкт-Петербурге - 10%. Такие цифры сегодня показывает статистика. При этом преступления мигрантов в основном не относятся к числу тяжких, а связаны с поддельными документами или организацией незаконной миграции.

Как Вы объясните, почему кадровый состав бывшей ФМС при ликвидации был сокращен на 30%?

Александр Горовой: Да, действительно, в соответствии с указом президента переданная нам в МВД штатная численность ФМС была сокращена на 30 %. В ходе организационно-штатных мероприятий мы исходили из того, что сокращение касалось обеспечивающих служб и аппаратов управления для того, чтобы не возникло дублирования тыловых, финансовых или кадровых подразделений как в центральном аппарате, так и в территориальных органах.

Однако нагрузка на инспекторов, непосредственно работающих с мигрантами "на земле", конечно, возросла. Прежде всего, это связано с так называемыми "сезонными" нагрузками, и особенностями сельских местностей, где в утренние часы на прием одномоментно обращается большое количество граждан.

В этой связи министр внутренних дел принял решение об увеличении штатной численности в отдельных территориальных органах, обратив внимание не необходимость повышения качества предоставления госуслуг гражданам. В зависимости от прогнозируемой потребности, в регионах дополнительно введены от 4 до 47 должностей, а суммарно численность работников подразделений по вопросам миграции увеличена на 995 единиц. Кроме того, министр поддержал увеличение штатной численности миграционных подразделений за счет внутреннего перераспределения существующего некомплекта. Также на контроле у министра внутренних дел находится качество предоставления госуслуг. При проведении коллегий и совещаний принимаются конкретные управленческие решения, направленные на соблюдение всех требований к качеству госуслуг (время ожидания в очереди, соблюдение сроков предоставления госуслуг).

Александр Владимирович, я бываю в регионах и знаю, какие там очереди, как много опытных сотрудников покинули службу. Уходят, вы знаете, из-за разницы в зарплатах - в два, а то и в три раза меньше получают неаттестованные... Вот сотрудница в Москве говорит мне: "Я работаю 30 лет, а моя зарплата 12 тысяч". Да ведь такую зарплату можно назвать провокацией на взяточничество.

Александр Горовой: К сожалению, денежное содержание наших гражданских служащих в отдельных регионах меньше нового минимального размера оплаты труда. В настоящее время мы работаем над этой проблемой, в том числе путем направления обращений в соответствующие ведомства.

Доля преступлений, совершенных мигрантами, в России - 3,7%. Но в Москве - 17%, в Санкт-Петербурге - 10%

Что предпринимает МВД для обучения новых сотрудников?

Александр Горовой: Раньше в стране не было ни одного учебного заведения, которое готовило бы сотрудников миграционной службы. В прошлом году впервые такие наборы осуществлены в Университете имени В.Я. Кикотя, в Московском юридическом институте. Сегодня мы готовим таких специалистов в Академии МВД и в Нижегородской академии МВД России. Кроме того, первоначальная подготовка и курсы повышения квалификации включены в программу Всероссийского института повышения квалификации МВД России, который расположен в Домодедово. Запланировано еще 12 курсов для 150 руководителей региональных и районных подразделений по вопросам миграции.

Сейчас в докладе министру о вопросах, которые необходимо решить в ближайшее время, будет предложено развернуть в столицах федеральных округов на базе МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ курсы для сотрудников, которые будут дополнительно приниматься в подразделения по вопросам миграции. Я думаю, вот эти первоначальные шаги позволят поддержать на достойном уровне вопросы квалификации личного состава.

Очень больной и даже обидный вопрос: почему Главное управление по вопросам миграции, где, слава Богу, удалось сохранить лучших профессионалов, лишено тех властных полномочий по управлению ситуацией "на земле", которые были раньше у директора ФМС?

Александр Горовой: В системе МВД выстроена четкая иерархия, поэтому у каждого руководителя есть только один вышестоящий начальник, который вправе давать ему обязательные для исполнения указания. ГУВМ является структурным подразделением центрального аппарата МВД России, и потому этот Главк не может и не должен "напрямую управлять" подразделениями по вопросам миграции территориальных органов - это противоречило бы принципу единоначалия и субординации в органах внутренних дел.

В регионах полный объем полномочий осуществляют начальники территориальных органов МВД регионального и районного уровня. Именно на них лежит вся ответственность за ситуацию в субъекте. Без последней подписи начальника полиции ни один документ, выдаваемый мигранту, нелегитимен.

Главное управление по вопросам миграции занимается организационно-методическим обеспечением деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов - разрабатывает регламенты, инструкции, формы бланков и другие документы, которые утверждаются приказами Министра внутренних дел и направляются начальникам территориальных органов для исполнения.

Что Вы считаете главным достижением Министерства в сфере миграции за прошедшие два года?

Александр Горовой: Еще раз подчеркну - главное, что удалось сделать за это время - обеспечить качество и высокую удовлетворенность граждан госуслугами в сфере миграции в соответствии с поручением президента. Практически сразу после передачи в МВД России полномочий и функций в сфере миграции была продолжена работа по совершенствованию правовых и организационных основ реализации миграционной политики. Переработаны более 300 нормативных правовых актов, в том числе все 18 административных регламентов по предоставлению госуслуг. Проработан ряд законодательных инициатив, в том числе по упрощению порядка приобретения гражданства носителями русского языка, введению процедуры уведомления иностранного гражданина о пребывании в субъекте Российской Федерации, развитию институтов вида на жительство и разрешения на временное проживание, подготовлен проект нового закона об убежище в Российской Федерации.

