Перечень профессий и должностей. Как пользоваться квалификационным справочником должностей рабочих и служащих. Предназначение и структура кодов по окпдтр

УТРАТИЛ СИЛУ с 01 ноября 2017 г. в соответствии с Постановлением КМ РУз от 4.10.2017 г. № 795

С изменениями в соответствии с приказом министра труда РУз №2-Б от 17 января 2017,
зарегистрированным МЮ РУз 27 января 2017 № 2855

Дата актуализации: 05.02.2017

I. Общие положения

1. Настоящий Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих (далее - КОДП-2015) предназначен для систематизации основных должностей служащих и профессий рабочих, определения диапазона тарифных разрядов рабочих и категорий должностей служащих, а также требований к направлению и уровню образования.

КОДП-2015 разработан взамен Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих , утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2010 года № 181.

2. Настоящий КОДП-2015 используется для:

стандартизации и унификации наименований должностей служащих и профессий рабочих при составлении трудовых договоров и штатных расписаний предприятий, учреждений и организаций (далее - организаций), внесении записей в трудовые книжки работников, оформлении приказов по трудовым отношениям, отнесении должностей и профессий к соответствующим категориям персонала, определении права на пенсионные льготы;

эффективной расстановки кадров с учетом уровня и направления образования и квалификационной категории работников;

целенаправленной подготовки кадров новой формации, отвечающих требованиям современной рыночной экономики, исходя из современного уровня и перспектив развития производства и управления;

составления учебных программ по подготовке и переподготовке кадров в организациях различных организационно-правовых форм;

ведения учета, анализа и статистики труда;

обработки информации в сфере организации работы с персоналом;

распределения занятого населения по видам деятельности (занятиям);

сопоставления статистических данных в социально-трудовой сфере на международном уровне.

Классификатор также служит основой для разработки в установленном порядке отраслевых тарифно-квалификационных справочников.

3. Объектами классификации КОДП-2015 являются профессии рабочих и должности служащих.

4. Настоящий КОДП-2015 в части:

использования наименований должностей служащих и профессий рабочих является обязательным при производстве записей в трудовые книжки работников, заключении трудовых договоров, оформлении приказов, отнесении должностей служащих к категориям персонала;

минимального уровня образования при приеме на работу, установления тарифных разрядов по профессиям рабочих является обязательным для применения в государственных предприятиях, учреждениях и организациях (далее - организации), органах хозяйственного управления, созданных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также организаций с долей государства в уставном капитале более 50 процентов, а для других организаций - носит рекомендательный характер;

5. В КОДП-2015 используются следующие основные термины с соответствующими определениями:

а) должность служащего - служебное положение служащего, обусловленное кругом его функциональных обязанностей, должностными правами и характером ответственности;

б) профессия рабочего - вид трудовой деятельности рабочего, обусловленный совокупностью знаний и навыков, приобретенных в результате профессионального обучения или практики;

в) служащие - специалисты, замещающие должность в организации, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, распорядительные функции, а также хозяйственное обслуживание;

г) специалисты - работники, осуществляющие: планирование, проектирование и контроль производственных и административных процессов, обслуживание сложной техники, разработку документации, управление персоналом, регулирование процессов деятельности организации, в том числе без наделения их распорядительными полномочиями, обучение и оздоровление, творческую и научную деятельность, а также другие специфические функции. Специалисты могут относиться к управленческому и производственному персоналу, выполнять распорядительные и исполнительные функции;

д) рабочие - работники, занимающиеся преимущественно физическим трудом, которые воздействуют с помощью орудий труда на материалы, подлежащие обработке в процессе труда (предмет труда), создают продукцию, осуществляют наблюдение, наладку и уход за машинами, производят перемещение предметов труда, поддерживают нормальные условия труда, выполняют другие функции, обусловленные технологией производства товаров и услуг;

управленческий персонал - работники, осуществляющие распорядительные функции, руководство персоналом, выработку и принятие необходимых решений, планирование, контроль и регулирование процессов деятельности организации, подготовку информации для принятия надлежащих решений. Управленческий персонал обеспечивает необходимые организационно-технические условия для достижения организацией поставленных целей и задач, выполнения возложенных функций и производственных программ. Управленческий персонал подразделяется на руководителей и специалистов управленческого персонала;

