Презентация по чтению платонов цветок на земле. Конспект урока литературного чтения с презентацией "Цветок на земле" А.П. Платонов. И все, что в памяти у нас

Слайд 2

Цели урока:

1. Обучать анализу текста, делению на смысловые части. Формировать умение составлять характеристику герою по плану с опорой на текст. 2. Развивать навыки правильного, выразительного чтения, грамотной устной речи учащихся, её обогащения за счёт словарной работы, умение работать с текстом. 3. Воспитывать чувство доброты и сострадания, уважения к пожилым людям, человеку - труженику, ответственности перед другим человеком. Определение понятия нравственной красоты человеческой жизни, наполненной трудом, через анализ рассказа.

Слайд 3

И старость не страшна, коли молодые помогут.

Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой. Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.

Слайд 4

Поговорка.

«Скучно Афонюшке на чужой сторонушке».

Слайд 5

«Собирай по ягодке, наберёшь кузовок».

Слайд 6

Андрей Платонович КлиментовПсевдоним: Андрей ПлатоновичПлатонов

  • Слайд 7

    Слайд 8

    Словарная работа.

    смежать глаза - … толстые жилы - … маятник часов - … русская печь - … осерчал - ...

    Слайд 9

    Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.

    Слайд 10

    План.

    · На печи рядом с дедом. · Скучно Афоне жить на свете. · Дед Тит. · Опять скучно жить на свете. · Пошли «белый свет пытать». · Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… · Проснулся ненадолго. · Гребешок для деда.

    Слайд 11

    Скучно Афоне жить на свете. Дед Тит. Опять скучно жить на свете. Проснулся ненадолго. На печи рядом с дедом. Пошли «белый свет пытать». Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь… Гребешок для деда.

    Слайд 12

    Цветок, когда отцветает, даёт семя. Внук - продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках.

    Слайд 13

    Для Платонова особенно дорога мысль: «Что жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души».

    Слайд 14

    Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает тогда, когда человек ещё не умеет по настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя.

    Слайд 15

    Мне бы хотелось, чтобы А.П.Платонов запомнился вам, потому что писателем он был необыкновенным.

    Слайд 16

    Памятник уроженцу Воронежа писателю Андрею Платоновичу Платонову

    Слайд 17

    Благодарю за внимание!

    Слайд 18

    Литература:

    1. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. Ч.1. -4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010- 400с. (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021952 - 5. 2. Рабочие программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. 3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120с (Стандарты нового поколения). – ISBN 978-5 09-023809 - 0. 4. Литературное чтение: учебник для 3 кл. четырёхлетней нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ [Сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.: (Школа России) – ISBN 978-5-09-024292 – 9.

    Посмотреть все слайды

    Разделы: Начальная школа

    Класс: 3

    Класс: 3.

    Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”.

    Цели урока:

    1) Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.

    2) Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

    3) Воспитывать чувства доброты и сострадания.

    Тип урока: Комбинированный урок.

    Используемые учебники и учебные пособия: Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2007.

    Используемое оборудование: Компьютер, проектор, колонки, презентация, DVD проигрыватель.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1) Выразительное чтение отрывка о бабушке.

    2) Краткий пересказ рассказа бабушки о Мите.

    3) Рассказ о своей бабушке (прослушивание сочинения).

    III. Речевая разминка.

    1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)

    Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

    1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

    2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

    3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

    2. Работа над правильным выразительным чтением.

    Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

    IV. Работа с текстом до чтения.

    Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

    Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?

    О чём, по-вашему, рассказ?

    Кто герои рассказа?

    Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

    2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.

    Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.

    - “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)

    А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать)

    V. Физкультминутка.

    VI. Работа с текстом во время чтения.

    Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

    1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?

    Сколько лет было деду Титу?

    Сколько лет было Афоне?

    От чего у деда глаза слабые стали?

    2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? (Без интереса)

    Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.

    3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (Ходил, не зная, что делать)

    4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог)

    Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.

    Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

    А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?

    5) - Как заснул Афоня возле деда?

    Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.

    Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?

    6) - Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)

    Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)

    Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.

    Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?

    7) - Что значит осерчал?

    О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

    Прочитайте эти главные слова в тексте.

    Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?

    А как это дедушка будет жить опять из своего праха?

    Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

    8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?

    Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?

    VII. Работа с текстом после чтения.

    Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”)

    1. Определение главной мысли рассказа.

    Определите, какая же главная мысль рассказа.

    (Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)

    /Тема, идея/

    2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.

    Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

    Как вы думаете, что это? (План)

    Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

    Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

    • На печи рядом с дедом.
    • Скучно Афоне жить на свете.
    • Дед Тит.
    • Опять скучно жить на свете.
    • Пошли “белый свет пытать”.
    • Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
    • Проснулся ненадолго.
    • Гребешок для деда.