Сегодня Министерство внутренних дел работает над проектами, которые, с одной стороны, позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, а с другой стороны - оптимизировать ряд административных процедур, включая вопросы приобретения гражданства Российской Федерации.

Я помню, осенью 2016 Вы собирали руководителей общественных организаций, работающих с мигрантами, и обсуждали с нами много наболевших проблем. В частности, Вам был задан вопрос: собирается ли МВД разрабатывать новый Миграционный кодекс? Вы ответили, что это очень ответственное дело, к которому нужно всерьез подготовиться. А сейчас в МВД уже идет работа над Кодексом?

Александр Горовой: Мы не снимаем задачу по подготовке Миграционного кодекса, но к активному его формированию вместе с другими федеральными органами мы приступим после утверждения новой редакции Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. В апреле текущего года в Казахстане проходил Совет руководителей миграционных органов государств СНГ. Рассматривались вопросы унификации законодательства государств СНГ, вопросы борьбы с нелегальной миграцией, вопросы совмещения баз данных утраченных и признанных недействительными документов, удостоверяющих личность. Также обсуждали модельный кодекс государств СНГ. И вот я должен сказать, что главную задачу мы видим в том, чтобы привлекать в страну высококвалифицированных и востребованных мигрантов.

Потребности в них должны определять Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с главами субъектов, которые обладают всеми необходимыми полномочиями и детальной информацией для решения этих вопросов. Важным механизмом реализации здесь также является организованный набор трудовых мигрантов из стран СНГ. Еще одним стимулом привлечения мигрантов мы видим создание необходимых условий для студентов, обучающихся в наших ведущих университетах, в том числе путем приобретения российского гражданства в упрощенном порядке. Необходимо решить проблему лиц без гражданства, длительное время проживающих в России без документов - соответствующий законопроект уже разработан Министерством. Это наиболее общие подходы к миграционной политике России, которые мы сегодня прорабатываем.

Выражаю мнение многих правозащитников: необходимо чтобы в законодательстве был разный подход к переселенцам, приезжающим жить в Россию, и к временным трудовым мигрантам. Очень странно, что в миграционных картах не обозначена такая цель въезда, как "постоянное проживание".

Александр Горовой: Ваш вопрос звучит для меня немного странно. Жизненные обстоятельства могут внести коррективы, и трудовой мигрант может подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание. В свою очередь соотечественник, уже находясь на территории России с частной целью, может обратиться с заявлением об участии в Госпрограмме. Все соответствующие правовые нормы действуют и дают возможность гражданам изменить свой правовой статус исходя из конкретных обстоятельств.

Главная задача в том, чтобы привлекать в страну высококвалифицированных и востребованных мигрантов

А разве не возмутительно, что правило "девяносто на сто восемьдесят" одинаково применяется как к временным трудовым мигрантам, так и к соотечественникам, приехавшим на ПМЖ? В соответствии с законодательством мигрант обязан в течение 90 дней после приезда оформить какой-либо правовой статус (РВП - разрешение на временное проживание, трудовой патент, учеба и т.д.), а если он не успевает это сделать, ему придется выезжать из России и прожить за ее пределами следующие 90 дней. Но если трудовой мигрант может вернуться домой, то семье переселенцев, которая не успела оформить документы (из-за отсутствия какой-нибудь справки или огромных очередей), возвращаться некуда, жилье продано, все человеческие связи оборваны. А им говорят: "Выезжайте, потом въедете…" Это же абсурд и издевательство, согласитесь. Во всем мире это правило "90 на 180" применяется только к гастарбайтерам.

Александр Горовой: Мы можем продлевать срок пребывания иностранного гражданина на территории России свыше 90 суток. Основанием могут служить следующие обстоятельства: подача документов на разрешение на временное проживание, убежище, болезнь, которая требует неотлагательного лечения и др. Однако, надо отметить, что мы не можем позволить находиться длительное время на территории России всем лицам, не узаконившим в течение 90 дней свое пребывание. Нужно все-таки понимать, что безопасность граждан и государства напрямую зависит от того, кто и с какими целями к нам приезжает.

Согласны ли Вы, Александр Владимирович, что наше законодательство о гражданстве должно иметь репатриационную направленность?

Александр Горовой: С начала 90-х годов прошлого века наше законодательство носило репатриационный характер и отчасти сохраняет это свойство сегодня. Более 7 млн человек за этот период времени приняты в гражданство Российской Федерации. В обществе ведутся дискуссии о том, что необходимо упрощать процедуры приобретения гражданства нашими соотечественниками. Я считаю, что Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом отвечает этой цели.

В рамках региональных программ переселения субъектами осуществляется ряд мероприятий по оказанию поддержки участникам Государственной программы и членам их семей. Несмотря на то, что эти мероприятия софинансируются из федерального бюджета, основная нагрузка ложится на бюджеты регионов. Субъекты Российской Федерации, осуществляя прием соотечественников, в первую очередь учитывают интересы граждан, проживающих в данном регионе, чтобы прием переселенцев не приводил к нарушению трудовых и иных законных прав местного населения.

Сегодня мы продолжаем работу над совершенствованием законодательства. В частности, готовится законопроект, по упрощению приобретения гражданства носителями русского языка, а также участниками Госпрограммы "Соотечественники".

В целом за два года проделана большая работа. Я благодарен сотрудникам и руководителям подразделений, которые честно и добросовестно выполняют свои обязанности. Впереди еще многое нужно сделать по совершенствованию миграционного законодательства, укреплению материальной и ресурсной составляющей, поддержанию и развитию информационных систем, задействованных при предоставлении госуслуг.

О том, как получить гражданство России в рубрике "Юрконсультация" эксперт "РГ"