производственный персонал - работники организации, непосредственно участвующие в процессе производства основной продукции (услуг) организации, а также сопутствующей продукции (услуг), установленной производственной программой. В состав производственного персонала входят инженерные работники и техники, не относящиеся к управленческому персоналу, рабочие, младшие специалисты и другие работники, непосредственно участвующие в производственном процессе;

технический персонал - персонал, в функции которого входит выполнение работ по техническому обслуживанию и обеспечению производственных и технологических процессов деятельности управленческого персонала (выполнение печатных, множительных и архивных работ, библиотечное дело, доставка документов, обслуживание компьютерной техники, выполнение канцелярских, секретарских и других работ);

обслуживающий персонал - персонал, в функции которого входит техническое и хозяйственное обслуживание зданий и территорий, их охрана, транспортное обслуживание управленческого персонала, а также иные работы по обслуживанию управленческого и производственного персонала организации, включая социально-бытовое обслуживание. В составе обслуживающего персонала могут быть представлены отдельные профессии рабочих. К обслуживающему персоналу также относятся работники бытового обслуживания населения, не относящиеся к категории специалистов и рабочих;

ж) требования к минимальному уровню образования - минимальный уровень образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании», требуемый при приеме на работу на должность служащего или по профессии рабочего, как правило, исходя из специфики выполняемых работ и функциональных обязанностей. При приеме на работу требования к профилю образования могут быть установлены государственными органами, органами хозяйственного управления и организациями с учетом требований законодательства;

з) диапазон тарифных разрядов рабочих - интервал от минимального до максимального разряда работ, присущих конкретному виду деятельности, выполняемому рабочим. Конкретные тарифные разряды в установленном диапазоне тарифных разрядов определяют сложность работы и требуемую для ее выполнения квалификацию рабочего;

и) направление образования - набор базовых и фундаментальных знаний, умений и навыков, приобретенных выпускником образовательного учреждения по образовательной программе соответствующего уровня и обеспечивающих выполнение им определенного вида профессиональной или должностной деятельности.

II. Структура КОДП-2015

6. Настоящий КОДП-2015 состоит из следующих разделов:

раздел 1 - «Основные профессии рабочих» - включает в себя наименования профессий рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также профессий рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики, указанных в приложении № 1 к настоящему КОДП-2015;

раздел 2 - «Основные должности служащих» - включает наименования должностей, применяемых в экономике и организационно-структурных схемах организаций, указанных в приложении № 2 к настоящему КОДП-2015.

7. Раздел 1 включает порядковые номера профессий рабочих по их возрастанию, наименования профессий рабочих по алфавиту и соответствующие им коды по Национальному стандартному классификатору занятий Республики Узбекистан (далее - НСКЗ), диапазоны тарифных разрядов (далее - ДТР), коды по Классификатору направлений подготовки, профессий и специальностей среднего специального, профессионального образования (далее - КНППСПО).

Таблица раздела 1 имеет следующий вид:

8. Раздел 2 включает порядковые номера должностей служащих по их возрастанию, наименования должностей служащих по алфавиту и соответствующие им коды НСКЗ, коды категорий персонала, минимальный уровень образования, а также коды по КНППСПО и Классификатору направлений и специальностей высшего образования (далее - КНСВО).

Таблица раздела 2 имеет следующий вид:

9. Коды профессий и должностей по НСКЗ соответствуют Международному стандартному классификатору занятий Международной организации труда ISCO-88 и состоят из 4 цифр:

первая цифра представляет собой укрупненную группу;

вторая цифра представляет подгруппу;

третья цифра представляет составную группу;

четвертая цифра представляет базовую группу.