    Прочитайте план. Проверяем все у себя.

    3. Беседа по содержанию текста в целом.

    Понравился ли вам рассказ? Чем?

    Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.

    VIII. Знакомство с биографией писателя.

    1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации)

    Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

    Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

    Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

    Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

    С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

    С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

    IX. Итог урока.

    Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

    Чему научил вас этот рассказ?

    Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

    X. Оценки.

    XI. Домашнее задание.

    Выберите эпизоды, описывающие дедушку, и подготовьте выразительное чтение этих эпизодов.

    Подготовьте текст – описание своего дедушки и запишите в тетрадь.


    Цели урока: 1. Обучать анализу текста, делению на смысловые части. Формировать умение составлять характеристику герою по плану с опорой на текст. 2. Развивать навыки правильного, выразительного чтения, грамотной устной речи учащихся, её обогащения за счёт словарной работы, умение работать с текстом. 3. Воспитывать чувство доброты и сострадания, уважения к пожилым людям, человеку - труженику, ответственности перед другим человеком. Определение понятия нравственной красоты человеческой жизни, наполненной трудом, через анализ рассказа.








    Андрей Платонович Климентов Псевдоним: Андрей Платонович Платонов
















    Литература: 1. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. Ч е изд., перераб. – М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). – ISBN Рабочие программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 120с (Стандарты нового поколения). – ISBN Литературное чтение: учебник для 3 кл. четырёхлетней нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ [Сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, – 223с.: (Школа России) – ISBN – 9.


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    2 апреля 1805г. Ганс -Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. г. Оденсен улица в г.Оденсе, где жил Г.Х.Андерсен Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Дом, где прошло детство Г.Х.Андерсена Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял, разыгрывал для себя спектакли. Чего он только ни переделал в юные годы: и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 1835 году (в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас». Всего Андерсен написал 170 сказок. Перед вами викторина по сказкам Андерсена Ответьте на поставленные вопросы!И мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Ханс Кристиан решает написать пьесу. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В 1826-1827 годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. г. Копенгаген Героиня сказки Андерсена которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Кто она? Из какой сказки русалочка? Среди произведений Ханса Кристиана Андерсена - романы, повести, пьесы, рассказы, новеллы, философские эссе, очерки, стихи, более 400 сказок. Стихи были положены на музыку: романсы писали Шуман и Мендельсон. В России сказки Андерсена впервые были изданы в 1844 году («Бронзовый кабан»), в 1894-1895 было издано первое собрание сочинений Андерсена в 4-х томах. Памятник Андерсену в Копенгагене Памятник Русалочке Памятник Стойкому Оловянному солдатику Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. 4 августа 1875г. могила Андерсенакладбище Ассистэнсг. Копенгаген Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? . Из какой сказки эти строчки? « - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то…» Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? Какие чудесные вещи смастерил принц-свинопас? Горшочек с бубенчиком. Когда в нём что-то варилось, можно было узнать, у кого в какой кухне, что варится. Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан? Из какой сказки эти лебеди? Как звали мальчика и девочку из сказки «Снежная королева»? А какая сказка начинается такими словами? «Шёл по дороге солдат: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку. Шёл он домой с войны. По дороге встретилась ему старая ведьма». Кто из героев сказки Андерсена отказался от своего дома, от родных, от бабушки и отца, согласился принять муки и даже умереть ради любимого принца и обрести бессмертную душу? Кто помог Герде из сказки«Снежная королева»? попасть в королевский дворец? Из какого яйца вылупился этот красавец? «Что такое?- удивился император.- Соловей? А ведь я не знаю его! Как? В моем государстве и даже в моем собственном саду живет такая удивительная птица…»Из какой сказки эти строки? Из какой сказки эти строки?« Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году- канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая». Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно влезла она. Кто она? Знаком ли вам герой этой сказки?


    Цели урока: 1. Обучать анализу текста, делению на смысловые части. Формировать умение составлять характеристику герою по плану с опорой на текст. 2. Развивать навыки правильного, выразительного чтения, грамотной устной речи учащихся, её обогащения за счёт словарной работы, умение работать с текстом. 3. Воспитывать чувство доброты и сострадания, уважения к пожилым людям, человеку - труженику, ответственности перед другим человеком. Определение понятия нравственной красоты человеческой жизни, наполненной трудом, через анализ рассказа.








    Андрей Платонович Климентов Псевдоним: Андрей Платонович Платонов
















    Литература: 1. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. Ч е изд., перераб. – М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). – ISBN Рабочие программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 120с (Стандарты нового поколения). – ISBN Литературное чтение: учебник для 3 кл. четырёхлетней нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/ [Сост. Л.Ф. Климанова и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, – 223с.: (Школа России) – ISBN – 9.