Например:

10. Коды по КНППСПО и КНСВО основаны на Международной стандартной классификации образования и состоят из 7 цифр:

первая цифра определяет код уровня образовательной программы: код «3» - среднее специальное профессиональное образование, коды «5» и «5А» - соответственно для уровней академических степеней «бакалавр» и «магистр»; коды «2» и «1» - соответственно для уровня краткосрочной профессиональной подготовки, в том числе на производстве («2»), и не требующего специальной профессиональной подготовки («1»);

вторая цифра - код области знаний;

третья цифра - код области образования;

четвертая и пятая цифры - код направления образования;

шестая и седьмая цифры - код специальности (коды специальностей, не указанные в КНОССПО, обозначаются цифрами «00»).

Например:

Каждой профессии или должности, указанной в КОДП-2015 может соответствовать один или несколько кодов по КНППСПО и КНСВО.

По отдельным должностям служащих в разделе 2, в графе «Код по КНОССПО и КНСВО» указан код «5Ахххххх», который в соответствии с Классификатором направлений и специальностей высшего образования означает степень «Магистра».

Примечание: символы «хххххх» означают любое число от 0 до 9.

В случаях, если в графе «Код по КНППСПО, КНСВО» указан знак «–» - требования к направлению образования не предъявляются.

11. Диапазон тарифных разрядов (ДПР) профессий рабочих в соответствии с Едиными тарифно-квалификационными справочниками профессий рабочих (ЕТКС) и отраслевыми тарифно-квалификационными справочниками, разработанными органами государственного и хозяйственного управления в установленном порядке, определяет минимальный и максимальный разряды работы по профессиям рабочих в зависимости от их сложности (без учета условий труда) в интервале от «1» до «8», где: «1»разряд - наиболее простые работы, требующие от работника низкой квалификации, а «8»разряд - особо сложные и уникальные виды работ, требующие от рабочего наивысшей профессиональной квалификации и опыта. В большинстве случаев максимальный квалификационный разряд рабочего не превышает шестой.

У - управленческий персонал;

С - специалисты-исполнители;

Т - технический персонал;

О - обслуживающий персонал;

П - производственный персонал.

13. Минимальный уровень образования обозначен следующими сокращениями:

В/О - высшее образование, включающее степени «бакалавр» и «магистр»;

ССПО - среднее специальное профессиональное образование;

НТ - требования к уровню образования не предъявляются.

III. Особенности применения КОДП-2015

14. Отдельные должности служащих в зависимости от предписанных функций могут относиться к управленческому и производственному персоналу.

Если в структуре органа государственного и хозяйственного управления не выделены производственные подразделения, то должности, отнесенные к категории персонала «Специалисты», приравниваются к управленческому персоналу, за исключением отдельных должностей, указанных в форме исключения в соответствующих нормативно-правовых актах.

15. При определении нормативной численности технического и обслуживающего персонала в органах государственного и хозяйственного управления отдельные должности и профессии технического и обслуживающего персонала могут относиться к производственному персоналу, если эти должности и профессии включены в штатную структуру производственных подразделений данного органа государственного и хозяйственного управления.

16. По должностям служащих и профессиям рабочих могут устанавливаться не указанные в КОДП-2015:

а) производные должности и профессии, в том числе:

по профессиям рабочих - «старший» и «помощник»;

по должностям служащих - заместитель, помощник, первый, второй, третий, четвертый, пятый, главный, ведущий, старший, младший, с высшим образованием, со средним специальным, профессиональным образованием, сменный, бригадный, областной, районный, участковый, горный и прочие.

Производные должности по отдельным должностям служащих в пределах одной должности устанавливаются руководителем организации.

При установлении производной должности (профессии) учитывается степень самостоятельности работников при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за правильность принимаемых решений, инициативность, эффективность и качество труда, а также опыт практической деятельности.

К производным должностям и профессиям также относятся должности и профессии, образованные путем уточнения особенностей содержания деятельности по указанным в КОДП-2015 должностям и профессиям. В данном случае объектом классификации является должность (профессия), указанная в КОДП-2015, на основе которой образована данная производная должность (профессия);

в) классность и классные чины.

Перечень должностей, по которым устанавливаются классность и классные чины, а также порядок их установления, определяется законодательством.

17. В графе «Наименование должности» раздела 2 по отдельным должностям служащих в скобке указано дублирующее (эквивалентное) наименование.

Например:

В этом случае правильным наименованием должности при составлении трудовых договоров и штатных расписаний организаций, внесении записей в трудовые книжки работников, оформлении приказов по трудовым отношениям, отнесении должностей и профессий к соответствующим категориям персонала, определении права на пенсионные льготы, является как основное, так и дублирующее (эквивалентное) наименование.

18. При установлении минимального уровня образования требуемого при приеме на работу:

лица, окончившие высшие образовательные учреждения со степенью «бакалавр» и «магистр» относятся к работникам с высшим образованием;

лица, окончившие академические лицеи и профессиональные колледжи, техникумы, профессионально-технические, медицинские, педагогические или иные училища относятся к работникам, имеющим среднее специальное профессиональное образование;

лица, окончившие высшие образовательные учреждения до 2001 года включительно, приравниваются к лицам, получившим степень магистра.

19. В отдельных случаях работники, не имеющие установленного Классификатором минимального уровня или направления образования, но обладающие достаточным практическим опытом, выполняющие в полном объеме и качественно возложенные на них должностные обязанности, могут быть приняты на должность, требующую соответствующий уровень образования, либо другое направление образования, если иное не предусмотрено законодательством.

Если у организации возникнет сомнение в правильности наименования должностей в ее штатном расписании или появится необходимость утвердить новую должность, на помощь придет Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (утв. Постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 367). О наименовании должностей по классификатору расскажем в нашей консультации.

Классификатор о должностях

Классификатор ОКПДТР состоит из 2 разделов:

  • профессии рабочих;
  • должности служащих.

Наименования должностей по Классификатору сгруппированы не по отраслям или видам деятельности, а приводятся в алфавитном порядке. Это означает, что в Классификаторе нельзя найти конкретный перечень профессий и должностей, относящихся исключительно к торговле или бухгалтерии. Ведь одна и та же должность или профессия могут быть задействованы в разных сферах деятельности.

В Классификаторе представлена система кодировки профессий и должностей, особенности которой мы рассматривали в . Более подробно мы раскрыли порядок присвоения кодов бухгалтерам и экономистам.

При определении профессий и должностей, относящихся к определенным видам трудовой деятельности можно воспользоваться Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст ).

Необходимо учитывать, что для целей тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам можно также обратиться к Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и профессиональным стандартам (

Законодательной базой Российской Федерации регламентирован ряд основополагающих документов , регулирующих специфику, порядок классификации рабочих специальностей и профессий служащих.

Должностной государственный каталог специальностей рабочих и служащих юридически зафиксирован . Основная его версия была утверждена Росстандартом в конце 1994 года взамен существующему ранее, реестру 1 08 016.

Позднее один из основных трудовых документов неоднократно редактировался, в него вносились поправки и уточнения.

Наряду с классификатором дополнительным правовым источником можно считать официальное Письмо, составленное Министерством образования, в котором прописаны специальности служащих сотрудников в общеобразовательных и муниципальных учреждениях.

Рассматриваемый в статье документ является важнейшей частью комплексной системы сбора, обобщения и обработки статистической информации . Все нормативно-правовые акты, принятые на государственном уровне и касающиеся вопросов трудовых отношений, их оплаты, утверждаются лично Президентом страны.

Данный принцип распределения позволил качественно выполнять задачи, связанные с определением числа служащих, кадровых распределений согласно категории, уровня классификационной подготовки, а также выявления должностей, в которых наиболее нуждается экономика государства в тот или иной период времени.

Общероссийский классификатор (далее — ОКПДТР), включает в себя два основных раздела :

  • рабочие специальности;
  • профессии служащих.

Первый вариант – это специальности, юридические права и квалификационные обязанности которых регламентированы уставами или положениями, на основании которых предприятие или организация осуществляет свою деятельность и разрабатывает внутренние распорядительные акты, регулирующие свое штатное расписание.

Второй – вакансии служащих – составлен на основании системной номенклатуры работников данной категории специальностей, справочника, содержащего список руководящих профессий, применительно к экономике.

Весь указанный перечень создан в соответствии с президентским Указом «О должностях» №32 и Приказом «О государственном реестре профессий госслужащих федерального уровня» №33 от января 1995 года.

Документ состоит из трех базовых блоков :

  1. Идентификатор – строится с применением порядково-серийного принципа кодирования элементов систематизации. Он делится на пять символов десятичного цифрового сегмента и число, являющееся контрольным. Специфика расчета базовой цифры строится на основании методической системы вычисления и использования контрольных чисел. Чтобы правильно закодировать рабочие специальности, применяют значения, эквивалентные 1 или 3. Чтобы зафиксировать профессии служащих работников – соответственно, символы 2 и 4.
  2. Название объекта распределения – это универсальная трактовка, содержащая запись с подробным названием рабочей вакансии или должности служащего сотрудника. Вся информация о доступных объектах для удобства пользования подается в строго алфавитной последовательности.
  3. Информационный блок – самая информативная категория. В ней прописаны фасетные цифровые коды, указывающие на конкретную профессию или служащую должность. Состоит из двух символов. Крайний фасет обозначает базовую групповую принадлежность занятий в рамках государственного классификатора занятостей. На него отведены четыре символа.
  • варианты производств и трудовой деятельности в рамках единой тарифной сетки – два символа, первый фасет;
  • тарифные разряды – единичный символ, второй фасет;
  • квалификационные категории – один знак, фасет №3;
  • принципы, формы и специфика оплаты трудовой деятельности сотрудника – два символа, фасет №4;
  • условия работы – один символ, пятый фасет;
  • уровень механизации ручного производственного труда – единичный символ, фасет №6;
  • технические специальности – одни знак, седьмой фасет (его использование должно быть строго в соответствии с законодательными государственными актами).

Кроме того, блок информации также состоит из фасетов, где основные характеристики профессий регламентированы следующими признаками :

  • должностная категория – 1 символ;
  • вспомогательные и производные вакансии – 2 символа;
  • квалификационные классы – 1 знак.

Это фасеты 10-12. Их отличительная особенность – неоспоримость использования при различных специальностях, поскольку во вспомогательных профессиях не предполагаются квалификационные категории. Исходя из этого, отдают предпочтение либо фасету №11, либо №12.

Стоит отметить, что абсолютно любая вакансия должна однозначно причисляться к конкретной группе занятости, но поскольку данное понятие нельзя считать универсальным, принято использовать пояснительную информацию к ОКЗ . Эти же дополнения необходимо применять и при шифровании вспомогательных должностей.

Главный фрагмент систематизатора – сводная таблица , состоящая из шести столбцов, где отражена определенная информация согласно нумерации столбцов:

  • 1 — системный код (пятизначные обозначения).
  • 2 – контрольный знак (число от 0 до 9).
  • 3 – позиционный перечень составлен в алфавитном порядке. Первая часть – рабочие специальности, второй – должности служащих сотрудников.
  • 4 – разбивка то тарифным разрядам.
  • 5 – единый номер, он совпадает со значением основного системного реестра.
  • 6 – шифр, отражающий род деятельности. Содержит источник, в котором сформулированы дополнения. Он менее информативен, кодируется четырьмя цифрами.

К данной группе кодовых шифров относят перечень цифровых символов , определяющих принадлежность вакансии к определенной категории. Они состоят из одного цифрового знака, поясняют специфику рода занятий в рамках действующего систематизатора. В нем шифруют четыре значения.

Все должности кодируются благодаря трем фасетам . Их систематизация осуществляется по следующим признакам :

  • групповая принадлежность – фасет №10, в его системе только единичный цифровой знак;
  • вспомогательные позиции – фасет 11, обознается двумя символами;
  • классификационные группы или системные категории – фасет 12, принцип шифрования основан на применении одной цифры.

Второй и третий фасеты используются в ситуациях, когда необходимо выделить конкретную вакансию, основываясь на ее специфических особенностях и производственных нюансах. В перечне вспомогательных позиций квалификацию шифровать не принято. Для них применим только один способ систематизации – фасет №11.

Символы, с применением которых осуществляется шифрование рабочих специальностей, отождествляют соответствие вакансии тому или иному номенклатурному номеру реестра единой справочной информации по категориям и классификациям должностей, а также в рамках функциональной деятельности трудящихся.

В блоке информации в распоряжении данного списка семь фасетов , каждый их которых фиксирует профессиональную принадлежность к конкретной категории в зависимости от ряда специфических признаков :

  1. Способ производства и трудовой деятельности сотрудника – с учетом условий, указанных в единых шифрах справочника. Это первый фасет, его величина – два цифровых обозначения.
  2. Тарифная разрядная сетка – определяется одним символом, фасет №2.
  3. Классовая или системная принадлежность, отражающая показатель профессиональной годности работника – измеряется единичным знаком, третьим фасетом.
  4. Принципы и специфика начислений трудовых выплат – длительность в 2 цифры.
  5. Условия функционирования в условиях специализации – 1 символ, фасет №5.
  6. Степень механизации труда – 1 знак, шестой фасет.
  7. Вспомогательные вакансии – определяются одним цифровым обозначением. Фасет №7.

Перечень данного способа позиционирования обозначается кодовыми цифрами от 01 до 72 , тарифные разряды – от 1 до 8 . Формы оплаты – от 10 до 22 в зависимости от специфики начислений и взаиморасчетов между работником и предприятием, организацией.

Условия выполнения должностных обязанностей от 1 до 3, где:

  • 1 – условия, соответствующие норме.
  • 2 – факторы, вызывающие дополнительную сложность и негативное влияние внешних факторов.
  • 3 – повышенно сложные и токсичные.

В зависимости от уровня механизации работ — от 1 до 5 .

Вспомогательные вакансии для данной категории сотрудников обозначаются двумя кодами:

  • 1 — старший работник;
  • 2 – помощник рабочего.

Необходимость использования

В законодательстве Российской Федерации четко прописано, что основное предназначение справочника – доведение до населения, предприятий и организаций максимально полной информации о самых востребованных, вакантных и перспективных должностях в определенный временной период. Содержащиеся в нем сведения будут полезны:

  • в деятельности руководящих органов — это облегчает процесс составления бумаг и документов по кадровым вопросам и штатному потенциалу;
  • муниципальным образовательным структурам – для формирования непрерывного потока подготовленных профильных специалистов в рамках требуемой кадровой государственной политики, а также их подготовки на «опережение»;
  • руководителям предприятий и частным работодателям — для разработки и обеспечения предложений по проектированию и выполнению профессиональных стандартов и нормативов в рамках действующего законодательства.

Таким образом, любой бизнесмен способен применять данный справочник как профессиональный регулятор и постараться подготовить потенциальных будущих сотрудников, а для актуализации человеческого трудового ресурса требуется максимально достоверная, а главное, постоянно свежая информация.

Кроме того, действующий метод систематизации данных поможет школьникам правильно определиться с выбором профессии и найти свое достойное место в жизни, получая за свой труд достойное вознаграждение, соответствующее его квалификации и образованию.

Пособие будет полезно кадровым структурам предприятий как прямое руководство при планировании штатного расписания, при постановке объективной оценки уровню профпригодности сотрудников согласно их тарифным сеткам и в соответствии с утвержденными на законодательном уровне, нормативными стандартами.

В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - ЕКС). ЕКС предназначен для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов. На основе ЕКС возможно составление должностных инструкций и программ по подготовке и повышению квалификации специалистов в различных отраслях и сферах деятельности. Раздел обновлен 17 октября 2018 года - добавленые выпуски, исправлены технические ошибки.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что ЕКС состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Разработкой ЕКС занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.10.2002 N 787). Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения ЕКС.

В данной разделе приведен перечень действующих на территории Российской Федерации выпусков ЕКС, актуальных на 15.06.2014 года. Обращаем ваше внимание также на то, что часто этот справочник ошибочно называют ЕТКС должностей руководителей и специалистов (см. ЕТКС работ и профессий рабочих).

Должности по алфавиту

Если вы знаете название должности по справочнику, но не знаете, в каком разделе ЕКС она описана, тогда для быстрого поиска ее описания можно воспользоваться алфавитным указателем:

Перечь должностей по разделам справочника

Наименование раздела ЕКС Утверждающий документ
Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях
Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 N 82
Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 5
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики Постановление Минтруда РФ от 29.01.2004 N 4
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2008 N 188
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 220
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2008 N 347
Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 678
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.01.2009 N 32
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций дорожного хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 47
Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 48
Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.03.2009 N 107
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.04.2009 N 205
Квалификационные характеристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2009 N 919
Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977
Квалификационная характеристика должности "Конфликтолог" Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2009 N 1007
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н
Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н
Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н
Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.02.2012 N 126н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н
Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.04.2012 N 328н
Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 N 338н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 547н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 559н
Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2012 N 550н
Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н

Скачать все выпуски ЕКС одним архивом с нашего сайта, к сожалению, на данный момент нельзя. Однако можно найти интересующие вас должности с помощью алфавитного указателя должностей или рубрикатора действующих на территории РФ выпусков ЕКС.

В законодательстве РФ принят ряд нормативных актов, устанавливающих порядок классификации рабочих профессий, а также должностей служащих. В чем заключается предназначение данных источников права? Какие из них относятся к самым востребованным на российских предприятиях?

9149 — данная цифра показывает, что речь идет о профессии токаря;

6 — данная цифра представляет собой контрольное число;

02 — соответствующий показатель обозначает, что профессия соотносится с 2-м выпуском Единого квалификационного справочника;

7223 — данная цифра отражает соответствие профессии базовой группе, имеющей отношение к Классификатору занятий;

5 — соответствующий показатель отражает тот факт, что человеку необходимо иметь 5-й тарифный разряд;

12 — данная цифра показывает, что применяется сдельно-премиальная схема начисления зарплаты сотрудникам;

1 — соответствующий показатель отражает, что для рабочей профессии характерны нормальные условия труда;

2 — данная цифра обозначает, что человек осуществляет свою трудовую деятельность посредством машин и механизмов.

Получается, что код профессии токаря, формируемый исходя из критериев, которые отражены в Классификаторе, будет выглядеть как 19149602722351212.

Аналогично фасетные коды перечень профессий РФ также предусматривает и при классификации позиций служащих. Рассмотрим их.

Фасетные коды для служащих по Классификатору

В данном случае речь идет о кодах, отражающих категорию должности — в них присутствует 1 знак, а также указывающих на конкретную позицию по Классификатору занятий, в котором фиксируется 4 знака.

Посредством 3 фасетов отражаются должности по таким признакам, как:

Производные позиции (фасет 11, представлен 2 знаками);

Можно отметить, что фасеты 11 и 12 выбираются исходя из специфики конкретной должности. Так, в производных позициях квалификация не фиксируется. Поэтому по соответствующим должностям выбирается только фасет 11.

Код должности служащего: пример

Например, такая должность, как заместитель начальника финансово-экономического департамента предприятия будет иметь код, складывающийся из таких показателей, как:

2 — обозначающего должность;

4695 — отражающего тот факт, что речь идет о должности начальника департамента;

1 — используемого в качестве контрольного числа;

1 — отражающего тот факт, что речь идет о категории руководителей на предприятии;

1231 — указывающего на связь позиции с соответствующей базовой группой в Классификаторе занятий;

03 — отражающего тот факт, что речь идет о производной позиции.

Взаимосвязь ОК 016-94 и Классификатора занятий

Можно отметить, что между объектами Классификатора, который был введен Постановлением Госстандарта об утверждении перечня профессий и должностей, и теми, что присутствуют в Классификаторе занятий, предполагается наличие связей, которые позволяют относить первые к той или иной группировке в рамках перечня, к которому принадлежат вторые. То есть, каждая позиция — рабочего или же служащего, как правило, может быть отнесена к определенной категории занятий.

Однако следует отметить: с учетом того, что такие понятия, как «занятие», «профессия», а также «должность» существенно различаются между собой, то сотруднику кадровой службы предприятия, который использует Классификатор, о котором идет речь, может потребоваться задействовать пояснения к отдельным группировкам Классификатора занятий — в целях определения однозначной связи с его объектами тех позиций, что предусмотрены рассматриваемым официальным перечнем профессий и должностей.